Введение 3
Глава 1. Развитие произвольности у детей с СДВГ: проблемы и способы 9
1.1. Психолого- педагогическая характеристика детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью 9
1.2. Развитие произвольного поведения у дошкольников 16
1.3. Психогимнастика как средство развития в работе с дошкольниками 25
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование процесса развития произвольности.... 37
у гиперактивных дошкольников средствами психогимнастики 37
2.1.Организация и методы исследования 37
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Материалы формирующего эксперимента 44
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 58
Приложение
Актуальность исследования. Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.
Изучение и исследование произвольности дошкольников принадлежит к числу важнейших проблем современной педагогики и психологии. Углубленная разработка ее имеет существенное значение в решении ряда практических и теоретических задач психологического сопровождения процесса поступления ребенка в школу. Исследованием произвольности поведения занимались зарубежные психологи и физиологи. Среди них: У. Джеймс, В. Вундт, А. Бине, К. Левин, и др. В отечественной психологии известны такие авторы, как А.В. Запорожец, В.И. Селиванов, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, и др.
Р.Б. Стеркин, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, З.В. Мануйленко, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников особое внимание уделяли этому вопросу в рамках исследований, направленных на определение критериев, которые определяют совокупность психического здоровья ребенка к началу обучения в школе. Они отметили, что недостаточный уровень развития правильного регулирования деятельности в целом и его компонентов в частности отрицательно сказывается на успехе ребенка, на особенностях его включения в учебный процесс, лишает первоклассника возможности успешного обучения.
Л.С. Выготский пришел к выводу, что, как высшая форма психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение пробуждает сначала в совместной
деятельности со взрослыми, которые дают ребенку различные средства организаций для такого поведения и только потом становиться собственным действием и способом действия ребенка.
Д.Б. Эльконин и его сотрудники в качестве основных показателей согласования передового опыта выделили:
— способность детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщающему способ действия;
— возможность сосредоточиться на заданном наборе требований;
— умение внимательно слушать тяжелое и точно выполнять задачи, предлагаемые в устной форме;
— возможность самостоятельной реализации требуемой задачи на визуально воспринимаемом образце.
Известно, что надлежащее производство рассматривается как важнейшая составляющая зрелости школы.
Особую значимость сформированности произвольности мы видим у дошкольников с гиперактивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, входящих в сферу медицинских, психологических, социально-педагогических исследовании Группа детей с проявлениями СДВГ гетерогенна и представлена различными вариантами в степени выраженности и ситуациоином размахе симптомов.
По мнению многих авторов, недостаточное развитие данных компонентов произвольности у гиперактивных детей является основной причиной неуспеваемости и целого ряда распространенных поведенческих проблем.
Анализ литературы по этой проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения были сделаны для детей школьного возраста, когда признаки СДВГ наиболее ярко проявляются в учебной деятельности, а условия развития выделенной проблемы в ранние и дошкольные годы не учитывались.
Однако, в последние годы проблема развития произвольного поведения в отечественной детской психологии приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе и переходом к инклюзивному образованию.
При отсутствии целенаправленного формирования произвольности в условиях стихийного развития дошкольники с гиперактивностью оказываются неспособными к саморегуляции деятельности. У детей с гиперактивностью наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, нестабильные эмоциональные состояния, что зачастую приводит к снижению успеваемости, конфликтам в детском коллективе, нареканиям со стороны взрослых.
Среди разнообразных форм психологической коррекции у дошкольников психогимнастика, основанная на развитии способности контролировать свое тело, воображение и действия, является одним из наиболее эффективных и универсальных средств. Систематическое, целенаправленное применение психогимнастики позволяет комплексно решать самый широкий круг корректирующих задач не только в сфере двигательного, но и умственного, нравственного и эстетического развития ребенка дошкольного возраста.
Между тем, в педагогической практике психогимнастика применяется лишь фрагментарно, без учета ее интегрального коррекционноразвивающего эффекта. хотя на его достижение направлен ряд психогимнастических и ритмико-гимнастических комплексов, содержащих алементы психогимнастики (Е.А. Алябьева, АБерная, С. А Барсукова, Т.С. Лисицкая, М.И.Чистякова, Г. Юнова и др.).
Для решения вышеизложенных вопросов очень актуальна необходимость изучения и использования средств психогимнастики в развивающей работе с гиперактивными дошкольниками. Основная цель психогимнастики - преодолеть барьеры в обществе, связанные с поведенческими актами, лучше понять себя и других, снять стресс, создать возможности для самовыражения, а также контролировать поведение самого себя.
Для понимания механизма формирования произвольного поведения у детей, необходимо опираться на концепции физиологического развития (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.) и концепции психического развития ВПФ (Л.С. Выготского П.Я. Гальперина,
А.Н. Леонтьева, А.Р Лурия и др.).
Анализ научной литературы, исследований российских и зарубежных педагогов, психологов и психотерапевтов, а так же практики дошкольно - образовательных учреждений привел нас к осмыслению противоречия между переходом дошкольного образования к инклюзивным подходам, при котором обязательна доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями и недостаточным применением в практике дошкольных образовательных учреждений методов психогимнастики в организации развивающей работы с гиперактивными дошкольниками.
Цель исследования: выявление изменений произвольности
гиперактивных дошкольников в ходе развивающей работы с применением средств психогимнастики.
Проблема исследования: каковы возможности психогимнастики в развитии произвольности гиперактивных дошкольников?
Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в психолого- педагогической теории и практике определили выбор темы исследования: «Психогимнастика как средство развития произвольности у гиперактивных дошкольников».
Объект исследования: произвольное поведение дошкольников.
Предмет исследования: влияние психогимнастики на развитие
произвольности у гиперактивных дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие произвольности у гиперактивных дошкольников наиболее эффективно осуществляется, если в развивающей работе ДОО применяются методы психогимнастики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого- педагогическую характеристику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
2. Изучить особенности развития произвольного поведения у дошкольников
3. Рассмотреть психогимнастику как средство развития в работе с дошкольниками;
4. Разработать и проверить эффективность развивающее - развивающей программы «Светофор» способствующей формированию произвольности у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологопедагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, психолого - педагогический эксперимент, статистическая и математическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАДОО «Детский сад № 320 комбинированного вида» Приволжского района и МАДОО «Детский сад № 109 комбинированного вида» Советского района г.Казани.
Теоретическая значимость: определены сущность и содержание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью; выявлены психологические особенности дошкольников с гиперактивностью; психогимнастика рассмотрена как средство развития в работе с дошкольниками.
Практическая значимость: данного исследования заключается в том, что в работе показана эффективность применения авторской развивающей программы «Светофор», способствующей развитию произвольности у старших дошкольников с гиперактивностью.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психиатров, психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, методами статистического анализа исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Область применения: педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, социология и коррекционная педагогика.
Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.
Гиперактивность является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Длительные, проявления импульсивности и гиперактивности могут привести к формированию девиантных форм поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость. Мы считаем, что ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5-6 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, а это позволяет предотвратить формирование стойких патологических
проявлений.
Цель нашей работы заключалась в выявлении изменений произвольности гиперактивных дошкольников в ходе развивающей работы с применением средств психогимнастики. Для реализации поставленной цели мы исследовали компоненты произвольности двух диагностических групп. В экспериментальной группе проведена развивающая работа, в ходе которой апробирована программа «Светофор» с применением средств психогимнастики. В контрольной группе коррекция не проводилась.
В результате проведения развивающей работы у дошкольников с признаками гиперактивности отмечены положительные достоверные сдвиги в развитии произвольности.
Поставленные задачи решены.
Гипотеза о том, что развитие произвольности у гиперактивных дошкольников наиболее эффективно осуществляется, если в коррекционноразвивающей работе ДОУ применяются методы психогимнастики.
1. Агапова И. А. Веселая психогимнастика, или Как научить ребенка управлять самим собой [Текст] : практическое пособие / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : АРКТИ, 2012. - 166 с.
2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии / Е. А. Алябьева. - М. : Твор. центр Сфера, 2015. - 119с.
3. Алябьева Е.А Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.:ТЦ Сфера, 2014. - 88с.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.:, 2007. - 224 с.
5. Арцишевская И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2015.-122с.
6. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях / [Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская]. - М. : Academia, 2011. - 246с.
7. Барсукова С. А. Тренинг в управлении персоналом [Текст] : учебное пособие / С. А. Барсукова, Г. П. Редя ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пензенский гос. ун-т" (ПГУ). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - 175с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 460 с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь- М., 2002.
10. Свободная энциклопедия «Википедия» Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wik
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. -396 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ре. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005 г.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.:
Академический Проект, 2014. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
14. Дворская Н. И. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1147-1150.
15. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с
элементами психогимнастики : Практ. пособие для психологов,
воспитателей, педагогов / Г.Н. Жучкова. - М. : КноРус, 2012. - 59 с.
16.Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Академия; 2015 - 212с.
17. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений http://childpsy.ru/lib/books/id/9132.php // А.В. Запорожец. Избранные психолологические труды: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986.- 286 с.
18. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-Центр. 2008.- 336с.
19. Горынина В. С. Реализация коррекционно-развивающих программ с детьми дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования [Текст]: научно-методическое пособие / В. С. Горынина, А. И. Сафина, А. Е. Игнатьев; под ред. Д. З. Ахметовой ; Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань), Каф. теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань : Познание,
2014. - 163 с.
20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.- 1991. - 214с.
21. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Питер, 2012. - 672.
22. Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Педиатрия (Россия), 2001.- № 2,
с. 40-42.
23. Кошалев А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка.- М.: НИИ семьи.- 1997.- 62с.
24. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией Игишева, М., 2015. - 212с.
25. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России (распространённость, факторы риска и профилактика).- М.: "Рагорь", 1997.- 199с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. Развивающая работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Речь, 2014 - 126с.
28. Малахова Л. Н. Интерактивное значение психогимнастики в онтогенезе человека: (Эксперм. исслед. воздействия психогимнастики на умств. работоспособность детей ст. дошк. возраста): Монография / Л.Н. Малахова; Науч. ред. О.П. Елисеев; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 (РТП РГПУ). - 55 с.
29. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3
т. / Р. С. Немов. - М., 2005. - Т. 1: Общие основы психологии.
30. Нестерюк Т. В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительноразвивающей работы с детьми дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2000. - 144 с.
31. Психогимнастика в тренинге [Текст] / [Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшинов] ; под ред. Н. Ю. Хрящевой. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 267 с.
32. Психогимнастика в начальной школе: Метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2013 - 84 с.
33. Психотерапия [Текст] : учебник для студентов медицинских вузов / [Абабков Валентин Анатольевич и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. - 4-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 672 с.
34. Психологический словарь.2-е изд./Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2007.
35. Психофизиология. Словарь / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 128 с.
36. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/ авт. сост. Е.В. Шитова. - В.: Учитель, 2009.- 153с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.- 720 с.
38. Радюк О.М. Обучение релаксации: базовые упражнения (обучение нервно-мышечной релаксации по методу Эдмунда Джейкобсона): учеб- метод. пособие. - Минск, 2006. - 27 с.
39. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. - 210 с.
40. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности
ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические
рекомендации. — М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с. ил.
41. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1990. - № З.
42. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Развитие интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк. - М. : Сфера, 2001. - 45с.
43. Той Ф. Искусство расслабления: релаксация/ Пер. с англ. - Т50 М.: Ниола-Пресс, 1998. - 364с.: илл.- (Здоровье вашей семьи).
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
45. Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию. - М.: Издательство Спорт и культура, 2012. -104с.
46.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова: 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160с.
47. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов: 2-е изд. М.: Вита - Пресс, 1997. — 152с.
48. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6-е. Рн/Д: Феникс, 2008.
49.Эльконин Б.Д. Опосредствование, действие, развитие. Ижевск: ERGO, 2010. - 280 c.
50. Ясюкова Л.Я. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. - СПб : ГП "ИМАТОН", 2000.-100с.