Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации проектной работы на уроках математики в основной школе 5
1.1 Общие положения организации проектной работы 5
1.2 Особенности проектной работы по математике 9
Глава 2 Практические аспекты организации проектной работы н уроках математики в 9-м классе 19
2.1 Анализ технологий проектной работы по математике в 9 классе 19
2.2 Организация проектной работы учащихся на уроках математики в 9 классе по теме: «Подобие треугольников» 22
Заключение 30
Список использованных источников 31
Цель исследования – изучить специфику организации проектной работы обучающихся на уроках математики в 9-м классе.
Объект исследования – процесс организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики в 9-м классе.
Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики в 9-м классе.
Указанная цель, объект и предмет исследования реализуется решением следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы применения проектного метода обучения на уроках математики в основной школе.
2. Определить основные методические аспекты применения проектной работы на уроках математики в основной школе.
3. Разработать для обучающихся 9-го класса цикл уроков по организации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение проектного метода на уроках математики в 9-м классе оказывает влияние на повышение уровня сформированности проектных и исследовательских навыков учащихся.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей. Сущность понятий «проект», «проектный метод обучения» раскрыты в работах Дж. Дьюи, Д.В. Кошелевой, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова и др. Специфика организации проектной деятельности учащихся охарактеризована в исследованиях О.В. Калоша, Р.П. Шульга и др. Методологические особенности организации проектной деятельности учащихся на уроках математики охарактеризованы в работах И.В. Калининой, А.А. Климовой, В. Миленко и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Метод учебных проектов предполагает самостоятельную индивидуальную или групповую образовательную деятельность обучающихся. Проектный метод на уроках математики всегда направлен на решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, применение разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – необходимость интегрирования знаний, умений в применении знаний из различных областей науки в повседневной жизни.
В ходе исследования была предложена технология проведения проектной работы в рамках подготовки к ОГЭ по теме «Функции и их свойства. Графики функций». Также был предложен вариант разработки проектной работы с обучающимися 9-го класса на уроках математики, включающий 4 урока по теме ««Подобие треугольников».
Основной вывод заключается в том, что принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новою форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.