ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ РАЙОНА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА... 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ С ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В АЛЕКСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА... 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ С ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В АЛЕКСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Институты гражданского общества вносят значимый вклад в решение социальных проблем, стабилизацию общества на всех уровнях его самоорганизации. Это в полной мере относится и к уровню местного самоуправления. Совместная работа исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления с различными институтами гражданского общества является необходимым условием решения комплекса проблем муниципальных образований.
К числу таких институтов, относятся муниципальные общественные палаты, как организации, обеспечивающие взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. Можно утверждать, что общественные палаты - это площадки для диалога общества и органов власти. В настоящее время они созданы во многих муниципальных образованиях субъектов РФ. Накапливается опыт их взаимодействия с органами власти, который требует обобщения.
Это тем более необходимо, что в процессе такого взаимодействия возникают организационные, нормативно-правовые и информационные проблемы, требующие своего решения. В частности, к числу таких проблем, по мнению секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова, относятся «декоративность» местных Общественных палат, недостаточность финансирования их деятельности, а также отсутствие обратной связи1. Поэтому необходим поиск эффективных механизмов взаимодействия органов муниципального управления и общественных палат, в том числе и в Алексеевском районе Белгородской области.
Российская газета. Палата: номер не пройдёт. Александр Бречалов - о границах влияния общественных организаций. URL: http://www.rg.ru/2015/03/23/brechalov.html (дата обращения: 01.12.2015).
Создание эффективного механизма взаимодействия позволит повысить уровень безопасности в обществе и улучшит качество муниципального управления, создаст дополнительные возможности участия граждан в решении вопросов местного значения.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
- важностью теоретического обоснования технологий взаимодействия с иными организациями в целях решения социальных проблем района;
- потребностью в обобщении опыта взаимодействия исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований с иными организациями;
- необходимостью повышения эффективности взаимодействия администрации и Общественной палаты в Алексеевском районе Белгородской области.
Степень изученности темы исследования.
Проблемы местного самоуправления в последнее время служат предметом анализа в трудах Ю.М. Алпатова, Р.В. Бабун, И.Р. Гимаева,
B. Г. Игнатова, С.Ю. Кабашова, С.А. Корнева, С.Н. Лаврентьева, Н.М. Мухарямова, Я.А. Пляйс, В.В. Рудой, Н.Н. Седовой, К.В. Цокова, А.Ю. Шутова .
Важный вклад в изучение взаимодействия исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований с иными структурами, в том числе и с институтами гражданского общества, внесли А.И. Блинова, И.А. Болукова, А.В. Брыкин, И.А. Гренц, В.Н. Ембулаев, М.В. Матасов, Т.Н. Модникова, А.К. Сущев, Е.И. Чибисова и др .
Специфика работы общественных формирований, институтов гражданского общества раскрывается в трудах таких авторов, как
Н.В. Витрук, В.Г. Вишняков, В.В. Еремян, К.В. Подъячев, Л.Т. Чихладзе, А.А. Яковлева .
Проблемы гражданского участия рассмотрены в публикациях Э.Ю. Майкова, Н.Н. Седова, Е.В. Симонова, И.А. Скалабан, А.М. Сузи, И.Н. Трофимова, С.Р. Усманова и др .
Тем не менее, остаются недостаточно изученными многие аспекты взаимодействия исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и общественных палат, в том числе, его наиболее эффективные формы, технологии преодоления возникающих в данном процессе барьеров, структура рисков.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества и недостаточной обоснованностью механизма сотрудничества районной администрации и общественных формирований муниципального района.
Объект исследования - практика взаимодействия Администрации района с Общественной палатой муниципального района.
Предметом исследования является механизм взаимодействия администрации Алексеевского района с Общественной палатой района в решении социальных проблем.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия администрации Алексеевского района с Общественной палатой муниципального района в решении социальных проблем.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить организационно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и общественных формирований.
2) Проанализировать организацию взаимодействия Администрации с Общественной палатой в муниципальном районе «Алексеевский район и город Алексеевка»;
3) Определить направления совершенствования организации взаимодействия Администрации Алексеевского района с Общественной палатой района в решении социальных проблем.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теории гражданского общества, сформированные Г.В.Ф. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо , которые позволяют определить статус и роль общественных палат как институтов, выражающих интересы населения, независимых от прямого вмешательства со стороны государственной власти.
Работа опирается на отдельные аспекты концепции символического интеракционизма, изложенной в трудах Г. Блумера, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, Дж. Г. Мида и др. , анализировавших символические аспекты социальных коммуникаций.
В дипломной работе использован методы анализа и синтеза, позволившие разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов и создать образ целого, рассмотреть взаимодействие составных частей. Также использован метод восхождения от абстрактного к целому, позволивший через последовательные этапы создать картину целостного воспроизведения. Использован метод наблюдения, информирующий о свойствах отношений и событий. Формально¬юридический метод стал основой для изучения и анализа нормативно- правовой базы, регулирующей создание исследуемых общественных институтов.
Эмпирическую базу дипломной работы составили федеральные нормативно-правовые акты, служебные документы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», документы общественной палаты .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в нем предложения и рекомендации могут быть использованы в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при решении социальных проблем населения и повышении роли общественных формирований жизни муниципального района.
Структура дипломного проекта включает введение, три раздела, заключение, список источников и приложения.
К числу таких институтов, относятся муниципальные общественные палаты, как организации, обеспечивающие взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод. Можно утверждать, что общественные палаты - это площадки для диалога общества и органов власти. В настоящее время они созданы во многих муниципальных образованиях субъектов РФ. Накапливается опыт их взаимодействия с органами власти, который требует обобщения.
Это тем более необходимо, что в процессе такого взаимодействия возникают организационные, нормативно-правовые и информационные проблемы, требующие своего решения. В частности, к числу таких проблем, по мнению секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова, относятся «декоративность» местных Общественных палат, недостаточность финансирования их деятельности, а также отсутствие обратной связи1. Поэтому необходим поиск эффективных механизмов взаимодействия органов муниципального управления и общественных палат, в том числе и в Алексеевском районе Белгородской области.
Российская газета. Палата: номер не пройдёт. Александр Бречалов - о границах влияния общественных организаций. URL: http://www.rg.ru/2015/03/23/brechalov.html (дата обращения: 01.12.2015).
Создание эффективного механизма взаимодействия позволит повысить уровень безопасности в обществе и улучшит качество муниципального управления, создаст дополнительные возможности участия граждан в решении вопросов местного значения.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
- важностью теоретического обоснования технологий взаимодействия с иными организациями в целях решения социальных проблем района;
- потребностью в обобщении опыта взаимодействия исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований с иными организациями;
- необходимостью повышения эффективности взаимодействия администрации и Общественной палаты в Алексеевском районе Белгородской области.
Степень изученности темы исследования.
Проблемы местного самоуправления в последнее время служат предметом анализа в трудах Ю.М. Алпатова, Р.В. Бабун, И.Р. Гимаева,
B. Г. Игнатова, С.Ю. Кабашова, С.А. Корнева, С.Н. Лаврентьева, Н.М. Мухарямова, Я.А. Пляйс, В.В. Рудой, Н.Н. Седовой, К.В. Цокова, А.Ю. Шутова .
Важный вклад в изучение взаимодействия исполнительно- распорядительных органов муниципальных образований с иными структурами, в том числе и с институтами гражданского общества, внесли А.И. Блинова, И.А. Болукова, А.В. Брыкин, И.А. Гренц, В.Н. Ембулаев, М.В. Матасов, Т.Н. Модникова, А.К. Сущев, Е.И. Чибисова и др .
Специфика работы общественных формирований, институтов гражданского общества раскрывается в трудах таких авторов, как
Н.В. Витрук, В.Г. Вишняков, В.В. Еремян, К.В. Подъячев, Л.Т. Чихладзе, А.А. Яковлева .
Проблемы гражданского участия рассмотрены в публикациях Э.Ю. Майкова, Н.Н. Седова, Е.В. Симонова, И.А. Скалабан, А.М. Сузи, И.Н. Трофимова, С.Р. Усманова и др .
Тем не менее, остаются недостаточно изученными многие аспекты взаимодействия исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и общественных палат, в том числе, его наиболее эффективные формы, технологии преодоления возникающих в данном процессе барьеров, структура рисков.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества и недостаточной обоснованностью механизма сотрудничества районной администрации и общественных формирований муниципального района.
Объект исследования - практика взаимодействия Администрации района с Общественной палатой муниципального района.
Предметом исследования является механизм взаимодействия администрации Алексеевского района с Общественной палатой района в решении социальных проблем.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия администрации Алексеевского района с Общественной палатой муниципального района в решении социальных проблем.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить организационно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления и общественных формирований.
2) Проанализировать организацию взаимодействия Администрации с Общественной палатой в муниципальном районе «Алексеевский район и город Алексеевка»;
3) Определить направления совершенствования организации взаимодействия Администрации Алексеевского района с Общественной палатой района в решении социальных проблем.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теории гражданского общества, сформированные Г.В.Ф. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо , которые позволяют определить статус и роль общественных палат как институтов, выражающих интересы населения, независимых от прямого вмешательства со стороны государственной власти.
Работа опирается на отдельные аспекты концепции символического интеракционизма, изложенной в трудах Г. Блумера, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, Дж. Г. Мида и др. , анализировавших символические аспекты социальных коммуникаций.
В дипломной работе использован методы анализа и синтеза, позволившие разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов и создать образ целого, рассмотреть взаимодействие составных частей. Также использован метод восхождения от абстрактного к целому, позволивший через последовательные этапы создать картину целостного воспроизведения. Использован метод наблюдения, информирующий о свойствах отношений и событий. Формально¬юридический метод стал основой для изучения и анализа нормативно- правовой базы, регулирующей создание исследуемых общественных институтов.
Эмпирическую базу дипломной работы составили федеральные нормативно-правовые акты, служебные документы администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», документы общественной палаты .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в нем предложения и рекомендации могут быть использованы в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при решении социальных проблем населения и повышении роли общественных формирований жизни муниципального района.
Структура дипломного проекта включает введение, три раздела, заключение, список источников и приложения.
Расширение возможностей гражданского участия в управлении государством на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приобретает все большее значение в общественно-политической жизни страны. Это способствует повышению социальной ответственности государства, увеличению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в процессе выработки и реализации ими государственной политики.
Важнейшей площадкой общественно-государственного диалога в стране постепенно становится сеть общественных палат как на территории регионов, так и в муниципалитетах. Общественные палаты дают гражданским активистам, представителям некоммерческих организаций и всем неравнодушным гражданам возможность публично представить, обсудить и довести свои инициативы до сведения представителей власти.
Создание Общественных палат в муниципальных образованиях содержит в себе ряд преимуществ: это защита и представление интересов всего населения, специальные полномочия по взаимодействию с органами власти и управления, функционирование на постоянной основе. Кроме того, Общественная палата выступает связующим звеном между властью и населением, которое в большинстве своем является пассивным. Для органов местного самоуправления это означает появление нового инструмента для более четкого выявления потребностей различных социальных групп и, как следствие, дополнительную возможность для повышения целевой направленности на решение социально значимых вопросов.
Таким образом, на данном этапе развития государства и общества особенно важным становится поиск эффективных механизмов взаимодействия органов муниципального управления и общественных палат, основными принципами взаимодействия которых должны стать: добровольность, системность взаимодействия, его упорядоченность и подверженность формальной логике, взаимная ответственность, готовность и желание у субъектов взаимодействия вступать в конструктивные отношения, равноправие сторон.
В рамках дипломного проекта проведен анализ практики взаимодействия Общественной палаты и администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области». Общественная палата района была сформирована в 2013 году, состав палаты представлен 22 представителем общественности. Формирование Общественной палаты проходило в три этапа: 1/3 численного состава назначена по предложению главы администрации района, 1/3 - утверждена решением Муниципального совета района и остальная 1/3 членов Общественной палаты избрана на первом заседании палаты. В составе Палаты сформированы две постоянные комиссии: комиссия по
экономическому развитию, поддержке предпринимательства и ЖКХ, комиссия по образованию, культуре и молодёжной политике.
Практика организации взаимодействия между Общественной палатой и администрацией района показала, что наибольшее распространение в настоящее время получили четыре формы взаимодействия: независимая оценка деятельности социальных учреждений района, двустороннее участие в работе (представителей администрации района в заседаниях Общественной палаты, членов Палаты - в работе создаваемых в администрации комиссий), прием граждан членами Общественной палаты, обсуждение актуальных проблем населения на заседаниях палаты. Несмотря на большую проделанную работу в направлении сближения Общественной палаты и Администрации в решении вопросов местного значения, необходимо отметить барьеры дальнейшего взаимодействия. К таковым относятся: отсутствие реальных рычагов влияния Общественной палаты на ОМСУ, бюрократизация общественных структур, пассивность и социальная апатия значительной части населения муниципалитета, незаинтересованность в координации усилий различных институтов гражданского общества в решении вопросов местного значения.
В основе существующих проблем взаимодействия Общественной палаты с администрацией района, на наш взгляд, лежит недостаточно четкий механизм регулирования процессов взаимодействия. Таким образом, актуальным становится разработка и нормативное закрепление механизма взаимодействия указанных субъектов. Решение данной задачи видится в подготовке и реализации специального проекта - «Разработка регламента взаимодействия администрации и Общественной палаты Алексеевского района Белгородской области».
Цель проекта - подготовка документа, который позволит упорядочить и оптимизировать взаимоотношения Администрации и Общественной палаты района, создаст условия для построения конструктивного диалога между ними.
Целевая группа участников проекта представлена членами Общественной палаты Алексеевского района; сотрудниками администрации Алексеевского района; сотрудниками администраций сельских поселений Алексеевского района; населением Алексеевского района Белгородской области.
Предлагаемый к реализации проект относится к краткосрочным объектам планирования. Общий период от разработки концепции проекта до реализации его базовых мероприятий не будет превышать 1 года (с 1 января по 31 декабря 2017 года).
Реализация проекта предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
1. Создание рабочей группы по разработке Регламента. Рабочая группа будет являться временным координирующим и консультативным органом, созданным для анализа проблемных полей, обсуждения концепции и подготовки проекта Регламента.
2. Проведение анализа ситуации, подлежащей регламентированию, предполагает проведение социологического исследования «Оценка организации взаимодействия Общественной палаты и администрации района», включающее опрос муниципальных служащих администрации, членов Общественной палаты и населения. Опрос позволит выявить проблемы в организации взаимодействия, определить направления развития, формы взаимодействия, оценить готовность сторон к конструктивному диалогу.
3. Разработка концепции документа и написание Регламента. Особенно важным становится написание концепции Регламента как стратегического документа, определяющего проблему, цели разработки Регламента, а также способы их достижения. Регламент как структурированный документ включает в себя: общие положения; права и обязанности сторон взаимодействия; порядок и формы взаимодействия; информирование жителей района о результатах взаимодействия Администрации и Общественной палаты в рамках решения социальных проблем района; заключительные положения.
4. Проведение экспертизы Регламента включает внутреннюю и внешнюю оценку разработанного документа.
5. Организация обсуждения Регламента с участием руководителей муниципалитета. По результатам обсуждения регламент подлежит утверждению главой администрации Алексеевского района.
Необходимым условием выполнения мероприятий проекта является наличие материальных и нематериальных ресурсов. Ресурсное обеспечение предполагает привлечение экспертов к реализации проекта, а, следовательно, затраты на оплату их труда. Реализация проекта оценивается в 120 тысяч рублей. Особое внимание необходимо уделить и соответствующим рискам проекта, к которым следует отнести: недостаточное понимание членами Палаты и сотрудниками администрации района важности разработки регламента взаимодействия, недостаточная готовность сторон взаимодействия к разработке регламента, чрезмерная формализация и бюрократизация процесса разработки Регламента.
В целом, реализация проекта позволит Общественной палате занять достойное место в управлении государством и обществом, стать своеобразной общественной опорой в деятельности органов управления.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия Общественной палаты и администрации района:
- администрации района обеспечить реальное, а не формальное участие сотрудников в составе рабочей группы по разработке регламента взаимодействия;
- общественной палате обеспечить участие экспертов в создании регламента взаимодействия;
- общественной палате района проводить широкую информационную политику в части предоставления населению района актуальной информации о важности совместной деятельности в решении социальных проблем (приводить примеры такого взаимодействия).
Важнейшей площадкой общественно-государственного диалога в стране постепенно становится сеть общественных палат как на территории регионов, так и в муниципалитетах. Общественные палаты дают гражданским активистам, представителям некоммерческих организаций и всем неравнодушным гражданам возможность публично представить, обсудить и довести свои инициативы до сведения представителей власти.
Создание Общественных палат в муниципальных образованиях содержит в себе ряд преимуществ: это защита и представление интересов всего населения, специальные полномочия по взаимодействию с органами власти и управления, функционирование на постоянной основе. Кроме того, Общественная палата выступает связующим звеном между властью и населением, которое в большинстве своем является пассивным. Для органов местного самоуправления это означает появление нового инструмента для более четкого выявления потребностей различных социальных групп и, как следствие, дополнительную возможность для повышения целевой направленности на решение социально значимых вопросов.
Таким образом, на данном этапе развития государства и общества особенно важным становится поиск эффективных механизмов взаимодействия органов муниципального управления и общественных палат, основными принципами взаимодействия которых должны стать: добровольность, системность взаимодействия, его упорядоченность и подверженность формальной логике, взаимная ответственность, готовность и желание у субъектов взаимодействия вступать в конструктивные отношения, равноправие сторон.
В рамках дипломного проекта проведен анализ практики взаимодействия Общественной палаты и администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области». Общественная палата района была сформирована в 2013 году, состав палаты представлен 22 представителем общественности. Формирование Общественной палаты проходило в три этапа: 1/3 численного состава назначена по предложению главы администрации района, 1/3 - утверждена решением Муниципального совета района и остальная 1/3 членов Общественной палаты избрана на первом заседании палаты. В составе Палаты сформированы две постоянные комиссии: комиссия по
экономическому развитию, поддержке предпринимательства и ЖКХ, комиссия по образованию, культуре и молодёжной политике.
Практика организации взаимодействия между Общественной палатой и администрацией района показала, что наибольшее распространение в настоящее время получили четыре формы взаимодействия: независимая оценка деятельности социальных учреждений района, двустороннее участие в работе (представителей администрации района в заседаниях Общественной палаты, членов Палаты - в работе создаваемых в администрации комиссий), прием граждан членами Общественной палаты, обсуждение актуальных проблем населения на заседаниях палаты. Несмотря на большую проделанную работу в направлении сближения Общественной палаты и Администрации в решении вопросов местного значения, необходимо отметить барьеры дальнейшего взаимодействия. К таковым относятся: отсутствие реальных рычагов влияния Общественной палаты на ОМСУ, бюрократизация общественных структур, пассивность и социальная апатия значительной части населения муниципалитета, незаинтересованность в координации усилий различных институтов гражданского общества в решении вопросов местного значения.
В основе существующих проблем взаимодействия Общественной палаты с администрацией района, на наш взгляд, лежит недостаточно четкий механизм регулирования процессов взаимодействия. Таким образом, актуальным становится разработка и нормативное закрепление механизма взаимодействия указанных субъектов. Решение данной задачи видится в подготовке и реализации специального проекта - «Разработка регламента взаимодействия администрации и Общественной палаты Алексеевского района Белгородской области».
Цель проекта - подготовка документа, который позволит упорядочить и оптимизировать взаимоотношения Администрации и Общественной палаты района, создаст условия для построения конструктивного диалога между ними.
Целевая группа участников проекта представлена членами Общественной палаты Алексеевского района; сотрудниками администрации Алексеевского района; сотрудниками администраций сельских поселений Алексеевского района; населением Алексеевского района Белгородской области.
Предлагаемый к реализации проект относится к краткосрочным объектам планирования. Общий период от разработки концепции проекта до реализации его базовых мероприятий не будет превышать 1 года (с 1 января по 31 декабря 2017 года).
Реализация проекта предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
1. Создание рабочей группы по разработке Регламента. Рабочая группа будет являться временным координирующим и консультативным органом, созданным для анализа проблемных полей, обсуждения концепции и подготовки проекта Регламента.
2. Проведение анализа ситуации, подлежащей регламентированию, предполагает проведение социологического исследования «Оценка организации взаимодействия Общественной палаты и администрации района», включающее опрос муниципальных служащих администрации, членов Общественной палаты и населения. Опрос позволит выявить проблемы в организации взаимодействия, определить направления развития, формы взаимодействия, оценить готовность сторон к конструктивному диалогу.
3. Разработка концепции документа и написание Регламента. Особенно важным становится написание концепции Регламента как стратегического документа, определяющего проблему, цели разработки Регламента, а также способы их достижения. Регламент как структурированный документ включает в себя: общие положения; права и обязанности сторон взаимодействия; порядок и формы взаимодействия; информирование жителей района о результатах взаимодействия Администрации и Общественной палаты в рамках решения социальных проблем района; заключительные положения.
4. Проведение экспертизы Регламента включает внутреннюю и внешнюю оценку разработанного документа.
5. Организация обсуждения Регламента с участием руководителей муниципалитета. По результатам обсуждения регламент подлежит утверждению главой администрации Алексеевского района.
Необходимым условием выполнения мероприятий проекта является наличие материальных и нематериальных ресурсов. Ресурсное обеспечение предполагает привлечение экспертов к реализации проекта, а, следовательно, затраты на оплату их труда. Реализация проекта оценивается в 120 тысяч рублей. Особое внимание необходимо уделить и соответствующим рискам проекта, к которым следует отнести: недостаточное понимание членами Палаты и сотрудниками администрации района важности разработки регламента взаимодействия, недостаточная готовность сторон взаимодействия к разработке регламента, чрезмерная формализация и бюрократизация процесса разработки Регламента.
В целом, реализация проекта позволит Общественной палате занять достойное место в управлении государством и обществом, стать своеобразной общественной опорой в деятельности органов управления.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия Общественной палаты и администрации района:
- администрации района обеспечить реальное, а не формальное участие сотрудников в составе рабочей группы по разработке регламента взаимодействия;
- общественной палате обеспечить участие экспертов в создании регламента взаимодействия;
- общественной палате района проводить широкую информационную политику в части предоставления населению района актуальной информации о важности совместной деятельности в решении социальных проблем (приводить примеры такого взаимодействия).



