Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Работа №65349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основы профориентации учащихся общеобразовательных
учреждений 8
1.1. Понятие профориентации и современные подходы в
организации профориентации молодежи 8
1.2. Формы и методы профориентационной работы 12
1.3. Наставничество как форма профориентационного
сопровождения молодежи 19
1.4. Дуальная система образования – зарубежный опыт 26
Резюме к главе I 28
Глава 2. Организация профориентационной работы с учащимися старших классов в условиях спортивного оздоровительного лагеря «Буревестник» 30
2.1. Описание методики исследования 30
2.2. Программа профориентационной профильной школы «Коворкинг» 32
2.3. План работы медико-биологической смены
профориентационной профильной школы «Коворкинг» 40
2.4. Анализ результатов анкетирования учащихся 44
Заключение и выводы 50
Литература . 51
Приложения 56

Профессиональное определение – это проблема, с которой рано или поздно в своей жизни сталкивается каждый человек. Вопросы: «Кем я хочу стать? Каким делом заниматься?» – мы начинаем задавать себе еще в детстве.
Выбор профессии для одного человека, выросшего в условиях жизнедеятельности родителей, для которых профессия стала их образом жизни, становиться очевидным. В юном члене семьи, домочадцы, как и он
сам, видят продолжателя династии. Другой человек может искать себя всю
жизнь, пройти через десятки профессий, прежде чем сделает свой выбор.
Третьему вообще неважно, чем заниматься, лишь бы работа была творческой
и приносила удовольствие. А четвертый просто зарабатывает деньги. Этот ряд можно продолжить, жизнь каждого очень сложна и многообразна, чтобы рассматривать ее с позиции удачности и удовлетворенности
профессиональным выбором.
Часто работа является лишь средством заработка, необходимого для
самореализации. Однако ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что у большинства людей именно дело, которым человек занимается в жизни лежит в основе удовлетворенности ею. Перед нами возникает дилемма «Мы
живем, чтобы работать, или работаем, чтобы жить?!». Каждый сам вправе
ответить на него и правильного ответа наверно не существует. И работа может стать смыслом жизни, и жизнь остаться бессмысленной без умения «применить себя».
Нам кажется, умение «применить себя в жизни» лежит в основе выбора профессии. Для полноценной счастливой жизни этому необходимо научиться в детстве. Данное умение относится к разряду приобретаемых, и каждый
ребенок нуждается в условиях, в которых оно формируется. В создании таковых условий главная роль отводится взрослым, как наиболее опытным и ответственным за подготовку молодого поколения к жизни.
Актуальность нашей работы связана с наличием проблемы сложности профессионального выбора с одной стороны и необходимости создания5
условий для ребенка, облегчающего этот выбор, с другой. Но выбор
профессии ложится на плечи самого человека, а не его окружения. Ребенок
нуждается на пути к своей профессии в сопровождении со стороны взрослых
наставников, но девизом сопровождения профессиональной ориентации
молодежи должны стать слова «Вместе с ребенком, но не вместо него»!
Исследованием проблемы профориентационной подготовки молодежи
занимались выдающиеся отечественные ученые – психологи Е.А. Климов,
И.С. Кон, К.М. Гуревич. Их дело продолжили Н.С. Пряжников, Ю.П.
Поваренков, Г.В. Резапкина и др. Работу Е.А. Климова относят к классике
профориентации, в сфере профессионального самоопределения им
разработана концепция субъектно-деятельностного подхода в выборе
профессии. В основе подхода лежит идея взаимосоответствия человека и
профессии. Выбор профессии должно делать осознанно, понимая свои
возможности, интересы и ценности, в то же время сущностные характеристики профессиональной деятельности должны соответствовать
структуре человеческой личности, ее потребностям [10]. Климовым
разработан тест-опросник, обуславливающих профессиональную
ориентацию человека в мире профессий на уровне реально существующих
субъектно-объектных взаимосвязей (человек-природа; человек-техника;
человек-общество; человек-человек; человек-знаковые системы и т.п.).
Гуревич К.М. является автором теории профессиональной
пригодности. Профпригодность Гуревич рассматривал как интеграцию
индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей
человека, обуславливающих эффективную трудовую деятельность и
удовлетворенность ею. Ученый обратил внимание на то, что формирование
профессиональной пригодности зависит от трех факторов: некоторых
врожденных качеств, характера профессиональной мотивации, а так же
полноты и адекватности специальных знаний и умений [6]. По его мнению, в
профессиональном самоопределении наиболее важным является развитие
профессионально важных качеств и создание индивидуального стиля6
деятельности. Пряжников Н.С. разработал практико-ориентированную
модель профессионального и личностного самоопределения человека в
различные возрастные периоды [17]. Ю.П. Поваренков изучал процесс
профессионализации личности. Ученый определил профессиональное
становление человека как форму проявления социальной активности
личности, как форму профессиональной социализации и индивидуализации;
как форму профессионального развития и научения [14].
Г.В. Резапкина занимается разработкой эмпирических материалов по
профессиональному самоопределению молодежи [19], является практикующим психологом и автором более десяти программ по
профориентации для школьников. Готовые программы профессиональной
ориентации школьников служат хорошим подспорьем для учителей, экономя
время на подготовку. Но, тем не менее, профориентационная работа (по
разным причинам) проводится в общеобразовательных учреждениях
эпизодически, не имеет системного характера.
Объектом исследования нашей работы стала профессиональная
ориентация школьников. Предметом исследования – организация
профориентационной работы с учащимися старших классов. В своем
исследовании мы предлагаем проводить профориентационную работу
обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений города в
форме интенсивных курсов, включающих профессиональные пробы, во
время школьных каникул в условиях всесезонного оздоровительного лагеря.
Особенностями такой формы является: предварительный отбор учащихся
ориентированных на приобретение профессий в социально-биологической
сфере; погружение ребят на несколько дней в осознание правильности своего
выбора через тренинги, деловые игры, выполнение заданий
исследовательского характера, модерации; создание условий самостоятельного, независимого от мнения родителей, выбора.
Гипотеза исследования направлена на выявление условий самостоятельности профессионального выбора учащимися. Мы предполагаем, что эффективность профессионального самоопределения повышается при условии:
1. Отсутствия давления со стороны родителей;
2. Осознания индивидуальных жизненных целей;
3. Погружения в профессиональные пробы.
Под эффективностью самоопределения мы понимаем самостоятельность и осознанность выбора профессии.
Исходя из актуальности темы и гипотезы исследования, нами сформулирована цель работы, как организация профессиональных проб в сфере профориентационной работы с учащимися старших классов средних
общеобразовательных школ города Елабуга.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы профессиональной ориентации
молодежи: направления, формы и методы профориентационной работы;
2. Разработать программу профессиональных проб обучающихся
старших классов в сфере социально-биологических профессий и провести ее
апробацию в условиях спортивного оздоровительного лагеря «Буревестник»;
3. Проанализировать динамику выбора профессии учащимися в
результате проведенного эксперимента.
Методами исследования стали изучение литературных источников и
опыта работы в сфере профориентационной деятельности, постановка
эксперимента, эмпирическая апробация теоретических предположений и
анализ результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложений. В работе процитировано 30 источников.
Выражаю искреннюю благодарность администрации ЕИ КФУ за
возможность проведения эксперимента в условиях спортивнооздоровительного лагеря «Буревестник»; Ребрину Фаину Викторовну,
руководителя исследовательской работы, за помощь в разработке анкеты и
программы лагеря; Салихову Резиду Росимовну и Ахметову Зайтуну8
Хасановну, учителей биологии МБОУ СОШ №10 Елабужского
муниципального района, за помощь в организации и проведении
эксперимента в условиях оздоровительного лагеря, а также студентов
естественно-математического факультета, курировавших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие
выводы:
1. Исследуемая группа учащихся старших классов в выборе профессии
ориентируется, прежде всего, на свои способности, а важными мотивами
профессионального самоопределения у них являются возможности
творческой самореализации и несение пользы людям.
2. Учащиеся проявили интерес к такой форме профориентационной
работы как профессиональные пробы. Если первоначально возможность
попробовать себя в профессиональной деятельности не являлась мотивом
участия в работе школы, то при повторении такой возможности мотивация на
участие в профпробах появилась у 21,6% участников.
3. Погружение подростков и молодежи в профессиональные пробы
позволяет повысить осознанность профессионального самоопределения.
Среди участников летней смены 66,7% утвердились в выборе профессии,
среди участников осенней смены таких 83,8%. В процессе исследования
обнаружились изменения в выборе профессионального пути. Часть
школьников подвергла сомнению правильность своего выбора – 14,3%
участников летней смены и 5,4% осенней.
Вовлечение учащихся в профессиональные пробы способствует
повышению эффективности профессионального самоопределения. Однако,
чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу требуется
повторение эксперимента.
Профориентационная работа является актуальной и востребованной на
современном этапе, т.к. позволяет подготовить школьника к умению делать
выбор, сознательно и ответственно относится к определению своего
жизненного пути. Квалифицированная помощь в выборе профессии
способствует ранней социальной адаптации молодежи, сокращает время
поиска и снижает риск неудовлетворенности собственной жизнью.


Алтухов В.В., Кувшинова О.Л., Кузнецов К.Г. Комплексный подход в
профориентации. [Электронный ресурс] Профессиональное образование
и рынок труда. №3/2014. – Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25949934. (Дата обращения 18.11.2016)
2. Berufsschulpflicht [Электронный ресурс] // Jugend in Bewegung: der Blog
zur Orientierung in Schweinfurt / Vertretungsberechtigte Geschдftsfьhrerin
Gertrud Tьrk. – Электрон. дан. – Schweinfurt, 2013. – Режим доступа: http://
jib.gbf-sw.de/?page_id=434. (Дата обращения 20.11.2016)
3. Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland 2010/2011
[Электронный ресурс]: Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und
bildungspolitischen Entwicklungen fьr den Informationsaustausch in Europa /
Bearbeitung: B. Lohmar, T. Eckhardt // Konferenz der Kultusminister. –
Электрон. дан. – Bonn, 2013. – Режим доступа: http://www.kmk.org/
Fileadmin/doc/Dokumentation/Bildungswesen_pdfs/dossier_de_ebook.pdf.
(Дата обращения 26.11.2016)
4. Брылевич, А. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России.
Дуальная система [Электронный ресурс] / А. Брылевич, С. Кранц //
Управление производством. – 2008. – №1. – Режим доступа:
http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/dyalnoe_obychen.html.
(Дата обращения 20.11.2016)
5. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. – 1996. – № 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.jurizdat.ru/editions/official/bnafoiv/archive_list.htm. (Дата
обращения 20.11.2016)
6. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика.
Избранные труды. [Электронный ресурс] Электронная библиотека
TheLib.Ru. – Режим доступа:53
http://thelib.ru/books/konstantin_markovich_gurevich/differencialnaya_psiholo
giya_i_psihodiagnostika_izbrannye_trudy-read.html. (Дата обращения
16.02.2017)
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. «Психология мышления», под
редакцией А.М.Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 534 с. [Электронный
ресурс] Сайт «Методолог». – Режим доступа:
http://www.metodolog.ru/00736/00736.html. (Дата обращения 4.04.2016)
8. Добрянский Федор. Управление фрилансерами: Методы и практика. –
М.: Альпина Паблишер, 2009. – 132 с. – [Электронный ресурс]
«Инструменты и методы». – Режим доступа: http://cwer.me/node/365290/
(Дата обращения 20.04.2017)
9. Журавлева О. В. Особенности мотивации профессионального выбора
старшеклассников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-professionalnogovybora-starsheklassnikov. (Дата обращения 20.04.2017)
10. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические
труды. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookfb2.ru/education/4700-e.-klimov.-psikhologija-professionala.html. (Дата
обращения 20.04.2017)
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям:
Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia,
2004. – 301 с.
12. Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России //
Аккредитация в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.akvobr.ru/opyt_dualnogo_obuchenia.html. (Дата обращения
21.01.2017).
13. Петухова Т.П., Мясникова Т.И. Практико-ориентированная
профессиональная подготовка специалистов в Германии. [Электронный
ресурс]: Вестник ОГУ №12 (161)/декабрь`2013, с. 65-69 – Режим доступа:54
https://m.cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannaya-professionalnayapodgotovka-spetsialistov-v-germanii. (Дата обращения 20.04.2017)
14. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль:
Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. – 98 с.
15. Профориентация школьников. Тренинги по профориентации.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.86prometey.edusite.ru/DswMedia/treningipo.pdf. (Дата
обращения 23.04.2017)
16. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения. Москва; Воронеж: НПО Модек, 2002
17. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и
практика. – М.: «Академия», 2007 . – с. 503
18. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты. /
Школьный психолог №4, 2003, [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300408. (Дата обращения
20.04.2017)
19. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа
предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для
психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
20. Сборник лучших мировых технологий и практик по вопросам развития и
управления талантами [Электронный ресурс] «Discovery of Talents /
Открытие талантов / Cəлəтлелəр ачылышы». Профессиональное
самоопределение / Под общ. ред. С.С. Гиля, М.А. Сикорской-Декановой –
Казань, 2015. – 242 с. – Режим доступа: http://utalents.ru/docs/sbornikluchshikh-mirovykh-tekhnologii-i-praktik-po-voprosam-razvitiya-iupravleniya-talantami.pdf. (Дата обращения 22.04.2017)
21. Татарстанские выпускники заинтересовались техническими
специальностями / статья. Информагентство РосБизнесКонсалтинг
[Электронный ресурс] Информагентство РБК. – Режим доступа:55
http://rt.rbcplus.ru/news/5767b1107a8aa917c1563475. (Дата обращения
апрель 2017)
22. Tatsachen ьber Deutschland [Электронный ресурс] / Chefredakteur: Peter
Hintereder; Frankfurter Societдts-Medien GmbH. – Электрон. дан. –
Frankfurt am Main, 2011. – Режим доступа:
http://www.tatsachenueberdeutschland.de/de/gesellschaft.html. (Дата
обращения 25.04.2017)
23. Тест ДДО А.Е. Климова. Методика определения типа будущей
профессии. [Электронный ресурс]/ – Режим доступа:
http://prevolio.com/tests/test-klimova. (Дата обращения 10-31 мая 2016)
24. Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб.: Питер,
2009. – 160 с: ил. – (Серия «Практическая психология»)
25. Управление персоналом. Словарь-справочник. Профессиограмма.
[Электронный ресурс]/ – Режим доступа:
http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm. (дата обращения 22.04.2017)
26. Ушаков Д.В. Социальный интеллект: вербальная и невербальная системы
//Современная психология: Состояние и перспективы. Т. 1 / Отв. ред. А.В.
Брушлинский, А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2002. С. 148–150.
27. Формы и методы профориентационной работы с учащимися.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--c1aoidec0a.xn--
p1ai/doc/3_3_3_1.pdf (дата обращения 22.04.2017)
28. Хохлов Н.А. Нейропсихологический подход к профориентации
школьников. [Электронный ресурс] Профессиональное образование и
рынок труда. №1/2 2015, с. 28-30. – Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23588650. (Дата обращения 18.11.2016)
29. Чистякова С. Н., Пряжников Н.С., Родичев Н.Ф. Проблемы и
перспективы развития отечественной профориентации на современном
этапе. [Электронный ресурс] Государственно-частное партнерство как
условие эффективной профориентационной работы: мат-лы рег-ой56
интернет-кон., 9-13 апреля, Самара, 2012, с. 13-20. – Режим доступа:
https://www.cposo.ru/Konferenc_sbornik.pdf. (Дата обращения 2.10.2016)
30. Электронная Энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=59. (15.09.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ