ОПЕКА КАК ФОРМА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПЕКА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 11
СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1. Совершеннолетний недееспособный гражданин как субъект 11 социальной защиты: теоретические подходы к исследованию
1.2. Формы жизнеустройства совершеннолетнего недееспособного 23 гражданина: отечественный опыт
1.3. Опека над совершеннолетним недееспособным гражданином: 38
особенности правового положения недееспособных граждан
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 54
РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕКИ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
2.1. Опыт организационно управленческого сопровождения 54
различных форм жизнеустройства совершеннолетних
недееспособных граждан (региональный аспект)
2.2. Организационно-управленческая модель сопровождения опеки 63 как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
1. ОПЕКА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 11
СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1. Совершеннолетний недееспособный гражданин как субъект 11 социальной защиты: теоретические подходы к исследованию
1.2. Формы жизнеустройства совершеннолетнего недееспособного 23 гражданина: отечественный опыт
1.3. Опека над совершеннолетним недееспособным гражданином: 38
особенности правового положения недееспособных граждан
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 54
РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕКИ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
2.1. Опыт организационно управленческого сопровождения 54
различных форм жизнеустройства совершеннолетних
недееспособных граждан (региональный аспект)
2.2. Организационно-управленческая модель сопровождения опеки 63 как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность исследования. Опека и попечительство над совершеннолетними недееспособными гражданами выступают не только как форма жизнеустройства, но и как система социальной защиты совершеннолетних недееспособных граждан, система правового обеспечения государственных гарантий, а также совокупность мер по ресоциализации и реабилитации совершеннолетних недееспособных граждан.
Востребованность исследования опеки и попечительства как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан объясняется необходимостью улучшения качества жизни данной категории, с учетом особенностей их состояния, а также спецификой применения теории и практическим опытом осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, защиты их прав и законных интересов.
От того насколько согласованными и взаимодополняющими будут действия субъектов, отвечающих за осуществление мер социальной защиты недееспособных граждан, от добросовестности исполнения ими своих обязанностей должностными лицами, от того насколько полным, системным и непротиворечивым будет действующее законодательство, от проработанности практики правоприменения в сфере опеки и попечительства над недееспособными гражданами, зависит благополучие как самих недееспособных граждан, так и всего общества.
Существующие трудности в реализации мер социальной защиты недееспособных граждан во многом обусловлены пробелами в законодательном регулировании опеки и попечительства над недееспособными гражданами: неполнота и неупорядоченность в разработке законодательных актов, отсутствие оценки последствий их принятия, согласованности между нормами законов, регулирующих сферу опеки и
попечительства, частое внесение изменений в законодательство,
отсылочность норм законов к нормам подзаконных актов, таких норм не содержащих, значительно усложняют деятельность органов и учреждений системы социальной защиты.
Степень разработанности проблемы. Проблемы опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, их места и роли в жизни общества в настоящее время освещается в основном со стороны юридической науки. Исследованию, как правило, подвергаются отдельные элементы, такие как: порядок признания граждан недееспособными (Л.Ю.Михеева, Ю.Н. Аргунова), порядок установления и прекращения опеки (Ю.Н.Аргунова, А.И.Кнороз), права и обязанности опекунов (Ю.Н.Аргунова, Л.Ю.Михеева, М.В.Елов, Т.А.Маторина, А.А. Ходусов и др.). Авторами И.И. Замятина, Р.В. Левкин, О.В. Поплавская исследованы проблемы действующего федерального законодательства в части отсутствия необходимых психиатрических противопоказаний для лиц, назначаемых опекунами, а также проблемы в области взаимодействия амбулаторной психиатрической службы (психоневрологических диспансеров) и органов опеки и попечительства при осуществлении мероприятий, необходимых для назначения опекуна. Л.Ю. Михеева, И.М. Кузнецова попытались исследовать сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц.
Ю.Н. Аргуновой, адвокатом и юристом по психическим расстройствам, опубликовано более 250 публикаций в области недробовольной госпитализации, признания гражданина недееспособным, исследованы проблемы правовых гарантий граждан, страдающих психическими расстройствами, прав граждан в сфере охраны психического здоровья и оказания психиатрической помощи, ограничения для профессиональной деятельности и др.
Изложены теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии (Р.Л. Солсо, М.В.Филикман, В.Ф.Спиридонов), изучены
когнитивные нарушения человека (В.Н.Шишкова, В.В. Захаров),
проанализированы вопросы трудоустройства инвалидов (Ю.В.Пескова, О.А. Парягина). Определены права инвалидов на социальное обслуживание и защиту (О.А.Андреева), доступность объектов и услуг (В.Ю.Панченко), реабилитации инвалидов (В.П.Шестаков, Г.И.Чернова) и др. Однако наблюдается недостаточное внимание исследователей к проблеме осуществления деятельности по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой физических лиц, а именно, тому, какие социальные, экономические, правовые преграды мешают людям сделать первый шаг навстречу ближнему, нуждающемуся в постоянной посторонней помощи.
Объектом исследования является деятельность органов социальной защиты по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, защите прав и законных интересов недееспособных граждан в сфере предоставления всего спектра социальных услуг при осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Предметом диссертационного исследования являются
организационно-управленческие аспекты реализации деятельности органов социальной защиты по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан и защите прав недееспособных.
Цель исследования - раскрыть проблемы и недоработки организационно-управленческой деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, пробелы и недостаточность правового регулирования опеки над недееспособными гражданами.
Достижение постановленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятий дееспособности и недееспособности, их правой статус и содержание, а также необходимость социальной заботы над недееспособными гражданами;
2. Раскрыть организационно-управленческую структуру опеки над недееспособными гражданами, как формы жизнеустройства;
3. Разработать организационно-управленческую модель
сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
Гипотеза исследования. Существующие нормативно-правовые основы опеки и государственные гарантии в сфере предоставления социальных услуг не перекрывают социальные, экономические, психологические риски, с которыми сталкивается физическое лицо-опекун совершеннолетнего недееспособного гражданина. Наличие под опекой недееспособного совершеннолетнего гражданина существенно усложняет повседневную активность семьи и затрудняет ее функционирование. Ввод организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан позволит улучшить как жизнедеятельность совершеннолетних недееспособных граждан во всех ее сферах: социальной, психологической, медицинской, правовой,
общественной и др., так и облегчить выполнение опекунами их обязанностей, при наличии следующих условий:
1. Обеспечение нормативно-правового, информационного и технологического сопровождения опеки над недееспособными гражданами;
2. Установление и неукоснительное исполнение регламента взаимодействия органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, органов культуры, спорта и досуга, органов образования, органов медико-социальной экспертизы и др. при осуществлении деятельности по опеке над недееспособными гражданами;
3. Формирование безбарьерной среды для недееспособных граждан, внедрение различных форм досуговой деятельности совершеннолетних недееспособных граждан и их опекунов.
Теоретико-методологические основы исследования составили: теории социального управления (В.А.Горбухов, В.И.Иванов), теоретические исследования в области гражданского права, раскрывающие правовой статус недееспособных граждан (Д.Т.Арабули, Ю.Н.Аргунова, Н.А. Трофимец) и сущность опеки над недееспособными гражданами (Л.Ю.Михеева, И.М.Кузнецова, И.А.Михайлова), работы в области клинической психологии, раскрывающие специфику определения меры недееспособности и нуждаемость в социальном обслуживании недееспособных граждан (М.В. Зейгер, Ф.С. Сафуанов, К.Г.Чагин).
При осуществлении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых, периодических источников), сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и структуры организационно-управленческого сопровождения опеки как формы жизнеустройства недееспособных граждан.
2. Социологические опросы «Степень информированности населения об опеке и попечительстве в отношении совершеннолетних недееспособных граждан» и «Получение социальных услуг совершеннолетними недееспособными гражданами, находящихся под опекой физических лиц» (2016г.), который позволил выявить проблемы организационно-управленческого сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан, выявить причины неготовности людей принять как равных членов общества совершеннолетних недееспособных граждан (№=95, опросы проводились среди населения и опекунов совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих на территории г.Белгорода).
Эмпирической базой исследования выступили:
1) нормативные-правовые акты, а именно: Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральные законы от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
2) уставные документы психоневрологических интернатов Белгородской области, документы, регламентирующие деятельность управления социальной защиты населения Белгородской области;
3) личные дела совершеннолетних недееспособных граждан;
4) консультации опекунов по вопросам, касающимся осуществления деятельности по опеке и попечительству, ответы на письменные обращения граждан.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: на основании проанализированного законодательства
Российской Федерации в сфере опеки над недееспособными гражданами и выявленных, по результатам эмпирического исследования проблем организации и управления опекой над совершеннолетними недееспособными гражданами на региональном уровне, разработана организационно-управленческая модель сопровождения опеки как жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
На защиту выносится следующее положение. Организационно-управленческое сопровождение опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан является совокупностью действий органов государственной власти в установленной сфере деятельности, направленных на максимально возможное с учетом характера и степени заболевания совершеннолетнего недееспособного гражданина улучшение качества их жизни в социальной, психологической медицинской, культурной и прочих сферах жизнедеятельности.
Организационно-управленческая модель сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан подразумевает налаживание межведомственного взаимодействия на основе Единой службы сопровождения, с целью оптимизации социального обслуживания недееспособных граждан и совершенствования деятельности опекунов - физической лиц.
Научно-практическая значимость исследования выражается в том, что определена сущность и объем недееспособности, содержание и необходимость установления над недееспособными гражданами опеки, изучена и раскрыта организационно-управленческая деятельность в сфере опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, выявлены проблемы и недоработки в такой деятельности и определена необходимость внедрения организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
Сформулированные в результате исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности, направленной на совершенствование законодательства различных отраслей права; в научных разработках, при подготовке специалистов в сфере опеки и попечительства над недееспособными гражданами.
Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи в Материалах VII и VIII научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» в 2015 и 2016 годах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 69 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 90 страницах и включает 4 приложения.
Востребованность исследования опеки и попечительства как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан объясняется необходимостью улучшения качества жизни данной категории, с учетом особенностей их состояния, а также спецификой применения теории и практическим опытом осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, защиты их прав и законных интересов.
От того насколько согласованными и взаимодополняющими будут действия субъектов, отвечающих за осуществление мер социальной защиты недееспособных граждан, от добросовестности исполнения ими своих обязанностей должностными лицами, от того насколько полным, системным и непротиворечивым будет действующее законодательство, от проработанности практики правоприменения в сфере опеки и попечительства над недееспособными гражданами, зависит благополучие как самих недееспособных граждан, так и всего общества.
Существующие трудности в реализации мер социальной защиты недееспособных граждан во многом обусловлены пробелами в законодательном регулировании опеки и попечительства над недееспособными гражданами: неполнота и неупорядоченность в разработке законодательных актов, отсутствие оценки последствий их принятия, согласованности между нормами законов, регулирующих сферу опеки и
попечительства, частое внесение изменений в законодательство,
отсылочность норм законов к нормам подзаконных актов, таких норм не содержащих, значительно усложняют деятельность органов и учреждений системы социальной защиты.
Степень разработанности проблемы. Проблемы опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, их места и роли в жизни общества в настоящее время освещается в основном со стороны юридической науки. Исследованию, как правило, подвергаются отдельные элементы, такие как: порядок признания граждан недееспособными (Л.Ю.Михеева, Ю.Н. Аргунова), порядок установления и прекращения опеки (Ю.Н.Аргунова, А.И.Кнороз), права и обязанности опекунов (Ю.Н.Аргунова, Л.Ю.Михеева, М.В.Елов, Т.А.Маторина, А.А. Ходусов и др.). Авторами И.И. Замятина, Р.В. Левкин, О.В. Поплавская исследованы проблемы действующего федерального законодательства в части отсутствия необходимых психиатрических противопоказаний для лиц, назначаемых опекунами, а также проблемы в области взаимодействия амбулаторной психиатрической службы (психоневрологических диспансеров) и органов опеки и попечительства при осуществлении мероприятий, необходимых для назначения опекуна. Л.Ю. Михеева, И.М. Кузнецова попытались исследовать сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц.
Ю.Н. Аргуновой, адвокатом и юристом по психическим расстройствам, опубликовано более 250 публикаций в области недробовольной госпитализации, признания гражданина недееспособным, исследованы проблемы правовых гарантий граждан, страдающих психическими расстройствами, прав граждан в сфере охраны психического здоровья и оказания психиатрической помощи, ограничения для профессиональной деятельности и др.
Изложены теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии (Р.Л. Солсо, М.В.Филикман, В.Ф.Спиридонов), изучены
когнитивные нарушения человека (В.Н.Шишкова, В.В. Захаров),
проанализированы вопросы трудоустройства инвалидов (Ю.В.Пескова, О.А. Парягина). Определены права инвалидов на социальное обслуживание и защиту (О.А.Андреева), доступность объектов и услуг (В.Ю.Панченко), реабилитации инвалидов (В.П.Шестаков, Г.И.Чернова) и др. Однако наблюдается недостаточное внимание исследователей к проблеме осуществления деятельности по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся под опекой физических лиц, а именно, тому, какие социальные, экономические, правовые преграды мешают людям сделать первый шаг навстречу ближнему, нуждающемуся в постоянной посторонней помощи.
Объектом исследования является деятельность органов социальной защиты по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, защите прав и законных интересов недееспособных граждан в сфере предоставления всего спектра социальных услуг при осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Предметом диссертационного исследования являются
организационно-управленческие аспекты реализации деятельности органов социальной защиты по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан и защите прав недееспособных.
Цель исследования - раскрыть проблемы и недоработки организационно-управленческой деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, пробелы и недостаточность правового регулирования опеки над недееспособными гражданами.
Достижение постановленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущность понятий дееспособности и недееспособности, их правой статус и содержание, а также необходимость социальной заботы над недееспособными гражданами;
2. Раскрыть организационно-управленческую структуру опеки над недееспособными гражданами, как формы жизнеустройства;
3. Разработать организационно-управленческую модель
сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
Гипотеза исследования. Существующие нормативно-правовые основы опеки и государственные гарантии в сфере предоставления социальных услуг не перекрывают социальные, экономические, психологические риски, с которыми сталкивается физическое лицо-опекун совершеннолетнего недееспособного гражданина. Наличие под опекой недееспособного совершеннолетнего гражданина существенно усложняет повседневную активность семьи и затрудняет ее функционирование. Ввод организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан позволит улучшить как жизнедеятельность совершеннолетних недееспособных граждан во всех ее сферах: социальной, психологической, медицинской, правовой,
общественной и др., так и облегчить выполнение опекунами их обязанностей, при наличии следующих условий:
1. Обеспечение нормативно-правового, информационного и технологического сопровождения опеки над недееспособными гражданами;
2. Установление и неукоснительное исполнение регламента взаимодействия органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, органов культуры, спорта и досуга, органов образования, органов медико-социальной экспертизы и др. при осуществлении деятельности по опеке над недееспособными гражданами;
3. Формирование безбарьерной среды для недееспособных граждан, внедрение различных форм досуговой деятельности совершеннолетних недееспособных граждан и их опекунов.
Теоретико-методологические основы исследования составили: теории социального управления (В.А.Горбухов, В.И.Иванов), теоретические исследования в области гражданского права, раскрывающие правовой статус недееспособных граждан (Д.Т.Арабули, Ю.Н.Аргунова, Н.А. Трофимец) и сущность опеки над недееспособными гражданами (Л.Ю.Михеева, И.М.Кузнецова, И.А.Михайлова), работы в области клинической психологии, раскрывающие специфику определения меры недееспособности и нуждаемость в социальном обслуживании недееспособных граждан (М.В. Зейгер, Ф.С. Сафуанов, К.Г.Чагин).
При осуществлении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ документов (специальной литературы, нормативно-правовых, периодических источников), сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и структуры организационно-управленческого сопровождения опеки как формы жизнеустройства недееспособных граждан.
2. Социологические опросы «Степень информированности населения об опеке и попечительстве в отношении совершеннолетних недееспособных граждан» и «Получение социальных услуг совершеннолетними недееспособными гражданами, находящихся под опекой физических лиц» (2016г.), который позволил выявить проблемы организационно-управленческого сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан, выявить причины неготовности людей принять как равных членов общества совершеннолетних недееспособных граждан (№=95, опросы проводились среди населения и опекунов совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих на территории г.Белгорода).
Эмпирической базой исследования выступили:
1) нормативные-правовые акты, а именно: Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральные законы от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
2) уставные документы психоневрологических интернатов Белгородской области, документы, регламентирующие деятельность управления социальной защиты населения Белгородской области;
3) личные дела совершеннолетних недееспособных граждан;
4) консультации опекунов по вопросам, касающимся осуществления деятельности по опеке и попечительству, ответы на письменные обращения граждан.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: на основании проанализированного законодательства
Российской Федерации в сфере опеки над недееспособными гражданами и выявленных, по результатам эмпирического исследования проблем организации и управления опекой над совершеннолетними недееспособными гражданами на региональном уровне, разработана организационно-управленческая модель сопровождения опеки как жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
На защиту выносится следующее положение. Организационно-управленческое сопровождение опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан является совокупностью действий органов государственной власти в установленной сфере деятельности, направленных на максимально возможное с учетом характера и степени заболевания совершеннолетнего недееспособного гражданина улучшение качества их жизни в социальной, психологической медицинской, культурной и прочих сферах жизнедеятельности.
Организационно-управленческая модель сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан подразумевает налаживание межведомственного взаимодействия на основе Единой службы сопровождения, с целью оптимизации социального обслуживания недееспособных граждан и совершенствования деятельности опекунов - физической лиц.
Научно-практическая значимость исследования выражается в том, что определена сущность и объем недееспособности, содержание и необходимость установления над недееспособными гражданами опеки, изучена и раскрыта организационно-управленческая деятельность в сфере опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами, выявлены проблемы и недоработки в такой деятельности и определена необходимость внедрения организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан.
Сформулированные в результате исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в правоприменительной деятельности, направленной на совершенствование законодательства различных отраслей права; в научных разработках, при подготовке специалистов в сфере опеки и попечительства над недееспособными гражданами.
Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи в Материалах VII и VIII научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» в 2015 и 2016 годах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 69 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 90 страницах и включает 4 приложения.
Непосредственное исследование психического состояния гражданина способствует снижению риска признать недееспособным лицо, которое таковым не является. Однако, поскольку во время выезда бригад скорой психиатрической помощи, при нахождении в больницах гражданам принудительно вводят препараты, которые влияют на исследуемое в заседании психическое состояние (появляется заторможенность реакций, необходимо длительное время на обдумывание задаваемых вопросов), суду необходимо также оценивать иные доказательства. К ним следует относить подтверждения о наличии у гражданина работы (в том числе успешной карьеры), семьи, друзей, увлечений, материального благосостояния, иные доказательства социальной адаптации в обществе, способности реализовывать права и нести обязанности.[59]
Таким образом, законодателю, во-первых, необходимо четко обозначить сферы социальной жизни, в которых следовало бы учитывать степень нарушения способности лиц, страдающих психическими расстройствами, понимать значение своих действий или руководить ими, а также пределы самостоятельности таких лиц в части реализации ими прав, исполнения обязанностей и наступления для них ответственности. Во- вторых, изменяя нормативно-правовые акты с учетом комплексного подхода и межотраслевого регулирования отношений, надлежит обеспечивать баланс конституционно значимых интересов и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, в том числе при определении ответственности опекуна (организации, осуществляющей надзор за недееспособным), а также при реализации потерпевшим (гражданским истцом) права на судебную защиту и возмещение вреда, причиненного деянием, запрещенным уголовным законом.[18]
Практика применения действующего законодательства об опеке и попечительстве в отношении недееспособных граждан за многие десятилетия показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Немногочисленные нормы законодательства РФ об опеке в отношении недееспособных граждан не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.
Кроме того, в настоящее время коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Актуальность и необходимость дополнений и изменений представленных правовых норм, регулирующих одну из важнейших сфер человеческой жизни, не вызывает сомнений. Устранение пробелов правового регулирования позволит в полной мере защитить интересы лиц, признанных недееспособными. [49]
Благодаря установлению опеки недееспособные граждане получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.
В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы организации органов опеки и попечительства в нашей стране, а также порядок осуществления опеки и попечительства над совершеннолетними, недееспособными, дееспособными гражданами, нуждающимися в такой помощи по состоянию своего здоровья. Наличие органов опеки и попечительства обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, сроки их исполнения, обеспечивают необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией и обеспечивают разрешение других проблем, возникающих в процессе осуществления опеки и попечительства над совершеннолетними, недееспособными, дееспособными гражданами, нуждающимися в такой помощи по состоянию своего здоровья.
Деятельность по осуществлению опеки и попечительства имеет социально значимый характер и связана с надлежащим обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы.[39]
В последнее время пристальное внимание медицинской, социальной и прочих сфер уделено инвалидам, осуществляются и организуются всевозможные мероприятия, принимается нормативная правовая база, чтобы лицо, имеющее инвалидность могло беспрепятственно существовать в обществе и реализовывать свои права и свободы, но, к сожалению, недееспособные граждане, которые также признаются инвалидами вследствие психического заболевания, «выпали» из систем правовой, социальной, медицинской защиты. Конкретных мер по обеспечению максимально возможной полноценной жизнедеятельности недееспособных граждан на сегодняшний день нет.
Социальная работа в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны физических лиц не может считаться полноценной до тех пор, пока население нашей страны не будет обладать правовым, культурным и социальным представлением об опеке и попечительстве в отношении недееспособных граждан, знаниями об особенностях ухода за недееспособными гражданами, а также такими качествами как терпение, сострадание, взаимопомощью.
До тех пор, пока совместными усилиями населения и государства мы не привьем обществу установку на то, что, как недееспособные граждане, так и их опекуны, не являются чем-то не нормальным, бременем и обузой для общества и государства, что они выступают такими же членами общества, как и здоровые граждане, нельзя говорить о полной эффективности и возможности в полном объеме осуществлять социальную работу и социальную заботу в отношении совершеннолетних недееспособных граждан.
Специалист по опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными гражданами должен не только знать действующее законодательство в данной сфере, но и обладать терпением к людям, умением находить общий язык с представителями недееспособных граждан, способностью и желанием помочь в любой ситуации всем заинтересованным в защите прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных подопечных лицам.
Для улучшения и повышения качества социальной работы в отношении недееспособных граждан необходимо привлекать к участию в жизни опекунов и совершеннолетних недееспособных граждан органы государственной власти, общественные и иные организации, население.
В случае внедрения организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан и при регламентированном взаимодействии всех органов государственной власти и соответствующего контроля в установленной сфере деятельности права совершеннолетнего недееспособного гражданина будут защищены и исполняться, недееспособный гражданин перестанет быть бременем пускай не для всего, но основной части общества, он станет таким же особым объектом социальной работы и социальной заботы как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, пенсионеры и другие.
Таким образом, законодателю, во-первых, необходимо четко обозначить сферы социальной жизни, в которых следовало бы учитывать степень нарушения способности лиц, страдающих психическими расстройствами, понимать значение своих действий или руководить ими, а также пределы самостоятельности таких лиц в части реализации ими прав, исполнения обязанностей и наступления для них ответственности. Во- вторых, изменяя нормативно-правовые акты с учетом комплексного подхода и межотраслевого регулирования отношений, надлежит обеспечивать баланс конституционно значимых интересов и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина, в том числе при определении ответственности опекуна (организации, осуществляющей надзор за недееспособным), а также при реализации потерпевшим (гражданским истцом) права на судебную защиту и возмещение вреда, причиненного деянием, запрещенным уголовным законом.[18]
Практика применения действующего законодательства об опеке и попечительстве в отношении недееспособных граждан за многие десятилетия показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Немногочисленные нормы законодательства РФ об опеке в отношении недееспособных граждан не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.
Кроме того, в настоящее время коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Актуальность и необходимость дополнений и изменений представленных правовых норм, регулирующих одну из важнейших сфер человеческой жизни, не вызывает сомнений. Устранение пробелов правового регулирования позволит в полной мере защитить интересы лиц, признанных недееспособными. [49]
Благодаря установлению опеки недееспособные граждане получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.
В настоящей курсовой работе были рассмотрены вопросы организации органов опеки и попечительства в нашей стране, а также порядок осуществления опеки и попечительства над совершеннолетними, недееспособными, дееспособными гражданами, нуждающимися в такой помощи по состоянию своего здоровья. Наличие органов опеки и попечительства обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, сроки их исполнения, обеспечивают необходимой педагогической, психологической, социальной и юридической информацией и обеспечивают разрешение других проблем, возникающих в процессе осуществления опеки и попечительства над совершеннолетними, недееспособными, дееспособными гражданами, нуждающимися в такой помощи по состоянию своего здоровья.
Деятельность по осуществлению опеки и попечительства имеет социально значимый характер и связана с надлежащим обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы.[39]
В последнее время пристальное внимание медицинской, социальной и прочих сфер уделено инвалидам, осуществляются и организуются всевозможные мероприятия, принимается нормативная правовая база, чтобы лицо, имеющее инвалидность могло беспрепятственно существовать в обществе и реализовывать свои права и свободы, но, к сожалению, недееспособные граждане, которые также признаются инвалидами вследствие психического заболевания, «выпали» из систем правовой, социальной, медицинской защиты. Конкретных мер по обеспечению максимально возможной полноценной жизнедеятельности недееспособных граждан на сегодняшний день нет.
Социальная работа в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны физических лиц не может считаться полноценной до тех пор, пока население нашей страны не будет обладать правовым, культурным и социальным представлением об опеке и попечительстве в отношении недееспособных граждан, знаниями об особенностях ухода за недееспособными гражданами, а также такими качествами как терпение, сострадание, взаимопомощью.
До тех пор, пока совместными усилиями населения и государства мы не привьем обществу установку на то, что, как недееспособные граждане, так и их опекуны, не являются чем-то не нормальным, бременем и обузой для общества и государства, что они выступают такими же членами общества, как и здоровые граждане, нельзя говорить о полной эффективности и возможности в полном объеме осуществлять социальную работу и социальную заботу в отношении совершеннолетних недееспособных граждан.
Специалист по опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными гражданами должен не только знать действующее законодательство в данной сфере, но и обладать терпением к людям, умением находить общий язык с представителями недееспособных граждан, способностью и желанием помочь в любой ситуации всем заинтересованным в защите прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных подопечных лицам.
Для улучшения и повышения качества социальной работы в отношении недееспособных граждан необходимо привлекать к участию в жизни опекунов и совершеннолетних недееспособных граждан органы государственной власти, общественные и иные организации, население.
В случае внедрения организационно-управленческой модели сопровождения опеки как формы жизнеустройства совершеннолетних недееспособных граждан и при регламентированном взаимодействии всех органов государственной власти и соответствующего контроля в установленной сфере деятельности права совершеннолетнего недееспособного гражданина будут защищены и исполняться, недееспособный гражданин перестанет быть бременем пускай не для всего, но основной части общества, он станет таким же особым объектом социальной работы и социальной заботы как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, пенсионеры и другие.



