ФОРМИРОВАНИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Лексикон и его развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования устного народного творчества
в развитии словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 27
2.1. Цели, задачи, методика изучения состояния атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Лексикон и его развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования устного народного творчества
в развитии словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 27
2.1. Цели, задачи, методика изучения состояния атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития лексической стороны речи у дошкольников является одной из актуальных проблем на современном этапе, так как последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с общим недоразвитием речи.
Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.
Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
У детей с нарушениями речи употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность исследования. Изучением особенностей лексики детей с ОНР и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Поиск новых форм работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимосвязи с творческими способами усвоения культурного наследия.
Возможность и эффективность использования устного народного творчества в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность коррекционной работы.
Изучением развития словарного запаса посредством детского фольклора занимались психологи, педагоги и лингвисты, такие как А.Н. Богатырёва, М.К. Боголюбская, Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, Ю.Г. Илларионова, О.И. Капица, О.С. Ушакова, К. Д. Ушинский, В.В. Шевченко, Л.П. Якубинский и др.
В настоящее время методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно словарного запаса. Современные условия требуют всестороннего развития словаря детей. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Формирование атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Цель исследования: определить методические условия формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Объект исследования: особенности атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества будет зависеть от следующих условий:
- систематическое использование устного народного творчества на логопедических занятиях;
- тщательный отбор средств устного народного творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе изучения научно-методической литературы теоретически обосновать проблему формирования атрибутивного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
2. Изучить состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, О.Е. Грибовой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной, Т.В. Тумановой, В.И. Яшиной и др.
Исследованиями в области развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка», г. Губкин. Белгородская область, старшая группа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Проблема развития лексической стороны речи у дошкольников является одной из актуальных проблем на современном этапе, так как последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с общим недоразвитием речи.
Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.
Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
У детей с нарушениями речи употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность исследования. Изучением особенностей лексики детей с ОНР и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Поиск новых форм работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимосвязи с творческими способами усвоения культурного наследия.
Возможность и эффективность использования устного народного творчества в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность коррекционной работы.
Изучением развития словарного запаса посредством детского фольклора занимались психологи, педагоги и лингвисты, такие как А.Н. Богатырёва, М.К. Боголюбская, Г.С. Виноградов, Л.С. Выготский, Ю.Г. Илларионова, О.И. Капица, О.С. Ушакова, К. Д. Ушинский, В.В. Шевченко, Л.П. Якубинский и др.
В настоящее время методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно словарного запаса. Современные условия требуют всестороннего развития словаря детей. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Формирование атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Цель исследования: определить методические условия формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Объект исследования: особенности атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия формирования атрибутивного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества будет зависеть от следующих условий:
- систематическое использование устного народного творчества на логопедических занятиях;
- тщательный отбор средств устного народного творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе изучения научно-методической литературы теоретически обосновать проблему формирования атрибутивного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
2. Изучить состояние атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы по изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, О.Е. Грибовой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Е.М. Струниной, Т.В. Тумановой, В.И. Яшиной и др.
Исследованиями в области развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка», г. Губкин. Белгородская область, старшая группа.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальной темой, особенно трудно для детей данной категории формирование атрибутивного словаря, даже дети без нарушений испытывают трудности образования прилагательных и обогащения лексического запаса словами-признаков, так как формирование прилагательных в онтогенез происходит позже других частей речи.
Теоретически обосновав проблему формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества, мы рассмотрели три вопроса: лексикон и его развитие в онтогенезе, особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, возможности использования устного народного творчества в развитии словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Было выяснено, что словарь - это совокупность слов, используемых в чьей-либо речи. Развитие словаря в онтогенезе связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеется ряд проблем в формировании словаря прилагательных, например, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Существует множество средств, методов и приемов формирования словаря у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, одним из таких средств является устное народное творчество.
Проведенное исследование, целью которого было изучение состояния атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В своей работе опирались на методику обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи, данную в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Были предложены такие задания: подбор прилагательных, образованных от существительных, подбор притяжательных прилагательных, подбор антонимов, соедини слова, изучение умения классифицировать прилагательные по группам.
Исследование показало, что низкий уровень составил 87,5%, средний уровень - 12,5%. Дошкольники с ОНР чаще используют прилагательные, семантически далекие; у них ограничен объем словаря, мала активность процесса поиска слова, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова.
Нами были предложены методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества. В методические рекомендации входят методические принципы организации работы, теоретические положения при коррекционном воздействии, рекомендации Т.А. Ткаченко, предложены загадки по лексическим тема, а также задание по сочинению собственных загадок.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Изучение формирования словаря дошкольников с общим недоразвитием речи является весьма актуальной темой, особенно трудно для детей данной категории формирование атрибутивного словаря, даже дети без нарушений испытывают трудности образования прилагательных и обогащения лексического запаса словами-признаков, так как формирование прилагательных в онтогенез происходит позже других частей речи.
Теоретически обосновав проблему формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества, мы рассмотрели три вопроса: лексикон и его развитие в онтогенезе, особенности атрибутивного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, возможности использования устного народного творчества в развитии словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Было выяснено, что словарь - это совокупность слов, используемых в чьей-либо речи. Развитие словаря в онтогенезе связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеется ряд проблем в формировании словаря прилагательных, например, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Существует множество средств, методов и приемов формирования словаря у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, одним из таких средств является устное народное творчество.
Проведенное исследование, целью которого было изучение состояния атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В своей работе опирались на методику обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи, данную в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Были предложены такие задания: подбор прилагательных, образованных от существительных, подбор притяжательных прилагательных, подбор антонимов, соедини слова, изучение умения классифицировать прилагательные по группам.
Исследование показало, что низкий уровень составил 87,5%, средний уровень - 12,5%. Дошкольники с ОНР чаще используют прилагательные, семантически далекие; у них ограничен объем словаря, мала активность процесса поиска слова, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова.
Нами были предложены методические рекомендации по формированию атрибутивного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами устного народного творчества. В методические рекомендации входят методические принципы организации работы, теоретические положения при коррекционном воздействии, рекомендации Т.А. Ткаченко, предложены загадки по лексическим тема, а также задание по сочинению собственных загадок.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.





