Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема этикета в социологии: традиции Н.Элиаса и современные подходы

Работа №65150

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интегративный подход Н.Элиаса к изучению общества
1. Жизненный путь Н.Элиаса и его идея фигурации 7
1.2. Место этикета в процессе цивилизации Элиаса 18
1.3. Социокультурная критика теории цивилизации Н.Элиаса 31
Глава 2. Этикет как объект исследования в современной социологии
2.1. Этикет как социальная норма 38
2.Функции этикета 46
3. Этикет и мораль, закон, ритуал 51
Заключение 67
Список использованной литературы 70


Актуальность темы исследования. Ежедневно люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в постоянной и непрерывной коммуникации. Для поддержания стабильности и порядка в обществе жизнь человека должна быть предсказуема. Поэтому существуют различные регуляторы поведения индивида в социуме, такие как закон, этикет, мораль и др. В наше время кардинальным образом трансформируются экономические, идеологические и нравственные основы жизни российского общества (особенно последние двадцать пять лет). Происходит переоценка ценностных ориентиров, а также появляются новые области взаимных интеракций, требующие регулирования. Этикет - особая тактика выстраивания доброжелательных отношений, о снованных на взаимном уважении, между взаимодействующими индивидами, имеющими разные статусные позиции в обществе.
Для понимания происходящих процессов нужен их всесторонний анализ, и если в экономической и политической сферах постоянно проводятся крупномасштабные исследования, как теоретические, так и эмпирические, то духовно-нравственную сферу жизни общества исследовать сложнее, и хороших работ по этой теме меньше.
Сегодня интерес к этикетной культуре, желание овладеть правилами хорошего поведения не только не падает, но даже и растет: выпускается литература об этикете, открываются различные школы, обучающие этикетным правилам. Этикет ставит рамки в социальном взаимодействии и позволяет ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.), он помогает избежать конфликтных ситуаций, а также отражает общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность), выступает средством социально-культурного возвышения индивидов, фактором успеха, становится жизненно важными для представителей всех социальных групп. Социологам внимание к проблемам этикета позволяет изучить актуальный процесс социального взаимодействия.
Но до сих пор не существует единого взгляда на этот феномен. Некоторые ученые считают его частью или подсистемой морали, и больше уделяют внимания именно ей, другие полагают, что этикет есть ритуал. В конечном счете возникает вопрос о границах этикета, о степени его самостоятельности/ зависимости от других социокультурных явлений. Поэтому всестороннее изучение этикета является важным и актуальным исследованием, несущим методологическую ценность.
Степень научной разработанности. В данной работе анализируется генезис этикета через призму теории цивилизации Норберта Элиаса («О процессе цивилизации», Т1, 2) и этикет как объект анализа в современной социологической, философской и антропологической литературе.
Одним из тех, кто обратил свое внимание на этикет и провел сравнительно-исторический анализ текстов о должном поведении Средневековья и эпохи Возрождения стал немецкий социолог Норберт Элиас. Его теория цивилизации представляет собой попытку истолковать процесс цивилизации как процесс формирования механизмов внешнего (принудительного) контроля и самоконтроля, приводящих к появлению структур государства, власти, этикета, морали и тому подобного, в их единстве и взаимообусловленности1.
В настоящее время в России вышло немного трудов, посвященных Н. Элиасу и его творчеству. Среди авторов, работы которых были изучены в процессе исследования, стоит особо выделить следующих: А.М.Руткевича, Е.И.Полещикову В.В.Козловского, Р.Е.Гергилова, Л.А.Авакян, М.Н.Костецкого. В зарубежной литературе можно отметить работы и интервью с С.Меннелом, труды Д.Шетткера, И.Шубрта, Р.Айа и других.
В современной социологической литературе этикет как объект исследования представлен сравнительно мало. Основными авторами являются Р.И.Мамина2, Л. С. Лихачева3. В основном этикет рассматривается в работах социальных антропологов и этнографов, например, в исследованиях Б.Х.Бгажнокова , А.К.Байбурина и
1 Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.1,2. - М.; СПб: Университетская книга. 2001.
2 Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. Издание 2-е исправленное и дополненное - СПб.: ИД «Петрополис».
3 Лихачева Л.С. Этикет как технология толерантности: теория, история, современность: Учебное пособие. - Екатеринбург. 2008.
А.Л.Топоркова5, Ф.К.Дахуновой6, Р.П.Хакуриновой, М.А.Родионова, в которых также затрагивается соотношение этикета с моралью и ритуалом. Проблема этикета и закона представлена в исследованиях Дж.Мартин7, А.П.Зильберг.
Этикет с точки зрения социальной нормы рассматривается через призму исследований по теории социальных норм и социологии личности И.С.Кона 8,
В.Д.Плахова9, П.И. Смирнова .
Объектом исследования данной дипломной работы является этикет как социокультурный феномен, регулирующий взаимодействие людей и определяющий их статусные позиции, а предметом - этикет в теории цивилизации Н.Элиаса и в современной социологии.
Целью данного исследования является выявление сущности и роли этикета в историческом развитии цивилизации и его места во взаимодействии людей и в их повседневной культуре.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Обозначить точку зрения Н.Элиаса на изучение общества;
2. Проанализировать социокультурную критику подхода Н.Элиаса;
3. Рассмотреть генезис и развитие этикета через теорию цивилизации Н.Элиаса;
4. Определить этикет как социальную норму и обозначить его функции;
5. Рассмотреть соотношение этикета с такими феноменами как мораль, закон и ритуал в рамках обсуждения в современной социологии, антропологии.
5 Байбурин А.К., Топорков. А.Л. У истоков этикета. - СПб.: Изд-во «Наука». 1990. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bayb/index.php (дата обращения: 09.02.2017).
6 Дахунова Ф.К Особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов // Система ценностей современного общества. № 30. 2013.
7 Martin J. A Philosophy of Etiquette // Proceedings of the American Philosophical Society. 1993. № 3.
8 Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
9 Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. - М.: Изд-во «Мысль». 1985.
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа прошла обсуждение на кафедре теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите.
По теме дипломной работы была опубликована научная статья , а также были сделаны доклады на научных конференциях: VIII Международной студенческой научно-богословская конференции, 2016 г., с последующей публикацией в сборнике материалов; Всероссийской научно-практической конференции «X Ковалевские чтения: Россия в современном мире: взгляд социолога» 2015 г., с последующей публикацией в сборнике материалов.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава «Интегративный подход Н.Элиаса к изучению общества» включает рассмотрение попытки Элиаса синтезировать понятия «человек» и «общество» через введенный им термин фигурации. Также в этой главе выделено место этикета в социологии Элиаса, а именно в процессе цивилизации. Заключает данную главу социокультурная критика подхода Элиаса, которая главным образом состоит из критики этноцентризма и недооценки роли буржуазии в этом процессе. Вторая глава «Этикет как объект исследования в современной социологической литературе» характеризует современное состояния этикета, рассматривает этикет как социальную норму, а также выделяет его функции и связь этикета и морали, ритуала и закона. В заключении подводятся итоги проведенного теоретического исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Норберт Элиас прожил долгую и плодотворную научную жизнь, написав большое количество работ и создав концепцию фигуративной социологии, за что его называют одним из главных социологов XX века. Кроме того, критика его подхода нисколько не умаляет вклада Н.Элиаса в социологию. Однако его современники поздно обратили на него внимание, а в сегодняшней российской научной литературе он представлен скудно.
Н.Элиас протестовал против дихотомического разделения индивида и общества, считая, что они ближе, чем считают представители реализма и номинализма. Так, родилась фигуративная социология Элиаса как попытка соединения общества и индивида. Понятие фигурации выделяет равнозначность общества как совокупности взаимозависимых элементов, образовывающих сплетения, и индивидов, с их социальными связями, которые составляют это общество. Элиас считает, что индивид не замкнут в себе, не отделен от других членов общества, он взаимодействует с другими индивидами, и именно они, взаимосвязанные, могут постепенно изменять структуру, хотя и пребывают в ней как в уже существующей. Структура - не нечто внешнее и надындивидуальное, она является частью бытия индивидов в социальной системе.
Фигурации у Н.Элиаса не статичны, это постоянно меняющиеся процессы. Например, процесс цивилизации, который происходит с точки зрения все большего подавления аффектов, появления хороших манер, т.е. этикета. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочности человека. Главное назначение кодекса правил внешней культуры - организация поведения людей в обществе. Однако, как видно и из анализа повседневных практик придворного общества - этикет не только упорядочивал жизнь людей, он также показывал кто есть кто в социальном плане, тем самым интегрируя и дифференцируя общество, что до сих пор является важными и главными функциями этикета.
В процессе цивилизации происходят различного рода трансформации, затрагивающие как ментальные структуры, так и общественные, в основе которых лежит все большая взаимозависимость индивидов и, как следствие, дифференциация социальных принуждений. Постепенно устанавливается такая структура общества, в которой принуждение индивидов со стороны друг друга переходит в самопринуждение. Этикет - это важный компонент социума, его достояние, который настолько влился в нашу жизнь, что иногда этикетные действия совершаются рефлексивно. Поэтому существует интерес к этикету и в современной литературе.
В процессе глобализации этикет играет еще большую роль: возрастает мобильность индивидов, появляется больше точек соприкосновения разных культур. Быстро растущая глобальная взаимозависимость, с одной стороны, и многополярность международных отношений с другой, повышают «необходимость» для широкого общественного самоограничение - сдержанности, манер .
Этикет, базируясь на общечеловеческих ценностях, является значимым в поддержании социального порядка. Конечно, этикет важен не только в современном динамичном мире в рамках межкультурного взаимодействия, но и в рамках одной культуры. Например, адыги придают этикету большое значение, они считают человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, лишенным почтительности и адыгства.
Этикет - это социальная норма, сложившаяся в процессе взаимодействия между людьми, нормооформляющая наши потребности. Этикет напрямую связан с социальными ролями индивида и его социальным статусом. Роли определяют набор обязательных этикетных правил присущий индивиду той или иной социальной позиции. Именно значимость социальных различий превращает нейтральную коммуникативную ситуацию в этикетную. Этикет проявляет себя в выделении и утверждении социальных статусов относительно друг друга. Этикет - это не только совокупность норм, регулирующих социальное взаимодействие и обеспечивающих социальный порядок, но это и ролевое поведение индивидов в соответствии с социальной дифференциацией общества. Через этикет мы закрепляем свои статусные позиции и подтверждаем культурную общность. Поэтому этикет, обладая различными функциями в обществе, проявляет себя больше в интегрирующе-дифференцирующей функции.
Также важно понимать, что этикет и мораль, этикет и закон, этикет и ритуал - не тождественные понятия, они имеют одну область присутствия, но регулируют ее по- разному и применяют разные санкции. При этом этикет имеет эстетическую форму и нравственное содержание, опирается на общечеловеческие моральные принципы, среди которых главный - уважение к другим людям. Для современного российского общества опасность представляет «двойная мораль», когда считается, что одни принципы по каким-то причинам можно нарушать. С другой стороны, российское общество стоит на пути медленного морального выздоровления после резких экономических, политических и социальных изменений 1990-х гг., а также разрушения моральных основ .
Закон в отличие от этикета есть набор институциональных норм. Закон возникает тогда, когда этикет перестает справляться с регулированием общественных отношений в какой-либо сфере. Ритуал характеризуется эмоциональной разрядкой, чувством общности с равными позициями участников, а этикет имеет нравственное содержание и ориентирован на общение неравных по социальному статусу, но похожи эти два феномена по форме.
Этикет играет очень значимую роль в жизни современного общества. Он является связующим элементом не только между индивидами в конкретном обществе, но и между культурами. Чтобы не нарушить хрупкий баланс мира (или хотя бы нейтралитета) между людьми/обществами, чтобы предотвратить конфликты важно выполнять все правила и нормы этикета. Кроме того, этикет выступает одним из индикаторов социальных изменений в обществе, что делает его привлекательным для дальнейшего изучения. Без отслеживания, о смысления о сновных тенденций этих изменений невозможно эффективное познание и, следовательно, управление этими процессами.



1. Антонов М.Ф. Нравственные устои экономики: XIX Всесоюзная партконференция и исторические судьбы страны. - М.: Сов. Россия. 1989.
2. Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии: Сб.ст. - М.: Наука, 1988.
3. Брейтуэйт Д. Стыд и современность // Вопросы ювенальной юстиции. - М.: Юрист. 2006. № 1.
4. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. - М.: Изд-во «Весь мир». 2008.
5. Вильковский М. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард». 2010.
6. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2008.
7. Гейжан Н.Ф., Зимбули А.Е. Жизнь человека: этико-психологические ракурсы. // Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования. - СПб: Институт психологии и биологии человека. 1997.
8. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематиче ское изучение обрядов. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН. 1999.
9. Гергилов Р.Е. Проблема индивидуализации в социологии М.Вебера и Н. Элиаса: сравнительный анализ / Социологический журнал. 2007. № 3.
10. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: «КАНОН-пресс- Ц», «Кучково поле»». 2000. — 304 с.
11. Дахунова Ф.К Особенности зарождения и развития европейского и адыгского этикетов // Система ценностей современного общества. № 30. 2013.
12. Зиммель Г. Психология моды // Научное обозрение. 1901. № 5.
13. Козловский В.В. Фигуративная социология Норберта Элиаса // Журнал социологии и социальной антропологии. № 3. 2000.
14. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.: Лениздат. 1988.
15. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
16. Костецкий М.И. Понятие фигурации у Норберта Элиаса // Социологические исследования. 2011. № 11.
17. Краснодембская Н.Г. Этикет как условие жизни (культура общения и эмоции) // Жизнь человека: опыт междисциплинарного исследования. - СПб: Институт психологии и биологии человека. 1997.
18. Кузнецов И.М. Доминантные ценностные императивы как якоря общероссийского самосознания // Социология и общество: социальное неравенство и социальная. — М.: Российское общество социологов, 2016.
19. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Изд-во “Logos”, 1985.
20. Лихачева Л.С. Этикет как технология толерантности: теория, история, современность: Учебное пособие. - Екатеринбург. 2008.
21. Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. Издание 2-е исправленное и дополненное - СПб.: ИД «Петрополис». 2012.
22. Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе. Философско-теоретическое введение в социальную этологию. - СПб.: Издательство Юридического института, 2011.
23. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. - М.: Изд- во «Мысль». 1985.
24. Полещикова Е.И. Теория социо-культурного процесса Норберта Элиаса: Теорет.- методол. анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1998.
25. Родионов М.А. Характерные черты этикета у ливанцев // Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988.
26. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М.К. Горшков [и др.]; отв. ред. Горшков М.К., Петухов В.В. - Москва: Издательство «Весь Мир», 2015. С. 362.
27. Т.Веблен. Теория праздного класса. - М.: Изд-во «Прогресс». 1984. - 367 с.
28. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Изд-во иностранной литературы. 1963.
29. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. - М.; СПб: Университетская книга. 2001.
30. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетиче ские и психогенетические исследования. Т.2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. - М.; СПб: Университетская книга. 2001.
31. Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. - М.: Праксис, 2001 г.
32. Элиас Н. Понятие фигурации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 3.
33. Элиас Н. Придворное общество: Исследование по социологии короля и придворной аристократии с Введением: Социология и история. - М.: Языки славянской культуры. 2002.
34. Alexander J., Giesen B., Mast J. Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual. Cambridge University Press, 2006.
35. Martin J. A Philosophy of Etiquette // Proceedings of the American Philosophical Society. 1993. № 3. P.353.
36. Mennell S. Norbert Elias: An Introduction. 1992.
37. Robertson R. 'Civilization' and the Civilizing Process: Elias, Globalization and Analytic Synthesis // Theory, Culture & Society 9 (1), 1992.
38. Rod Aya. Norbert Elias and “The Civilizing Process” // Theory and Society. 1978. № 2. P 223.
39. Schottker D. Norbert Elias and Walter Benjamin: an exchange of letters and its context // History of the Human Sciences. - L. 1998. Vol. 11. № 2.
40. Wouters C. Etiquette and Manners // Encyclopedia of European Social History. From 1350 to 2000, editor in chief: Peter N. Stearns, Charles Scribner's Sons, New York 2002, Volume 4, Section 17.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ