ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ 5
2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ПЛАНА ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ОБОРОТА 15
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВИКТОРИЯ» 23
4. ОЦЕНКА ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ОБОРОТА ООО «ВИКТОРИЯ» 29
5. ОБОСНОВАНИЕ ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ОБОРОТА ООО «ВИКТОРИЯ» 34
6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ОБОРОТА ООО «ВИКТОРИЯ» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Любое торговое предприятие, как оптовое, так и розничное, имеет дело не с одним товаром, а с определенной совокупностью, с некоторой товарной массой. Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия. Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом. Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. В связи с этим, ассортиментная политика становится одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятий.
Целью данной работы является анализ системы планирования товарной структуры оборота предприятия розничной торговли ООО «Виктория» и разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента предприятия.
Задачи работы:
• Рассмотреть сущность, цели и значение планирования оборота предприятия торговли.
• Исследовать методы планирования структуры оборота торговли.
• Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Виктория».
• Оценить товарную структуру оборота торговли ООО «Виктория».
• Определить направления совершенствования планирования товарной структуры оборота предприятия.
Объектом наблюдения является ООО «Виктория», современное предприятие оптово-розничной торговли, работающее на рынке косметики, парфюмерии и бытовой химии г. Новосибирска. Предмет исследования – управление ассортиментом косметических товаров в розничной торговле.
Методологической основой работы послужили многочисленные работы российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам ассортиментной политики предприятия. Информационная база исследования основана на внутренней информации ООО «Виктория».
Работа состоит из шести разделов, введения, заключения и библиографического списка.
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. Формирование и реализация ассортиментной политики особенно важны при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Для формирования ассортиментной политики необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, эти данные требуются для определения условий безубыточной работы и управления совокупной прибылью для оптимизации налогообложения, а также прогнозирования возможных вложений собственных средств компании в развитие бизнеса. В основе формирования ассортиментной политики предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия.
Особое значение формирование ассортимента приобретает для предприятий работающих на косметическом рынке. По оценкам экспертов, Россия занимает шестое место в мире по потреблению косметики. Анализ внешней среды показал, что для рынка парфюмерно-косметических средств характерна высокая вероятность появления новых конкурентов, сильная зависимость от покупателей и поставщиков, а частое появление товаров-новинок. Уровень конкуренции на новосибирском рынке парфюмерии и косметики очень высок: в настоящее время в городе действует более 500 фирм, занимающихся оптовой и розничной продажей парфюмерии и косметики, бытовой химии и гигиены. Поэтому эффективная ассортиментная политика является одним из основных факторов конкурентоспособности предприятий розничной торговли парфюмерно-косметическими товарами.
В ходе исследования ассортимент косметических товаров ООО «Виктория», представленных в розничных торговых точках, был разбит на группы, ориентированные, с одной стороны, на удовлетворение схожей по природе потребности, а с другой стороны – рассчитанные на потребление достаточно определенным сегментом рынка. Как показал анализ, главными направлениями товарной политики ООО «Виктория» являются: во-первых, поддержание устойчивого ассортимента и своевременный ввод товаров-новинок, востребованных рынком; во-вторых, налаживание взаимовыгодных долгосрочных взаимоотношений с поставщиками косметических товаров. Основным преимуществом ООО «Виктория» является то, что предприятие реализует только качественную косметику по разумным ценам.
В настоящее время ассортимент товаров ООО «Виктория» включает более 1000 наименований, при этом более 90% косметических средств – продукция иностранных производителей (Max Factor, Nivea, L’Oreal Paris, Bourjois, Unilever и т.д.), среди российских производителей наиболее представлена косметика «Черный жемчуг» и «Арт-Визаж». Основную долю в обороте предприятия занимает декоративная косметика, на втором месте средства по уходу за кожей. По результатам анализа ассортимента косметики представленной в розничных магазинах и киосках ООО «Виктория» можно судить об эффективности товарной политики предприятия.
На основе проведенного анализа были предложены рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Виктория», которые заключаются, прежде всего, в постоянном отслеживании рыночных тенденций, анализе спроса и потребительских предпочтений. Важным условием поддержания стабильного ассортимента ООО «Виктория» являются также взаимоотношения с поставщиками. Отбор поставщиков должен производиться на основе регулярного анализа всех представленных на рынке производителей и дистрибьюторов по таким критериям как ценовые условия, качество товара, пакет дополнительных услуг.
В целом же, анализ хозяйственной деятельности ООО «Виктория» подтверждает эффективность ассортиментной политики предприятия.
1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольствен-ных товаров. – М.: Прогресс, 2012 – 365 с.
2. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2014 - 260 с.
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско- Фин-ский институт менеджмента и бизнеса, 2013- 310 с.
4. Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. – М.: «Деловая литература», 2012- 540 с.
5. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 2011- 450 с..
6. Енпольский Л.А., Куракова Г.С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Деловая литература», 2011- 270 с.
7. Исследование российского парфюмерно-косметического рынка (22.03.2014). // Электронная версия статьи, http://www.intercharm.ru, дата просмотра 20.12.2015.
8. Копаева Е.А. Формы и методы торговли парфюмерно-косметическими средствами // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - с. 68-71
9. Комаха А. Ассортиментная политика. // Финансовый директор, 2014, №5. Электронная версия, http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/assort_policy.htm, дата просмотра 20.12.2015.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 2013- 260 с..
11. Курс MBA по стратегическому менеджменту. / Под ред. Лайма Фаэя, Роберта Рэнделла, -М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2014- 390 с.
12. Легочева Н.В. Особенности потребительских свойств парфюмерно-косметических товаров: Учеб. пособие / Н.В. Легочева; Под ред. Г.Н. Сте-панова. – М: Издательство «Слово», 2013- 620 с.
13. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корголюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015- 380 с..
14. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело. - 2013- 260 с.
15. Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной политики. Электронная статья, http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/assortment_policy1.htm, дата просмотра 20.12.2015.
16. Парфюмерия и косметика в супермаркете: уход за телом клиента. // Витрина, Электронная версия журнала, http://www.intercharm.ru, дата просмотра 20.12.2015.
17. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание. – М.: Изд-во «Дело», 2013- 370 с.
18. Портер М. Конкуренция: Учебное пособие (Пер. с англ.). – М.: Издательский дом «Вильямс», 2012- 284 с..
19. Рыбальченко И. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. Электронная версия статьи, http://www.aup.ru/articles/marketing/4.htm, дата просмотра 20.12.2015.
20. Рынок парфюмерии в России. // Практика рекламы, № 9, 2014 – с.81-93
21. Савинкин А. Как оптимизировать ассортимент. // Финансовый директор, №5, 2014- 372 с..
22. Снегирева В. Розничный магазин. – СПб.: Питер, 2015- 468 с..