Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования технологии «Портфель достижений» как средства формирования познавательного интереса к литературному чтению 8
1.1. Формирование познавательного интереса как дидактическая
проблема 8
1.2. Особенности формирования познавательного интереса к литературному чтению у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Использование технологии «Портфель достижений» для формирования интереса к литературному чтению 22
Глава 2. Содержание работы по использованию «Портфеля достижений» для формирования познавательного интереса у младших школьников 31
2.1 Опыт применения технологии «Портфель достижений» в начальной школе 31
2.2. Экспериментальная работа по использованию технологии
«Портфель достижений» для развития интереса младших школьников к литературному чтению 36
2.3. Рекомендации по использованию «Портфеля достижений» для
формирования у учащихся интереса к литературному чтению... 48
Заключение 56
Актуальность исследования. Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Одним из условий успешного становления школьника как личности является формирование и развитие способности и желания к познанию окружающего мира уже на начальной ступени образования, то есть познавательного интереса. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Чтобы вызвать в ребёнке стремление к совершенствованию, соответствию новому обществу, развитию своих задатков, необходимо воспитывать в нём потребность познавать, так как именно эта потребность оказывает существенное влияние на процесс, а затем и уровень развития умственных способностей.
В стандартах ФГОС НОО одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания (ФГОС НОО, 2010, 8). Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных
умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной - и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции: 1) готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; 2) потребность в активной познавательной деятельности.
Сегодня приоритетными задачами образования являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развития у школьников активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Важным становится проектирование своей деятельности. Проектирование себя. Что исходит из проектности как способа человеческого существования. Образование предполагает, что ученик намечает нечто новое в будущем, думая о реализации своих возможностей, предпочтений и интересов. В последнее время очевиден рост интереса педагогов к проблеме развития познавательного интереса, к целостному развитию личности ребенка, его эрудиции, становлению элементарной культуры деятельности, развитию готовности к самообразованию и коммуникативных умений, к внутренним механизмам его развития, к признанию приоритетов и интересов ученика. Особую актуальность данная проблема приобретает применительно к начальной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей позволил выявить объективно существующее противоречие между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла, особенно к литературному чтению, так как сегодня в силу объективных и субъективных причин школьники не часто берут в руки книгу, и отсутствием нового инструментария по организации и проведению такой работы. На основании данного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности использования технологии «Портфель достижений» для формирования интереса к литературному чтению у младших школьников.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объектом исследования является технология «Портфель достижений».
Предмет исследования - процесс применения технологии «Портфеля достижений» для формирования у младших школьников интереса к урокам литературного чтения.
Гипотеза: Использование «Портфеля достижений» младшего школь-ника для формирования интереса к литературному чтению будет эффективно если:
• технология используется не эпизодически, а в системе;
• младший школьник является субъектом учета своих достижений;
В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
• раскрыть сущность технологии «Портфель достижений» младшего школьника как средства контроля и формирования интереса к литературному чтению;
• проанализировать опыт работы учителей по использованию данной технологии в учебном процессе;
• выявить уровень сформированности интереса к литературному чтению младших школьников;
• предложить рекомендации по применению технологии «Портфель достижений» младшего школьника для формирования интереса к литературному чтению в начальной школе.
Методологической базой исследования являются общая теория учеб-ной деятельности (В.В. Репкин, В.В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.); психолого-педагогические основы развития личности (Е.Д. Божович, Л.В. Выготский, Э. Стоун, Н.Ф. Талызина и др.); теория безотметочного обучения (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили, Е.С. Полат).
Методы исследования определены его целью, задачами, логикой. К этим методам относятся: анализ психолого-педагогической и методической литературы в соответствии с избранной темой; наблюдение; беседы с учителями; анализ продуктов деятельности учащихся; анкетирование; изучение и обобщение опыта работы учителей.
Базой исследования является МОУ «Никольская СОШ Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении определена актуальность, проблема, цель, объект, пред-мет исследования, его гипотеза и задачи.
В первой главе выявлена сущность познавательного интереса, критерии его сформированности, проанализированы особенности формирования познавательного интереса у младших школьников, а также описано использование технологии «портфолио» как средства развития познавательного интереса к урокам литературного чтения.
Во второй главе рассмотрен опыт работы учителей по использованию технологии «Портфеля достижений» для формирования познавательного интереса младших школьников, описаны результаты диагностики по выявлению уровня познавательного интереса, предложены педагогические условия и рекомендации, способствующие развитию интереса младших школьников к литературному чтению.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы по результатам проведенной экспериментальной работы.
Проблема формирования и развития у учащихся познавательного интереса является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Одним из средств формирования интереса к учебному предмету можно считать технологию «портфолио», или «портфеля достижений».
«Портфолио» ученика начальной школы - индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени. Цель ведения портфолио - выявление и развитие индивидуальных творческих способностей, интересов и склонностей у школьников. Подобная работа является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию и делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.
Цель применения технологии «Портфель достижений» в обучении младших школьников состоит в развитии умения наблюдать, анализировать, планировать, рефлексировать; решать предметные задачи; представлять результаты своей работы; контролировать, оценивать свою работу; реально оценивать свои знания и способности; добывать недостающие знания.
Проведённое нами исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Применение названной технологии позволяет повышать самооценку ученика, способствует развитию его творческих способностей и возможностей, мотивирует к выполнению заданий, которые ранее для него казались трудными, формирует интерес к предмету, в частности, к литературному чтению.
При изучении научно-методической литературы было выявлено, что данная тема разработана и изучается многими учёными, учителями- практиками для средней и старшей школ, но не так много публикаций и практических советов по применению портфолио в начальной школе.
Изучение опыта учителей по данному вопросу показало, что в России многие учителя хотели бы иметь возможность применять технологию «портфолио», но по различным причинам, например, из-за перегруженности учебных программ, часто это не всегда в полной мере удается. Хотя на сегодняшний день применение данной технологии является практически обязательным для формирования регулятивных учебных действий.
Проведенная нами экспериментальная работа по изучению роли данной технологии для формирования у младших школьников интереса к урокам литературного чтения показала, что учащиеся проявляют интерес к данному предмету, в составленных ими расписаниях литературное чтение занимает второе место после русского языка, они с удовольствием участвуют в выполнении творческих и содержательных заданий, готовы участвовать в различных литературных конкурсах и олимпиадах, любят театрализацию литературного произведения, многие учащиеся постоянно читают, записаны в несколько библиотек. Эта работа дала представление о росте познавательного интереса у учащихся. Мы пришли к выводу, что если систематически вести работу по формированию «Портфеля достижений» на уроках, а также во внеклассной работе, то у учащихся будет развиваться правильное отношение к этой деятельности. Младший школьник является субъектом учета своих достижений, наград и заслуг.
В процессе работы мы использовали различны методы исследования: наблюдения, беседы, тестирования, анкетирования, что дало возможность достигнуть и решить те задачи, которые были поставлены в ходе исследования.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быт выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые необходимы каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование - явно преувеличено, освоение применения технологии «портфолио» в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.
Разработанные нами рекомендации будут способствовать улучшению работы учителей начальных классов, активно применяющих данную техно-логию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое пони-мание развития человека. - М.: Академия, 2010. - 448 с.
2. Безрук С.В. Предметный портфолио как средство развития само-оценки младшего школьника //Из опыта работы. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. - С. 56-59.
3. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т.-М.: Художественная литература, 1978.-Т.3.-С.62-63.
4. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В.Б. Бондаревский - М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
5. Взгляды на проблему оценки/отметки в начальной школе. [Элек-
тронныйресурс] — Режим доступа:
Ь11р://^^^.8ос8рЬ.ги/8ре11а1181/риЬ11са11оп/4ос20711/
6. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения /Под ред. Д. К. Гилева. - Свердловск, 1970. -143 с.
7. Воронцов А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования /А. Б. Воронцов //Начальная школа.- 2012. - №3. - С.89-96
8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие. - М.: КДУ, 2007. - 400 с.
9. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schoo12100.ru/schoo12100/nashi_tehno1ogii/tehno1ogiya_oce nivaniya.pdf.
10. Детский учебный опыт творческого действия как результат творческой деятельности //Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. - Томск . -2000 [Электронный ресурс]-
Режим доступа:
http://www.thetutor.ru/school/primary school article01.htm
11. Дистервег А. Избранные пед.сочинения [Текст] / А. Дистерверг. - М.: 1956. - С. 118.
12. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей / С. А. Днепров; Урал. гос. пед. ун-т; ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». — Екатеринбург, 1998. — 298 с.
13.Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений
— нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. /В. К. Загвоздкин [Электронный ресурс] // Имидж: Гуманитарное образование в школе: теория и практика: электронный журн. -2008. - №6.
— Режим доступа: http://image.websib.ru./05/text frticle/htm?457
14.Занков Л.В. Избранные педагогические труды, 1967. . —18с.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
16.Зотова Е.В. Портфолио ученика (содержание и оформление) как оценка достижений планируемых результатов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
17. Иванов А.В. Портфель в начальной школе: пособие для учителей /А.В. Иванов - М.: Просвещение, 2012. - 128с.
18. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин ~ СПб.: Питер.-2000.
— 512 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
20. Калинина Е. Т. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе /Е. Т.Калинина // Завуч начальной школы.
— 2003. - №5. - с.85-98
21. Круглова Л. «Тетрадь успешности» - залог успеха /Л. Круглова //Народное образование. - 2016. - №2. — с.142-145
22. Крутова М. Модернизация. Портфолио и будущее ученика /М. Крутова [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://upr.1september.ru/articlef/php?ID=200501009
23. Контроль и оценка результатов обучения: письмо Министерства общего профессионального образования РФ: от 25.09. 2000 года № 2021/11-13
24. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская - М.: Просвещение.- 1971. — 415 с.
25. Любич А.В. Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся на уроках в начальной школе. - 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: imcnkr.ucoz.ru>rmoelan>ljubich a.v-
formirovanie (7 декабря 2013).
26. Максимова В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся / В.Н.Максимова // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. - Л.- 1975. — с.23-33.
27. Манукян С.П. Актуальные проблемы современной педагогика [Электронный ресурс] //Образование. - Режим доступа: http: //www.oim.ru
28. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 2000. -127 с.
29. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюкина - М.: Педагогика.- 1984. — 144 с.
30. Молчанова, 3. М. Личностное портфолио старшеклассника /3. М. Молчанова А. А. Титцченко, Т. В. Черникова М.: Глобус. - 2007. - 128 с.
31. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР.- 1961.
- 224 с.
32. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова
- М.: Знание. - 1979. - 48 с.
33. Новикова Т. Оценивание с помощью портфолио /Т. Новикова //Народное образование. - 2006. - №7. - С.137-141
34. Новикова Т. Г. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы / Т.Г. Новикова, А.С. Прутчен- ков, Е. Е. Федотова // Школьные технологии. - 2005. - №3 . - С.171¬180.
35. Новикова Т. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы /Т.Новикова, А. Прутченков, М. Пинская //Народное образование. - 2007. - №1. - С.171-179.
36. Новикова Т. Г. Технология "Портфолио": предостережение от ошибок /Т. Г. Новикова, А.С. Прутченков // Директор школы. - 2007. - № 5. - C.44-51.
37.Общая психология // Под ред. Петровского А.В. — М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
38. Овчинникова, Е.Н. Технология «Портфель» / Е. Н. Овчинникова//сб. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учёта их индивидуальных достижений, - М., 2014.
39. Остапенко, А. Может ли школьная оценка быть справедливой? / А. Остапенко //Народное образование. - 2006. -№1. - С.125-131.
40. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях: информационное письмо Министерства образования: от 03.06.2003 года № 13-51-120/13.
41. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
42. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 215 с.
43. Пейп С. Дж. Учебное «портфолио» - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000. - № 1. - С.65¬67.
44. Пинский А.А. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.3-7.
45. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов — М.: Высшая школа, 1981. — 174 с.
46. Портфель достижений ученика [Электронный ресурс] - Режим до-ступа: http://gimnaz-bozshko.narod.ru
47. Портфолио достижений младшего школьника - шаг в сторону ре-формирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.
48. Портфолио школьника. [Электронный ресурс]— Режим доступа: http: //dal as .ru/forum/archive
49. Программа формирования универсальных учебных действий.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
school12.nichost.ru>index.php/2011-03-10-10-28-14 (6 декабря 2013) .
50. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г - М.: Педагогика-Пресс. - 1997. - 440 с.
51. Рыбак Л.А. «Портфолио». - Волгоград: Учитель, 2007. - 124с.
52. Симонов В. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза [Электронный ресурс] / В.Симонов — Режим доступа: http://flogiston.ru.
53. Система обучения в начальной школе [Электронный ресурс]— Ре-жим доступа: http://schoo11528.edu.nw.ru.
54. Сметанкина И.П. Социальные и психолого-педагогические основы проблемы интереса к чтению научно-популярной литературы в практике обучения младгцих школьников [Электронный ресурс] / И.П. Сметанкина - Режим доступа: http://flogiston.ru.
55. Теория и практика организации подготовки «портфолио» в начальной школе /Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2003. - 320 с.
56. Титаренко Н. Н. Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников / Н.Н. Титаренко //Завуч начальной школы. - 2004. - № 3. — С.47-56.
57. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
58. Формирование интереса к учению у школьников // Под ред. Марко-вой А.К. - М.: Педагогика. - 1986. -192 с.
59. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин - М.: ВЛАДОС. - 1999. - 512 с.
60. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обу-чении. /Г.И.Щукина - М. - 1984. - 192 с.
61. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г.И.Щукина - М.: Педагогика. - 1988. - 208с.
62. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. /Г.И.Щукина - М.: Педагогика. - 1971. - 352 с.
63. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин - М.: Владос, 2004. - 380 с.