ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРАТКИЙ ОБЗОР ХРИСТИАНСКОЙ МИССИИ И
РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ЯПОНИИ В XVI-XIX ВВ. 9
1.1. Католическая миссия в Японии в XVI веке и причины ее неудачи 9
1.2. Религиозная ситуация в Японии на рубеже XVIII-XIX вв. 24
II. ОПЫТ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВТ.
НИКОЛАЯ (КАСАТКИНА) И ОСНОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30
2.1. Основные принципы миссионерской деятельности святителя
Николая (Касаткина) 30
2.2. Основание святителем Николаем Русской Православной миссии в
Японии 41
III. РОССИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ЯПОНИИ В
НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 49
3.1. Русская духовная миссия в период Русско-Японской войны 1904¬1905 г 49
3.2. Православие в Японии в послевоенный период (1906-1912 гг.) 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Актуальность исследования. Первое двадцатилетие конец ХХ- начало XXI века - особый этап для нашей страны. Это время значительных перемен, затрагивающих не только материальную составляющую жизни человека, но и духовную. В этот период происходит определённая смена парадигм как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В новую эпоху Россия шагнула, сохранив своё духовное ядро, но при этом испытывая целый ряд проблем в экономической и культурной сферах. Отличительной чертой нашего времени является возвращения к духовным истокам России, активно возрождаемые Русской православной церковью.
Снова множество верующих людей отправляется в паломничество в Иерусалим, Афон, по святым местам России. У Русской православной церкви (РПЦ) со своими многовековыми устоями особое место в истории нашего государства. Тем не менее, множество людей, называющих себя православными, в реальности, не готовы или не хотят применять в жизни истины нравственные и вероучительные. Примером тому может послужить следующее обстоятельство: факт участия в таинстве крещения зачастую рассматривается только лишь как дань традиции, свидетельство их культурной самоидентификации.
Всё чаще люди, утратившие свою историческую память и морально дезориентированные, приходят к Богу вследствие всё возрастающих кризисных явлений в обществе, социальной напряженности и бездуховности. Но вследствие отсутствия хотя бы первоначальных азбучных религиозных знаний они нередко попадают в различные тоталитарные секты и другие ложные учения.
Особая роль в противодействии псевдодуховности по праву принадлежит РПЦ, поскольку священнослужители, обладающие знаниями двухтысячелетней истории Церкви, довольно неплохо осведомлены об угрозах, которые исходят от сектанства для государства и общества. В связи с этим понятен рост интереса к миссионерской работе, как основному фактору в обеспечении, в том числе и духовной безопасности общества и страны.
На сегодняшний день в России осуществляется возрождение и разработка новейших форм и способов распространения православного христианства. В этом смысле, важно выделить такие достижения, как открытие в 1996 году в Белгороде Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), в том же году были организованы съезды епархиальных миссионеров. К данному перечню достижений, так же необходимо добавить возрождения на базе Белгородской семинарии издательства журнала «Миссионерское обозрение». Нормативной базой миссионерской деятельности явилась, утвержденная Священным синодом, «Концепция миссионерской деятельности РПЦ». Активно начинают организовываться различные фестивали, концерты, слеты, съезды для популяризации православия в стране («Вера и слово», «Кирилл и Мефодий», «Парадоксы православия» и др.). Несмотря на все эти положительные и важные начинания, по словам Патриарха Кирилла, в стране все еще есть очень много нерешенных задач в рамках миссионерского поля, для решения которых «необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий - иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция» .
В этой связи ключевое значение приобретает поиск перспективных форм развития дела православной миссии, в котором, важное место занимает обращение к опыту прошлого, а именно истории миссионерской деятельности прославленными миссионерами.
Одним из таких подвижников является Равноапостольный Николай (Касаткин), который положил много трудов на миссионерской ниве. Полем его миссионерской деятельности была выбрана промыслом Божиим Япония. Для миссии в этой стране с религиозно-социальной ситуацией того времени требовалось напряжение всех сил: духовных, интеллектуальных, волевых. Святителю Николаю пришлось задействовать весь комплекс методов миссионерской деятельности. Для современных миссионеров Русской Православной Церкви опыт свт. Николая чрезвычайно необходим и полезен. Таким образом, актуальность изучения истории миссионерской деятельности в Японии и опыта миссионерской деятельности свт. Николая (Касаткина) вполне аргументирована и обусловлена.
В первой главе данной работы мы рассматриваем появление и распространение христианства в Японии до святителя Николая, в XVI-XVIII веках, определяя причины неудачи католической миссии и ее последствия для христианства в Японии. Вторая глава посвящена принципам миссионерской деятельности святителя Николая (Касаткина) и основанию Православной духовной миссии в Японии. Для современной миссиологии остаются крайне актуальными те принципы и подходы, которые были выработаны и применяемы на практике святителем Николаем (Касаткиным). Третья глава повествует о положении православия в Японии в начале ХХ (в период Русско-Японской войны и послевоенное время).
Степень разработанности проблемы. Основным источником для исследования послужили сочинения, письма и дневники Архиепископа Николая, относящиеся ко всем периодам его жизни. Важную роль для написания данной работы сыграли многочисленные свидетельства современников об Архиепископе Николае и японском православии его времени, из которых особо следует отметить записки архимандрита Сергия (Страгородского) «На Дальнем Востоке» (1897) и «По Японии. (Записки миссионера)» (1899; 1903) и др.
В Советский период в России не поощрялось изучение тем, связанных с православием, и только с конца 1980-х годов история православия привлекает все большее внимание российских ученых. Прежде всего, нужно отметить труд К.И. Логачева и Л.Н. Логачевой по расшифровке и подготовке к печати дневников архиепископа Николая. Значительные историографические работы о православии в Японии, жизни и деятельности архиепископа Николая опубликовали в последние годы Г.Д. Иванова «Жизнь и деятельность святителя Николая Японского», Л.Н. Зенина «Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии» и другие. Эти статьи помещены в посвященном памяти Архиепископа Николая втором выпуске сборника «Православие на Дальнем Востоке» (1996).
Из современных авторов, занимавшихся исследованием данной темы, нужно выделить кандидата исторических наук Саблину Э.Б., которая воплотила свои исследования в кандидатской диссертации на тему: «Православная Церковь в Японии в конце XIX-XX вв. и ее основатель Святитель Николай».
21 февраля 2012 года на площадке Николо-Угрешской православной духовной семинарии была проведена научная конференция, результатом которой стало издательство сборника трудов научной конференции: «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: К столетию со дня преставления». В данном сборнике были представлены исследования проректора по учебной работе Николо-Угрешской православной духовной семинарии, кандидата богословия Духанина В.Н. на тему: «Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского», преподавателя Нижегородской духовной семинарии и иеромонаха Лаврентия (Собко) на тему: «Святитель Николай Японский и митрополит Антоний Сурожский: размышления о внутренней миссии» и др.
Объект исследования. Православная миссия в Японии.
Предмет исследования. Миссионерская деятельности в Японии свт. Николая (Касаткина) и основание Японской Православной Церкви.
Цель исследования. Определить основные этапы и принципы миссионерской деятельности в Японии.
В связи с обозначенной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать католическую миссию в Японии и причины ее неудачи.
2. Охарактеризовать религиозную ситуацию в Японии на рубеже XVIII -XIX веков.
3. Определить основные принципы миссионерской деятельности иеромонаха Николая (Касаткина).
4. Рассмотреть основные вехи и особенности миссионерской работы Николая (Касаткина) при основании Русской Православной миссии в Японии.
5. Рассмотреть деятельность Русской духовной миссии в период Русско-Японской войны 1904-1905 гг.
6. Проанализировать положение православия в Японии в послевоенный период (1906-1912 гг.).
Теоретико-методологические основы исследования. В данном исследовании был использован метод системного анализа, сравнительно-исторический, анализ научных изданий по проблеме. Метод системного анализа был применен в связи с необходимостью рассмотрения и сопоставления двух типов миссии: католической и православной, а также для рассмотрения подходов к миссионерской работе других выдающихся миссионеров, таких как свят. Иннокентий (Вениаминов) и преподобный Макарий (Глухарев).
Научная новизна исследования. Систематизация и обобщение материала, связанного с русской духовной миссией в Японии в период деятельности свт. Николая (Касаткина).
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы для преподавания в духовных учебных заведениях различного уровня таких курсов как «Миссиология», «История миссионерской деятельности», «Гомилетика». Последнее обусловлено интересом к проповедниической деятельности святителя Николая Японского.
Апробация работы. Основные положения квалификационного исследования были апробированы на следующих научных мероприятиях: XV Международные Иоасафовские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества», проходившие 30 ноября 2017 года на базе Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью); X Международная студенческая научно-богословская конференции, проходившая 25-26 апреля 2018 года в Санкт-Петербургской духовной академии.
Структура работы. Данное исследование включает в себя введение, три главы по два параграфа, заключение, список источников и литературы, приложение.
В ходе данного исследования, в первой главе мы указали, что христианство пришло в Японию еще за несколько веков до прибытия в Японию святителя Николая (Касаткина). Христианство изначально для японцев предстало в католическом и протестантском виде, но не прижилось там, а получило отклик в виде гонения на христиан. Этому были свои причины.
Прежде чем конкретно указать на эти причины, следует сказать об основных действующих лицах в католической миссии в Японии. Основателем и ключевой фигурой в осуществлении католической миссии явился единомышленник и собрат по иезуитскому монашескому ордену с Игнатием Лайоллой - Франциск Ксавье. Получив прекрасное образование своего времени, он решает посвятить себя Богу, а в последующем миссионерскому служению. До появления в Японии он осуществлял миссионерскую деятельность на территории Индии. Прибыв в Японию, Ксавье добился значительных успехов в количественном эквиваленте, но не в качественном.
Как уже было указано выше, это было связано с неверным выбором принципов и подходов, заложенных в основу своей миссии Франциском Ксавье. Прежде всего, это принцип «сверху - вниз», который предполагал обратить в католичество правящую элиту в Японии, а народ просто последует за своими дайме - князьями. Но как оказалось, данная стратегия хоть и привела к массовым крещениям, но князья шли на этот шаг, в основном ради экономических выгод, открывавшихся после принятия христианства. Не было глубины веры, да и веры как таковой не было. Поэтому, как только князь разочаровывался в горе-миссионерах и их европейских покровителях, он порывал с христианством, как с вражеской идеологией, а следовательно и весь народ, в его ведении следовал за своим князем.
Следующей причиной неудачи католической миссии, в частности при Ксавье, было его не основательное изучение культуры и языка Японии. Вытекающий из этого очень слабый и ограниченный перевод Священного Писания.
Кроме этого, следует отметить и использование обмана и лукавства для обращения язычников. Все это были основные причины возникновения в дальнейшем политики изоляции Японии и начала гонений на христиан в этой стране.
Смягчило и слегка замедлило эти процессы появление на миссионерском поле Японии приемника Ксавье - Алессандро Валиньяно, который пересмотрел отношение к подходам миссии, но ситуацию коренным образом уже не изменил.
В XVIII веке религиозная ситуация в Японии была крайне неблагоприятна для христианства. В стране продолжали действовать нормативно-правовые акты, запрещающие под страхом смерти принимать и исповедовать, тем более проповедовать христианство. Фактически еще велись гонения на японцев, которые открыто исповедовали католицизм и протестантизм. В основном все население Японии было верно своим традиционным религиям - буддизму и синтоизму, т.е. язычеству.
С середины XIX века ситуация начинает меняться в сторону смягчения политики в отношении к христианству. Со сменой политической элиты, правящей в Японии, частичного открытия Японии для основных торговых путей, которые были крайне выгодны для Японии в экономическом плане, начинается активизация католической и протестантской миссий в Японии.
Именно в такой период и при такой религиозной ситуации в Японии будет зарождаться Русская духовная миссия во главе с иеромонахом Николаем (Касаткиным).
Во второй главе были проанализированы те принципы, которые легли в основу миссионерской деятельности святителя Николая, и рассмотрена сама миссионерская деятельность.
Благословляя молодого иеромонаха на предстоящее ему служение, ректор академии, преосвященный Нектарий, сказал, что с крестом подвижника он должен взять посох странника, что вместе с подвигом монашества ему предлежат и труды апостольства .
Душа отца Николая жаждала этих подвигов. Впоследствии святитель Николай рассказывал: «Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе и все обновится... Тогда я был молод и не лишен воображения, которое рисовало мне толпы отовсюду стекающихся слушателей, а затем и последователей Слова Божия, раз это последнее раздается в японской стране» .
Владыка Николай (Касаткин) в своей миссионерской деятельности опирался на опыт миссионеров своей современности и всего опыта миссии Христианства в целом.
Он использовал такие принципы как глубокое изучение культуры страны, где должна состояться проповедь Евангелия, ее языка.
Второй главный принцип - это полный отказ от какой-либо политики.
Третий - это полная искренность и открытость.
Четвертый - внешняя лояльность к традиционным религиям Японии.
Пятый - терпимое отношение к инославию - католичеству и протестантизму.
Шестой - поиск единомышленников и помощников в среде самих японцев.
И главное - перевод на понятный и доступный язык Священного писания и богослужебных книг.
К моменту прибытия иеромонаха Николая в Японию религиозная ситуация там был крайне напряженная. До сих пор там действовали законы, запрещающие не только проповедь христианства, но и грозящие за принятие оного смертной казнью. Первым учеником и обращенным в православие японцем стал самурай и бонза Совабе. Он привлек за собой и других. Таким образом, вскоре была образована небольшая община. В дальнейшем с распространением православия и увеличения верующих, владыка поставил перед Священным Синодом вопрос о назначении епископа для Японской Церкви, таковым стал сам архимандрит Николай. По ходатайству владыки была образована Русская духовная миссия в Японии. В это самое время промыслительно были отменены запрещающие христианство законы. Владыка начал открыто и повсеместно проповедовать Евангелие.
Деятельность Русской духовной миссии в Японии была крайне развитой и обширной. Были образованы четыре учебных заведения, в том числе и для женщин. Также была организована и издательская деятельность: печатались журналы и вестники, издавались брошюры и книги. Была создана библиотека. Был построен Собор.
С началом тяжких испытаний, которые пришли вместе с Русско- Японской войной перед владыкой Николаем стал вопрос отношение к ней, как русского гражданина и правящего архиерея в Японской православной церкви одновременно. В этот сложный период русско-японских отношений владыка Николай и его священнослужители личным примером объяснили как православным, так и другим японцам, что религия независима от вопросов политики. Они делали всё возможное, чтобы Русско-Японская война не была воспринята, как война между Православием и Синтоизмом. Православные Японии на своем примере показали, как любовь к врагам можно воплотить в жизнь, в то же время сохранив верную любовь к родине. Православная миссия в лице святителя Николая показала, как в сложных условиях греховного мира, когда казалось бы невозможно не согрешить, можно не нарушив заповеди Христа и канонов церкви быть верным патриотом своей Родины и продолжать любить ближних. Разрешение этого сложного вопроса и стал одним из результатов апостольских трудов епископа Николая.
После кончины архиепископа Николая, во главе Японской православной церкви стал его викарий и преемник епископ Сергий (Тихомиров). Он, как достойный ученик своего учителя, продолжил миссионерские труды в Японии, но подобного расцвета православия, которое было при владыке Николае, достигнуть не получилось. Основными причинами была Революция в России в 1917 г., после чего церковь стала вне идеологии, а потому вне закона, а через два десятилетия ситуацию усугубила и Вторая мировая война. В этих условиях, когда Православная церковь в Советском Союзе выживала, она ничем японской церкви помочь не имела возможности. Святителя Николая в живых уже небыло, потому все это время церковь просто «удерживалась на плаву», что приводило к сокращению количества православных в Японии. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1970 г. архиепископ Николай был причислен к лику святых как Равноапостольный. На настоящий момент количество православных среди японцев насчитывается около 36 тысяч человек.
Подводя окончательный результат всему сказанному, следует также отметить, что Святитель Николай, одним из немногих русских святых, который жил в условиях древнего язычества и современной цивилизации. С каждым годом все успешнее развивалось миссионерское дело в Японии, строились новые храмы, ежегодно присоединялось к Церкви до тысячи человек.
Для японцев, которые стали христианами в период проповеди святителя Николая, он поистине стал настоящим духовным отцом для всех них. Теперь спустя столетие, для современной паствы Японской православной Церкви он будет навсегда оставаться в их памяти как апостол Японии.
Святитель Николай твердо верил всю жизнь, что любой труд для Бога увенчается успехом. Труд всей его жизни создал Японскую Церковь. При жизни архиепископа многие считали, что с его смертью прекратится проповедь Православия в Японии и со временем Православие исчезнет. Господь хранит Православие в языческой стране. Православная Церковь после кончины его перенесла многие трудности. После Второй мировой войны враждебные нецерковные силы отторгли ее от Русской Церкви. Но ныне, по молитвам святителя Николая, усердием покойного Святейшего Патриарха Алексия I и его ближайших помощников Японская Церковь вернулась в лоно Матери-Церкви и от Нее удостоена автономии. В настоящее время Японскую Автономную Православную Церковь возглавляет Даниил, Митрополит Токийский и всея Японии.