Организация и ресурсное обеспечение социального обслуживания населения в муниципальном образовании (на примере бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.1 Сущность и функции системы социального обслуживания
населения 10
1.2 Источники финансовых ресурсов учреждений системы социального
обслуживания населения 24
2 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА 37
2.1 Анализ обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами учреждений системы социального обслуживания населения 37
2.3 Анализ обеспеченности финансовыми ресурсами учреждений системы
социального обслуживания населения 51
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
3.1 Основные направления совершенствования управления ресурсным
обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения 60
3.2 Расширение дополнительных услуг как инструмент совершенствования ресурсного обеспечения учреждений системы социального обслуживания населения 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.1 Сущность и функции системы социального обслуживания
населения 10
1.2 Источники финансовых ресурсов учреждений системы социального
обслуживания населения 24
2 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА 37
2.1 Анализ обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами учреждений системы социального обслуживания населения 37
2.3 Анализ обеспеченности финансовыми ресурсами учреждений системы
социального обслуживания населения 51
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
3.1 Основные направления совершенствования управления ресурсным
обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения 60
3.2 Расширение дополнительных услуг как инструмент совершенствования ресурсного обеспечения учреждений системы социального обслуживания населения 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что система социальной защиты населения является неотъемлемой частью социального государства, необходимая для реализации материального благополучия граждан, содействия социальному согласию и солидарности в обществе. Перед Россией стоит задача создания такой системы социальной защиты, которая смогла бы достаточно быстро и качественно поднять уровень жизни социально неблагополучных групп населения и в то же время не оказывать сдерживающего влияния на развитие экономики. Решение этой задачи может быть найдено в создании гибких, способных быстро адаптироваться в новых экономических условиях программ социальной защиты, основывающихся на лучших мировых достижениях и учитывающих национальные особенности.
В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Термин «социальное» определяет то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых поступлений в государственный бюджет. Однако в последнее время объективно нарастает процесс коммерциализации услуг, который наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос со стороны потребителей услуг, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации, одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы, с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находившимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.
Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на последовательное повышение уровня жизни малообеспеченных категорий населения, обеспечение доступности и качества социальных услуг. В задачи социального обслуживания населения входит укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье; создание благоприятных условий развития детей, попавших в трудную жизненную ситуации; совершенствование деятельности детских социозащитных учреждений, качества социальных услуг предоставляемых семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; совершенствование системы социального обеспечения, государственной поддержки граждан на основе развития адресности, своевременности и достаточности мер социальной помощи; содействие развитию деятельности общественных объединений граждан, негосударственных форм добровольчества и благотворительности в сфере социальной поддержки населения; оказание адресной помощи пожилым гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан на основе соблюдения стандартов и нормативов социальных услуг, укрепления материальной базы учреждений; содействие организации безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие трудовой занятости инвалидов, а также содействие развитию социального партнерства. Значимость этих задачи и предопределила актуальность работы.
Объект исследования - КЦСОН «Импульс».
Предмет исследования - ресурсное обеспечение учреждения социального обслуживания населения.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения города.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции системы социального обслуживания населения;
- определить источники финансовых ресурсов учреждений системы социального обслуживания населения;
- проанализировать обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами учреждения системы социального обслуживания населения;
- предложить основные направления совершенствования управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения;
- расширить дополнительные услуги как инструмент совершенствования ресурсного обеспечения учреждений системы социального обслуживания населения.
В процессе исследования использовались региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие основные направления социальной защиты населения; социальные программы; материалы федеральной и региональной статистики.
Теоретической основой проекта явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социальной защитой населения, реструктуризации экономики, моделирования развития региональных социально-экономических систем: Закомолдиной Т.О., Козлова А.А., Леонтьевой А.Г., Павленок П.Д., Фирсова М.В. и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практических целях для улучшения качества социального обслуживания населения ХМАО.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия является правовым социальным государством. Термин «социальное» определяет то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утверждение в обществе социальной справедливости. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых поступлений в государственный бюджет. Однако в последнее время объективно нарастает процесс коммерциализации услуг, который наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос со стороны потребителей услуг, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации, одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы, с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находившимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.
Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на последовательное повышение уровня жизни малообеспеченных категорий населения, обеспечение доступности и качества социальных услуг. В задачи социального обслуживания населения входит укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье; создание благоприятных условий развития детей, попавших в трудную жизненную ситуации; совершенствование деятельности детских социозащитных учреждений, качества социальных услуг предоставляемых семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; совершенствование системы социального обеспечения, государственной поддержки граждан на основе развития адресности, своевременности и достаточности мер социальной помощи; содействие развитию деятельности общественных объединений граждан, негосударственных форм добровольчества и благотворительности в сфере социальной поддержки населения; оказание адресной помощи пожилым гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан на основе соблюдения стандартов и нормативов социальных услуг, укрепления материальной базы учреждений; содействие организации безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие трудовой занятости инвалидов, а также содействие развитию социального партнерства. Значимость этих задачи и предопределила актуальность работы.
Объект исследования - КЦСОН «Импульс».
Предмет исследования - ресурсное обеспечение учреждения социального обслуживания населения.
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения города.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции системы социального обслуживания населения;
- определить источники финансовых ресурсов учреждений системы социального обслуживания населения;
- проанализировать обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами учреждения системы социального обслуживания населения;
- предложить основные направления совершенствования управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения;
- расширить дополнительные услуги как инструмент совершенствования ресурсного обеспечения учреждений системы социального обслуживания населения.
В процессе исследования использовались региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие основные направления социальной защиты населения; социальные программы; материалы федеральной и региональной статистики.
Теоретической основой проекта явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социальной защитой населения, реструктуризации экономики, моделирования развития региональных социально-экономических систем: Закомолдиной Т.О., Козлова А.А., Леонтьевой А.Г., Павленок П.Д., Фирсова М.В. и др.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практических целях для улучшения качества социального обслуживания населения ХМАО.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены понятия «социальное обслуживание», «социальный работник», «бюджетное учреждение». Были рассмотрены источниками финансирования муниципального учреждения.
Таким образом, финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, формируемых за счет субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и приносящей доход деятельности, заемных средств, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании.
Источниками формирования финансовых ресурсов государственных (муниципальных) учреждений являются поступления из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, доходы от предпринимательской деятельности и добровольные взносы и пожертвования.
Основными критериями, определяющими финансовую самостоятельность учреждений являются: наличие субсидиарной ответственности учредителя; степень ответственности по обязательствам; возможность распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности и имуществом, совершать крупные сделки, привлекать бюджетные и заемные источники финансирования, открывать счета в кредитных организациях.
Во второй главе выпускной квалификационной работы на основании вышеизложенного было установлено, что: деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетным кодексом; деятельность государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 1 июля финансируется путем выделения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Для этого учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности с 1 января 2012 г. План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений. Исследуемый объект бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» перешел на новые условия финансирования по государственному заданию с 01.01.2012 года.
Общая сумма финансирования КЦСОН «Импульс» за исследуемый период изменилась неравномерным образом. Основная доля поступлений приходится на бюджетные средства. Несмотря на их рост в абсолютном исчислении доля субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением задания сократилась. Соответственно доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности вырос.
Общая сумма целевых субсидий бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» на 2014 год составила 49500 тыс.рублей. Основную долю занимает субсидия на реализацию долгосрочной областной целевой программы «Старшее поколение на 2014-2016 годы». В рамках программы планируется открытие отделений специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения, проведение ремонта областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания, домов-интернатов, оснащение отделений временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов бытовой техникой.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были представлены направления совершенствования управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения. Были предложены такие мероприятия, как: повышение эффективности использования трудовых ресурсов (повышение квалификации, повышение оплаты соц.работников, внедрение «эффективного контракта», формирование кадрового резерва); повышение эффективности использования финансовых ресурсов (развитие платных услуг и различных форм предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных источников финансирования, создание эффективной системы финансирования учреждения); повышение эффективности использования материальных ресурсов (капитальный ремонт системы водоотведения и водоснабжения, реконструкция столовой, строительство котельной и установка дизель-генератора, благоустройство прилегающей территории).
На базе КЦСОН «Импульс» предлагается открыть социальную парикмахерскую. Социальная парикмахерская будет функционировать в помещении Комплексного центра социального обслуживания «Импульс», а также обслуживать граждан на дому. В штатном расписании предусматривается должность парикмахера. Годовая выручка от реализации услуги составит 329 472 руб., себестоимость - 300 024 руб. В результате годовая прибыль составила 29 448 руб. Рентабельность услуги 9,81 %.
Таким образом, финансовые ресурсы бюджетных учреждений - это совокупность денежных средств, формируемых за счет субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и приносящей доход деятельности, заемных средств, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием учреждения в целях реализации задач, поставленных учредителем при его создании.
Источниками формирования финансовых ресурсов государственных (муниципальных) учреждений являются поступления из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, доходы от предпринимательской деятельности и добровольные взносы и пожертвования.
Основными критериями, определяющими финансовую самостоятельность учреждений являются: наличие субсидиарной ответственности учредителя; степень ответственности по обязательствам; возможность распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности и имуществом, совершать крупные сделки, привлекать бюджетные и заемные источники финансирования, открывать счета в кредитных организациях.
Во второй главе выпускной квалификационной работы на основании вышеизложенного было установлено, что: деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Бюджетным кодексом; деятельность государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 1 июля финансируется путем выделения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Для этого учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности с 1 января 2012 г. План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений. Исследуемый объект бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» перешел на новые условия финансирования по государственному заданию с 01.01.2012 года.
Общая сумма финансирования КЦСОН «Импульс» за исследуемый период изменилась неравномерным образом. Основная доля поступлений приходится на бюджетные средства. Несмотря на их рост в абсолютном исчислении доля субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением задания сократилась. Соответственно доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности вырос.
Общая сумма целевых субсидий бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» на 2014 год составила 49500 тыс.рублей. Основную долю занимает субсидия на реализацию долгосрочной областной целевой программы «Старшее поколение на 2014-2016 годы». В рамках программы планируется открытие отделений специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения, проведение ремонта областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания, домов-интернатов, оснащение отделений временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов бытовой техникой.
В третьей главе выпускной квалификационной работы были представлены направления совершенствования управления ресурсным обеспечением учреждений системы социального обслуживания населения. Были предложены такие мероприятия, как: повышение эффективности использования трудовых ресурсов (повышение квалификации, повышение оплаты соц.работников, внедрение «эффективного контракта», формирование кадрового резерва); повышение эффективности использования финансовых ресурсов (развитие платных услуг и различных форм предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных источников финансирования, создание эффективной системы финансирования учреждения); повышение эффективности использования материальных ресурсов (капитальный ремонт системы водоотведения и водоснабжения, реконструкция столовой, строительство котельной и установка дизель-генератора, благоустройство прилегающей территории).
На базе КЦСОН «Импульс» предлагается открыть социальную парикмахерскую. Социальная парикмахерская будет функционировать в помещении Комплексного центра социального обслуживания «Импульс», а также обслуживать граждан на дому. В штатном расписании предусматривается должность парикмахера. Годовая выручка от реализации услуги составит 329 472 руб., себестоимость - 300 024 руб. В результате годовая прибыль составила 29 448 руб. Рентабельность услуги 9,81 %.
Подобные работы
- Организация и ресурсное обеспечение социального обслуживания населения в муниципальном образовании (на примере
бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания
населения «Импульс»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



