Биографические предикторы лидерских компетенций
|
Введение
Глава 1
1.1 Подходы к изучению лидерства 8
1.2 Компетентностный подход. 10
1.3 Биографический подход 11
1.4 Основные концепции возрастной периодизации 13
1.5 Особенности юношеского периода 17
ГбАнализ исследований биографических предикторов лидерства зарубежных авторов 2б
1.7 Классификация биографических предикторов лидерства 33
Глава 2. Методы и организация исследования биографических предикторов лидерских компетенций38
2.1 Описание выборки исследования биографических предикторов лидерских компетенций38
2.2 Методы исследования биографических предикторов лидерских компетенций39
2.3 Процедура исследования биографических предикторов лидерских компетенций41
2.4 Математико-статистические методы обработки данных1
Глава 3. Результаты исследования биографических предикторов лидерских компетенций и их обсуждение 2
3.1 Шкалы социальной и академической лидерской активности 42
3.2 Связь социальной и лидерской активности с биографическими и личностными составляющими 58
Выводы бб
Список литературы 68
Приложение 78
Глава 1
1.1 Подходы к изучению лидерства 8
1.2 Компетентностный подход. 10
1.3 Биографический подход 11
1.4 Основные концепции возрастной периодизации 13
1.5 Особенности юношеского периода 17
ГбАнализ исследований биографических предикторов лидерства зарубежных авторов 2б
1.7 Классификация биографических предикторов лидерства 33
Глава 2. Методы и организация исследования биографических предикторов лидерских компетенций38
2.1 Описание выборки исследования биографических предикторов лидерских компетенций38
2.2 Методы исследования биографических предикторов лидерских компетенций39
2.3 Процедура исследования биографических предикторов лидерских компетенций41
2.4 Математико-статистические методы обработки данных1
Глава 3. Результаты исследования биографических предикторов лидерских компетенций и их обсуждение 2
3.1 Шкалы социальной и академической лидерской активности 42
3.2 Связь социальной и лидерской активности с биографическими и личностными составляющими 58
Выводы бб
Список литературы 68
Приложение 78
Теме лидерства всегда уделялось особое внимание и уже много десятилетий у ученых не угасает интерес к этой теме. Было проведено множество исследований касательно происхождения лидерства, лидерских характеристик, разрабатывались классификации и возникали разнообразные подходы. Однако недостаточно внимания уделялось событиям из прошлого лидеров, а именно жизненным событиям в биографии человека, которые могут быть предикторами лидерства. Изучение проблемы лидерства и поиск предикторов лидерских компетенций необходимы для отбора и формирования лидеров.
До сих пор подавляющее большинство исследований биографических предикторов лидерства проводились за границей, в России этот вопрос изучен слабо. Тем не менее, с практической точки зрения знание этих предикторов позволит воспитывать лидеров с детства и поможет организациям, использующим метод биографических интервью при отборе персонала более эффективно осуществлять поиск сотрудников обладающих лидерским потенциалом и соответствующими компетенциями.
Актуальность темы исследования обусловлена ещё и тем, что проблема лидерства является ключевым фактором, влияющим на эффективность работы организации. Изучение и анализ биографии человека, совершаемых им жизненных выборов, способ решения важных вопросов, его окружения и ситуаций которые с ним случались, позволяет оценить его лидерские способности и имеет большое значение в предсказании его лидерского потенциала.
Лидерские компетенции являются одним из важнейших факторов успеха для многих профессий современности. Для того что бы организация была конкурентоспособной, смогла достичь максимальной производительности и высоких показателей качества необходимо что бы весь персонал был вовлечен и мотивирован. Лидер способен наиболее продуктивно направлять усилия сотрудников на достижения организационных целей.
Результаты ряда исследований показывают, что лидерство имеет такие предикторы как родительская теплота, проявление самостоятельности в раннем возрасте, ранний выход из родительской семьи, социальная или академическая активность в школе и т.д. [13]
Основной целью настоящей диссертационной работы является определение предикторов лидерских компетенций и проверка связи лидерства с такими личностными характеристиками, как: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений на российской выборке.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по проблеме подходов к лидерству, компетентностного и биографического подхода, периодизации, юношеского возраста, биографических предикторов лидерства.
2. Определение основных признаков и классификация предикторов лидерства.
3. Проведение эмпирического исследования, позволяющего выявить биографические предикторы лидерских компетенций среди студентов.
Объект исследования: студенты юношеского возраста.
Предмет исследования: биографические предикторы лидерских компетенций.
Гипотезы исследования:
1. Социальная и академическая лидерская активность имеют различные предикторы.
2. Гипотетическими предикторами лидерствами являются:
• появление самостоятельности в раннем возрасте
• ранний опыт финансовой автономности
• ранний выход из родительской семьи
• сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте
переживание драматических жизненных событий, личностные
травмы в юношеском возрасте
• наличие наставника
• опыт неожиданной возможности
До сих пор подавляющее большинство исследований биографических предикторов лидерства проводились за границей, в России этот вопрос изучен слабо. Тем не менее, с практической точки зрения знание этих предикторов позволит воспитывать лидеров с детства и поможет организациям, использующим метод биографических интервью при отборе персонала более эффективно осуществлять поиск сотрудников обладающих лидерским потенциалом и соответствующими компетенциями.
Актуальность темы исследования обусловлена ещё и тем, что проблема лидерства является ключевым фактором, влияющим на эффективность работы организации. Изучение и анализ биографии человека, совершаемых им жизненных выборов, способ решения важных вопросов, его окружения и ситуаций которые с ним случались, позволяет оценить его лидерские способности и имеет большое значение в предсказании его лидерского потенциала.
Лидерские компетенции являются одним из важнейших факторов успеха для многих профессий современности. Для того что бы организация была конкурентоспособной, смогла достичь максимальной производительности и высоких показателей качества необходимо что бы весь персонал был вовлечен и мотивирован. Лидер способен наиболее продуктивно направлять усилия сотрудников на достижения организационных целей.
Результаты ряда исследований показывают, что лидерство имеет такие предикторы как родительская теплота, проявление самостоятельности в раннем возрасте, ранний выход из родительской семьи, социальная или академическая активность в школе и т.д. [13]
Основной целью настоящей диссертационной работы является определение предикторов лидерских компетенций и проверка связи лидерства с такими личностными характеристиками, как: экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений на российской выборке.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по проблеме подходов к лидерству, компетентностного и биографического подхода, периодизации, юношеского возраста, биографических предикторов лидерства.
2. Определение основных признаков и классификация предикторов лидерства.
3. Проведение эмпирического исследования, позволяющего выявить биографические предикторы лидерских компетенций среди студентов.
Объект исследования: студенты юношеского возраста.
Предмет исследования: биографические предикторы лидерских компетенций.
Гипотезы исследования:
1. Социальная и академическая лидерская активность имеют различные предикторы.
2. Гипотетическими предикторами лидерствами являются:
• появление самостоятельности в раннем возрасте
• ранний опыт финансовой автономности
• ранний выход из родительской семьи
• сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте
переживание драматических жизненных событий, личностные
травмы в юношеском возрасте
• наличие наставника
• опыт неожиданной возможности
Анализ исследований по поиску предикторов лидерства позволяет выявить наиболее перспективные направления для продолжения изучения в этой области. Эмпирические данные позволяют определить пригодность некоторых из существующих предикторов лидерства выявленных зарубежными учеными для российских реалий. Также подтвердилось влияние некоторых уже включенных в биографическую анкету и исследованных в России предикторов.
В ходе исследования были выявлены предикторы лидерских компетенций. Для социальной лидерской активности биографическими предикторами оказались следующие компоненты: готовность взять ответственность за групповое решение на себя, организация собственного дела, которое в дальнейшем продолжили другие, активность в ситуации решения групповых задач, способность реализовать неожиданную возможность.
Предикторами академической лидерской активности оказались такие переменные, как: получение наивысших оценок по естественнонаучному профилю (биология, физика, химия), общественная активность в школе (общественная работа, опросы), активное участие и организация конференций в ВУЗе, признание, как награда за школьные успехи, посещение факультативных занятий потому что предмет был интересен, работа с группой в ситуации решения групповой задачи, общественная активность в школе (искусство, театр, хор), количество прочтенных за месяц книг, получение наивысших оценок по профилю физкультура.
Также была проведена проверка на наличие связи лидерства с личностными характеристиками (экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений). По результатам исследования была выявлена связь между социальным лидерством и экстраверсией.
Частично подтвердилась гипотеза утверждающая, что для социальной и академической лидерской активности различные предикторы. Обнаружен один общий предиктор - поведение в ситуации решения групповой задачи. Остальные предикторы различны.
Вторая гипотеза на предмет гипотетических предикторов лидерства также подтвердилась частично. Из всех гипотетических предикторов (появление самостоятельности в раннем возрасте, ранний опыт финансовой автономности, ранний выход из родительской семьи, сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте, переживание драматических жизненных событий (личностные травмы в юношеском возрасте), наличие наставника, опыт неожиданной возможности) подтвердилась гипотеза о связи реализации неожиданной возможности в юношеском возрасте с лидерством (социальная лидерская активность). Социальные лидеры наиболее активные члены общества и они берутся на реализацию множества идей и возможностей, поэтому можно предположить, что для социальных лидеров более вероятна успешная реализация неожиданно возникшей возможности, по сравнению с людьми не обладающих лидерскими качествами и подобным опытом решения неожиданных задач.
Таким образом, можно говорить о том, что все гипотезы подтвердились частично. Практическая значимость материалов содержащихся в диссертации состоит в возможности использования их в качестве рекомендаций по отбору сотрудников обладающих лидерскими компетенциями на руководящие позиции посредством применения биографических методов, а так же в выявлении «индикаторов» для развития лидерских компетенций с детства. Также данная работа имеет значимость для дальнейших исследований в области биографических предикторов лидерства.
В ходе исследования были выявлены предикторы лидерских компетенций. Для социальной лидерской активности биографическими предикторами оказались следующие компоненты: готовность взять ответственность за групповое решение на себя, организация собственного дела, которое в дальнейшем продолжили другие, активность в ситуации решения групповых задач, способность реализовать неожиданную возможность.
Предикторами академической лидерской активности оказались такие переменные, как: получение наивысших оценок по естественнонаучному профилю (биология, физика, химия), общественная активность в школе (общественная работа, опросы), активное участие и организация конференций в ВУЗе, признание, как награда за школьные успехи, посещение факультативных занятий потому что предмет был интересен, работа с группой в ситуации решения групповой задачи, общественная активность в школе (искусство, театр, хор), количество прочтенных за месяц книг, получение наивысших оценок по профилю физкультура.
Также была проведена проверка на наличие связи лидерства с личностными характеристиками (экстраверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, мотивация достижений). По результатам исследования была выявлена связь между социальным лидерством и экстраверсией.
Частично подтвердилась гипотеза утверждающая, что для социальной и академической лидерской активности различные предикторы. Обнаружен один общий предиктор - поведение в ситуации решения групповой задачи. Остальные предикторы различны.
Вторая гипотеза на предмет гипотетических предикторов лидерства также подтвердилась частично. Из всех гипотетических предикторов (появление самостоятельности в раннем возрасте, ранний опыт финансовой автономности, ранний выход из родительской семьи, сильные потрясения, перенесенные в раннем возрасте, переживание драматических жизненных событий (личностные травмы в юношеском возрасте), наличие наставника, опыт неожиданной возможности) подтвердилась гипотеза о связи реализации неожиданной возможности в юношеском возрасте с лидерством (социальная лидерская активность). Социальные лидеры наиболее активные члены общества и они берутся на реализацию множества идей и возможностей, поэтому можно предположить, что для социальных лидеров более вероятна успешная реализация неожиданно возникшей возможности, по сравнению с людьми не обладающих лидерскими качествами и подобным опытом решения неожиданных задач.
Таким образом, можно говорить о том, что все гипотезы подтвердились частично. Практическая значимость материалов содержащихся в диссертации состоит в возможности использования их в качестве рекомендаций по отбору сотрудников обладающих лидерскими компетенциями на руководящие позиции посредством применения биографических методов, а так же в выявлении «индикаторов» для развития лидерских компетенций с детства. Также данная работа имеет значимость для дальнейших исследований в области биографических предикторов лидерства.
Подобные работы
- Биографические предикторы лидерских компетенций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



