ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ 11
1.1. Стратегия развития рынка туристских услуг в РФ 11
1.2. Стратегия развития Челябинской области 19
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 30
РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 30
2.1. Общая информация о ЗГО 30
2.2. Анализ туристских ресурсов ЗГО 32
2.3. Обзор ресурсного потенциала объектов инфраструктуры туризма
Златоустовского городского округа 35
2.4. SWOT-анализ социально-экономического развития Златоустовского
городского округа 40
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ
ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ И ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 54
3.1. Анализ существующего туристского потока по туристским ресурсам и объектам туристской индустрии 54
3.2. Прогнозирование туристского потока (прогноз на 2017-2020 годы)
по туристским ресурсам и объектам туристской индустрии 56
3.3. Разработка предложений по развитию туристских ресурсов и объектов туристской индустрии 60
3.4. Разработка возможных моделей формирования, развития и продвижения туристских ресурсов и объектов туристской индустрии на территории ЗГО 66
3.5. Анализ и прогнозирование туристского потока, финансовых ресурсов и транспортной обеспеченности по каждой из модели развития и продвижения туристских ресурсов и объектов туристской индустрии на территории ЗГО 73
3.6. Формирование предложений по продвижению туристских ресурсов
и объектов туристской индустрии 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие: существенное увеличение ВВП, уменьшение бедности и рост благосостояния людей. Для достижения этих показателей основные усилия должны быть направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан. Необходимость преодоления инерционного энергосырьевого сценария развития страны требует развития альтернативных направлений, создающих стимулы для диверсификации экономики регионов страны [1-7].
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей, формирование условий для здорового образа жизни являются одними из важнейших задач государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и поддерживается рядом целевых программ федерального и регионального уровня [1-7].
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных на-правлений, влияющих на рост экономики. В том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Необходимость поиска эффективных бизнес-систем в сфере туризма и активное развитие туристско-рекреационной отрасли на их основе обусловлено рядом объективных факторов и экономической ситуации, сложившейся в условиях сегодняшнего кризиса. Непростой 2015 год стал для российского туризма эпохальным периодом, который изменил парадигму туристической отрасли. Основной угрозой для туризма России в 2014 году стали многочисленные банкротства компаний. В 2015 году - теракты в различных странах и разрыв туристических отношений РФ с двумя самыми популярными у россиян странами - Египтом и Турцией. По данным Росстата, выезд за рубеж с целью туризма в 2015 г. уменьшился на 31,3% - было совершено 12,1 млн. поездок. До 2015 года самое большое снижение туристического выезда было в кризисном 1998-м году - на 24,4%. Падение выезда в 2015 году - самое значительное за последние 18 лет [8].
2015 год, наполненный тяжелыми экономическими кризисами и неожиданными геополитическими событиями, доказал, что перспектива развития рынка туристских услуг состоит в развитии внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день лидерами внутреннего туризма остаются Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Крым и города "Золотого кольца".
В 2015 году Российскую Федерацию посетили 26,8 млн. иностранных граждан с туристскими целями, что на 13% больше аналогичного показателя 2014 года. Определяющую роль в росте въездного рынка России сыграло снижение курса рубля по отношению к мировым валютам, активизация рекламной компании за рубежом, открытие туристических офисов Visit Russia в странах мира [9,10].
Челябинская область в целом и Златоустовский городской округ в частности пока существенно отстают от указанных выше регионов по показателям въездного и внутреннего туризма. На сегодняшний момент Златоустовский городской округ обладает всеми необходимыми ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Базисными факторами являются: благоприятные климатические условия, уникальное географическое расположение, историческое и культурное наследие, уникальные природные достопримечательности, инвестиционная привлекательность, удобная транспортная доступность.
Однако, проблема заключается в отсутствии системного исследования туристско-рекреационного комплекса Златоустовского городского округа. Результатом которого являлась бы разработка и внедрение стратегии развития рынка туристских услуг с учетом имеющихся рекреационных ресурсов. Важность научного поиска в направлении повышения собственной туристической привлекательности ЗГО на рынке туристских услуг предопределяют высокую теоретическую актуальность и практическую значимость темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития туристского бизнеса рассмотрены в трудах российских ученых: В. И. Азара, А. А. Алек-сеева, М. Б. Биржакова, В. Г. Гуляева, Г. П. Долженко; Е. Л. Драчевой, Е. А. Джанжугазовой, И. В. Зорина, E. H. Ильиной, В. А. Квартального, Т. В. Козырева, Ю.В. Кузнецова, М. А. Морозова, В.И. Никифорова, Г. А. Папирян, А. Д. Чудновсого и других известных ученых.
Вопросы устойчивого регионального развития путем повышения эффективности региональных туристско-рекреационных комплексов рассматриваются в работах И.Т. Балабанова, H.H. Булатовой, H.A. Восколович, Е.В: Жёртовской, А.В. Жуковой, E.H. Ильиной, В.П. Орешина, A.B. Орлова, А.Н. Петрова, В.М. Разумовского, В. Е. Рохчина, A.A. Румянцева, А.Э. Саак, В.И. Сигова и др.
Вместе с тем, ряд теоретико-практических вопросов формирования стратегии развития с учетом социально-экономических проблем регионов пока недоработан. Данное обстоятельство предопределило цель исследования и его задачи.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций и практических предложений по созданию, развитию и продвижению на территории ЗГО высокоэффективного и конкурентоспособного рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обосновать состояние и перспективы развития внутреннего туризма в России и её регионах;
- провести анализ состояния туристских ресурсов Златоустовского ГО;
- исследовать ресурсный потенциал объектов инфраструктуры туризма ЗГО;
- провести SWOT-анализ перспектив развития рынка туристских услуг ЗГО;
- установить факторы, сдерживающие развитие туризма в ЗГО;
- предложить и обосновать комплекс мероприятий в области развития гостиничной инфраструктуры, объектов общепита, культурно-познавательного туризма, индустрии отдыха и развлечений, спортивного туризма;
- разработать туристские маршруты по территории ЗГО;
- разработать практические предложения по продвижению рынка туристских услуг Златоустовского городского округа.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является туристско-рекреационный комплекс ЗГО как подсистема экономики региона. Предметом исследования выступают организационные, экономические, нормативно-правовые, научно-технические и другие отношения, возникающие в процессе развития рынка туристских услуг.
Соответствие темы диссертации требованиям ФГОС направления подготовки 38.04.01 Экономика (далее ФГОС). Тема диссертационного исследования соответствует пунктам п.п.4.1 - 4.4. ФГОС.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области развития региональной экономики. В работе, в рамках системного подхода, использовались методы и приёмы экономического исследования: методы экономического анализа и синтеза, динамического и сравнительного анализа статистических данных, сравнительных оценок, экономических группировок, факторного анализа.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты Правительства РФ, стратегии и программы регионального социально-экономического развития субъектов РФ, материалы отчетности Федеральной службы государственной статистики РФ, статистические данные международных организаций, монографическая и другая научная литература по теме диссертации, материалы сети Интернет.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе проведено комплексное исследование проблем, связанных с разработкой научно-методических рекомендаций создания на территории ЗГО высокоэффективного и конкурентоспособного рынка туристских услуг в интересах превращения города в центр туризма и декоративно-прикладных искусств.
Научные результаты, определяющие новизну диссертационного исследования.
1. Определены внутренние и внешние условия и факторы, влияющие на фактическое состояние и перспективы развития туристской отрасли ЗГО.
2. Предложен новый комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры туризма, реорганизации культурно-познавательной и развитию экологической составляющих индустрии туризма.
3. Проведена оценка направлений развития и продвижения туристской отрасли ЗГО как особого сектора экономики.
4. Предложена методика расчета объема туристского потока по объектам туристского показа.
5. Разработаны модели формирования, развития и продвижения туристских ресурсов и объектов туристской индустрии на территории ЗГО
6. Выявлены направления потенциального позиционирования города как туристского центра и мероприятия по их поддержке.
7. Разработаны рекомендации по развитию и продвижению рынка туристских услуг Златоустовского городского округа.
Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в данной работе проблем развития региональной экономики.
Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании системных мер по формированию стратегии развития рынка туристских услуг региона, способствующей повышению эффективности рынка туристских услуг в региональной экономике и стратегической конкурентоспособности региона.
Разработанные в диссертации положения и практические предложения по формированию стратегии рынка туристских услуг ЗГО могут быть использованы при разработке концепций и стратегий развития туристско-рекреационных комплексов Златоустовского городского округа.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, межвузовских научно-практических конференциях (Астрахань, Челябинск, Краков, Омск).
По теме диссертационной работы опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,2 печатных листа (личный вклад автора - 0,6 п.л.) [11-17].
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений, изложена на 135 страницах печатного текста. Библиографический список содержит 59 наименования. В тексте представлено 19 рисунков и 39 таблиц, 7 приложений.
1. Для Российской Федерации эксперты прогнозируют ускоренные по сравнению с другими отраслями темпы роста сферы туризма, рассчитывая, что за ближайшие десять лет объем валового регионального продукта, обеспечиваемого туристическим отраслями возрастет более, чем в 1,5 раза: - с 752 млрд. руб. в 2011г. до 1,16 трлн. руб. к 2022 году в базовых ценах 2011г. для собственно туристических отраслей; с 3,1 трлн. руб. в 2011 г. до 4,7 трлн. руб. к 2022 году для комплекса отраслей, связанных с туризмом. В результате доля туризма и связанных с ним отраслей в общем объеме ВВП Российской Федерации возрастет до 6%, в общей занятости - до 5,9%, в общем объеме инвестиций - до 2,6%.
2. При этом для развития рынка туризма характерна следующая динамика. В случае затяжного конфликта с западными странами (продления санкций против России) и дальнейшей девальвации рубля, следует ожидать продолжающийся спад на рынке выездного туризма. В связи с этим, ключевой задачей повышения устойчивости российского турбизнеса в условиях экономических санкций является переход на «импортозамещение». В данном контексте это означает переориентацию российского туристского комплекса с выездного на внутренний туризм.
3. Прогнозируется, что в течение ближайших десяти лет рост затрат на путешествия продолжится - для международных прибытий - на уровне 1,9% в год, для внутренних путешествий - на уровне 4,6% в год. В результате суммарный объем затрат на путешествия в 2022 году может достигнуть почти 6.0 трлн. руб. в текущих ценах, в том числе - на въездные путешествия - 1,0 трлн. руб., что в 2,1 раза выше достигнутого уровня 2012 года; - на внутренние путешествия - 4,9 трлн. руб., что в 2,7 раза выше достигнутого уровня 2012 года.
4. В настоящий момент туризм в Челябинской области - одно из самых динамично развивающихся направлений. За 2015 год туристический поток на Южный Урал составил более 2 млн. человек, количество размещенных в регионе туристов превысило 800 тыс. Сегодня туристов и гостей региона готовы принять свыше 400 коллективных средств размещения (центров, баз отдыха, гостиниц, и пр.) и, по данным официальной статистики, число забронированных ночей в 2015 году превысило 3,5 млн.
5. Основные проблемы развития туризма в Челябинской области сформировались из-за отсутствия: целевой комплексной программы развития туристского рынка; единой системы туристской индустрии Челябинской области; комфортабельных условий проживания в КСР; четкого позиционирования узнаваемости и благоприятного имиджа Челябинской области; системы мониторинга состояния туристской отрасли; экономической и маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на российском и международном рынках.
6. Реализация туристско-рекреационного потенциала Челябинской области возможна только при условии системного и комплексного решения проблем, сдерживающих развитие туризма, программно-целевым методом при поддержке государства. Реализация Программы позволит: обеспечить привлекательность Челябинской области в качестве туристского региона; создать конкурентоспособные региональные туристские ресурсы; интенсивно развивать смежные отрасли экономики; привлечь дополнительные инвестиции; увеличить приток туристических потоков в Челябинскую область.
7. Рост экономики ЗГО, несмотря на огромный потенциал развития, оставляет желать лучшего. Ведущими отраслями промышленности являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка: удельный вес промышленности в структуре оборота крупных и средних предприятий округа составлял в 2014 году 89,4%. Металлургическая промышленность в округе стагнирует и уменьшает обо-роты. Общую тенденцию в машиностроении задает ОАО "Златмаш". Сектор производства и распределения электроэнергии газа и воды растет. Объем произведенной и реализованной продукции предприятиями пищевой промышленности ЗГО незначителен в общем объеме экономики города (1,5%) и не может существенно влиять на ситуацию в экономике ЗГО. Недостаточно развиты производства, традиционно необходимые для города, в том числе и строительная индустрия. С реструктуризацией градообразующих отраслей экономики города происходит высвобождение трудовых ресурсов из сферы материального производства.
8. Негативные тенденции в экономике ЗГО сигнализируют о том, что традиционная структура экономики является неэффективной, что обусловливает необходимость переориентации хозяйства округа в сторону более перспективных отраслей и поиск новых точек роста, как в традиционных сегментах машиностроения и металлообработки, так и в новых кластерах прежде всего, спортивно-туристический сектор. При должном уровне развития данной отрасли Златоуст получит дополнительные рабочие места, за счет налогов возрастут доходы бюджета, и в целом появятся новые возможности для дальнейшего роста экономики.
9. Основными факторами, сдерживающими развитие туристского потока являются следующие: недостаточный уровень оснащения объектами придорожного сервиса, недостаточное информационное сопровождение туристов; малое количество средств размещения; неразвитость сети общественного питания; ограниченный доступ к местам туристского показа или туристским объектам, малое количество объектов для организации активного отдыха, отсутствие в организациях туризма и сервиса профессиональных кадров, несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик отдельных участков автомобильных дорог существующей и прогнозируемой интенсивности движения и нормативным требованиям.
10. К первоочередным мероприятиям по формированию и развитию туризма на территории ЗГО можно отнести следующие: создание и совершенствование объектов проактивного и активного отдыха; строительство и сертификацию существующих коллективных средств размещения; развитие объектов придорожного сервиса; размещение на автодорогах и улицах Златоустовского городского округа знаков туристской навигации; приведение в соответствие с дорожными нормативами качества автодорог и улиц Златоустовского городского округа; формирование полного реестра действующих коллективных средств размещения, объектов общественного питания и объектов туристского сервиса в целом.
11. С целью развития рынка туризма на территории ЗГО и учитывая разнообразные потребности туристов, предлагается создать маршруты в рамках 4 тематик, ориентированные на различные целевые аудитории: маршрут «Все грани Златоуста»; маршрут «Златоуст булатный»; маршрут «Златоуст. Заповедная тропа Урала», маршрут «Златоуст. История города мастеров»
12. Конкурентные преимущества формируемых маршрутов: транспортная доступность; наличие условий для формирования комплексных туристских продуктов; новые инвестпроекты; уникальное историческое прошлое, культурное и природное наследие гарантируют наличие устойчивого спроса на туристские услуги, предлагаемые в рамках реализации каждого из предложенных маршрутов.
13. Необходимые финансовые ресурсы для макромодели «Златоуст - город мастеров» формирования и развития туристских ресурсов и объектов туриндустрии Златоустовского городского округа формируются из бюджетных и внебюджетных источников инвестиций.
14. Необходимо создание и продвижение туристического бренда - «Златоуст - город мастеров» как в России, так и зарубежом.
15. Правильно избранное позиционирование, использование, имеющихся уникальных туристских ресурсов ЗГО, четко сформулированная стратегия маркетинга (определение целевых групп и способов их привлечения) позволит стимулировать увеличение туристского потока, рассчитывать на привлечение частных инвестиций для реализации проектов развития рынка туризма на территории Златоустовского городского округа.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. №644 о федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р.-http://www.russiatourism.ru/data/File/news file/2014/strategia.
pdf?sphrase id=38705
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.- http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc2012021004
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от
17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». -
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/doc2008111701
5. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы". -http://gov.garant.ru/document?id=70544226&byPara=1&sub=1
6. Паспорт федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". -
http://gov.garant.ru/document?id=70544226&byPara=1&sub=512
7. Областная целевая программа "Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы" (Утв. постановлением Правительства Челябинской области от 19.10.2011 г. № 361-П)
8. Итоги развития туризма в 2015 году. -
http: //www.gotours. pro/tourizm2015. html
9. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./Росстат- M., 2016. - 543 с.
10. Доклад (отчет) о результатах деятельности Ростуризма в 2015 году
11. Обвинцева А.О., Баранова Е.В. Проект развития рекреационных ресурсов национального парка «Таганай»./ Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы международного туризма в контексте диалога культур» - Астрахань: ГОУ ВПО «АГТУ», 22-25 апреля 2010. - С. 124¬127.
12. Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В., Дерябина А.И. Eco tourism project - the complex./ Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные аспекты, пути решения в современной науке». - Краков, 2012. - Ч.2 - С. 99-102. :Ы1р://конференция.сот.иа
13. Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В. Разработка культурно-познавательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные аспекты, пути решения в современной науке». - Краков, 2012. - Ч.2 - С. 103-108.
14. Погодина А.Г., Баранова Е.В. Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными физическими возможностями./ Сборник статей «Юбилейной Х межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов». Секция 9 «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями». - Омск: Изд-во ОГИС, 2012.- Ч. 3. - С. 163-164
15. Обвинцева А.О, Баранова Е.В. Современные сервисные технологии в спортивном туризме / Сборник статей «Юбилейной Х межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов». Секция 9 «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями». - Омск: Изд-во ОГИС, 2012.- Ч. 3. - С. 13-14.
16. Баранова Е.В. Разработка туристского продукта для лиц с ограниченными двигательными возможностями/ Наука ЮурГУ: материалы 63-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук: в 3т. - Челябинск: Изд-во Юур- ГУ, 2011. - Т.3 - С.193-196
17. Лихолетов В.В., Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В. Виртуальный тур - как инструмент маркетинга в туризме. / // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1/http: //ekonomika. snauka. ru/2016/01/10651
18. Минцберг Г. «Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения»/ Г. Минцберг, Д.Б. Куинн, С. Гошал. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 567с.
19. Ансофф И. «Стратегическое управление»/ И. Ансофф. - М.: Изд-во Экономика, 1989г. - 229с.
20. Кетова Н. П.Отраслевой маркетинг: стратегии, функции, приоритеты: учеб. пособие / Н. П. Кетова. - М.: Вузовская книга, 2012. - 320 с.
21. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принци¬пы управленческих решений и российская критика. - М.: Эксмо, 2006. 119с.
22. Ландреви Ж., Леей Ж., Линдон Д. Меркойор. Теория и практика маркетинга: в 2 т. - М.: МЦФЭР, 2007. Т. 2. 35с.
23. Porter М. Competetive Strategy. New York. TheFreePress. 1980. P. 35.
24. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2007. С. 278.
25. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. С. 255.
26. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2007. С. 434.
27. Сельский бизнес // Forbes. 2011, январь. С. 52-53.
28. Цены и ценообразование / под ред. В. Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007. С. 23.
29. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга. -http://eup.ru.
30. Гринченко Ю. Л. Ценовые стратегии на современных рынках. Какие решения предлагает маркетинг? // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 2 (80). С. 133.
31. Анализ затрат конкурентов. - http: //inform.od.ua.
32. Цены и ценообразование. - http://www. inventech.ru
33. Конкурентные стратегии субъектов предпринимательского бизнеса. - http: //concurrence.webcampus .ru/books/tipk/Glava4. html.
34. Маренков Н. Цели ценообразования. - http://www. inventech.ru.
35. Тамбиев А. X., Kemoea Н. П. Региональный маркетинг: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Экономика», 2000.
36. Кучугин Л. Н. Стратегии ценообразования в маркетинге. - http: //www.elitarium. ru/2007/11/27/strategii cenoobrazovanij a. html.
37. Анализ затрат конкурентов. - http: //inform.od.ua.
38. Кучугин Л. Н. Стратегии ценообразования в маркетинге. - http: //www.elitarium. ru/2007/11/27/strategii cenoobrazovanij a. html.
39. Баркан Д. И. Управление продажами. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издательский дом СПбГУ, 2008. С. 37.
40. ВиссемаХ. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: Инфра-М, 1996. С. 129.
41. Ansoff, H.I.; «Strategies for Diversification»; Harvard Business Review; Sep-tember-October 1957.
42. Buskirk, Bruce D. and Popper, Edward D.; «Growth Strategies for High Tech Firms»; The Graziadio Business Report; Spring 1998.
43. Отдельные показатели деятельности турфирм 2011-2015гг. - Ростуризм. - www.russiatourism.ru
44. В России за год количество туроператоров сократилось на две трети. - http://www.newsru.com/finance/09dec2015/tourism.html
45. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020г. (введена Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.08.2008 № 1325)
46. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
47. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Феде-рации. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 672 с.
48. Рейтинг туристических компаний Челябинска 2014 - рейтинг "Делового квартала".- www.chel.dk.ru
49. Основные показатели потребительского рынка. - chelstat.gks.ru
50. Статистические показатели туристской отрасли
(официальная статистика Минкульта Челябинской области). -
http://dostup1.ru/society/Chelyabinskaya-oblast-ozhidaet-22-protsentnogo-rosta-turpotoka-v-2016-godu 91442.html#ixzz4Sysuvrff
51. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. - www.chelstat.gks.ru
52. Министерство культуры Челябинской области. - http://www.culture-chel.ru
53. Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области. - http://imchel.ru
54. Министерство образования и науки Челябинской области. - http://www.minobr74.ru
55. Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области. - www.chelsport.ru
56. Официальный сайт Златоустовского городского округа. - www.zlat-go.ru
57. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г.
№ 1398-р "О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моно-городов) (с изменениями и дополнениями)". -http://base.garant.ru/70707138
/#ixzz4SzbbglIB
58. Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 июня 2016 г. № 34 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013г. №28-ЗГО "Об утверждении Стратегии и Комплексной программы социально-экономического развития ЗГО до 2030года". - www.zlat-go.ru
59. Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 14 мая 2015 г. № 26. - www.zlat-go.ru