Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Работа №65320

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ 6
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста 6
1.2. Роль физического воспитания в процессе профилактики
нарушений осанки обучающихся младших классов 12
1.3. Специфика организации и проведения занятий по физической
культуре в подготовительной группе 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ И ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА 27
2.1. Оценка показателей функционального состояния позвоночника и мышечного корсета детей контрольной и экспериментальной групп
на начальном этапе исследования 27
2.2. Теоретическое обоснование методики профилактики нарушений
осанки в процессе проведения занятий по физической культуре в подготовительной группе младшей школы 36
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 41
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Актуальность исследования. На современном этапе развития учебных заведений России особенную остроту приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Прежде всего, это связано со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, снижением показателей их физического развития, роста функциональных нарушений. В связи с этим особую актуальность приобретает физическое воспитание детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Данная категория детей является физически слабо подготовленной, поэтому составляет группу риска по возникновению различных патологий.
Одно из первых мест по частоте и сложности патологических изменений опорно-двигательного аппарата занимают нарушения осанки, что обуславливает пристальное внимание учёных к её изучению.
По мнению А. Г. Аболишина, A. A. Потапчука, A. A. Сулимова, осанку вначале следует рассматривать как показатель состояния здоровья обучающегося, и лишь потом как показатель определенного положения тела в пространстве [1, с.136].
В свою очередь С.П. Рябинин утверждает, что в младшем школьном возрасте закладывается потенциал здоровья на всю жизнь. По данным Р. Ф. Валеева, A. M. Воропаева, Т. С. Морозовой, ортопедическая патология отмечается у 30% младших школьников, из которых 40% составляют нарушения осанки [6].
В трудах А. Г. Аболишина, И. В. Пеньковой достаточно полно изучены процессы формирования осанки, причины различных видов нарушений, а так же методы коррекции осанки [27, с.33].
Несмотря на значительное количество подходов к изучению осанки, для младших школьников подготовительной медицинской группы
4 первоочередным направлением повышения эффективности процесс физического воспитания остаётся поиск наиболее актуальной для данного возраста методики профилактики нарушений осанки.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить эффективность методики профилактики нарушений осанки в процессе проведения занятий по физической культуре в подготовительной группе младшей школы.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста в подготовительной группе.
Предмет исследования - методика профилактики нарушений осанки у младших школьников подготовительной медицинской группы на основе применения простейших тренажеров и игрового стретчинга.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявить роль физического воспитания в процессе профилактики нарушений осанки обучающихся младших классов.
2. Обосновать специфику организации и проведения занятий по физической культуре в подготовительной группе.
3. Оценить функциональное состояние позвоночника и мышечного корсета у детей контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе исследования.
4. Исследовать эффективность разработанной методики в процессе проведения занятий по физической культуре в подготовительной группе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, медицинской и психолого-педагогической документации; наблюдения за процессом физического воспитания в подготовительной медицинской группе; диагностика изучаемых показателей; организация и осуществление
педагогического эксперимента, математике-статистические методы
обработки полученных экспериментальных данных.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что разработана и обоснована методика профилактики нарушений осанки у младших школьников подготовительной медицинской группы на основе применения простейших тренажеров и игрового стретчинга; уточнены критерии, показатели функционального состояния позвоночника и мышечного корсета и методы их оценки.
Теоретическое значение исследования заключается в возможности углубления представлений об особенностях развития детей младшего школьного возраста; роль физического воспитания в процессе профилактики нарушений осанки обучающихся; специфике организации и проведения занятий по физической культуре в подготовительной группе.
Практическое значение исследования заключается в возможности применения разработанной методики в практической работе учителей физической культуры, методистов по адаптивной физической культуре с обучающимися подготовительных медицинских групп.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 65 страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 2 рисунками. Библиографический указатель включает 40 публикации, из которых 7 представляют собой электронные ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста подготовительной медицинской группа является предметом исследования врачей-ортопедов, специалистов лечебной физической культуры в связи с тем, что данная категория детей является физически слабо подготовленной и как следствие составляет группу риска по возникновению различных патологий.
Особенностями развития детей младшего школьного возраста являются: повышенная эмоциональная; быстрая утомляемость; неумение переключаться с одного вида деятельности на другой; затруднения при выполнении сложных видов деятельности; активное формирование костной системы; неравномерность анатомо-физиологического созревания; преобладание в развитии крупных мышц над мелкими мышцами; недостаточная фиксация позвоночника при удержании статических поз и др.
Особую роль в младших классах приобретает профилактика нарушений осанки, так как в данном возрасте нарушения являются обратимым при своевременных оздоровительных мероприятиях. В общеобразовательных учреждениях ведущая роль в предотвращении нарушений осанки отводится физической культуре. Это обусловлено тем, что регулярное использование физических упражнений способствует :
• увеличению подвижности суставов в межпозвоночных сочленениях;
• формированию нервно-мышечного аппарата туловища - способности мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию;
• укреплению костно-связочной системы в целом.
Для экспериментальной группы занятия проводились три раза в неделю по разработанной методике, а для контрольной группы так же три раза в неделю, но по общеобразовательной программе физической культуры.
Дифференцированный подход при подборе профилактических и общеразвивающих упражнений, с одной стороны способствовал повышению уровня физической подготовленности детей подготовительной медицинской группы, с другой стороны, обеспечивал профилактику нарушений осанки.
Исследование состояло из трех этапов. На каждом из этапов решались конкретные задачи в соответствии с целью исследования.
Оценка функционального состояния позвоночника и мышечного корсета у детей младшего школьного возраста осуществлялась на основании двух критериев - силовая выносливость и гибкость. В соответствии с ними были подобраны такие показатели: силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость мышц брюшного пресса, амплитуда наклона в стороны, общая подвижность позвоночника.
Для исследования эффективности разработанной методики нами применялись специальные тесты: «Удержание туловища на весу в положении лёжа на животе», «Динамическая выносливость мышц брюшного пресса», «Сгибание позвоночного столба в сторону», «Проба Томайера».
Полученные результаты указывают на то, что разработанная нами методика обеспечивает профилактику нарушений осанки у детей младшего школьного возраста подготовительной медицинской группы.



1. Аболишин, А.Г. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /
A. Г. Аболишин. - Малаховка, 2011. - 136 с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка /
B. Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 210 с.
3. Белозерова, Л.И. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности / Л.И. Белозерова, В.В. Клестов // Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 129.
4. Божович, Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте / Т.А. Божович. - М.: Психология и педагогика, 2009. - 290 с.
5. Бруменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бруменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М., 2014. - 300 с.
6. Валеев, Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной культуры: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04/ Р.Ф. Валеев. - М., 2011. - 21 с.
7. Васильева, Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Т.Д. Васильева. - М.: ГЦОЛИФК, 2010. - 21 с.
8. Воропаев, А. М. Особенности методики физического воспитания детей, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: дис. канд. пед. наук / A.M. Воропаев. - М., 2014. - 146 с.
9. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопр. психол. - 2013. - № 2. - С. 114 - 123.
10. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Педагогика, 2017. - 384 с.
11. Дехтяр, С.К. Деформации позвоночника у детей / С.К. Дехтяр,
Т.Н. Смирнова, В.Е. Поляков // Детская хирургия. - 2012. - №2. - С. 12-21.
12. Дробышева, С.А., Салазникова, Л.В. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание»: Учебное пособие / С.А. Дробышева, Л.В. Салазникова. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. - 153 с.
13. Дробышева, С.А. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья : Учебное пособие / С.А. Дробышева, И.А. Коровина, В.В. Вербина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 196 с.
14. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации - М.: Сфера,
2013. - 199 с.
15. Икова, В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / В.В. Икова. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние,
2014. - 64 с.
16. Калб, Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб // Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2015. -№4, -C.62-64.
17. Копылов, Ю.А. Беречь осанку смолоду / Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
18. Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М., 2013. - С. 21-23.
19. Кузьмищева, Л.Г. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом / Л.Г. Кузьмищева, И.Л. Трегубова, Т.Н. Садовая // Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 2012. - С.84¬85.
20. Кучма, В.Р. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей и подростков /
B. Р. Кучма, В.Н. Сарнадский, Н.В. Стихин, В.В. Чепрасов // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам: материалы научно-практической конференции. - М., 21-24 мая 2011г. - C. 89¬91.
21. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред.
C. Н. Попова. - М.: Академия, 2016. - 416 с.
22. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. - 172 с.
23. Морозова, Т. С. Соматоскопический метод оценки осанки и его обоснование / Т.С. Морозова // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2011. - №3. - С. 52 - 54.
24. Мельничук, Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом / Н.В. Мельничук, Г.К. Корнилова // Биологическая обратная связь. - 2013. -№2. -C.47.
25. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие / Г.С. Никифоров. - М.: Инфра-М, 2015. - 451 с.
26. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Владос, 2013. - 74 с.
27. Пенькова, И.В. Совершенствование работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе уроков физической культуры / И.В. Пенькова, Ю.А. Мельникова // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2011. - №1. - С. 33-34.
28. Пешкова, А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / А.П. Пешкова. - Омск: б. и., 2010. - 74 с.
29. Потапчук, А.А., Дидур, М.Д. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь. 2011. - 166 с.
30. Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст] / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь,
2012. - 464 с.
31. Рябинин, С.П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2013. - 431 с.
32. Садовой, М.А. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника / М.А. Садовой, И.Л. Трегубова, Т.Н. Садовая // О реализации программы «Здоровая семья»: по материалам Научно¬практической конференции. - Новосибирск, 2016. - С. 28-31.
33. Сапин, М.Р. Анатомия человека. В 2 кн.: Учеб. для студ. биол. и мед. спец. вузов. Кн. 2 / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич - М.: ОНИКС 21 век, 2010. — 431 с.
34. Ситко, Л.А. Компьютерно-оптическая топография как метод скрининговой и динамической оценки деформации позвоночника у детей / Л.А. Ситко, В.К. Фетодов, М.А. Степкина, П.А. Пристяжнюк // Материалы конгресса педиатров России, Москва, 16-18 февраля 2012. - М, 2012. - С. 493.
35. Степкина, М.А. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников / М.А. Степкина, С.Ю. Жуков,
В.Н. Сарнадский // Человек и его здоровье. - СПб, 2015. - С. 175-176.
36. Сулимов, A.A. Оздоровление подростков с нарушением осанки средствами физической культуры при топологическом подходе : дис. ... канд. пед. наук / A.A. Сулимов. - Смоленск, 2014. - 187 с.
37. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе» Танцевально¬игровая гимнастика для детей / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.- СПб: Детство- пресс, 2010. - 163 с.
38. Фомичев, Н.Г. Система раннего скрининга и мониторинга деформаций позвоночника у детей / Н.Г. Фомичев, М.А. Садовой,
В.Н. Сарнадский // Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. -
Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию
Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 2013. - С. 145-146.
39. Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - К.: Освита, 2014. - 400 с.
40. Черная, Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей: Учебное пособие / Н.Л. Черная. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ