Введение 3-11
Глава I. Основные аспекты общественной и политической деятельности Фе-мистия 12-39
1.1 . Изучение начального этапа жизни ритора: воспитание, образова¬
ние, ранний период ораторской деятельности 12-21
1.2. Анализ политической и общественной деятельности Фемистия в
Константинополе 21-26
1.3 Политическая теория в речах Фемистия 26-39
Глава II. Фемистий как оратор и преподаватель ораторского искусства...
40-52
2.1. Характеристика ораторского наследия Фемистия 40-52
2.2. Риторика и философия в школе Фемистия в Константинополе..
52-63
2.3. Фемистий и христианство 63-71
Заключение 72-77
Список источников и литературы 78-81
Актуальность темы исследования состоит в том, что, в связи с интен-сивным развитием средств коммуникации и массовой информации, заметно возрос интерес к ораторскому искусству. Ему отводится особое место в со-циальной жизни и сфере образования. Ораторское искусство во многих стра-нах запада является одним из обязательных предметом почти во всех учеб-ных программах университетов, поскольку прагматичные стремления совре-менного человека к карьерному росту, профессиональной компетентности невозможно без умения говорить грамотно, аргументировано, красиво и убе-дительно.
Имя оратора и преподавателя Фемистия, как и все его литературное творчество, сегодня не вызывает большого интереса, оно обречено занимать довольно скромное, место где-то на периферии античной культуры. Между тем можно отметить не так много авторов античности, кому удалось зарабо-тать настолько большой успех при жизни и заслужить настолько колоссаль-ную славу, которую можно сопоставить разве только лишь с безграничным восхищением перед творчеством Демосфена и внушительным авторитетом Платона. Византийская и античная культурная традиция относила Фемистия к величайшим Византийским риторам, ставя его в один ряд с Либанием, Г и- мерием и многими христианскими богословами Византийского мира.
Тема является живой и актуально и тем, что мало где можно, встретить глубокий анализ его работ, а уж тем более характеристику его общественной и политической деятельности. Данная проблематика практически не рас-сматривалась в отечественной историографии.
Данный исторический период особенно актуален для данного исследо-вания тем, что именно в этот период происходит зарождение византийской культуры, как одной из крупнейших в восточно-христианском мире. В рабо-тах Фемистия отражены многие важнейшие события жизни империи .
Научная новизна исследования. В современной историографии рабо-ты Фемистия разрабатывались лишь в контексте философских идей. Феми-стий еще недостаточно оценен как оратор, мыслитель и особенно как препо-даватель эпохи Поздней античности. На сегодняшний момент нет комплекс-ного исследования ораторской прозы Фемистия IV в., а его роль в общест-венной и политической жизни почти не рассматривалась. Отдельные труды (прежде всего, «История греческой литературы» под редакцией С. И. Собо-левского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского, Т. 3, «История византий-ской политической литературы» В. Е. Вальденберг) носят описательный ха-рактер, выделяя лишь наиболее достоверные факты и отдельные аспекты те-мы.
Также особенностью данного исследования является то, что рассмат-риваемый ритор изучался отечественными исследователями лишь в некото-рых аспектах его деятельности так, например, можно встреть небольшое ко-личество статей, но нет крупных монографий, посвященных изучению ора-торского искусства Фемистия.
Еще одной особенностью можно отметить то, что источники по данной проблеме лишь частично переведены на русский язык, и во многом данное исследование основывается на изданиях зарубежных исследователей (прежде всего, Р. Пенеллы, Дж. Вандерспоэля).
Данное исследование изучает комплекс работ основного представителя позднеантичной ораторской прозы - Фемистия, который оставил после себя след в истории, духовной и культурной жизни Восточной Римской империи. Его речи - важный исторический источник по политической теории, истории образования, риторики. В работе представлена, как биография оратора, поли¬тическая и общественная деятельность, так и комплексный анализ его лите¬ратурного наследия с комментариями и выводами.
В качестве методологической основы данного исследования призна-ётся принцип историзма, который предполагает рассмотрение исторических процессов, событий и явлений во взаимной связи друг с другом и в хроноло-гической последовательности.
Среди наиболее важных методов исследования можно выделить спе-циальные исторические и общенаучные. Среди первых доменирует историко-биографический, но важнейшее место занимает также историко¬генетический и сравнительно-исторический (компаративный), а также хочет¬ся отметить междисциплинарный подход и метод критического анализа ис¬точников и историографии. Среди вторых можно назвать методы синтеза и анализа, дедукции и индукции.
В данном исследовании использовались следующие методы: историко-генетический, историко-сравнительный методы, в совокупности с комплекс-ным анализом источников. Использовались только источники нарративного характера. Также, при работе с большим количеством источников и их раз-нообразии, использовался историко-типологический метод, для выявления общих черт в работах разных авторов.
В данной работе выявляется уникальность, специфичность, неповтори-мость рассматриваемого автора (Фемистия) по основным признакам по срав-нению со всеми остальными представителями ораторского искусства. Один случай при этом понимается как одна форма, остальные случаи - только обобщённый контраст для показа специфики изучаемого основного события. Данный метод сравнения основан на индуктивном полностью изолирующем абстрагировании.
Объектом данной работы является личность Фемистия и его наследие в контексте культурного и политического наследия Поздней античности IV века.
Предмет: ораторское наследие, общественно-политическая и препода-вательская деятельность Фемистия в IV веке.
Цель изучить на основе имеющихся источников ораторское наследие, общественно-политическую и преподавательскую деятельность Фемистия в IV веке.
Задачами дипломной работы являются:
- дать общую характеристику некоторых отдельных аспектов его био-графии: воспитание, образование, ранней период ораторской деятельности;
- проанализировать политико-общественную деятельность Фемистия в Константинополе;
- изучить политической теории в речах Фемистия
- проанализировать ораторское наследие Фемистия;
- изучить преподавание риторики и философии в школе Фемистия в Константинополе;
- рассмотреть отношение Фемистия к христианству.
Источники. Данное исследование включает в себя только лишь пись-менные источники. Специфика данного исследования заключается в систе-матическом анализе обширного количества ораторского наследия одного ав-тора. Основными источниками для исследования являются литературное на-следие государственного деятеля, оратора, философа и учителя Поздней ан-тичности Фемистия. На сегодняшний момент, если говорить о литературном наследии Фемистия, можно сказать, что до нас дошли лишь копии речей ав-тора, к сожалению оригинального текста его работ не сохранилось. Совре-менное издание соединяет в себе 34 речи на греческом языке. Речи 33,23, 28 сохранились не в полном объеме, речь 25 это краткое содержание, полной работы. Речи Фемистия - оратора IV в почти не переведены на русский язык, лишь только некоторая их часть. В отечественной историографии сегодня существует только 6 речей из 34, переведенных на русский язык. Это речи III, XII, XXX переведенные А. Егунова, С.В. Поляковой , XXV, XXVII (с сокр.) М.Е. Грабарь-Пассек , XXXII, Т. Миллер .
Из зарубежных исследований можно отметить работу R.J. Panella «The Private Orations of Themistius» , которая содержит в себе полный перевод от-дельных работ Фемистия с комментариями и пояснениями по каждой.
К другим работам зарубежных авторов по переводу речей Фемистия можно отнести труд: «Themistii orationes quae supersunt» H. Schenkl, G. Downey .
В работе так же использовались источники и других авторов, в частно-сти это письма Либания и Григория Богослова , адресованные Фемистию. Письма Либания сохранились в числе свыше десятка, и все же составляют не очень большую часть всей корреспонденции Либания, так как охватывают период его жизни (388—393 гг.). В них можно встретить красочные похвалу в адрес Фемистия. Они являются важнейшим источником для изучения. Пи-сем Григория Богослова к Фемистию всего два, но ценность их также огром-на, они являются важным источником по изучению данной темы.
Информацию о Фемистие и его трудах можно встретить в работе Им-ператора Юлиана «Послание к Фемистию философу» . Где бывший ученик Фемистия - Юлиан высказывает свою точку зрения по поводу, философских работ своего учителя.
Биографические сведения о Фемистии довольно скудны. Среди сочи-нений, включенных им в состав «Библиотеки», находим политические и «царские» речи Фемистия [cod. 74] где в разделе «Фемистий, Политические Речи. Лесбонакх, Выступления» сохранились выдержки из биографии авто-ра.
Выбор источников по теме исследования обуславливался необходимо-стью системного подхода к изучению и анализу ораторской прозы IV века, а в частности отдельного его представителя Фемистия. Так же эти историче¬ские источники необходимы как доказательный и конкретизирующий мате¬риал по теме исследования.
Историография. В исторической науке труды, которые касаются про-блем ораторского искусства IV века, в основном являются составляющим компонентом более крупных исследований, которые посвящены, например, художественной или политической стороне античной литературы. Поэтому основными исследованиями, которые составили основу данной работы, яв-ляются в основном исследования комплексные и касаются они более общих аспектов ораторского искусства и греческой литературы.
В зарубежной историографии имеется определенное количество работ по изучению ораторского наследия Фемистия: книга John Vanderspoel «The-mistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty, and Paideia from Constantius to Theodosius» основанная на докторской диссертации под руководством Т. Д. Барнса, обеспечивает тщательную реконструкцию карьеры оратора IV ве¬ка Фемистия в свете свежей оценки соответствующих первоисточников. На¬ряду с его изображением Фемистия, в работе также подробно рассматривает аспекты политической и социальной истории восточной империи после смерти Константина Великого с особым упором на город.
Также некоторые работы R. J. Penella посвящены изучению деятельно-сти государственного деятеля Римской империи, греческого оратора и фило-софа Фемистия, такие как «Private Orations of Themistius» .
В трудах G. Downey «Themistius and the Defense of Hellenism in the Fourth Century» , «Education and Public Problems as Seen by Themistius» и F.
Schemmel «Die Hochschule von Konstantinopel im IV Jahrhundert»13 можно найти анализ и комментарии, как частных, так и политических речей Феми-стия. R. J. Penella написал качественную работу«Рпуа!е Orations of Themistius», где проанализировал все частные речи Фемистия.
Некоторые отдельные вопросы, касаемо ораторской прозы Фемистия можно найти в статьях Lawrence J. Daly «Themistius' Plea for Religious Toler-ance» , Gabor Almasi «The ridlle of Themistius and the questions of religious to-lerance in the sixteenth century» .
Из отечественной историографии можно отметить следующие работы.
Основной книгой по изучению политических теорий в ораторском на-следия Византийской империи стала книга В. Е. Вальденберга «История ви-зантийской политической литературы в связи с историей философских тече-ний и законодательства» . Это работа энциклопедического характера, охва-тывает историю политической мысли Византии от IV до XV веков. Данное издание содержит в себе достаточно подробный анализ политических теорий в речах Фемистия.
Книга П. Лемерля «Первый византийский гуманизм» посвящена ин-теллектуальной стороне жизни Византийской империи от ее начала до X века включительно, в том числе ранневизантийскому периоду, довольно важному для дальнейшего развития мировой литературы и культуры. Именно в этот период византийцы скопировали и таким образом сохранили для потомков наследие античных авторов.
Книга Гаспарова М. Л. «Ораторы Греции» рассказывает о значении ораторской прозы, начиная с классических ораторов V—IV веков до н. э. (Эсхин, Исократ, Демосфен и др.) и заканчивая I—IV веками н. э. (Либанием, Дион Хрисостом и др.). Все ораторы стали образцами красноречия для мно-гих других поколений риторов, и для Возрождения, и для нового времени.
Трехтомное издания «История греческой литературы» под редакцией С. И. Соболевского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского, содержит в себе множество информацию описательного и обобщающего характера, где рассматриваются все три основных представителя ораторской прозы IV века Либаний, Гимерий, Фемистий.
Других работ по ораторскому наследию Фемистия в отечественной ис-ториографии почти нет, есть лишь небольшие исследования в виде статей. Примерами таких работ может служить статья В. Т. Сиротенко «Фемистий о положении на Дунайской границе и о борьбе крестьян и рудокопов против готов» , а также статьи Н. Н. Болгова и А. М. Болговой «Риторика и фило-софия в школе Фемистия в Константинополе» и «Фемистий и его наследие в контексте культурного континуитета» .
Обзор историографии позволяет нам раскрыть основные аспекты ис-следуемой темы работы. Следует так же сказать, что основой для исследова-ния являются в основном зарубежные исследования и монографии, вследст-вие недостаточной информативности отечественных работ. Однако следует отметить, что большое количество статей отечественных исследователей ока-зали большой влияние на формирование фактологического материала и дока¬зательную базу настоящей работы.
Хронологические рамки исследования: составляют годы жизни Фе-мистия, этот промежуток времени около 317 - конечная дата после 388 - не далее 394 года.
Положения, выносимые на защиту. Данная работа призвана доказать что:
- представитель ораторской прозы Фемистий в своих сочинениях нахо-дились всецело в русле позднеантичной традиции;
- христианские реминисценции и аллюзии присутствуют у автора в ми-нимальной степени и не играют решающей роли;
- по отношению к государству рассматриваемый автор (Фемистий) яв-ляется крупным государственным чиновником и пользовался большим авто-ритетом в Константинополе в IV в.
- речи Фемистия - важный исторический источник по политической теории, истории образования, риторики IV века.
- философско-риторическая школа в Константинополе IV века имела громадный успех, и была известна во всей империи.
Апробация. В течение 5 лет работы над темой было подготовлено 6 выступлений на научных конференциях различного уровня и 8 публикаций в сборниках, выпущенных по итогам работы этих конференций (Белгород, Харьков, Псков).
По итогам проведённого исследования были сделаны следующие вы-воды.
Наиболее яркими представителями позднеантичного красноречия IV века и его основными представителями можно считать Гимерия (315 - 386 годы) - античного греческого оратора и учителя риторики, софиста, Либания (344 - около 393 годов), антиохийского ритора и язычника, Фемистия (около 317 - около 388 годов) - государственного деятеля Константинополя, оратора и философа. Дошедшие до нас обширное ораторское наследие представлен¬ных выше авторов, говорит об их значительной популярности и влиянии на формирование многих будущих поколений ораторов и софистов.
Фемистий (годы жизни около 317 - около 393 годов) являлся государ¬ственным и общественным деятелем, философом, оратором и преподавате¬лем ораторского искусства. Длительный промежуток времени он проживал в городе Константинополь на протяжении тридцать лет, где занимал важные административные посты и получил признание в конце 350 годов. Так же он был адвокатом и оратором в Константинополе, пользовался большой попу¬лярностью среди обозванных людей.
О жизни Фемистия известно только по автобиографическим замечани¬ям в его собственных работах и известно мало, что касается раннего этапа его жизни то это почти ничего. Местом рождения Фемистия была Колхида, как говорил сам ритор, «с крайних пределов Понта, возле Фасиса» (Речь XXVII) . Имя отца Фемистия Евгений, в своей частной речи «На смерть от¬ца» (Речь XX) , его можно охарактеризовать как человека среднего социаль¬ного статуса, не исключено, что его отец был мелким землевладельцем, кото¬рый занимался философией. В молодые годы Фемистий преподавал филосо¬фию и риторику в городах Малой Азии: в Никомидии (342-343) и Анкире (344-347), известность ему пришла в возрасте около 30 лет (по другим дан¬ным - 25). Между 347 и 355 гг. он основал в Константинополе философско- риторическую школу, но спустя некоторое время оставил преподавание ради государственной службы. Сам он очень рано пристрастился к занятиям фи¬лософией, и плодом их были комментарии к некоторым сочинениям Аристо¬теля. О философских взглядах Фемистия можно составить себе только при¬близительное понятие, так как среди его сочинениями есть лишь коммента¬рии к Аристотелю, но нет оригинальных, в которых бы он систематически рассматривал философские вопросы.
После его избрания в Сенат, в 357 году Фемистий получил должность в руководстве (prostasia), что, возможно, было эквивалентом принцепса сената. В частности, ему была передана ответственность за вербовку новых членов в Константинопольский Сенат, размер которого император Констанций увели¬чился до равного по количеству (следовательно, и по статусу) сенатскому Риму .
Фемистий был горд за 10 выполненных задач от лица Константино - польского сената. «Мой голос», как он утверждал в 383 г., «должен олице-творять голос сената». Кроме того, он занимал должность советника при ви¬зантийских императорах от Констанция (337-361) до Феодосия I (379-395), был воспитателем будущего императора Аркадия.
Почитание Констанция для Фемистия также очевидно в том, что он имел привилегию обедать за столом императора. Для грека из дальней про¬винции это была блестящая карьера. О близости к императорскому двору свидетельствуют и его речи, из которых две обращены к Констанцию, одна - к Иовиану, одна, - к Валентиниану, три - к Валенту и три - к Феодосию. Дей¬ствительно, число имперских панегириков, которые он поставил, превысило число других ораторов IV в. В этих речах, помимо похвалы императора, Фе- мистий также стремился воздействовать на свою имперскую аудиторию в со¬ответствии с его собственными философскими идеалами. С некоторой оче¬видной гордостью он утверждает, что убедил Валента время от времени при¬слушиваться к его советам.
Обзор политических речей Фемистия показывает, что он вращался не¬сомненно в области вопросов, завещанных античной философией. Она его и вдохновляла. Из его речей не видно, чтобы в современных ему политических отношениях выдвинулась перед ним какая-нибудь центральная проблема, во¬круг которой вращались бы все остальные и для разрешения которой ему по¬надобилось бы обратиться к античной философии или пересмотреть ее выво¬ды. Каждая из его речей имеет свой отдельный, чисто внешний повод, и Фе- мистий пользуется им для того, чтобы развить ту или иную тему в духе ан¬тичных учений.
Таким образом, насколько позволяют судить сочинения Фемистия, он как раз принадлежал к числу тех авторов, для кого политическая философия имела преимущественно литературный и гораздо менее — жизненный харак¬тер. Точки зрения для обсуждения и оценки политических идей ему чаще подсказывала не жизнь, а философская традиция и философское образование.
На сегодняшний момент, если говорить о литературном наследии Фе- мистия, нужно отметить, что, к сожалению оригиналов его речей, не сохра-нилось, до нас дошли лишь копии. Современное издание составляет 34 речи на греческом языке. Речи 23, 28, 33 сохранились не в полном объеме, речь 25 это краткое содержание, полной речи. Одни из самых древних работ Феми¬стия, дошедшие до нас сохранились на древнесирийском языке. К этим ра¬ботам можно отнести философские комментарии Аристотеля «О добродете¬ли» и сирийский вариант речи № 22, которые хранились вместе с рукописями X века, переведенные Сергием Решайнским, жившим в первой половине VI века. Что касается перевода работ Фемистия на русский язык, то на сего¬дняшний момент в отечественной историографии существует только перевод 6 речей из 34 возможных. Это речи XXV, XXVII (c сокр.) переведенные М.Е. Грабарь-Пассеком , III, XII, XXX А. Егуновой, С.В. Поляковой , XXXII, Т. Миллер.
Кроме ораторского наследия, Фемистий оставил множество перифраз, в частности, это комментарии к известным работам по философии . В данном параграфе Фемистий изучается лишь как оратор, и вследствие этого фило¬софские труды автора здесь рассмотрены не будут. Говоря о литературном наследии оратора, мы говорим о его 34 речах. Этот комплекс письменных ис¬точников можно отнести к классу нарративных, которые датируются 330¬380 годами, и дошедшие до нашего времени в виде рукописей.
Ораторское наследие Фемистия можно разделить на несколько основ-ных групп: политические и частные речи. Речи первой группы можно оха-рактеризовать, как политические, обычно это обращения к императорам или панегирики в их честь. Некоторые из них адресованы Грациану, Иовиану и Юлиану, другие к Феодосию, Валентиниану и к Валенту. Наиболее часто встречаемым определением такого вида речей является термин «похвала», это определение более емко отражает смысловое содержание таких речей нежели политические или общественные.
Особенностями ораторского наследия Фемистия, можно считать мас-совость занятий и обучения, гласность, завершенность выступления как лин¬гвистический прием, важность участия в общественной и государственной жизни .
Всё без исключения ораторское наследие Фемистия лишено поэтиче-ской красочности, пылкости описания и повествования, хотя он считается довольно хорошим стилистом, ведь это во многом сделало ему имя. Если от¬метить то, что ораторская деятельность Фемистия относиться ко времени формирования христианской литературы и богословия, то будет довольно важно рассмотреть позицию Фемистия относительно вероисповедания. Рабо¬ты оратора не содержат в себе никаких подтвержденных следов христианско¬го влияния. Оставаясь язычником, Фемистий, не был из числа помощников императора Юлиана и не испытывал открытой неприязни к христианам. Он был относительно «гибким атеистом», работая при этом довольно тесно с христианскими императорами. При этом он все же оставался сторонником религиозной терпимости, наверное, одним из немногих на тот момент. По¬этому можно сказать, что речи Фемистия достаточно объективны, так как не проявляют в себе никакого религиозного влияния.
Обучение ораторскому искусству по мнению Фемистия, требует от оратора тщательной подготовки, серьезных мыслей и умения давать характе¬ристику лиц так, чтобы слушатели поняли, о ком идет речь, даже если имя данного лица не названо. Только Речь XXX. «Заниматься ли земледелием?» выбивается из общего списка, являясь рутинным учебным материалом. Он утверждает, что приобретение знаний подобно стене, которая защищает тех, кто внутри. Фемистий в Речи XXIV, говорит по поводу образования следую¬щее. Мудрость, по мнению Гомера, важнее грубой силы, очевидной в пове¬дении Ахилла. Последним примером эффективности обучения является Одиссей, лишенный всего на шторм, он подошел к Навсикае, впечатляя ее одними словами. Использование только лишь риторики или философии сама по себе было недостаточно. Скорее, эти две дисциплины должны были дей¬ствовать гармонично, поддерживая друг друга.
Главное качество риторики заключалась в том, чтобы служить филосо¬фии, будучи средством для гармоничной её подачи. И наоборот, философия должна была наполнять речи оратора глубоким смыслом. Выступления должны обеспечивать нравственное обучение, необходимое для аудитории. В соответствии с этой точкой зрения, Фемистий считал себя первым филосо¬фом и вторым оратором.
Об идее религиозной свободы, которую автор затрагивает очень часто, можно сказать следующее. Здесь Фемистий, строго говоря, не имеет предше¬ственников. Он высказывает эту идею с такой ясностью и точностью, что в предшествующей политической литературе мы напрасно стали бы искать че¬го-нибудь подобного. Ни эллинистическая, ни тем более античная филосо¬фия не могли ему в этом помочь. Он обязан здесь только самому себе и исто¬рическим фактам, к которым он внимательно присматривался.
На основе проведенного исследования можно отметить, что Фемистий является уникальным примером позднеантичного гуманиста, в котором соче¬тались классическое образование и система ценностей - и служение христи¬анским императорам, не акцентируя внимание на мировоззрении. Во времена последней борьбы христианства с язычеством в конце IV в. таких людей бы¬ло немного. Поэтому он в чем-то предвосхищает более поздних «последних язычников» византийских времен V-VI вв. (Пампрепия, Илла, Зосима), со¬хранявших свое язычество в частной жизни. Значение Фемистия поэтому многократно возрастает: это не просто придворный оратор, а вполне яркий и цельный гуманист переходной эпохи, один из творцов культурного конти¬нуитета между античностью и средневековьем.
1. Григорий Богослов, свт. Письма. 32. К Фемистию (139). - URL: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t2/p_32/ (дата обращения: 10.02.2017).
2. Император Юлиан. Послание к Фемистию философу // Сочинения. СПб.: Акме, 2007. - С. 362—376.
3. Письма Либания в русских переводах / Сост. А.М. Болговой, Н.Н. Болгова. - Белгород, 2015. - 66 с.
4. Фотий. Cod. 74. Фемистий, Политические Речи. Лесбонакх, Выступ¬ления— URL: http://simposium.ru/ru/node/12656 (дата обращения: 10.02.2017).
5. Themistius. Orations III, XII, XXX / Пер. А. Егунова // Поздняя грече¬ская проза / Сост. С.В. Поляковой. - М.: ГИХЛ, 1961. - С. 621-638.
6. Themistius. Orations XXV, XXVII / Пер. М.Е. Грабарь-Пассек// Па-мятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства / Отв.ред. М.Е. Грабарь-Пассек. - М.: Наука, 1964. - С. 80-86;
7. Themistius. Oration XXXII / Пер. Т. Миллер // Ораторы Греции. - М., 1985. - С. 414-420.
8. Penella R.J. The Private Orations of Themistius. - Berk.: L.Ang., 2000. - 284 р.
9. Schenkl H., Downey G. Themistii orationes quae supersunt. Vol. 1-3. - Lpz., 1974. - 342 р.
Исследования
10. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
11. Болгов Н. Н., Болгова А.М. Риторика и философия в школе Феми- стия в Константинополе // Ученые записки исторического факультета БелГУ. Вып. 4. - Белгород, 2012. - С. 112-122.
12. Болгов Н. Н. Фемистий и его наследие в контексте культурного континуитета // Исторические науки. - Каменец-Подольск, 2013. - С. 63-73.
13. Борухович В.Г. Ораторское искусство Древней Греции. - URL: http://simposium.ru/ru/book/export/html/10199 (дата обращения: 10.02.2017).
14. Вальденберг В. Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. - СПб.: Дмит¬рий Буланин, 2008. - 536 с.
15. Гаспаров М. Л. Ораторы Греции. - М.: Художественная литература, 1985. - 498 с.
16. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1996. - 566 с.
17. Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки о культуре в Византии от начала до X века. - СПб.: Свое издательство, 2012. - 490 с.
18. Удальцова З. В., Аверинцев С.С. Культура Византии. IV в. - первая половина VII в. - М.: Наука, 1984. - 534 с.
19. Соболевский С. И., Грабарь-Пассек М. Е. Петровский Ф. А. История греческой литературы. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. - 436 с.
20. Сиротенко В.Т. Фемистий о положении на Дунайской границе и о борьбе крестьян и рудокопов против готов // Античность и древность в сред¬ние века. 1973. №10. - С. 289-292.
21. Солопова М. А. Фемистий // Античная философия. Энциклопедиче¬ский словарь. М., 2008. - URL: http://enc-dic.com/phyantich/Femisti-261/ (дата обращения: 10.02.2017).
22. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература IV—V вв. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. - М.: Наука, 1968. - 480 с.
23. Almasi G. The ridlle of Themistius and the questions of religious toler¬ance in the sixteenth century. Budapest. Vol. 2. 2004. - 373 р.
24. Blumenthal H. Themistius, the last Peripatetic commentator on Aris-totle? // Aristotle Transformed / Ed. R. Sorabji. - L., 1990. - Р. 113-123.
25. Brauch T. The Prefect of Constantinople for 362. Themistius. - Berlin: Byzantion, 1993. - 231 p.
26. Downey G. Themistius and the Defense of Hellenism in the Fourth Cen¬tury // HThR. 50. 4. 1957. - Р. 374-381.
27. Downey G. Education and Public Problems as Seen by Themistius // TAPhA. 86. 1955. - Р. 308-312.
28. Dagron G. Lempire romain dorient au IV siecle et les traditions politi- ques de l Hellenisme. Le temoignage de Themistios // Travaux et Memoires. 3. 1968. - 242 р.
29. Fowden G. The Pagan Holy Man in Late Antiquity // Journal of Hellen¬ic Studies. - 102. 1982. - Р. 33-59.
30. Jones A.H.M., Martindale J.R. Morris J. The Prosopography of the Lat¬er Roman Empire: Volume I A.D. 260—395. - Cambridge: University Press, 1971. - 382 р.
31. Hunger Н. The Classical Tradition in Byzantine Literature: the Impor¬tance of Rhetoric // Byzantium and the Classical Tradition. - Birmingham, 1981. - Р. 348-356.
32. Lawrence J.D. Themistius Plea for Religious Tolerance // Bowling Green State Univesity. 1970. - Р. 66-79.
33. Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. - Ann Arbor, 1996. - 324 р.
34. Meridier L. Le philisoph Themistios. - Paris, 1906. - 342 р.
35. Penella R. Himerius and the Praetorian Prefect Secundus Salutius // Prometheus. № 32. 2006. - 234 p.
36. Petit Р. L. Etudiants de Libanius. Un professor de Faculty et sees delves au Bas-Empire. - P., 1957. - 462 p.
37. Schemmel F. Die Hochschule von Konstantinopel im IV Jahrhundert // N. Jahrb. F. Class. Alt. Bd. XXII. 1908. - Р. 211-222.
38. Schroeder F.M., Todd R.B. Two Greek Aristotelian Commentators on the Intellect: The De Intellectu Attributed to Alexander of Aphrodisias and The- mistius' Paraphrase of Aristotle De Anima. - Tornt., 1990. - 321 p.