РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Сущность понятия «воображение», его виды и этапы развития 7
1.2. Особенности формирования математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития воображения детей старшего
дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.31
2.1. Выявление уровня развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 31
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических
представлений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Сущность понятия «воображение», его виды и этапы развития 7
1.2. Особенности формирования математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития воображения детей старшего
дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.31
2.1. Выявление уровня развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 31
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических
представлений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Воображение определяется как «универсальная человеческая
способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта» (5).
Проблемой развития воображения занимались многие педагоги и психологи: зарубежные психологи Р. Арнхейм и один из основателей гештальт-психологии К. Коффка, педагоги Т. Рибо и А. Бэн; отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, О.М. Дьяченко и др. Исследованием развития воображения детей дошкольного возраста занимались А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова. Многие авторы связывают происхождение воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина и др.), а также с овладением дошкольниками «творческими» видами деятельности: конструктивной (А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук), музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова), изобразительной (В.С. Мухина, Т.С. Комарова), художественно-литературной (О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая) и др.
Предпосылками развития воображения являются активность ребенка, по мнению многих ученых, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении.
Главным отличием воображения дошкольника от воображения взрослого человека является то, что за его, казалось бы, богатством скрывается бедность, неясность, примитивность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, a как не бывает. Именно скудность представлений недостаток и достоинство воображения ребенка (7). Благодаря воображению существенно возрастает познавательный потенциал дошкольника. C помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственному сосредоточению, повышает интенсивность внимания. Таким образом, мы можем сказать, что воображение способствует не только творческой деятельности ребенка, но и таким процессам, как формирование элементарных математических представлений.
B дошкольном детстве дети осваивают такие виды математических представлений (количественные, пространственные, временные, величинные, геометрические). Математические представления являются средством не только математического развития, но и других психических процессов, в том числе и воображения. Под математическими представлениями дошкольников понимаются образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем, связанные с представлениями o количестве, форме, величине, ориентировке во времени и ориентировке в пространстве, их свойствах и отношении (А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова).
Развитием математических представлений у детей занимались А.М. Леушина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарунтаева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая, М.А. Васильева и др.
В связи с этим мы выбрали следующую тему для выпускной квалификационной работы «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективным.
Решением данной проблемы будет составлять цель исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективно при реализации следующих условий:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (моделями, дидактическими играми и др.);
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
Задачи исследования:
• Рассмотреть сущность, виды и особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Раскрыть особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Определить и обосновать педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;
• Выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, изучение продуктов деятельности детей;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 69 «Сказка», старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Воображение определяется как «универсальная человеческая
способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта» (5).
Проблемой развития воображения занимались многие педагоги и психологи: зарубежные психологи Р. Арнхейм и один из основателей гештальт-психологии К. Коффка, педагоги Т. Рибо и А. Бэн; отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, О.М. Дьяченко и др. Исследованием развития воображения детей дошкольного возраста занимались А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова. Многие авторы связывают происхождение воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина и др.), а также с овладением дошкольниками «творческими» видами деятельности: конструктивной (А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук), музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова), изобразительной (В.С. Мухина, Т.С. Комарова), художественно-литературной (О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая) и др.
Предпосылками развития воображения являются активность ребенка, по мнению многих ученых, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении.
Главным отличием воображения дошкольника от воображения взрослого человека является то, что за его, казалось бы, богатством скрывается бедность, неясность, примитивность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, a как не бывает. Именно скудность представлений недостаток и достоинство воображения ребенка (7). Благодаря воображению существенно возрастает познавательный потенциал дошкольника. C помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственному сосредоточению, повышает интенсивность внимания. Таким образом, мы можем сказать, что воображение способствует не только творческой деятельности ребенка, но и таким процессам, как формирование элементарных математических представлений.
B дошкольном детстве дети осваивают такие виды математических представлений (количественные, пространственные, временные, величинные, геометрические). Математические представления являются средством не только математического развития, но и других психических процессов, в том числе и воображения. Под математическими представлениями дошкольников понимаются образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем, связанные с представлениями o количестве, форме, величине, ориентировке во времени и ориентировке в пространстве, их свойствах и отношении (А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова).
Развитием математических представлений у детей занимались А.М. Леушина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарунтаева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая, М.А. Васильева и др.
В связи с этим мы выбрали следующую тему для выпускной квалификационной работы «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективным.
Решением данной проблемы будет составлять цель исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективно при реализации следующих условий:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (моделями, дидактическими играми и др.);
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
Задачи исследования:
• Рассмотреть сущность, виды и особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Раскрыть особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Определить и обосновать педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;
• Выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, изучение продуктов деятельности детей;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 69 «Сказка», старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, и, удерживая его в сознании, мысленно манипулировать им. Сущность воображения состоит в построении целостного образа на основе отдельного намека.
Проблемой воображения детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова, Ф.И. Фрадкина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р. Арнхейм, Т. Рибо и др.). Воображение подразделяется на активное и пассивное (по степени активности волевых усилий) и на репродуктивное и продуктивное (по степени преобразования действительности).
В старшем дошкольном возрасте воображение играет большую роль в развитии ребенка. На 5-6 году усиливается планирующая функция воображения, что ведет к появлению целостного планирования. Благодаря воображению многократно усиливается познавательные возможности ребенка старшего дошкольного возраста, что способствует не только развитию творческой деятельности, но и формированию элементарных математических представлений.
Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста успешно протекает при использовании различных дидактических игр c математическим содержанием, проблемно-игровых ситуаций и различных моделей (числовых, временных, геометрических). B процессе обучения элементарной математике дети знакомятся c количественными, пространственными, временными, величинными и геометрическими представлениями.
Проанализировав научную литературу, мы разработали педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (дидактическими играми, моделями и др.)
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
На основе проведенного исследования в группе детского сада, направленного на выявление уровня развития воображения, мы определили, что у большинства детей развитие воображения находится на среднем уровне, причиной тому мы видим недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды. Из чего следует, что необходимо дополнить развивающую предметно-пространственную среду различными дидактическими играми и моделями, также воспитателю рекомендуется включать в организованную образовательную деятельность проблемно¬игровые ситуации.
Также нами были подобраны методические рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме, которые в последствии будут апробированы в практической деятельности.
Проблемой воображения детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова, Ф.И. Фрадкина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р. Арнхейм, Т. Рибо и др.). Воображение подразделяется на активное и пассивное (по степени активности волевых усилий) и на репродуктивное и продуктивное (по степени преобразования действительности).
В старшем дошкольном возрасте воображение играет большую роль в развитии ребенка. На 5-6 году усиливается планирующая функция воображения, что ведет к появлению целостного планирования. Благодаря воображению многократно усиливается познавательные возможности ребенка старшего дошкольного возраста, что способствует не только развитию творческой деятельности, но и формированию элементарных математических представлений.
Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста успешно протекает при использовании различных дидактических игр c математическим содержанием, проблемно-игровых ситуаций и различных моделей (числовых, временных, геометрических). B процессе обучения элементарной математике дети знакомятся c количественными, пространственными, временными, величинными и геометрическими представлениями.
Проанализировав научную литературу, мы разработали педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (дидактическими играми, моделями и др.)
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
На основе проведенного исследования в группе детского сада, направленного на выявление уровня развития воображения, мы определили, что у большинства детей развитие воображения находится на среднем уровне, причиной тому мы видим недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды. Из чего следует, что необходимо дополнить развивающую предметно-пространственную среду различными дидактическими играми и моделями, также воспитателю рекомендуется включать в организованную образовательную деятельность проблемно¬игровые ситуации.
Также нами были подобраны методические рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме, которые в последствии будут апробированы в практической деятельности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



