Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Работа №65046

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Сущность понятия «воображение», его виды и этапы развития 7
1.2. Особенности формирования математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития воображения детей старшего
дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.31
2.1. Выявление уровня развития воображения детей старшего дошкольного
возраста 31
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических
представлений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Воображение определяется как «универсальная человеческая
способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта» (5).
Проблемой развития воображения занимались многие педагоги и психологи: зарубежные психологи Р. Арнхейм и один из основателей гештальт-психологии К. Коффка, педагоги Т. Рибо и А. Бэн; отечественные психологи А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, О.М. Дьяченко и др. Исследованием развития воображения детей дошкольного возраста занимались А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова. Многие авторы связывают происхождение воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина и др.), а также с овладением дошкольниками «творческими» видами деятельности: конструктивной (А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук), музыкальной (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова), изобразительной (В.С. Мухина, Т.С. Комарова), художественно-литературной (О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая) и др.
Предпосылками развития воображения являются активность ребенка, по мнению многих ученых, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении.
Главным отличием воображения дошкольника от воображения взрослого человека является то, что за его, казалось бы, богатством скрывается бедность, неясность, примитивность и стереотипность образов. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, a как не бывает. Именно скудность представлений недостаток и достоинство воображения ребенка (7). Благодаря воображению существенно возрастает познавательный потенциал дошкольника. C помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления. Воображение способствует умственному сосредоточению, повышает интенсивность внимания. Таким образом, мы можем сказать, что воображение способствует не только творческой деятельности ребенка, но и таким процессам, как формирование элементарных математических представлений.
B дошкольном детстве дети осваивают такие виды математических представлений (количественные, пространственные, временные, величинные, геометрические). Математические представления являются средством не только математического развития, но и других психических процессов, в том числе и воображения. Под математическими представлениями дошкольников понимаются образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем, связанные с представлениями o количестве, форме, величине, ориентировке во времени и ориентировке в пространстве, их свойствах и отношении (А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова).
Развитием математических представлений у детей занимались А.М. Леушина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарунтаева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова, Р.Л. Непомнящая, М.А. Васильева и др.
В связи с этим мы выбрали следующую тему для выпускной квалификационной работы «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования: каковы педагогические условия, при которых развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективным.
Решением данной проблемы будет составлять цель исследования.
Объект исследования: процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Гипотеза исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений будет наиболее эффективно при реализации следующих условий:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (моделями, дидактическими играми и др.);
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
Задачи исследования:
• Рассмотреть сущность, виды и особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Раскрыть особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Определить и обосновать педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений;
• Выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать методические рекомендации педагогам по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, изучение продуктов деятельности детей;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 69 «Сказка», старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, и, удерживая его в сознании, мысленно манипулировать им. Сущность воображения состоит в построении целостного образа на основе отдельного намека.
Проблемой воображения детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Я. Дудецкий, И.М. Розет, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Е.Е. Кравцова, Ф.И. Фрадкина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р. Арнхейм, Т. Рибо и др.). Воображение подразделяется на активное и пассивное (по степени активности волевых усилий) и на репродуктивное и продуктивное (по степени преобразования действительности).
В старшем дошкольном возрасте воображение играет большую роль в развитии ребенка. На 5-6 году усиливается планирующая функция воображения, что ведет к появлению целостного планирования. Благодаря воображению многократно усиливается познавательные возможности ребенка старшего дошкольного возраста, что способствует не только развитию творческой деятельности, но и формированию элементарных математических представлений.
Формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста успешно протекает при использовании различных дидактических игр c математическим содержанием, проблемно-игровых ситуаций и различных моделей (числовых, временных, геометрических). B процессе обучения элементарной математике дети знакомятся c количественными, пространственными, временными, величинными и геометрическими представлениями.
Проанализировав научную литературу, мы разработали педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений:
- расширение представлений о числе, форме, величине, пространстве и времени у детей старшего дошкольного возраста;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении дидактическими средствами (дидактическими играми, моделями и др.)
- обеспечение активной позиции ребенка в процессе использования моделей (числовых, временных, геометрических).
На основе проведенного исследования в группе детского сада, направленного на выявление уровня развития воображения, мы определили, что у большинства детей развитие воображения находится на среднем уровне, причиной тому мы видим недостаточная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды. Из чего следует, что необходимо дополнить развивающую предметно-пространственную среду различными дидактическими играми и моделями, также воспитателю рекомендуется включать в организованную образовательную деятельность проблемно¬игровые ситуации.
Также нами были подобраны методические рекомендации для педагогов и родителей по данной проблеме, которые в последствии будут апробированы в практической деятельности.



Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - СПб: Детство-пресс. - 2007. - с.84
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В.
Белошистая // - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. - 400с.
Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л.. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / под ред. А.А. Столяра // - М: Просвещение. - 1988. - 303с.
Боброва С.Г. Воображение как психический процесс[Текст] :Статья в сборнике статей /Институт философии РАН// - Научный обозреватель. - 2015. - №1. - с.34
Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко // - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 672 с.
Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик // - М.: ООО «ЦГЛ «РОН». - 2000. - 112с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский// - СПб. - 2001. - с.123
Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст]: Учебное пособие / М.А. Габова // - М.: Директ-Медиа. - 2014. - 534с.
Герасимова Е.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Сборник под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2007. - с. 130
Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников [Текст]:Инновационная культура будущего педагога- психолога /В.И. Дологова, Крыжановская Н.В. // - Челябинск. - 2010.
Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации [Текст] / В.И. Дологова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - с. 191-196.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко.
- М.:Мозаика-Синтез. - 2008. - 286с.
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] /О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С.104
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М.: - Москва:
Просвещение. - 1974. - 352с.
Захарюта Н. В. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст]/ Н.В. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006.- №9. - с. 143
Ивин А.А. Воображение: оппозиция описания и оценки [Текст]:Статья в сборнике статей / А.А. Ивин. - Институт философии РАН. - 2013. -71с.
Игнатьев Е.Н. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека[Текст] /Е.Н. Игнатьев. - М.: Знание. - 1999. - с. 37
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования[Электронный ресурс]/. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера. - 2014.
- Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf
Кузьмина С.И. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.И. Кузьмина // Обучение и воспитание: методики и практика. -2013. - №7. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-starshego- doshkolnogo-vozrasta
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: Учебное пособие для вузов /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий //-М.:Юрайт. - 2011. - 464 с
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология [Текст]:Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ. - 2002. - 146 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политическая литература. - 1975. - 304 с.
Леушина А.М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - Москва: Просвещение. - 1974. - 368с.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия //— СПб.: Питер. - 2006. - 320 с
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст]: учебник и практикум для
академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. - М.:
Издательство Юрайт, 2014. - 433с.
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] .- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2002. - с. 67
Михайленко Н. Я. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1993. - №4. - С.18-23.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 2-е изд., испр. - М.: Гном и Д. - 2001. - 96 с.
Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера [Текст]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2013.
Михайлова З.А., Сумина И.В., Чеплашкина И.Н. Первые шаги в математику [Текст]: Проблемно-игровые ситуации для детей 5-6 лет.
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2009. - 10 с.
Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / 3.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец // СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».- 2008. - 384 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник.- М.: Академия. - 2012. - 452 с.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения[Текст] / Р.Г. Натадзе //
- Тбилиси. - 2001. - с.33-36
Немов Р.С. Психология [Текст]: Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Владос. - 2003. - 688с.
Новоселова С.Л. Развивающая предметно игровая среда детства. Мир «КВАДРО» [Текст] / Новоселова С.Л. // Дошкольное воспитание. - 1998.
- № 4. - с. 7-9
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
Панферова Н.Н. Понятийно-терминологический словарь по педагогике[Текст] /Н.Н. Панферова // - Тула: Тульский гос. ун-т. - 2007. - 275 с.
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». - № 08-249 от 28.02.2014 г.
Попов А. А., Резник М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] / А.А. Попов, М.А. Резник// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - 35. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
voobrazheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy- deyatelnosti
Рибо Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн // - Спб.: Питер. - 2000. - 720 с.
Ручкова Н.А. Связь воображения с особенностями поведения старших дошкольников [Текст] / Н.А. Ручкова // Пенза: Пензенский
государственный университет. - 2015. - 395с.
Ручкова Н.А., Гудкова С.В. Связь воображения с особенностями поведения старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.А. Ручкова, С.В. Гудкова // Science Time. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-voobrazheniya-s-osobennostyami- povedeniya-starshih-doshkolnikov
Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Л.Б. Соловей// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2 . - Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktory-vliyayuschie-na-razvitie- voobrazheniya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Смирнова Н.М. Воображение в структуре когнитивных практик. [Текст]: Статья в сборнике трудов конференции / Н.М. Смирнова // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии. - М.: ИФ РАН.
- 2013. - с. 9-29.
Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Электронный ресурс]. — 2-е изд., исп.
- М.:Просвещение, 2003. - Режим чтения:
http:ZZwww.pedlib.ru/Books/5Z0151Z5 0151-1. shtml
Трегубова С.В. Значение игровой деятельности в формировании произвольного (активного) воображения старших дошкольников. [Текст]: Статья в сборнике трудов конференции / С.В. Трегубова // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии - М.: ИФ РАН.
- 2013. - с. 9-29.
Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева// - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия». - 2012. - 368 с.
Ушинский, К.Д. История воображения [Текст]: Собр. Соч./ К.Д. Ушинский // М.-Л., 1950. - Т.8., с. 132
Шелехова О. О. Исследование воображения у старших дошкольников [Электронный ресурс]. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 101-105. - Режим чтения: http:ZZe- koncept.ru/2015Z95064.htm.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб.
заведе-ний. / Е.И. Щербакова — 2-е изд., стереотип. — М.:
Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
Эльконин,Д.Б. Детская психология [Текст]: пособие для студентов высш.учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д. Эльконин.-4-е изд., стер., - М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - 384 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ