ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ФУНКЦИИ
1.1 Система пенсионного обеспечения, формы и функции 10
1.2 Источники формирования Пенсионного фонда Российской Федерации 28
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ динамики и структуры дохода бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации 38
2.2 Анализ практики использования средств Пенсионного фонда
Российской Федерации 48
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Основные направления совершенствования управления бюджетом
Пенсионного фонда Российской Федерации 61
3.2 Сокращение числа лиц, попадающих под льготное
пенсионное обеспечение как условие совершенствования управления бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Среди стратегических задач развития российского государства на современном этапе, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет, особо выделены социально значимые цели - повышение уровня жизни граждан страны и значительный рост их благосостояния.
Важную роль в решении указанных задач играет эффективно работающая система социальной защиты населения, опирающаяся на долгосрочную финансовую обеспеченность и устойчивость каждого вида обязательного социального страхования (в том числе пенсионного) на основе автономности финансовой системы обязательного социального страхования. Современная рыночная экономика предполагает создание адекватной системы социальной защиты населения. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
В соответствии с Законом РФ от 10.10.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие бюджетного кодекса Российской Федерации» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти: усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения; передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов; создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств; снять нагрузку с центрального, бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.
Таким образом, актуальность рассмотренных в выпускной квалификационной работе вопросов объясняется тем, что внебюджетные фонды в целом и Пенсионный фонд России в частности, занимают важнейшее место в системе финансирования социальных проблем в России.
Особую актуальность рассмотренные вопросы приобретают в связи с реформой пенсионной системы, которая в настоящее время вступает на новый этап своего развития.
Объект исследования -бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предметом исследования является механизм формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда России.
Цель исследования - проанализировать формирование и исполнение бюджета Пенсионного фонда России и рассмотреть основные направления совершенствования управления бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение ряда задач:
- рассмотреть теоретические аспекты составления и исполнения бюджета Пенсионного фонда России, дать характеристику Пенсионного фонда Российской Федерации и его функций;
-определить систему пенсионного обеспечения, формы и функции;
- выявить источники формирования Пенсионного фонда Российской Федерации;
-проанализировать динамику и структуру дохода бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- рассмотреть практику исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- разработать рекомендации по совершенствованию формирования и использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы послужили труды выдающихся российских авторов: Архипова Н.И., Кибанов А.Я., Травин В.В., Дятлов В.А., Егоршин А.П., Старобинский Э.Е., Шкатулла В.И. и других по проблеме управления персоналом.
Информационной базой являются публикации в периодической печати, в журналах «Служба кадров и персонал», «Справочник по управлению персоналом», «Управление персоналом», «Банк для меняющегося мира» и отчетные данные, предоставленные руководством государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району г.Челябинска.
В выпускной квалификационной работе были использованы методы экономического, статистического анализа и синтеза, методы ситуационного анализа, опрос, обобщение и т.д.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что автором разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования системы управления по совершенствованию формирования и использования средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которые могут быть использованы в практической работе государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району г. Челябинска.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы, включающий 59 наименований.
Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
1. Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
2. Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
3. Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
4. Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
5. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
6. Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
7. Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Расходы и доходы ПФР формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.
На основании произведённого анализа можно заключить, что численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно увеличивается (относительно 2013 г - на 411 тыс. чел, относительно 2012 г. - на 867 тыс. чел.). Также возрастает численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения (относительно 2013 г. - на 2,3 чел, относительно 2012 г. - на 5,1 чел.). Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10 плательщиков - 1 получатель.
Сегодня в России соотношение 10:6, а демографическое состояние таково, что, вскоре достигнет 10:10, т. е. на одного работающего будет приходиться один неработающий.
Средний размер назначенных пенсий также увеличивается, но данный рост не превышает уровня инфляции в РФ. Следовательно, на данный момент важнейшая социальная проблема низкий размер пенсий и пособий, вытекающий из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько средств, сколько удалось собрать. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования пенсионной системы РФ.
В то же время, при уменьшении числа негосударственных пенсионных фондов (по сравнению с 2012 г.: на 15 - в 2013 г, на 117 - в 2014 г.), число их участников ежегодно увеличивается. Также наблюдается увеличение общей суммы пенсионных выплат и сумма выплат в среднем в месяц на одного получателя. Полученные данные подтверждают востребованность системы негосударственного пенсионного обеспечения и эффективность функционирования данных фондов.
На основании произведённого анализа можно заключить, что необходимо учитывать несколько факторов, оказывающих наибольшее воздействие на состояние пенсионной системы: макроэкономические, демографические, социально-экономические и собственно пенсионные.
К важнейшим демографическим факторам относятся показатели рождаемости, смертности и миграции населения страны, соотношение численности населения трудоспособного возраста к численности населения старше трудоспособного возраста.
Среди экономических факторов наибольшее воздействие на функционирование пенсионной системы оказывают темпы роста валового внутреннего продукта, фонда оплаты труда работающих по найму, доходов иных категорий населения, средней заработной платы, темпы инфляции, фактическая доходность инвестиций, уровень безработицы и ряд других показателей.
К собственно пенсионным (факторам относятся особенности национального законодательства в области социального страхования и пенсионного обеспечения, включая степень охвата населения пенсионной системой, источники финансирования пенсионных выплат, ставки отчислений в пенсионную систему, пенсионную формулу, виды и условия назначения пенсий, а также размеры предоставляемых пенсионных льгот.
К основным целям совершенствования системы пенсионного страхования граждан следует отнести финансовую устойчивость пенсионной системы на долгосрочной основе и обеспечение приемлемого уровня пенсионных начислений. Демографические сдвиги в структуре населения, ведущие к увеличению доли пожилого населения, заставили большинство развитых стран начать серию пенсионных реформ. Во многих случаях реформы включают повышение пенсионного возраста, что часто обосновывается повышением длительности жизни либо усложнение досрочного выхода на пенсию.
На основании рассмотренного выше материала, возможно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию управления бюджетом Пенсионного фонда РФ:
1. Стимулирование более позднего выхода на пенсию.
2. Сокращение числа лиц, попадающих под льготное пенсионное обеспечение.
3. Формирование оптимальной ставки страховых взносов.
4. Совершенствование модели формирования величины трудовых пенсий.
5. Мероприятия по совершенствованию системы индексации трудовых пенсий.
Необходимо оптимизировать пенсионное обеспечение государственным служащим. Право на достойный уровень жизни всех граждан Российской Федерации, закреплено законом. Одним из важнейших элементов конституционного права на достойный уровень жизни является пенсионное обеспечение граждан. Пенсионное законодательство постоянно совершенствуется и различается в зависимости от категории получателей пенсии и, соответственно, регулируется несколькими законами.
За последние годы уровень жизни пенсионеров различных категорий: военных, федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС) и самой большой группы пенсионеров, получающих страховую (ранее трудовую) пенсию по старости значительно изменился. Условия назначения и размер пенсий федеральных государственных гражданских служащих, существенно отличаются от условий назначения и размеров пенсий других категорий граждан РФ.
Размер пенсии федеральных государственных служащих имеет ограничения и не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения). Средняя зарплата федеральных государственных служащих в разы превышает среднюю зарплату по стране. Место на государственной службе в последние годы считается много престижнее, чем место в реальном секторе экономики. Пенсии у чиновников оказываются значительно выше средних трудовых пенсий по стране.
Таким образом, необходимо пересмотреть систему начисления пенсий государственных служащих Необходимо предусмотреть изменение условий назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, муниципальным служащим и установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации (в том числе министры, депутаты, сенаторы), государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности.
Разработанные мероприятия требуют законодательного изменения условий начисления пенсии государственным служащим изменение условий назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, муниципальным служащим и установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 427- ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» //Собрание законодательства РФ. -2013.- №1309.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 422- ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (ред. от 21.07.2014) //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1339.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 428- ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1369.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 424- ФЗ «О накопительной пенсии» //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1233.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» //Собрание законодательства РФ. -
2013. - №1309.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(начало действия - 1 января 2015 г.) //Собрание законодательства РФ. -
2013. - №1332.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (ред. от 23.06.2014) //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1329.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2014) //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1319.
9. Указ Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» //Собрание законодательства РФ. -2014. - №1211.
10. Постановление Правительства РФ от 15.08.2014 № 817 «Об утверждении Правил учета негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений» //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1255.
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 711 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов» //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1319.
12. Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 710 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии» //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1309.
13. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» //Собрание законодательства РФ. -
2014. - №1359.
14. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10 и 16 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» //Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1399.
15. Постановление Правительства РФ от 08.04.2014 № 276 «Об
осуществлении ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (вместе с «Правилами осуществления ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя») //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1309.
16. Постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 240 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1333.
17. Постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 239 «Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2013 год и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, за 2013 год» //Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1322.
18. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/
19. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год // Офиц. Сайт Пенсионного фонда РФhttp://pfrf.ru/
20. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/
29. Анисин, В.Л. Пенсионное обеспечение в России: основные проблемы и тенденции / В.Л. Анисин // Аналитический вестник. - 2015. - №19 - с. 5 - 12.
30. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. А.А. Беляева, Э.М. Короткова - М.: ЮНИТИ, 2011. - 311 с.
31. Астанина М.К. Реформирование пенсионной системы / М.К. Астанина // Эксперт. - 2014. - №5. - с. 11 - 28.
32. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - М.: Знание. - 2014. - 45 с.
33. Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 344 с.
34. Беляков, С.А. Материалы отчетности Министерства Экономики. Официальный сайт. 2014.- 233 с/
35. Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2014. - № 1. - С.29¬30.
36. Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2012. - № 25 (71). - С. 20-23.
37. Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2014. - № 26 (121). - С. 20-21.
38. Губина О.В.Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 192 с.- 240 с.
39. Завьялов, Л.Н. Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П.А. Синякин и др., - М.: Юнити, - 2014. - 386 с.
40. Зурабов, М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия, 2012. - №4. - С. 21 - 25.
41. Информация Пенсионного фонда РФ от 5 декабря 2013 г. «В 2014-15 годах граждане могут выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе
обязательного пенсионного
http: //www.gara№t.ru/hotlaw/federal/
48. Комарова, В.А. Первые итоги реализации пенсионной реформы. // Финансы - 2014 - № 3.
49. Крохина Ю.А. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации. - М.: Высшее образование. - 2014. - 300 с.
50. Кузнецов, А.В. Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия.
- М.: Изд-во РПЭИ, 2010. - 246 с.
51. Романова, Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер, - 2012. - 200 с.
52. Середа, Т.П. Пенсия на носу: расчет и оформление. Серия «50 способов». - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2014. - 150 с.
53. Сергеева, Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. - М.: Юрайт-Издат, - 2012. - 130 с.
54. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Контур, 2014. - 359 с.
55. Фогель, Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М.: Юрайт, 2011. - 199.
56. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2014.- 330 с.
57. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М: Омега - Л, 2014.- 430 с.