ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф.С.ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»
|
Введение 3
Глава I. Функции и значение описания в художественном тексте 7
1.1 Функции описания в художественном тексте 7
1.2 Стилистические средства и их функциональная роль в описании 12
Выводы по главе 1 20
Глава II. Изучение стилистической роли описания в романе Фр.С. 21 Фицджеральда "Великий Гэтсби"
2.1 Функциональные черты стилистических средств описания в романе Фр.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" 21
2.2 Значение описания в формировании образа главных героев романа 35
2.3 Функция описания с целью выражения авторской мысли в романе
Фр.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" 41
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Глава I. Функции и значение описания в художественном тексте 7
1.1 Функции описания в художественном тексте 7
1.2 Стилистические средства и их функциональная роль в описании 12
Выводы по главе 1 20
Глава II. Изучение стилистической роли описания в романе Фр.С. 21 Фицджеральда "Великий Гэтсби"
2.1 Функциональные черты стилистических средств описания в романе Фр.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" 21
2.2 Значение описания в формировании образа главных героев романа 35
2.3 Функция описания с целью выражения авторской мысли в романе
Фр.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" 41
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Фрэнсис Скотт Фицджеральд является одним из великих классиков не только англоязычной, но и мировой литературы двадцатого столетия. Произведения мастера прозы «потерянного поколения» относятся к миру чувств, отличаются своей камерностью. И, выдержав проверку временем, не утратили свое обаяние и изящество.
Особое значение в повествовании приобретает такой прием, как описание. Учитывая интерес лингвистов к исследованию функционально - стилистической роли описания в художественном тексте, как повествовательного приема, рассмотрим данное явление на материале произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Данное произведение является хорошо изученным как в лингвистике, так и в литературоведении. Рассмотрение функционально-стилистических
особенностей названного произведение с позиций того, как в нем представлено описание видится нам весьма актуальным и недостаточно изученным.
В современной науке о языке существует большое количество трактовок и определений описания. Так, М.П. Брандес предполагает, что описание есть "речевая форма" (М.П. Брандес). Другой авторитетный исследователь Ю.С. Степанов отождествляет описание с "прозаической строфой" (Ю.С. Степанов). С точки зрения В.В. Колесова описание следует трактовать как особый вид "контекстно-вариативного членения текста" (В.В. Колесов). А.И. Мягкова в своих работах рассматривает описание как функционально-смысловой тип речи (А.И. Мягкова). Тем не менее, несмотря на целый ряд трудов, посвященных проблеме описания, по-прежнему не до конца исследованным остается ряд вопросов, в частности вопрос функционально-стилистической роли описания в художественном тексте с учетом его многоплановости.
Присутствие описания в структуре художественного произведения обеспечивает возможность выражения в тексте в том числе и пространственно¬временных характеристик. Роман "Великий Гэтсби" американского писателя Фр. С. Фицджеральда уже давно считается признанным шедевром литературного искусства, отражающим особенности американского общества того времени. Изучение многочисленных описаний и их роли на основе именно этого романа позволяет, как представляется сделать интересные выводы о функционально-стилистической роли описания в данном конкретном произведении и в повествовании, в целом.
Таким образом, с учётом всего сказанного выше отметим, что актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, интересом отечественных и зарубежных ученых к творчеству Фр. С. Фицджеральда, сыгравшего важную роль в американском литературном наследии двадцатого столетия; а во-вторых, необходимостью обращения к авторскому стилю, который проявляется в том числе в такой композиционно-речевой форме, как описание. Последнее обусловлено тем, что индивидуальность писателя, его «творческий почерк» в каждом из произведений обогащает национальную языковую картину мира.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе не только уточняется само понятие "описание, как тип повествования", но также рассматриваются функционально-стилистические способы и средства выражения описания в английском языке на материале авторского художественного текста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по межкультурной коммуникации, при написании курсовых и дипломных работ, в ходе подготовки к семинарским занятиям по таким дисциплинам, как «Стилистика», «Методы анализа художественного текста».
Объектом исследования являются примеры описания в романе "Великий Гэтсби" Фр. С. Фицджеральда.
В качестве предмета исследования рассматривается функционально-стилистическая роль описания в названном художественном произведении.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании роли описаний и способов их выражения в романе "Великий Гэтсби".
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
- систематизировать существующие представления и теоретический опыт изучения функционально-стилистической роли описания как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике;
- уточнить понятие описания, как особого типа повествования;
- исследовать функционально-стилистическую роль описания в художественном тексте;
- описать функционально-стилистические особенности романа Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби";
- выяснить роль описания в формировании образов главных героев романа.
Материалом исследования послужили языковые единицы и конструкции, выражающие описание, отобранные методом сплошной выборки из произведения Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби".
Методологической и теоретической основой исследования являются исследования в области лингвистики (С.А.Аскольдов); когнитивной лингвистики (З.Д. Попова, И.А. Стернин); культурологии (Ю.С. Степанов).
Исследования проводились на основе применения следующих методов: сплошной выборки и интерпретационного анализа.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, списка использованной литературы.
Во Введении определяется выбор темы и объекта исследования, обосновывается актуальность работы, указываются цель, задачи, объект исследования, дается характеристика методики исследования, указывается объем и структура работы.
В главе I проводится критический обзор литературы по теме исследования, уточняется определение описания, конкретизируются характеристика и структура описания.
В главе II рассматриваются случаи употребления описаний, а также анализируется и стилистическая функция в романе Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби".
В Заключении приводятся результаты исследования в виде выводов.
В Списке использованной литературы систематизируются научные источники, связанные с проблематикой данного исследования.
Особое значение в повествовании приобретает такой прием, как описание. Учитывая интерес лингвистов к исследованию функционально - стилистической роли описания в художественном тексте, как повествовательного приема, рассмотрим данное явление на материале произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Данное произведение является хорошо изученным как в лингвистике, так и в литературоведении. Рассмотрение функционально-стилистических
особенностей названного произведение с позиций того, как в нем представлено описание видится нам весьма актуальным и недостаточно изученным.
В современной науке о языке существует большое количество трактовок и определений описания. Так, М.П. Брандес предполагает, что описание есть "речевая форма" (М.П. Брандес). Другой авторитетный исследователь Ю.С. Степанов отождествляет описание с "прозаической строфой" (Ю.С. Степанов). С точки зрения В.В. Колесова описание следует трактовать как особый вид "контекстно-вариативного членения текста" (В.В. Колесов). А.И. Мягкова в своих работах рассматривает описание как функционально-смысловой тип речи (А.И. Мягкова). Тем не менее, несмотря на целый ряд трудов, посвященных проблеме описания, по-прежнему не до конца исследованным остается ряд вопросов, в частности вопрос функционально-стилистической роли описания в художественном тексте с учетом его многоплановости.
Присутствие описания в структуре художественного произведения обеспечивает возможность выражения в тексте в том числе и пространственно¬временных характеристик. Роман "Великий Гэтсби" американского писателя Фр. С. Фицджеральда уже давно считается признанным шедевром литературного искусства, отражающим особенности американского общества того времени. Изучение многочисленных описаний и их роли на основе именно этого романа позволяет, как представляется сделать интересные выводы о функционально-стилистической роли описания в данном конкретном произведении и в повествовании, в целом.
Таким образом, с учётом всего сказанного выше отметим, что актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, интересом отечественных и зарубежных ученых к творчеству Фр. С. Фицджеральда, сыгравшего важную роль в американском литературном наследии двадцатого столетия; а во-вторых, необходимостью обращения к авторскому стилю, который проявляется в том числе в такой композиционно-речевой форме, как описание. Последнее обусловлено тем, что индивидуальность писателя, его «творческий почерк» в каждом из произведений обогащает национальную языковую картину мира.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе не только уточняется само понятие "описание, как тип повествования", но также рассматриваются функционально-стилистические способы и средства выражения описания в английском языке на материале авторского художественного текста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по межкультурной коммуникации, при написании курсовых и дипломных работ, в ходе подготовки к семинарским занятиям по таким дисциплинам, как «Стилистика», «Методы анализа художественного текста».
Объектом исследования являются примеры описания в романе "Великий Гэтсби" Фр. С. Фицджеральда.
В качестве предмета исследования рассматривается функционально-стилистическая роль описания в названном художественном произведении.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании роли описаний и способов их выражения в романе "Великий Гэтсби".
Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
- систематизировать существующие представления и теоретический опыт изучения функционально-стилистической роли описания как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике;
- уточнить понятие описания, как особого типа повествования;
- исследовать функционально-стилистическую роль описания в художественном тексте;
- описать функционально-стилистические особенности романа Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби";
- выяснить роль описания в формировании образов главных героев романа.
Материалом исследования послужили языковые единицы и конструкции, выражающие описание, отобранные методом сплошной выборки из произведения Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби".
Методологической и теоретической основой исследования являются исследования в области лингвистики (С.А.Аскольдов); когнитивной лингвистики (З.Д. Попова, И.А. Стернин); культурологии (Ю.С. Степанов).
Исследования проводились на основе применения следующих методов: сплошной выборки и интерпретационного анализа.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, списка использованной литературы.
Во Введении определяется выбор темы и объекта исследования, обосновывается актуальность работы, указываются цель, задачи, объект исследования, дается характеристика методики исследования, указывается объем и структура работы.
В главе I проводится критический обзор литературы по теме исследования, уточняется определение описания, конкретизируются характеристика и структура описания.
В главе II рассматриваются случаи употребления описаний, а также анализируется и стилистическая функция в романе Фр. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби".
В Заключении приводятся результаты исследования в виде выводов.
В Списке использованной литературы систематизируются научные источники, связанные с проблематикой данного исследования.
В данном исследовании были проанализированы и рассмотрены значение и роль описания в функциональном стиле. Выявлены функциональные стилистические особенности средств описания, роль описания в формировании образа героев романа и в выражении авторской мысли в романе Ф.С. Фицджеральда.
Описание является одним из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением, повествованием. Его цель - нарисовать словесную картину, чтобы читатель зримо мог представить предмет изображения. Суть описания в романе заключается в выражении факта сосуществования предметов и их признаков в одно и то же время. Описание имеет способность передавать определенное состояние действительности, изображая предметы интерьера или же пейзаж. Этот прием автор применяет, чтобы показать внешние происходящие события, которые выступают как средство натуралистического отражения действительности. Когда автор изображает переживания внутреннего состояния героя, то в этом случае описание служит одним из средств тонких психологических зарисовок.
При помощи анализа и стилистически- образных средств раскрываются характеры персонажей произведения «Великий Гэтсби». Методом сплошной выборки мы отобрали наиболее выразительные примеры использования автором приема «описание» для характеристики персонажей романа.
Разница между описанием, оценкой и высказыванием напрямую зависит от задумки и стиля автора.
Незаметные на первый взгляд детали, раскрывающие характер персонажа ,тоже используются многими авторами произведений в описании.
Роман Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" - одно из лучших произведений мировой литературы, написанное смелой прозой, без единого лишнего слова.
Ф.С. Фицджеральд раскрывает в своем романе характеры персонажей через изображение их поведения в той или иной ситуации и поступков, периодически высказывая свое отношение к происходящим событиям. Автор называет "тучей случайной мошкары", общество Гэтсби, собиравшееся у него на уик-энды. Этим примером показано пренебрежительное отношение самого автора. Создавая портрет персонажа, писатель точно передает склад характера человека.
Атмосфера настроения героев передается через описание природы. Автор одной фразой, возможно и незначительной, умеет передать то особое чувство, которое испытывает его герой.
Можно утверждать, что слово содержит определенную оценку: передает авторское отношение, отрицательное и положительное настроение. Для сохранения стилистической окраски таких слов были использованы частичные и полные лексические соответствия.
Язык всего повествования романа Ф.С.Фитцджеральда поэтичен. Для создания ярких красочных картин автор умело использует художественные средства.
Слова не только могут определять понятия, но и выражать само отношение к ним говорящего.
Понятие «описание» состоит из следующих составляющих - точки зрения, с которой производится это описание; указания на достоверность или ложность описания; наличия отдельного сообщества или определенного лица, дающего конкретное описание ситуации.
Описание является одним из функционально-смысловых типов речи наряду с рассуждением, повествованием. Его цель - нарисовать словесную картину, чтобы читатель зримо мог представить предмет изображения. Суть описания в романе заключается в выражении факта сосуществования предметов и их признаков в одно и то же время. Описание имеет способность передавать определенное состояние действительности, изображая предметы интерьера или же пейзаж. Этот прием автор применяет, чтобы показать внешние происходящие события, которые выступают как средство натуралистического отражения действительности. Когда автор изображает переживания внутреннего состояния героя, то в этом случае описание служит одним из средств тонких психологических зарисовок.
При помощи анализа и стилистически- образных средств раскрываются характеры персонажей произведения «Великий Гэтсби». Методом сплошной выборки мы отобрали наиболее выразительные примеры использования автором приема «описание» для характеристики персонажей романа.
Разница между описанием, оценкой и высказыванием напрямую зависит от задумки и стиля автора.
Незаметные на первый взгляд детали, раскрывающие характер персонажа ,тоже используются многими авторами произведений в описании.
Роман Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" - одно из лучших произведений мировой литературы, написанное смелой прозой, без единого лишнего слова.
Ф.С. Фицджеральд раскрывает в своем романе характеры персонажей через изображение их поведения в той или иной ситуации и поступков, периодически высказывая свое отношение к происходящим событиям. Автор называет "тучей случайной мошкары", общество Гэтсби, собиравшееся у него на уик-энды. Этим примером показано пренебрежительное отношение самого автора. Создавая портрет персонажа, писатель точно передает склад характера человека.
Атмосфера настроения героев передается через описание природы. Автор одной фразой, возможно и незначительной, умеет передать то особое чувство, которое испытывает его герой.
Можно утверждать, что слово содержит определенную оценку: передает авторское отношение, отрицательное и положительное настроение. Для сохранения стилистической окраски таких слов были использованы частичные и полные лексические соответствия.
Язык всего повествования романа Ф.С.Фитцджеральда поэтичен. Для создания ярких красочных картин автор умело использует художественные средства.
Слова не только могут определять понятия, но и выражать само отношение к ним говорящего.
Понятие «описание» состоит из следующих составляющих - точки зрения, с которой производится это описание; указания на достоверность или ложность описания; наличия отдельного сообщества или определенного лица, дающего конкретное описание ситуации.
Подобные работы
- Лингвостилистические особенности перевода метафор, выполненного нейросетями (на материале романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Диалогическое единство «просьба-реакция» на примере произведения Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» на уроках по домашнему чтению в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ф.С.ФИЦДЖЕРАЛЬДА “ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ОТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА К КИНОТЕКСТУ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА (НА МАТЕРИАЛЕ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЭКРАНИЗАЦИЙ КНИГ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ЛОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА К КИПОТЕКСТУ: ОСОБЕННОСТИ РАЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ФОНДА (ИА МАТЕРИАЛЕ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЭКРАНИЗАЦИЙ КНИГ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» ДЖОНА ДОС ПАССОСА, Э.ХЕМИНГУЭЯ, Ф. СКОТТА ФИЦДЖЕРАЛЬДА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Сопоставительный лингвостилистический анализ текста оригинала и текста
перевода романа Дафны дю Морье «Ребекка» (апробация в СОШ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017





