Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА В КОНЦЕПЦИИ СОВЕТСКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА 1920-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-Х ГОДОВ

Работа №65231

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические положения конструктивизма 7
Глава 2 Градостроительные концепции конструктивизма 47
Глава 3 Воплощение идей конструктивизма в Петрограде-Ленинграде 72
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 96


Рухнула огромная империя. В огне Гражданской войны сгорал старый мир и создавался новый. Миновали голодные военные годы. Более лояльная новая экономическая политика сменилась годами сталинских пятилеток.
Кардинальные социальные изменения сопровождались и сдвигами в производственных сферах: повсеместная электрификация (план ГОЭЛРО), позже - форсированная индустриализация, изменение системы труда в аграрном секторе (коллективизация). Социальные реалии новой страны нуждались в иных подходах во всех жизненных сферах. Изменившееся общество требовало новой эстетики, новой архитектуры, нового человека.
Период 1920-х - первой половины 1930-х годов характеризуется чрезвычайным богатством художественных направлений: конструктивизм, рационализм, имеющий во многом схожие с конструктивизмом положения, но по-иному разрабатывающий вопрос художественной формы (рационализм развивала Ассоциация новых архитекторов, основные положения изложены в газете «Известия Ассоциации новых архитекторов» ), многочисленные о бновления и интерпретации уже суще ствующего культурного и архитектурного наследия («красная дорика» И.А. Фомина, супрематистские веяния, попытки интерпретации национальной архитектуры и т.д.).
Вопросами проявления авангарда в архитектуре и других направлениях творческой деятельности занимался искусствовед Селим Омарович Хан¬Магомедов (1928 - 1911). В своих обширных работах он тщательно реконструировал деятельность авангардных кружков и вузовских факультетов, выявил теоретические воззрения разных направлений искусства 1920 - 1930-х годов.
Историк и теоретик архитектуры Андрей Владимирович Иконников (1926 - 2001) в своих научных трудах , освещая вопросы мировой архитектуры, раскрывает также и деятельность архитекторов-авангардистов.
Также изучаемый период получил название «культуры один» в работе «Культура Два» Владимира Зиновьевича Паперного (р. в 1944).
Вопросами непосредственно ленинградского авангарда активно занимается искусствовед Борис Михайлович Кириков (р. в 1948)5. Он акцентирует своё внимание на отдельных авангардных постройках и присваивает им искусствоведческую интерпретацию. Аналогичный характер носит работа Елены Владимировны Первушиной «Ленинградская утопия: авангард в архитектуре Северной Столицы» . Также этим вопросам посвящены отдельные статьи .
Актуально сть работы о бусловлена не обходим о стью осмысления советской культуры 1920-х - первой половины 1930-х годов в общемировом контексте и как части процесса развития русской культуры в целом.
Более того, живой неподдельный интерес к раннесоветскому авангарду проявляется у молодого поколения, в силу своего возраста не помнящего советских реалий или появившегося на свет уже после прекращения суще ствования Советского Союза, поколения, которое знает советское культурное пространство только по рассказам старших, старым фильмам и пришедшей в упадок архитектуре. Вероятно, вскрытие законов существования раннесоветского авангарда может для этого поколения пролить свет на причины появления и особенности типично советской культуры, совершенно непонятной и незнакомой ему.
Также архитектурная мысль авангарда (в особенности, конструктивизма, как, вероятно, самого практически ориентированного направления этого времени) породила огромное количество талантливых идей и решений, которые зачастую были воплощены только на бумаге. Обращение к этому неисчерпаемому запасу идей и их изучение может значительно повлиять на творчество современных архитекторов и деятелей культуры.
Научная новизна заключается в том, что вопрос существования цельного образа Петрограда-Ленинграда в советском конструктивизме, отделённом ко всему от прочих авангардных течений, впервые становится предметом пристального изучения.
В качестве основного источника по разным теоретическим вопросам конструктивизма использованы выпуски журнала «Современная архитектура», выходившего с 1926 по 1930 включительно и ставшего главным периодическим изданием Объединения современных архитекторов - главного интеллектуального центра страны по развитию и реализации идей конструктивизма в сфере архитектуры. В журнале помимо теоретических статей опубликованы конструктивистские проекты и архитектурные сооружения, созданные в разных городах Советского Союза, а также регулярные отчёты о деятельности представителей ОСА по всей стране.
Для выявления концепции образа Петрограда-Ленинграда были изучены условия конкурсов, градостроительные планы, проекты зданий и фотографии построек, а также статьи, опубликованные в «Современной архитектуре» и других специализированных профессиональных изданиях изучаемой нами эпохи и позже. Разумеется, в качестве визуального источника использованы и сами сохранившиеся по стройки.
Цель работы: выявить образ Петрограда-Ленинграда, сложившийся в концепции советского конструктивизма.
Исходя из этого поставлены следующие задачи:
• проанализировать теоретические работы самих конструктивистов, преимущественно опубликованные в журнале «Современная архитектура» и посвящённые вопросам теории конструктивизма;
• всесторонне выявить концепцию конструктивизма, сложившуюся в интеллектуальном поле Объединения современных архитекторов;
• проанализировать градостроительные теории конструктивистов;
• проанализировать конструктивистские градостроительные проекты;
• выявить конструктивистский взгляд на организацию городского пространства;
• проанализировать условия конкурсов, касающихся масштабной застройки Петрограда-Ленинграда, и проекты 1920-х - первой половины 1930- х годов;
• проанализировать проекты конструктивистских зданий, сами постройки, их фотографии, опубликованные в специализированных периодических изданиях, и схему расположения этих зданий на карте города;
• выявить черты, отличающие ленинградский конструктивизм от его проявления в других городах.
Выпускная квалификационная работа помимо введения включает в себя три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Первая глава «Теоретические положения конструктивизма» посвящена обзору теоретических работ конструктивистов и выявлению сути конструктивизма как художественного и интеллектуального явления.
Во второй главе «Градостроительные концепции конструктивизма» производится обзор конструктивистских градостроительных концепций и проектов и формулируется теория существования и организации города, созданная конструктивизмом.
Третья глава «Воплощение идей конструктивизма в Петрограде- Ленинграде» посвящена обзору архитектурных настроений Петрограда- Ленинграда в изучаемый период, анализу планов, проектов и построек и попытке выявить образ города, сложившийся в конструктивизме.
В заключении озвучены основные выводы к работе и сформулированы перспективы дальнейшего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведённого исследования были выполнены поставленные задачи. Были проанализированы теоретические работы конструктивистов сформулирована общая концепция конструктивизма. Также были проанализированы градостроительные теории конструктивистов и их проекты по строительству и реорганизации городов и были выявлены взгляды конструктивистов на вопросы урбанистики. В том, что касается Петрограда-Ленинграда, были проанализированы градостроительные планы, проекты застройки районов и зданий, фотографии построек и сами здания, созданные в изучаемый период. Также были выявлены черты ленинградского конструктивизма.
В результате работы были сделаны следующие выводы.
Конструктивизм как культурное явление возник в самом начале 1920-х годов и, по определению его сторонников, был рабочим методом, синонимичным понятию «рационального метода».
Конструктивизм проявился большей частью в архитектуре, но также имел отражение в графике, кино, фотографии, дизайне и массовых действах.
Важнейшими основополагающими особенностями конструктивизма были следующие установки. Во-первых, установка на абсолютную рациональность как в процессе создания новых вещей или зданий, так и в их эксплуатации. Установка на рациональность формирует принципиально новое понимание красоты.
Во-вторых, установка на научность, проявляющаяся в интересе к технике, к попыткам решения абсолютно всех вопросов из всех сфер жизни общества научными методами, а также в понимании осуществляемого в 1920¬е годы строительства социализма как гигантского научного эксперимента.
В-третьих, пристальный интерес к разным аспектам человеческой психологии и психологической науки.
В-четвёртых, конструктивизм берёт на себя функцию воспитания людей.
В следствие изучения конструктивистской теории урбанистики были сделаны следующие выводы.
Конструктивисты стремились создать новый тип самостоятельного жилого района, застроив его принципиально новыми по внутреннему устройству жилыми домами (домами-коммунами), организовав их вокруг зданий Дворцов культуры и Районных советов, снабдив их также прочими общественными и хозяйственными учреждениями. Причём иногда подобный план организации воплощался в проекте одного здания.
В середине 1920-х годов конструктивисты видят город двухполюсным, имеющим деловой центр (сити) и жилые районы, противопоставленные друг другу пластически (высотно) и организационно.
На рубеже 1920-х - 1930-х годов место этой идеи занимает концепция полной децентрализации города и всей страны, предполагающая распределение государственных учреждений всюду, а не только в центре, смешивающая аграрную деревню и индустриальный город в единое необъятное по площади поселение и апеллирующая скорее к транспортной системе коммуникаций, чем к истинно архитектурному решению.
В том, что касается Петрограда-Ленинграда, сделаны следующие выводы.
Во-первых, авангардных построек и градо строительных проектов в Петрограде-Ленинграде не было до середины 1920-х годов. Вероятно, это связано с давлением существовавшей в архитектурных и вузовских кругах традицией.
Во-вторых, авангардные по стройки стали появляться в Ленинграде в 1925 году, а первые истинно конструктивистские - только в 1927 году. Движение конструктивистов было малочисленным и базировало сь в основном на активном прогрессивно настроенном студенчестве ЛИГИ.
В-третьих, для построек ленинградского конструктивизма характерно отсутствие переходов между корпусами, которые были признаны нерациональными, и высотных зданий (по той же причине, хотя на самом деле в этом вопросе снова возобладала традиция), а также подражание поискам формы в супрематизме Казимира Малевича.
В - четвёртых, в начале 1930-х годов в Ленинграде получает распространение поздний конструктивизм, по-прежнему решающий архитектурные задачи рационально, но уже использующий элементы неоклассицистического декора, а т акже отходящий от принципа социалистической организации быта.
В-пятых, ленинградский конструктивизм в отличие от Москвы, не породил грандиозных утопиче ских проектов тотальной реорганизации города, однако город всё-таки был разделён на пояса по их функциям и высотности застройки, как этого предполагала урбанистика середины 1920-х годов. Конструктивисты не пытались решать градо строительные задачи на уровне целых жилых районов. Отсутствие главной единой эстетической и эргономической идеи в проектировании района усугублялось расслоением объектов по времени их постройки и проектированием разных домов разными архитекторами. Таким образом, ленинградский конструктивизм проявил себя на уровне зданий и лишь частично - на уровне жилых районов.
В конце концов, можно заключить, что образ Ленинграда в конструктивизме сложился фрагментарным, локальным и неоднородным. Конструктивистский образ города был окончательно рассеян последующей точечной и комплексной застройкой. Таким образом, цель работы, можно считать достигнутой.
Предполагаемые перспективы исследования заключаются в возможности исследования влияния идей конструктивизма на последующие архитектурные течения. Также в связи с этим есть возможность поэтапного изучения образа города, сложившегося в более поздние эпохи.



Источники.
• Архитектура СССР. - М., 1933. - № 1-6.
• Архитектура СССР. - М., 1936. - № 5.
• АСНОВА. Известия Ассоциации новых архитекторов. - М., 1926. - 1 т .
• Ган А.М. Конструктивизм. - Тверь, 1922. - 70 с.
• Ежегодник Общества архитекторов-художников. - Л., 1927. - Вып. 12.
• Ежегодник Общества архитекторов-художников. - Л., 1930. - Вып.13.
• Ежегодник Общества архитекторов-художников. - Л., 1935. - Вып.14.
• Зодчий: Архитектурный и художественно-технический журнал Ленинград. общества архитекторов. - Л., 1924. - № 1.
• Зодчий: Архитектурный и художественно-технический журнал С- Петерб. общества архитекторов. - СПб., 1917. - № 1-38.
• Зодчий: Архитектурный и художественно-технический журнал С- Петерб. общества архитекторов. - СПб., 1918. - №1.
• Из истории советской архитектуры. 1917-1925 гг.: Документы и материалы / Сост., авт. статей и примеч. В.Э. Хазанова; Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. Гл. архивное упр. при Совете Министров СССР. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 250 с.
• ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. - М.; Пг.: 1923. - № 1,3.
• Современная архитектура. - М., 1928. - № 1-6.
• Современная архитектура. - М., 1926. - № 1-6.
• Современная архитектура. - М., 1927. - № 1-6.
Современная архитектура. - М., 1929. - № 1-6.
Современная архитектура. - М., 1930. - № 1-6.
II. Литература.
• Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В 2 т. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. Т.1. - 654 с.
• Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера. - СПб.: Белое и черное, 2003. - 247 с. - (Архитекторы Санкт-Петербурга).
• Кириков Б. М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда: путеводитель/ Правительство Санкт-Петербурга, Ком. по гос. контролю, использ. и охране памятников истории и культуры. - Изд. 2-е. - СПб.: Коло, 2009. - 311 с.
• Ларионов А.А. Конструктивизм и неоклассика на архитектурном факультете Академии Художеств в 1920-е гг. Учебные работы// Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2011. № 1. С. 234-241.
• Паперный В.З. Культура Два. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 320 с.
• Первушина Е. В. Ленинградская утопия: авангард в архитектуре Северной Столицы. - М.; СПб.: Центрполиграф Русская тройка- СПб., 2012. - 382 с.
• Селиванова А.Н. Особенности «постконструктивизма» (1932-1937) на примере жилых ведомственных домов// Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления. М., 2010. С. 109-116.
• Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн. - М.: Стройиздат, 1996. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - 708 с.
• Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.
- М.: Стройиздат, 2001. Кн. 2. Социальные проблемы - 712 с.
• Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995. - 423 с.
• Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования) / Рос. акад. архитектуры и строит. наук (РААСН). - М.: Архитектура-С, 2007. - 520 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ