Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность малого и среднего бизнеса как объекта
государственной поддержки 12
1.2 Формы, методы и инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса 25
1.3. Выбор метода анализа и оценки эффективности организационно-экономического механизма поддержки МСБ в муниципальном образовании 39
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МИШКИНСКОМ РАЙОНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ состояния и развития предпринимательства
вМишкинском районе Курганской области 46
2.2 Основные проблемы развития предпринимательства
вМишкинском районе Курганской области 52
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МИШКИНСКОМ РАЙОНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Пути и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства на уровне муниципального образования на примере Великобритании 66
3.2 Инструменты организационно-экономического механизма поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании
(на примере Мишкинского района Курганской области) 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
Российская Федерация постоянно сталкивается с изменением внешнеполитических условий. В результате этого происходят и внутренне экономические перемены в стране. Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы. Именно поэтому проблема поддержки малого и среднего бизнеса на уровне муниципалитета особенно актуальна.
В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого и среднего бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.В период трансформационных преобразований развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый и средний бизнес является одной из главных перспектив развития, активным источником создания среднего класса - одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего,
социально благополучного общества.
Поддержка предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого и среднего бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого и среднего бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.
Проблемы теории предпринимательства были изложены в работах известных зарубежных экономистов А. Маршалла, Дж.К. Гэлбрейта, Х. Кена, Д. Норта, Й. Шумпетера, П. Самуэльсона, Я. Корнай и некоторых других исследователей.
Многие проблемы малого и среднего бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются приемлемыми в российских условиях. Практика показывает, что в постсоциалистических странах, где по существу малый бизнес практически не функционировал, не всегда могут быть применимы модели эффективного развития малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.
Некоторые современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить Ш. Агеева, А. Бусыгина, А. Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, Э. Дунаева, О. Емельянова, Б. Ичитовкина, В. Королева, А. Колесникова, М. Лапуста, В. Мальгина, С. Мокичева, В. Радаева, В. Рубе, Ю. Старостина, Ю. Тарануху, В. Фадеева, Ф. Шахматова, О. Шестоперова, А. Шулуса, А. Чепуренко и другие.
Вместе с тем многие вопросы, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
На территории муниципального образования может функционировать множество организаций поддержки бизнеса, задача которых состоит в решении выделенных выше проблем. Но эти структуры часто оказываются мало известны среди предпринимателей, они не координируют свои действия друг с другом, не реализуют системного подхода и в итоге оказываются неэффективными. Комплексные программы должны учитывать реальные проблемы бизнеса и муниципального менеджмента, основываться на результатах маркетинговых исследований, быть встроенными в систему управления территорией в качестве её неотъемлемой части.
Трудности выполнения функций экономического развития муниципального образования связаны с традиционным недоверием бизнеса к власти, загруженностью администрации текущими вопросами, отсутствием необходимых квалифицированных специалистов. Для снятия этих проблем созданы самостоятельные структуры, разрабатывающие комплексные планы и конкретные проекты социально-экономического развития муниципального образования.
В необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие аспекты:
Экономический аспект - сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков легче идут на коммерческий риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
Социальный аспект - региональное предпринимательство решает важнейшую социально-экономическую задачу - вовлечение населения в социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.
Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Сектор малого и среднего предпринимательства создает новые рабочие места, а, следовательно, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности.
Политический аспект - в субъектно-объектных отношениях «власть - бизнес - общество» малые и средние предприниматели имеют значительный удельный вес, формируя не только экономическую, но политическую среду.
Необходимость поддержки малого предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных структур.
Объектомисследования данной выпускной квалификационной работы
является малый и средний бизнес.
Предметом - организация системы поддержки малого и среднего бизнеса.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических основ малого и среднего бизнеса, анализ системы поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, Мишкинскомрайоне Курганской области, и разработка рекомендаций по поддержке малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании «Мишкинскийрайон».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
1. раскрыть сущность малого и среднего бизнеса как объекта государственной поддержки;
2. определить формы, методы и инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
3. определить эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
4. провести анализ состояния и развития предпринимательства в Курганской области;
5. определить основные проблемы развития предпринимательства в
Мишкинском районе Курганской области;
6. провести анализ состояния и развития предпринимательства в
муниципальном образовании «Мишкинскийрайон»;
7. раскрыть перспективные направления развития малого и среднего предпринимательства в Мишкинском районе;
Методологическую основу исследования составляет теорияМазоля С.И., исследующего экономику малого и среднего бизнеса, и Райзберга Б.И., определяющего сущность малого и среднего бизнеса.
Научная новизна настоящего исследования состоит, прежде всего, в комплексном анализе организации системы поддержки малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов и выводов при организации системы поддержки малого и среднего бизнеса. Возможным также является использование их средствами массовой информации, ориентированными на проблемы малого и среднего бизнеса.
Проблемы теории предпринимательства были изложены в работах известных зарубежных экономистов А. Маршалла, Дж.К. Гэлбрейта, Х. Кета, Д. Норта, Й. Шумпетера, П. Самуэльсона, Я. Корнай и некоторых других исследователей.
Многие проблемы малого и среднего бизнеса, освещенные в западных публикациях, существуют в условиях развитых рыночных отношений и не являются приемлемыми в российских условиях. Практика показывает, что в постсоциалистических странах, где по существу малый бизнес практически не функционировал, не всегда могут быть применимы модели эффективного развития малого предпринимательства, характерные для экономически развитых стран.
Некоторые современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить Ш. Агеева, А. Бусыгина, А. Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, Э. Дунаева, О. Емельянова, Б. Ичитовкина, В. Королева, А. Колесникова, М. Лапуста, В. Мальгина, С. Мокичева, В. Радаева, В. Рубе, Ю. Старостина, Ю. Тарануху, В. Фадеева, Ф. Шахмалова, О. Шестоперова, А. Шулуса, А. Чепуренко и другие.
Вместе с тем многие вопросы, связанные с деятельностью малого и среднего бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.
Для того, чтобы малый и средний бизнес мог выполнять свои социально-экономические задачи, необходимо повышать жизнеспособность, устойчивость малых предприятий. Это в свою очередь становится возможным лишь в результате комплекса целенаправленных мер по поддержке малого предпринимательства, который обусловлен, следовательно, анализируемым основным, противоречием и является формой его разрешения.
Это разрешение означает не отмену, а смягчение его действия посредством системы мер, направленных на:
- внешнюю среду малого предпринимательства с целью ее улучшения, "облагораживания";
- внутреннюю среду малых предприятий (сердцевина этого воздействия - ресурсное обеспечение мелких предпринимателей);
- создание необходимых институтов поддержки, являющихся проводниками указанных выше влияний.
Существует необходимость поддержки малого и среднего
предпринимательства государством и дополняющими деятельность последнего в рассматриваемом отношении общественными органами - о
государственно-общественной поддержке малого бизнеса.
Критериями сущности поддержки малого предпринимательства отвечают, с другой стороны, разнообразные формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с крупными (речь идет, например, о механизмахсубпорядка, лизинга, франчайзинга). В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.
В сфере развития предпринимательской деятельности реализуются следующие законы Курганской области:
- Закон Курганской области от 26.09.2008 № 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области»;
- Закон Курганской области от 03.12.2013 № 94 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Курганской области»;
- Закон Курганской области от 04.05.2007 № 250 «О розничных рынках Курганской области»;
- Закон Курганской области от 30.09.2010 № 60 «О государственном
регулировании торговой деятельности в Курганской области»;
- Закон Курганской области от 25.02.2016 № 2 «О развитии
сельскохозяйственной потребительской кооперации в Курганской области»
- Закон Курганской области от 28.11.2012 № 65 «О патентной системе налогообложения на территории Курганской области»;
- Закон Курганской области от 26.05.2015 № 41 «Об установлении налоговых ставок в размере 0 процентов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Курганской области».
Мишкинский район, как муниципальное образование Курганской области, образован в 1956 году.
Территория района составляет 3 тыс. кв. км.
Численность населения: 15 827 человек (на 01.01.2016 г.)
Национальный состав: русские — 96%, казахи — 0,7%, украинцы — 0,6% Входит в Шумихинский избирательный округ.
На территории района действуют 18 сельских администраций.
Район расположен в западной части Курганской области и граничит с Альменевским, Шумихинским, Шадринским, Каргапольским, Юргамышским, Куртамышским районами области. С запада на восток район пересекают железнодорожная и автомобильная магистрали Курган-Челябинск.
Административный центр - рабочий поселок Мишкино - расположен в 110 км от г.Кургана.
На 01.01.2016 года в органах статистики на учете состояли 209 организаций всех форм собственности, 160 индивидуальных предпринимателей и 54 главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство. Самое значительное по объемам производимой продукции предприятие района - ОАО «Новая Пятилетка», специализирующееся на выращивании свиней и зерновых культур. Переработкой мясной продукции занимается ООО «Мишкинский продукт» (производят пельмени и вареники под торговой маркой «Макфа», известной по всей России). Основной объем промышленной продукции производится на ОАО «Мишкинский комбинат хлебопродуктов», который выпускает муку. Далеко за пределами района и Курганской области известна продукция ОАО «Пищекомбинат «Мишкинский»», выпускающего пряники и другие кондитерские изделия.
Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:
— Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
— Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных
помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
— Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
— Кредитная необеспеченность.
Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
— Недостатки налоговой системы.
— Отсутствие оборотных средств.
— Низкий платежеспособный спрос населения.
— Высокая арендная плата.
— Недоступность кредитов.
— Дороговизна сырьевых ресурсов.
— Слабое развитие внутреннего рынка.
— Высокие тарифы на перевозки.
— Отсутствие производственных площадей.
В целях повышения эффективности деятельности по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мишкинском районе, мы предложили и оценили результат следующих мер поддержки МСБ:
1) юридическая защита малого бизнеса в судах, а также на уровне законотворчества;
2) помощь в получении госзаказов, то есть обеспечение стабильного спроса на продукцию индивидуальных предпринимателей (что является определенной гарантией);
3) предоставление доступных образовательных услуг, создание бизнес- инкубаторов (организаций, решающих задачи поддержки предпринимателей, имеющих желание начать свое дело, но не имеющих должных возможностей для этого);
4) доступ к финансовым ресурсам (в общем смысле, денежным доходам, накоплениям, поступлениям, находящимся с собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширения производства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей), говоря конкретнее, к “дешевым” деньгам в форме дешевых ссуд, а также безвозмездных бюджетных субсидий и грантов.
Под содействием развитию предпринимательства понимаются активные действия органов местного самоуправления: способствующие достижению экономического процветания данного муниципального образования. Формы и механизмы, посредством которых оказывается воздействие на предпринимательскую среду со стороны органов местного самоуправления, различны и многообразны.
В дипломной работе выполнены следующие задачи: были рассмотрены понятие предпринимательской деятельности. Изучена роль предпринимательства в современных условиях рыночных отношений, органов местного самоуправления в развитии предпринимательства. Рассмотрено содействие развитию инфраструктуры предпринимательской деятельности;
проанализированы формы и механизмы воздействия на субъекты предпринимательской деятельности со стороны органов местного самоуправления; найдены инструменты содействия развитию
предпринимательства на примере Мишкинского района Курганской области.
Были сформированы методы совершенствования условий, направленных на укрепление предпринимательства.
Цель дипломной работы была достигнута, а поставленные задачи выполнены.
1. Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2012-2015 гг.
2. Автономов В.С. История экономических учений: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2016.
3. Белых В.С. «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография». М.: Проспект, 2015.
4. БинштокФ.И. «Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие». М.:ИНФРА-М, 2013.
5. Богомолов В.А., Богомолова А.В. «Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика: Учебное пособие». М.: ЮНИТИ, 2013.
6. Бутыркин А.Я. «Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России». М.: Новый век, 2014.
7. Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие». М.: Финансы и статистика, 2014.
8. Волостнов Н.С. «Государственное предприятие в рыночной экономике». М.: Экономика, 2015.
9. Герасименко В.В. «Ценообразование. Учебное пособие». М.: ИНФРА-М,
2012.
10. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. «Организация
предпринимательской деятельности: Учебное пособие». М.: ЮНИТИ, 2014.
11. Грицюк Т.В. «Государственное регулирование экономики: Теория и практика». М.: РДЛ, 2015.
12. Губин Е.П. «Предпринимательское право: Учебник». М.: Юристъ, 2015.
13. Гущин А.В. «Лицензирование в Российской Федерации: Правовые и организационные основы». М.: Дашков и К, 2014.
14. Джобава Н.А. «Государственное регулирование малого
предпринимательства». СПб: Изд-во СПбГУ, 2014.
государственного управления экономикой: Учебник». М.: Экономика, 2013.
16. Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики». М.: Изд-во РАГС, 2015.
17. Лапуста М.Г. «Индивидуальный предприниматель». М.: ИНФРА-М, 2016.
18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство». М.: ИНФРА- М, 2011.
19. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник. 4-е изд.,испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012
20. Литовченко С., Дынин А., Панов П. и др. «Глобализация и
конкурентоспособность: стратегии успеха». М.: Ассоциация менеджеров,
2013.
21. Райзберг Б.А. «Государственное управление экономическими и
социальными процессами: Учебное пособие». М.: ИНФРА-М, 2016.
22. Рубин Ю.Б. «Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник». М.: МаркетДС, 2014.
23. Худокормов А.Г. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012.
24. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2009.
25. Биктяков, Ю.Р. Малое предпринимательство в регионе и меры его государственной поддержки / Ю.Р. Биктяков // Регионология. - Б.м...- 2012.- №2.— С.60-68.
26. Борисов, С. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно
нуждается? / С. Борисов // Человек и труд. - 2009. - №1. - С. 65-70.
27. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2013. №1.
28. Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики. - 2012. - № 7. - С. 30-38.
29. Виленский, А.В.. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества / А. В. Виленский // Общественные науки и современность. - 2011. - № 1. - С. 59-68.
30. Давыдова, Р.Т. Развитие малого предпринимательства в системе экономики производственно-промышленных систем / Р.Т. Давыдова // Юрист. - 2015. - № 8. - С. 14-21.
31. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2016. №12.
32. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Проблемы ее развития в регионах России // Труд и социальные отношения. - 2015. - № 2. - С. 46-54.
33. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С.И. Мазоль. - Мн. : Книжный дом, 2014. - 272 с.
34. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2013. - 220 с.
35. Поляков, Н.А. Актуальные проблемы развития малого бизнеса / Н.А. Поляков // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2012. - №2. - С. 107-110.
36. Отчет по результатам общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. wciom. ru, свободный.