СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 9
РАЗДЕЛ II РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В
РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 9
РАЗДЕЛ II РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В
РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 32
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Настоящий дипломный проект посвящен совершенствованию системы оказания услуг в сфере социальной защиты населения. Актуальность выбора темы дипломного исследования определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, социальная сфера страны в целом, регионов и муниципальных образований и система социальной защиты населения как ее важнейший механизм нуждаются в совершенствовании. От состояния данной системы зависит обеспечение условий полноценной жизнедеятельности человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей, а в стратегической перспективе - человеческий и социальный потенциал территории и возможности его своевременного воспроизводства. Для достижения заметных результатов в улучшении жизни людей необходимо проводить такую социальную политику, которая основывалась бы на системе ясных и непротиворечивых целей и учитывала бы многообразие интересов субъектов социально-экономической деятельности и конкретных территориальных условий.
Во-вторых, актуальной представляется дальнейшая разработка понятия «социальная услуга». Возникает необходимость в создании эффективного рынка социальных услуг, развитии законодательства о социальном обслуживании в части устранения пробелов и противоречий, определения четких нормативных показателей содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение.
В-третьих, актуальность темы нашего исследования связана с объективной потребностью в формировании современной научной концепции системы оказания услуг в сфере социальной защиты населения, которая бы учитывала механизмы работы городских и районных многофункциональных центров, переход на оказание части услуг в электронном виде.
В-четвертых, назрела потребность в теоретическом обосновании и практическом применении концепций социального содействия и социального сопровождения, которые, будучи альтернативой как государственному патернализму, так и социальному предпринимательству, предполагают максимальное использование внутренних резервов личности для осознанного, свободного выбора своего жизненного пути.
Степень изученности темы исследования. Различным аспектам проблемы совершенствования системы оказания услуг в сфере социальной защиты населения посвящено немало работ российских и зарубежных авторов.
Организации управления социальной защиты населения посвящены, в частности, работы Е.С. Козиной, Г.П. Кулешовой, В.Ю. Соколовой, В.А. Щепачева .
Вопросы финансирования предоставления услуг в сфере социальной защиты населения затрагивают в своих публикациях Б.Ю. Алисултанов, О. Панов, А.Б. Торогелдиева, А.А. Щегорцов, и др.
Рассматривая вопросы организации системы социальной защиты в регионах России, мы опирались на монографии и статьи таких авторов, как Л.Ю. Николаева, Е.И. Селезнева, Т.Н. Семенова, Я.Б. Сотникова, Н.О. Удачин .
Реализацию социальной политики как процесс оказания социальных услуг акцентируют в своих работах, в частности, С.Х. Гаматаева, Н.А. Денисов, Е.Д. Евсеева, Н.А. Казибекова, И.В. Малофеев .
Проблему социальных инвестиций поднимают такие исследователи, как Н.В. Жалонкина, Е.В. Макарова и М.Н. Максимова
Деятельности учреждений социальной защиты посвящены статьи Г.В. Курляндской и О.А. Мальцева .
Организация работы многофункциональных центров оказания социальных услуг является предметом исследования таких авторов, как Л.А. Гаврилова, Е.А. Гончарова, Е.Н. Малик, Я.А. Темирова .
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между возрастающей потребностью различных категорий населения в оказании социальных услуг и недостаточно совершенным качеством обслуживания в части коммуникации со специалистами, процедур и обеспечения требуемых параметров результата оказания социальной услуги.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что глубокая теоретическая проработка вопросов оказания услуг в сфере социальной защиты населения будет способствовать успешному внедрению в деятельность многофункциональных центров нововведений, направленных на улучшение качества обслуживания.
Объектом дипломного исследования является процесс оказания государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
Предмет исследования - механизмы совершенствования процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения в работе управления социальной защиты населения администрации Ракитянского района.
Цель исследования - выработать практические рекомендации по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения органами власти районного уровня и учреждениями.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Теоретически обосновать вопросы функционирования систем оказания государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
2. Проанализировать практику оказания услуг в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают положения и выводы работ российских и зарубежных авторов в отношении социальной защиты населения, теории управления, систем управления социальной сферой региона, отраженные в соответствующих публикациях, монографиях, а также в материалах и рекомендациях научных конференций, затрагивающих данную проблему. Это, прежде всего, работа А.В. Баркова, предложившего инновационно-правовую модель рынка социальных услуг как элемент механизма социальной защиты российского населения на базе концепции социального содействия и социального сопровождения , а также другие исследования, в которых отражены основные теоретические аспекты управления социальной сферой на принципах программно-целевого подхода, представлены инструменты мониторинга системы оказания государственных и муниципальных услуг. Также в процессе исследования учитывались разработанные Э. Дюркгеймом принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов, теория экономического поведения М. Вебера, системный подход к государственному и муниципальному управлению А.И. Радченко .
В работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы теоретического моделирования, статистического и проектного анализа.
В качестве эмпирической базы исследования определены Конституция Российской Федерации, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», региональное законодательство Белгородской области, а также локальные акты муниципальных образований, регламентирующие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка применить теории, отражающие различные аспекты реализации социальной политики и приумножения человеческого и социального потенциала территории, к практике оказания государственных и муниципальных услуг в рамках деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, в результате чего данные теории могут быть дополнены и расширены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты ориентированы на использование в учебном процессе для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также в практике работы администраций муниципальных образований и муниципальных учреждений.
Перспективным представляется использование полученных результатов в процессе дальнейшего совершенствования практики оказания государственных и муниципальных услуг, а также при разработке муниципальных программ и конкретных проектов в сфере социальной защиты населения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.
Во-первых, социальная сфера страны в целом, регионов и муниципальных образований и система социальной защиты населения как ее важнейший механизм нуждаются в совершенствовании. От состояния данной системы зависит обеспечение условий полноценной жизнедеятельности человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей, а в стратегической перспективе - человеческий и социальный потенциал территории и возможности его своевременного воспроизводства. Для достижения заметных результатов в улучшении жизни людей необходимо проводить такую социальную политику, которая основывалась бы на системе ясных и непротиворечивых целей и учитывала бы многообразие интересов субъектов социально-экономической деятельности и конкретных территориальных условий.
Во-вторых, актуальной представляется дальнейшая разработка понятия «социальная услуга». Возникает необходимость в создании эффективного рынка социальных услуг, развитии законодательства о социальном обслуживании в части устранения пробелов и противоречий, определения четких нормативных показателей содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, гарантий и способов их предоставления, ответственности за их несоблюдение.
В-третьих, актуальность темы нашего исследования связана с объективной потребностью в формировании современной научной концепции системы оказания услуг в сфере социальной защиты населения, которая бы учитывала механизмы работы городских и районных многофункциональных центров, переход на оказание части услуг в электронном виде.
В-четвертых, назрела потребность в теоретическом обосновании и практическом применении концепций социального содействия и социального сопровождения, которые, будучи альтернативой как государственному патернализму, так и социальному предпринимательству, предполагают максимальное использование внутренних резервов личности для осознанного, свободного выбора своего жизненного пути.
Степень изученности темы исследования. Различным аспектам проблемы совершенствования системы оказания услуг в сфере социальной защиты населения посвящено немало работ российских и зарубежных авторов.
Организации управления социальной защиты населения посвящены, в частности, работы Е.С. Козиной, Г.П. Кулешовой, В.Ю. Соколовой, В.А. Щепачева .
Вопросы финансирования предоставления услуг в сфере социальной защиты населения затрагивают в своих публикациях Б.Ю. Алисултанов, О. Панов, А.Б. Торогелдиева, А.А. Щегорцов, и др.
Рассматривая вопросы организации системы социальной защиты в регионах России, мы опирались на монографии и статьи таких авторов, как Л.Ю. Николаева, Е.И. Селезнева, Т.Н. Семенова, Я.Б. Сотникова, Н.О. Удачин .
Реализацию социальной политики как процесс оказания социальных услуг акцентируют в своих работах, в частности, С.Х. Гаматаева, Н.А. Денисов, Е.Д. Евсеева, Н.А. Казибекова, И.В. Малофеев .
Проблему социальных инвестиций поднимают такие исследователи, как Н.В. Жалонкина, Е.В. Макарова и М.Н. Максимова
Деятельности учреждений социальной защиты посвящены статьи Г.В. Курляндской и О.А. Мальцева .
Организация работы многофункциональных центров оказания социальных услуг является предметом исследования таких авторов, как Л.А. Гаврилова, Е.А. Гончарова, Е.Н. Малик, Я.А. Темирова .
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между возрастающей потребностью различных категорий населения в оказании социальных услуг и недостаточно совершенным качеством обслуживания в части коммуникации со специалистами, процедур и обеспечения требуемых параметров результата оказания социальной услуги.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что глубокая теоретическая проработка вопросов оказания услуг в сфере социальной защиты населения будет способствовать успешному внедрению в деятельность многофункциональных центров нововведений, направленных на улучшение качества обслуживания.
Объектом дипломного исследования является процесс оказания государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
Предмет исследования - механизмы совершенствования процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения в работе управления социальной защиты населения администрации Ракитянского района.
Цель исследования - выработать практические рекомендации по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения органами власти районного уровня и учреждениями.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Теоретически обосновать вопросы функционирования систем оказания государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
2. Проанализировать практику оказания услуг в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают положения и выводы работ российских и зарубежных авторов в отношении социальной защиты населения, теории управления, систем управления социальной сферой региона, отраженные в соответствующих публикациях, монографиях, а также в материалах и рекомендациях научных конференций, затрагивающих данную проблему. Это, прежде всего, работа А.В. Баркова, предложившего инновационно-правовую модель рынка социальных услуг как элемент механизма социальной защиты российского населения на базе концепции социального содействия и социального сопровождения , а также другие исследования, в которых отражены основные теоретические аспекты управления социальной сферой на принципах программно-целевого подхода, представлены инструменты мониторинга системы оказания государственных и муниципальных услуг. Также в процессе исследования учитывались разработанные Э. Дюркгеймом принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов, теория экономического поведения М. Вебера, системный подход к государственному и муниципальному управлению А.И. Радченко .
В работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов. Также применялись методы субъектно-объектного и структурно-функционального анализа, приемы теоретического моделирования, статистического и проектного анализа.
В качестве эмпирической базы исследования определены Конституция Российской Федерации, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», региональное законодательство Белгородской области, а также локальные акты муниципальных образований, регламентирующие вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка применить теории, отражающие различные аспекты реализации социальной политики и приумножения человеческого и социального потенциала территории, к практике оказания государственных и муниципальных услуг в рамках деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, в результате чего данные теории могут быть дополнены и расширены.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты ориентированы на использование в учебном процессе для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также в практике работы администраций муниципальных образований и муниципальных учреждений.
Перспективным представляется использование полученных результатов в процессе дальнейшего совершенствования практики оказания государственных и муниципальных услуг, а также при разработке муниципальных программ и конкретных проектов в сфере социальной защиты населения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.
В настоящем дипломном проекте затрагивается проблематика совершенствования процесса оказания муниципальных услуг органами и учреждениями социальной защиты населения.
Процессы, связанные с оказанием услуг в сфере социальной защиты населения, рассмотрены в рамках реализации государственной социальной политики, главным механизмом которой является система социальной защиты.
Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Функционирование системы социальной защиты позволяет обеспечивать социальные гарантии наиболее уязвимых слоев населения, реализуя меры социальной поддержки.
Социальная поддержка - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Институциональным условием оказания социальной поддержки населения является функционирование социальных служб. Социальные службы - это государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.
Механизмом оказания социальной поддержки населения выступает система предоставления государственных и муниципальных услуг. Процесс предоставления публичных услуг регламентируется Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Интерпретация деятельности органов власти в категориях оказания услуг знаменует собой переход Российской Федерации из государства властных полномочий в сервисно-ориентированное государство.
Муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения. Основными принципами предоставления публичных услуг являются законность, заявительный порядок, доступность, прозрачность, возможность получения в электронном виде. Состав оказываемой государственной услуги включает в себя содержание услуги, конечный и промежуточный результаты ее предоставления.
Законом сформулированы такие требования к предоставлению услуг, как оперативность, своевременность, доступность, качество, всесторонность. Перечни государственных и муниципальных услуг размещаются на официальных сайтах органов и организаций, предоставляющих услуги государства.
Основанием для оказания государственных и муниципальных услуг органами власти и учреждениями являются административные регламенты, которые устанавливают порядок и стандарт предоставления услуг. Введение административных регламентов призвано повысить качество муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
Органы власти и учреждения, предоставляющие муниципальные услуги, должны придерживаться принципов рациональности, открытости и прозрачности, экстерриториальности, обратной связи, конкуренции и инновационной восприимчивости.
Реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области осуществляет Управление социальной защиты населения администрации Ракитянского района. Управление подчиняется заместителю главы администрации Ракитянского района по социально-культурному развитию и социальной защите населения. Социальные услуги получают порядка 11 тыс. граждан, что составляет примерно одну треть жителей района.
Управление социальной защиты населения администрации Ракитянского района включает три отдела: отдел кадров и информационно- юридического обеспечения управления; отдел социальных выплат и пособий; отдел опеки и семьи. В ведении управления социальной защиты населения находятся три учреждения: социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних, дом-интернат для инвалидов и ветеранов войны и труда, а также комплексный центр социального обслуживания населения. В системе социальной защиты населения района трудятся 174 работника.
За период с 2013 по 2015 год общая сумма затрат на выплату адресной помощи составила 4853 тысячи рублей. Адресную социальную помощь получили около 543 малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг были предоставлены более чем 606 семьям на сумму 4 806,5 тысяч рублей. Звание «Ветеран труда» было присвоено 179 жителям Ракитянского района.
По состоянию на 1 января 2016 года в Ракитянском районе проживает 56 совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. На учёте состоят 130 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. На 1 января 2014 года всего усыновлено 28 детей, на 1 января 2015 года - 37 детей. За три года жильём обеспечены 22 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ракитянском районе в настоящее время проживает 43 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 174 вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников войны, 892 труженика тыла. На счёт районного благотворительного марафона «Спасибо Ветеранам за Победу», посвящённого 70-летию победы в Великой Отечественной войне, в 2015 году поступили денежные средства в сумме 4 028 тысяч рублей.
На 1 января 2016 года в районе насчитывается 62 неблагополучных семей, в них проживает 130 детей. С целью профилактики социального сиротства проводятся межведомственные рейдовые мероприятия по обследованию жилищных условий неблагополучных семей, в ходе которых изучается материально-бытовое положение семьи, психологический климат.
Значительное внимание в районе уделяется мерам социальной поддержки многодетных семей, повышению их социального статуса. В Ракитянском районе проживает 380 многодетных семей, которым предоставляются различные меры социальной поддержки, в частности, единовременная адресная помощь в кооперативе «Свой дом» на строительство (пристройку) и покупку жилья.
Основными проблемами в деятельности учреждений социальной защиты населения являются недостаток финансирования, особенно в части наращивания материально-технической базы и обеспечения
профессионального развития работников; недостаточное внимание вопросам стандартизации муниципальных услуг, а также отсутствие целостной системы мониторинга качества их оказания.
В рамках проектного управления в сфере социальной поддержки населения Ракитянского района реализуются следующие проекты: «Ресоциализация граждан, освободившихся из мест лишения свободы, ведущих антиобщественный образ жизни, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Ракитянского района», «Трудовая адаптация несовершеннолетних на рынке труда», «Укрепление института семьи», «Семейная летопись».
Анализ реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области позволяет наметить ряд направлений совершенствования данного процесса.
Прежде всего, необходима рационализация данного вида деятельности, что предполагает последовательную реализацию принципа адресности к действующим социальным выплатам, введение механизма учета дохода получателя в процессе назначения социальных выплат, а также ликвидацию избыточных, дублирующих, нецелесообразных услуг. Полное выявление нецелесообразных и дублирующих выплат возможно при создании единой информационной базы данных о назначаемых и предоставляемых на настоящий момент социальных выплат и льготах.
Повышение эффективности работы учреждений социальной защиты районного уровня предполагает решение таких задач, как поэтапное наращивание материально-технической и финансовой базы, разработка единых требований к формированию муниципального задания, ускорение создания системы межведомственных запросов, методическое обеспечение деятельности учреждений по оказанию муниципальных услуг, расширение практики предоставления услуг на базе мобильных офисов.
Совершенствование процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения предполагает налаживание каналов обратной связи путем организации и проведения мониторингов данного вида деятельности. Учет общественного мнения позволит повысить комфортность оказания услуг.
В целях совершенствования системы оказания услуг, оказываемых органами и учреждениями социальной защиты населения, в рамках дипломного исследования предложен проект «Механизм учета мнения получателей услуг в сфере социальной защиты населения». Цель данного проекта - внедрить комплексную оценку деятельности субъектов оказания услуг в сфере социальной защиты населения, основанную на учете общественного мнения получателей данных услуг. Предполагается, что в реализации данного проекта будут заинтересованы как органы местного самоуправления, так и общественность.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций.
1. Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района внедрить систему мониторинга эффективности процесса оказания муниципальных услуг, центральным звеном которой является социологический опрос лиц, которым были предоставлены эти услуги. Разработать механизм учета результатов опроса при расчете суммы ежемесячного денежного поощрения и квартальных премий работников органов и учреждений социальной защиты.
2. Администрации Ракитянского района обеспечить регулярное, не менее одного раза в три года, повышение квалификации служащих управления социальной защиты населения и работников подведомственных учреждений. Не менее одного раза в год проводить семинар-практикум, на котором разъяснять актуальные изменения в законодательстве, регламентирующем предоставление услуг, а также концептуальные основы понятия «муниципальная услуга», отличия услуг от работ; функций и полномочий.
3. Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района разработать стандарты предоставления муниципальных услуг с учетом требований системности и технологичности организации деятельности; ввести ответственность за соответствие текущей деятельности установленным стандартам.
Процессы, связанные с оказанием услуг в сфере социальной защиты населения, рассмотрены в рамках реализации государственной социальной политики, главным механизмом которой является система социальной защиты.
Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Функционирование системы социальной защиты позволяет обеспечивать социальные гарантии наиболее уязвимых слоев населения, реализуя меры социальной поддержки.
Социальная поддержка - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Институциональным условием оказания социальной поддержки населения является функционирование социальных служб. Социальные службы - это государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу.
Механизмом оказания социальной поддержки населения выступает система предоставления государственных и муниципальных услуг. Процесс предоставления публичных услуг регламентируется Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Интерпретация деятельности органов власти в категориях оказания услуг знаменует собой переход Российской Федерации из государства властных полномочий в сервисно-ориентированное государство.
Муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения. Основными принципами предоставления публичных услуг являются законность, заявительный порядок, доступность, прозрачность, возможность получения в электронном виде. Состав оказываемой государственной услуги включает в себя содержание услуги, конечный и промежуточный результаты ее предоставления.
Законом сформулированы такие требования к предоставлению услуг, как оперативность, своевременность, доступность, качество, всесторонность. Перечни государственных и муниципальных услуг размещаются на официальных сайтах органов и организаций, предоставляющих услуги государства.
Основанием для оказания государственных и муниципальных услуг органами власти и учреждениями являются административные регламенты, которые устанавливают порядок и стандарт предоставления услуг. Введение административных регламентов призвано повысить качество муниципальных услуг в сфере социальной защиты населения.
Органы власти и учреждения, предоставляющие муниципальные услуги, должны придерживаться принципов рациональности, открытости и прозрачности, экстерриториальности, обратной связи, конкуренции и инновационной восприимчивости.
Реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области осуществляет Управление социальной защиты населения администрации Ракитянского района. Управление подчиняется заместителю главы администрации Ракитянского района по социально-культурному развитию и социальной защите населения. Социальные услуги получают порядка 11 тыс. граждан, что составляет примерно одну треть жителей района.
Управление социальной защиты населения администрации Ракитянского района включает три отдела: отдел кадров и информационно- юридического обеспечения управления; отдел социальных выплат и пособий; отдел опеки и семьи. В ведении управления социальной защиты населения находятся три учреждения: социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних, дом-интернат для инвалидов и ветеранов войны и труда, а также комплексный центр социального обслуживания населения. В системе социальной защиты населения района трудятся 174 работника.
За период с 2013 по 2015 год общая сумма затрат на выплату адресной помощи составила 4853 тысячи рублей. Адресную социальную помощь получили около 543 малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг были предоставлены более чем 606 семьям на сумму 4 806,5 тысяч рублей. Звание «Ветеран труда» было присвоено 179 жителям Ракитянского района.
По состоянию на 1 января 2016 года в Ракитянском районе проживает 56 совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. На учёте состоят 130 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. На 1 января 2014 года всего усыновлено 28 детей, на 1 января 2015 года - 37 детей. За три года жильём обеспечены 22 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ракитянском районе в настоящее время проживает 43 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 174 вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников войны, 892 труженика тыла. На счёт районного благотворительного марафона «Спасибо Ветеранам за Победу», посвящённого 70-летию победы в Великой Отечественной войне, в 2015 году поступили денежные средства в сумме 4 028 тысяч рублей.
На 1 января 2016 года в районе насчитывается 62 неблагополучных семей, в них проживает 130 детей. С целью профилактики социального сиротства проводятся межведомственные рейдовые мероприятия по обследованию жилищных условий неблагополучных семей, в ходе которых изучается материально-бытовое положение семьи, психологический климат.
Значительное внимание в районе уделяется мерам социальной поддержки многодетных семей, повышению их социального статуса. В Ракитянском районе проживает 380 многодетных семей, которым предоставляются различные меры социальной поддержки, в частности, единовременная адресная помощь в кооперативе «Свой дом» на строительство (пристройку) и покупку жилья.
Основными проблемами в деятельности учреждений социальной защиты населения являются недостаток финансирования, особенно в части наращивания материально-технической базы и обеспечения
профессионального развития работников; недостаточное внимание вопросам стандартизации муниципальных услуг, а также отсутствие целостной системы мониторинга качества их оказания.
В рамках проектного управления в сфере социальной поддержки населения Ракитянского района реализуются следующие проекты: «Ресоциализация граждан, освободившихся из мест лишения свободы, ведущих антиобщественный образ жизни, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Ракитянского района», «Трудовая адаптация несовершеннолетних на рынке труда», «Укрепление института семьи», «Семейная летопись».
Анализ реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в Ракитянском районе Белгородской области позволяет наметить ряд направлений совершенствования данного процесса.
Прежде всего, необходима рационализация данного вида деятельности, что предполагает последовательную реализацию принципа адресности к действующим социальным выплатам, введение механизма учета дохода получателя в процессе назначения социальных выплат, а также ликвидацию избыточных, дублирующих, нецелесообразных услуг. Полное выявление нецелесообразных и дублирующих выплат возможно при создании единой информационной базы данных о назначаемых и предоставляемых на настоящий момент социальных выплат и льготах.
Повышение эффективности работы учреждений социальной защиты районного уровня предполагает решение таких задач, как поэтапное наращивание материально-технической и финансовой базы, разработка единых требований к формированию муниципального задания, ускорение создания системы межведомственных запросов, методическое обеспечение деятельности учреждений по оказанию муниципальных услуг, расширение практики предоставления услуг на базе мобильных офисов.
Совершенствование процесса оказания услуг в сфере социальной защиты населения предполагает налаживание каналов обратной связи путем организации и проведения мониторингов данного вида деятельности. Учет общественного мнения позволит повысить комфортность оказания услуг.
В целях совершенствования системы оказания услуг, оказываемых органами и учреждениями социальной защиты населения, в рамках дипломного исследования предложен проект «Механизм учета мнения получателей услуг в сфере социальной защиты населения». Цель данного проекта - внедрить комплексную оценку деятельности субъектов оказания услуг в сфере социальной защиты населения, основанную на учете общественного мнения получателей данных услуг. Предполагается, что в реализации данного проекта будут заинтересованы как органы местного самоуправления, так и общественность.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций.
1. Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района внедрить систему мониторинга эффективности процесса оказания муниципальных услуг, центральным звеном которой является социологический опрос лиц, которым были предоставлены эти услуги. Разработать механизм учета результатов опроса при расчете суммы ежемесячного денежного поощрения и квартальных премий работников органов и учреждений социальной защиты.
2. Администрации Ракитянского района обеспечить регулярное, не менее одного раза в три года, повышение квалификации служащих управления социальной защиты населения и работников подведомственных учреждений. Не менее одного раза в год проводить семинар-практикум, на котором разъяснять актуальные изменения в законодательстве, регламентирующем предоставление услуг, а также концептуальные основы понятия «муниципальная услуга», отличия услуг от работ; функций и полномочий.
3. Управлению социальной защиты населения администрации Ракитянского района разработать стандарты предоставления муниципальных услуг с учетом требований системности и технологичности организации деятельности; ввести ответственность за соответствие текущей деятельности установленным стандартам.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016



