Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ пассивных операций коммерческого банка (на примере Челябинского филиала АО «СМП Банк»)

Работа №65261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

банковское дело и кредитование

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Понятие и виды пассивных операций коммерческого банка
1.2 Политика управления пассивными операциями коммерческого банка
2.3 Методика анализа пассивных операций коммерческого банка
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ЧФ АО «СМП БАНК» ЗА 2014-2016 ГГ.
2.1 Анализ экономического состояния АО «СМП Банк»
2.2 Анализ пассивных операций коммерческого банка Челябинского филиала
АО «СМП Банк» 43
3 НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЧФ АО «СМП БАНК» .
3.1 Разработка направлений совершенствования пассивных операций банка (на
примере АО «СМП Банк»)
3.2 Оценка эффективности предлагаемого проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования связана с тем, что управление пассивными операциями имеет особенное значение для деятельности любого коммерческого банка. Осуществляя активные операции (кредитование и инвестиции, прежде всего), банк нуждается в ресурсах, которые отчасти формируются за счет его собственного капитала (уставного капитала и нераспределенной прибыли, а также сформированных резервов, добавочного капитала и т.п.), а также за счет заемных источников, которые привлекаются на долгосрочной или краткосрочной основе от клиентов - от физических и юридических лиц, которые обслуживаются в банке, открывают депозиты, приобретают долговые ценные бумаги коммерческого банка. Так или иначе, пассивные операции могут предполагать привлечение ресурсов на разные сроки, с разной устойчивостью, с разной стоимостью привлечения этих ресурсов. Поэтому, формирование политики управления ресурсами, включая депозитную политику банка - это важная составляющая в банковской деятельности. Правильно сформированная политика управления ресурсами и пассивными операциями обеспечивает ликвидность и финансовую устойчивость банка, рост возможностей для его активных операций, а, следовательно, и доходов от деятельности.
Объектом дипломной работы является политика управления пассивными операциями и ресурсами на уровне филиала крупного коммерческого банка.
Предмет исследования - пассивные операции Челябинского филиала АО «СМП Банк».
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию пассивных операций Челябинского филиала АО «СМП Банк».
Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, следующие:
- определить сущность и виды пассивных операций коммерческого банка;
- описать основы управления пассивными операциями банка;
- представить методику оценки пассивных операций банка;
- проанализировать пассивные операции с юридическими и физическими лицами в Челябинском филиале АО «СМП Банк» и выявить проблемы;
- оценить влияние пассивных операций на результаты деятельности
исследуемого банка;
- обосновать направления совершенствования пассивных операций в
Челябинском филиале АО «СМП Банк»;
- оценить одно из предлагаемых мероприятий по совершенствованию.
Методы, которые использованы при написании работы и решении поставленных задач были следующими. Во-первых, это общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, моделирование. Во-вторых, это специально-научные методы, связанные с анализом финансовых показателей деятельности коммерческого банка (вертикальным, горизонтальным анализом показателей, коэффициентным и факторным анализом, анализом стоимости капитала, ликвидности, финансовой устойчивости).
Структурно работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы и методика оценки пассивных операций коммерческого банка. Во второй главе проводится анализ пассивных операций с юридическими и физическими лицами в Челябинском филиале АО «СМП Банк», влияния пассивных операций на показатели деятельности филиала, выявляются основные проблемы. В третьей главе на основе выявленных проблем предлагаются направления совершенствования управления пассивными операциями в Челябинском филиале АО «СМП Банк» с подробным обоснованием одного из мероприятий.
Нормативной базой исследования стало законодательство Российской Федерации об банках и банковской деятельности, а также законодательство о рынке ценных бумаг, гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения в России.
Теоретической базой исследования стали учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий таких авторов как Г.Н. Белоглазова, С.А.
Белозеров, Э.Дж. Долан, Е.Ф.Жуков, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, О.М. Маркова и других авторов.
В качестве эмпирической основы взята отчетность и иная информация из открытых и закрытых источников по Челябинскому филиалу АО «СМП Банк», его пассивным операциям.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по управлению пассивными операциями банка на уровне филиала.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться в Челябинском филиале АО «СМП Банк», а также других филиалов данного банка, в других подобных банков при формировании политики управления пассивными операциями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пассивные операции коммерческого банка - операции, связанные с формированием ресурсов коммерческим банком, привлечением средств как собственных, так и заемных (средств клиентов). Привлечение собственных средств возможно посредством формирования или увеличения уставного капитала банка (в России - продажа акций акционерного общества), использования нераспределенной прибыли и резервов из нее формируемых, а также добавочного капитала (эмиссионного дохода и средств переоценки). Привлечение средств клиентов возможно посредством эмиссии ценных бумаг (эмиссионных - облигаций и неэмиссионных - векселей, депозитных и сберегательных сертификатов), привлечения депозитов, открытия и обслуживания счетов (юридических, физических лиц, других кредитных организаций), межбанковского кредита и депозитов, получения целевого финансирования (помощи) от центральных банков на временной основе. При этом, привлечение средств клиентов в депозиты, от продажи ценных бумаг - платное (предполагает процентные расходы), а на текущие и иные счета - чаще бесплатное (банк получает еще и комиссионные доходы за обслуживание счетов).
Управление пассивными операциями - важная задача для коммерческого банка. Необходимо обеспечить законность операций (выполнение требований гражданского, банковского законодательства, законодательства о ценных бумагах, о противодействии легализации преступных доходов и т.п.), эффективность операций (оптимальную структуру пассивов, оптимальные расходы на привлекаемые ресурсы, которые должны быть как можно меньше, чем доходы, но сформированы в нужном размере), ликвидность и финансовую устойчивость банка.
При анализе пассивных операций банка исследование имеет следующую последовательность. Сначала будет проводится анализ динамики и структуры пассивов банка (результатов пассивных операций), в разрезе видов, срочности, отдельно - депозиты. Затем рассматривается динамика и структура процентных расходов по пассивам и процентных доходов по активам. В конечном итоге, проводится анализ эффективности привлечения ресурсов - то есть собственно пассивных операций банка, когда рассчитывается средняя ставка привлечения, размещения ресурсов, процентная маржа. Такая процедура анализа позволяет соблюсти его комплексность, осуществить всестороннюю и полную оценку. Результаты проведенного анализа будут способствовать принятию решений в области развития операций по привлечению ресурсов, повышения качества услуг, улучшения пассивных операций коммерческого банка.
Были сделаны следующие выводы относительно работы ЧФ АО «СМП Банк» по пассивным операциям с физическими лицами. Филиал, как и банк в целом, работает с физическими лицами по открытию текущих счетов, карт, Интернет- банкинга, а также по приему срочных вкладов (от 6 месяцев до 3 лет, с возможностями пополнения и частичного изъятия), а также осуществляет расчеты и переводы физических лиц, также на некоторое время концентрируя эти ресурсы (до получения конечным получателем или посредником). Основная часть средств физических лиц, привлеченных банком - это средства на текущих счетах, притом, что их объемы и доля выросли на конец 2016 года за счет развития зарплатных программ. В целом, динамика привлечения средств физических лиц достаточно слаба, особенно по срочным вкладам (среди которых максимальная доля - вкладов на срок 6 месяцев, а вклады со слишком значительным сроком имеют очень маленькие доли). Достаточно низка пока доля открытия срочных вкладов через Интернет-банкинг, что является негативным фактором развития работы с вкладчиками. Также было отмечено, что основная часть привлекаемых вкладов, открываемых рублевых счетов - это вклады в рублях, а не в иностранной валюте.
На основе проведенного изучения пассивных операций ЧФ АО «СМП Банк» с юридическими лицами, можно сделать следующие основные выводы. Отмечено, что банком открываются расчетные и текущие счета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, бесплатно подключается Интернет-банк, обслуживание счетов имеет довольно демократичные тарифы, как и прием и выдача наличных, инкассация. Помимо этого банк открывает валютные счета, специальные счета для расчетов (аккредитивы и т.п.), транзитные счета для эквайринга платежных карт (для пользователей терминалов, даже имеющих расчетные и текущие счета в других банках). Банком принимаются (только оффлайн) срочные депозиты, продаются процентные векселя. Объем ресурсов, привлекаемых от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, снизился в 2015 году, несколько вырос в 2016 (оставаясь ниже уровня 2014 года). При этом, значительная и основная часть ресурсов формируется именно за счет средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эта доля очень высока и практически не снижается. Доля срочных депозитов и векселей очень мала, и среди них значительная часть - это депозиты открытые на срок 3 месяца и векселя, выданные на такой же срок. Доли векселей и депозитов с более длительными сроками очень малы, в особенности, сроком более 1 года (что объяснимо дефицитом ресурсов предприятий-клиентов). Недостатки системы работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по пассивным операциями - в неприменении некоторых видов продуктов (корпоративные карты, Интернет-эквайринг), в отсутствии автоматизации работы с депозитами и в ограничении выдачи векселей.
Можно сделать следующие основные выводы по влиянию пассивных операций на показатели деятельности ЧФ АО «СМП Банк». В ресурсах банка, привлеченных от клиентов в результате осуществления пассивных операций, максимальная доля принадлежит средствам юридических лиц, а, точнее, средствам юридических лиц на текущих, расчетных и иных счетах. Доля средств клиентов высока (выше 50%), хотя и снижается постепенно. Вместе с тем, увеличивается доля межфилиальных расчетов - за счет финансирования филиала головным офисом банка. Она достигает на конец 2016 года той же величины, что доля средств на текущих счетах юридических лиц. Вследствие того, что наиболее значимые в структуре ресурсов виды ресурсов не имеют платного характера (средства на текущих счетах), стоимость привлеченных ресурсов в филиале достаточно низка - она увеличивается с 0,56 до 0,634% годовых, а размещение этих ресурсов в доходные активы дает процентную маржу в 17,6-17,7% годовых, что значительно. Однако, недостатком управления ресурсами является достаточно высокая зависимость филиала от нестабильных ресурсов - средств на текущих счетах, которые могут достаточно просто быть выведены клиентами. Маленькая доля срочных привлеченных средств - главный недостаток в его деятельности. Поэтому, ликвидность филиала поддерживается сейчас, преимущественно, средствами головного офиса АО «СМП Банк».
Решение проблем в организации пассивных операций ЧФ АО «СМП Банк» видятся в следующих направлениях: внедрение продуктов, обеспечивающих устойчивые остатки, внедрение инновационных продуктов, привлекающих клиентов, разработка новых методов привлечения средств физических лиц на долгие сроки, обеспечение конкурентоспособности РКО банка для роста количества клиентов. Для этого для банка предложены те продукты, которые возможно внедрить, пусть и с согласования головного офиса: это векселя (которые в банке выдаются, но предлагается выдавать их более свободно, физическим лицам и в офисах обслуживания в том числе, на срок под проценты), корпоративные карты (привязанные к счетам, имеющие возможность рассчитываться, снимать наличные и пополнять счет, а также с опцией «оплата с карты на карту» для быстрого приема платежей), специальные счета для накоплений для капитального ремонта, металлические счета (в золоте, платине, серебре, палладии).
Была подробна рассчитана эффективность мероприятия - внедрения новой корпоративной карты, что позволило бы привлечь больше клиентов-юридических лиц и ИП в банк. Эффект от реализации мероприятия за счет прироста остатка (на 108 млн.руб.) и его размещения под 18,3% (доход - 19,8 млн.руб. в год), с учетом дополнительных комиссионных доходов (0,9 млн.руб.) и расходов на реализацию мероприятия (6,4 млн.руб.) составит 14,2 млн.рублей в год. Эффективность реализации предлагаемого мероприятия - 222,3%.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
5. Об акционерных обществах: Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г.
№ 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.garant.ru
6. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. 30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
7. О переводном и простом векселе: Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
8. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru
9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
10. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru
11. О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой
платежными агентами: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru
12. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru
13. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 03 декабря 2012 г. № 139-И (в ред. от 20.10.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.garant.ru
14. Акчурина, И.И. Управление пассивными операциями коммерческого банка / И.И. Акчурина // Экономические науки. - 2016. - №56-3. - С.55-61.
15. Банки и банковские операции: учебник для вузов / под ред. Жукова Е.Ф. - М.: Банки и биржи, 2012. - 423 с.
16. Банковское дело: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 687 с.
17. Банковское дело: учебник для вузов / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; под. ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф.. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 768 с.
18. Банковское дело: учебник для вузов / под. ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П, Кроливецкой. - 6-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 592 с.
19. Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2014. - 415 с.
20. Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Колесникова В.И. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 564 с.
21. Банковское дело. Управление и технологии: учебник / под ред. А.М. Тавасиева. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 671 c.
22. Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Е.Ф.Жукова, Н.Д. Эриашвилию. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 614 с.
23. Белозеров, С.А. Банковское дело: учебник / С.А. Белозеров, О.В. Мотовилов. - М.: проспект, 2015. - 408 c.
24. Бикмухаметова, Р.Б. Теоретические аспекты управления пассивами коммерческого банка / Р.Б. Бикмухаметова // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 291-294.
25. Бломштейн, Г.Д. Банковское дело и платежная система: учебник для вузов / Г.Д. Бломштейн, Саммерс Б.Д. - М.: Дело, 2012. - 493 с.
26. Букато, В.И. Банки и банковские операции в России: учебник для вузов / под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 668 с.
27. Васильев, К.А. Особенности формирования банковских ресурсов / К.А. Васильев, Т.В. Васильева, Е.В. Кайгародова // Московский экономический журнал. - 2016. - №2. - С.29-35.
28. Герасимова, Е.Б. Банковские операции: учебник для вузов / Е.Б. Герасимов, И. Р. Унанян, Л. С. Тишина. - М.: Форум, 2012. - 613 с.
29. Глушкова, Н.Б. Банковское дело: учебник для вузов. / Н.Б. Глушкова. - М.: Экономический проект: Альма Матер, 2012. - 742 с.
30. Демидович, Ю.В. Совершенствование платежно-расчетных отношений и национальные платежные системы / Ю.В. Демидович // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2014. - № 9. - С. 21-26.
31. Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: учебник для вузов / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, под общ. ред. В.В. Лукашевича. - СПб.: 2012. - 786 с.
32. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: учебник для вузов / Э.Дж. Долан. - СПб.: ОРКЕСТР, 2012. - 496 с.
33. Жарковская, Е.П., Арендс И. О. Банковское дело: учебник для вузов/ Е. П. Жарковская - М: ИКФ «Омега-Л», 2013. - 599 с.
34. Коробова, Г.Г. Банковское дело: учебник для вузов/ Г. Г. Коробова. - М.: Юристъ, 2015. - 751 с.
35. Крупнов, Ю.С. Банковские услуги населению в глобальной сети Интернета / Ю.С. Крупнов // Бизнес и банки. - 2012. - № 2. - С. 8-12.
36. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / О. И.
Лаврушин - М.: КНОРУС, 2016. - 560 с.
37. Лаврушин, О.И. Управление деятельностью коммерческого банка: учебник для вузов / О.И. Лаврушин. - М: Юристъ, 2015. - 676 с.
38. Ларина, О.И. Банковское дело. практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / О.И. Ларина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 251 с.
39. Латышева, Н.В. Некоторые аспекты развития платежных систем в России и странах зарубежья / Н.В. Латышева // Финансы и кредит. - 2014. - №3 - С. 9-21
40. Маркова, О.М. Коммерческие банки и их операции: учебник для вузов / О.М. Маркова, Л.С. Сахарова, В.Н. Сидоров - М.: ЮНИТИ, 2014. - 457 с.
41. Мехряков, В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг / В.Д. Мехряков // Банковское дело. - 2014. - №7.-с. 12¬14.
42. Минина, Т.Н. Электронные банковские услуги / Т.Н. Минина // Банковские услуги. - 2015. - №7. - С. 31-35.
43. Мусина, Р.Ш. Пассивные операции коммерческих банков / Р.Ш. Мусина // Экономические науки. - 2016. - №45-2. - С.62-69.
44. Нестерова, Т.Н. Банковский менеджмент: учебник для вузов / Т.Н. Нестерова. - М.: Норма, Инфра-М., 2016. - 694 с.
45. Никитина, Т.В. Банковский менеджмент: учебник для вузов / Т. В. Никитина. - СПб.: Питер, 2014. - 660 с.
46. Ольхова, Р. Г. Банковское дело. Управление в современном банке: учебник для вузов / Р. Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2015. - 804 с.
47. Печникова, А.В. Банковские операции: учебник для вузов / А.В. Печникова, О.В. Маркова, Е.Б. Стародубцева. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 650 с.
48. Рамзаев, М.Г. Интернет-банкинг: медленно, но верно! / М.Г. Рамзаев [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://ecommerce.al.ru
49. Саксельцева, Е.Г. Оптимизация безналичных расчетов посредством услуг интернет-банкинга / Е.Г. Саскельцева // Организация продаж банковских продуктов. - 2014. - № 2. - С. 4-8.
50. Саксельцева, Е.Г. Этапы развития банковских технологий в системе безналичных расчетов / Е.Г. Саскельцева // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2012. - № 11. - С. 6-11.
51. Саркисянц, А.А. Новые технологии в расчетно-платежной системе коммерческого банка / А.А. Саркисянц // Планета Интернет. - 2015. - №5-6. - С.67-69
52. Сираева, Р. Р. Коммерческие банки на рынке ценных бумаг / Р.Р. Сираева, Л.А. Ханбикова // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2012. - С.171-172.
53. Смирнов, Е.Е. О совершенствовании безналичных расчетов в Российской Федерации / Е.Е. Смирнов // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2014. - № 11. - С. 21-27
54. Ханина, Т.М. Особенности формирования депозитной политики отечественных коммерческих банков в современных условиях / Т.М. Ханина // Решение проблем развития предприятий: роль научных исследований. - 2016. - № 8. - С. 14-19.
55. Шпортова, Т.В. Ресурсная политика коммерческого банка / Т.В. Шпортова, Л.А. Алтынникова, М.А. Солдатова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 2441-2445.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ