ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Содержание вопросов местного значения городских округов и полномочия регионов в сфере образования 8
1.2. Формы и источники финансирования сферы образования
муниципалитетов 17
1.3. Методика анализа финансового обеспечения сферы образования 23
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1. Анализ развития сферы образования Копейского городского округа 32
2.2. Оценка доходных источников и расходов на образование бюджета
Копейского городского округа 43
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения
образовательной сферы 58
3.2 Рекомендации по расширению финансирования сферы образования (на
примере Копейского городского округа) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. При этом необходимы широкое финансирование и поддержка проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна стать основой для укрепления финансовых ресурсов в низовом звене - предоставление общеобразовательных услуг, которое осуществляется на уровне муниципалитетов, что в конечно отразится на повышении уровня кадровых и материально-технических ресурсов.
Цель данной работы - анализ теоретических основ и методических подходов к финансированию сферы образования для разработки прикладных рекомендаций улучшения бюджетной обеспеченности образовательных услуг муниципальных образований в России на современном этапе.
В рамках данной работы раскрыта действующая система финансирования образовательных учреждений, выявлены ее недостатки и разработана схему
финансирования образовательных учреждений, отвечающих потребностям рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- определить роль образования в социально-экономическом развитии общества;
- рассмотреть законодательные основы, на которых действуют образовательные учреждения;
- выявить источники финансирования образования;
- показать действующую практику финансирования образовательных учреждений из бюджета на примере Копейского городского округа;
- выявить основные проблемы финансового обеспечения учреждений образования.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс финансирования учреждений образования. Объектом же исследования являются расходы, финансирование учреждений образования Копейского городского округа.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы его цель и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы финансирования муниципальной сферы образования.
Во второй главе затронуты вопросы, связанные с анализом финансового обеспечения и развития сферы образования Копейского городского округа.
Третья глава посвящена разработке предложений по совершенствованию финансового обеспечения сферы образования.
С базы практики использовались: смета расходов Управления образования Копейского городского округа за 2012, 2013 и 2014 годы.
Бюджетный процесс, как на уровне регионов, так и на местном уровне носит однотипный характер. Он состоит из подготовки планов социально-экономического развития, сводного финансового баланса по территории, проекта положения о межбюджетных отношениях, проектов региональных внебюджетных фондов, прогноза исполнения консолидированного бюджета, определения направлений бюджетно-финансовой политики, разработки и предъявления целевых программ, определения объемов регионального государственного и муниципального, оценки исполнения бюджета текущего года.
Органы регионального и местного управления также должны предоставлять региональные и местные социальные и финансовые нормы и нормативы для составления минимальных местных бюджетов.
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
Таким образом, вопросы финансирования, как отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы отечественного образования сегодня являются самыми острыми и, следует признать, определяют во многом ситуацию в этой отрасли. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Последствия такой государственной политики по отношению к образованию очевидны.
На сегодняшний день уже можно считать общепринятым, что наиболее эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. Применение подушевого норматива в общем образовании является своего рода спусковым механизмом для активизации оптимизации сети учреждений, формирование новой системы оплаты труда учителей, связанной непосредственно с результатами их работы, в целом повышения эффективности бюджетных расходов, повышения степени прозрачности бюджетного процесса, роста доступности образовательной услуги.
Переход к нормативно - подушевому финансированию - это только начало, так как за ним последуют следующие шаги, которые нужно делать уже сейчас, а не завтра: создавать общественное мнение о необходимости перехода на отраслевую систему оплаты труда, оптимизации штатного расписания, реструктуризации сети образовательных учреждений и создания государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Примененный подход позволяет муниципалитетам проводить оптимизацию численности занятых в отрасли, а, следовательно, и более рационально использовать ограниченные финансовые средства. Этим он кардинально отличается от прочих методик, реализация которых приводила не к оптимизации расходов, а либо фиксированию сложившегося уровня расходов либо к требованиям увеличения финансирования.
1. Абрамов, Р.А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах/ Р.А.Абрамов// Финансы и кредит. Рубрика «Бюджетное финансирование» - 2009.- № 37.
2. Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских// Финансы и кредит. Рубрика «Бюджетная политика» - 2010.- № 1.
3. Бабич, А.М. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для
вузов/А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2007.- 687 с.
4. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В. Врублевская. / М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2006. - 200 с.
5. Башаров, О.Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования/ О.Г.Башаров// Экономический анализ: теория и практика. - 2009. -№ 28.
6. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования: учебник/С.А.Беляков / М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 405 с.
7. Беляков, С.А. Система финансирования образования: анализ эффективности /Беляков С.А./ М.: Технопечать, 2008. - 182 с.
8. Экономика: учебник/ под ред.доц. А.С. Булатова - М.: Юрист, 2008.- 632 с.
9. Волкова,О.Н. Моделирование единичного норматива подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений/ О.Н.Волкова// Финансы и кредит. - 2009.-№ 37. - с.20 - 24.
10. Гафиуллина, Л.Ф.. Эффективность деятельности системы
образования/Л.Ф. Гафиуллина// Социально-экономические вопросы развития региона. - 2009.- № 1. с. 44-48.
11. Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие/ Л.С.Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков. / М.: КНОРУС, 2007. - 560 с.
12. Данилов, Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие./ Е.Н.Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипиков - М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.- 336 с.
13. Днепров, Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Э.Д.Днепров.- М.ГУ- ВШЭ, 2006.
14. Финансы: Учебник для вузов /под ред.проф. Л.А.Дробозиной/ М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. - 527 с.
15. Ефимова, Е.Г. Экономика для юристов: учебное пособие / Е.Г.Ефимова/М.: Флинта, 2010.- 384 с.
16. Жураковский,В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования / В.М.Жураковский, Л.П. Кураков.- М. 2008. - 422 с.
17. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 30.12.2015)
18. Закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". (28.11.2015 г.).
19. Завьялов,Д.Ю Оптимизация бюджетных расходов в условиях финансового кризиса / Д.Ю.Завьялов // Финансы. - 2009. -№ 12.
20. Зотова, В.Б.. Система муниципального управления. Учебник для вузов/ В.Б.Зотова. - ОЛМА - ПРЕСС. 2009. - 259 с.
21. Зотова, В.Б. Система муниципального управления/ В.Б.Зотова - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
22. Игнатов В.Г. Экономика муниципальных образований / В.Г.Игнатов. - М.: Март, 2010. - 544 с.
23. Конституция Российской Федерации от 30 декабря 2015 г.
24. Лушина, С.И. Государственные и муниципальные финансы. Учебник/ С.И.Лушина, В.А. Слепова. /М.: Экономистъ, 2008. - 763 с
25. Мокрый, В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ Учебное пособие/ В.С. Мокрый. - М.: Кнорус, 2007. - 218 с.
26. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие /Д.С. Моляков - М.: Финансы и статистика, 2007, 362 с.
27. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
28. Поляк, Г.Б.. Финансы бюджетных организаций. Учебник/Г.Б.Поляк - М.: Вузовский учебник., - 2009. - 363 с.
29. Пронина, Л.И. Финансы муниципальных образований в условиях кризиса./ Л.И.Пронина// Финансы и бюджет: проблемы и решения. - 2009.- № 7.
30. Родионова В.М. Финансы: учебник/ В.М.Родионова/М.: Финансы и статистика, 2008.¬
31. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. / М.: Юрайт, 2008. - 575 с.
32. Суша, Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие / Г.З. Суша - М.: Новое знание, 2009. - 419 с.
33. Шишкин, А.Г Внедрение бюджетирования в бюджетный процесс/ А.Г. Шишкин// «Финансы». - 2012. - № 5
34. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:http: //минобрнауки .рф/
35. Сайт Правовой поддержки «КонсультанПлюс» - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/popular/budget/
36. Сайт Министерства финансов Российской Федерации - Режим доступа: http://minfin.ru/
37. Сайт Министерства финансов Челябинской области - Режим доступа: http://www.minfin74.ru/
38. Сайт Министерства образования и науки Челябинской области - Режим доступа:http://www.minobr74.ru/ru
39. Сайт Управления образования Копейского городского округа - Режим доступа:http://www1 .kopeysk-uo.ru/