Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области

Работа №64981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Инновационная политика: понятие и факторы на нее влияющие 11
1.2 Реализация государственной инновационной политики в регионе:
цель, направления и инструменты 16
1.3. Методика оценки эффективности государственной инновационной политики 21
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика экономического положения Челябинской области 30
2.2 Анализ эффективности государственной инновационной политики на примере Челябинской области 47
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию государственной инновационной
политики 61
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Путь развития экономики России рассматривается на основе инновационного развития каждого из ее регионов. Процесс инновационного развития региона осуществляется посредством формирования благоприятной среды для инноваций, которая, в свою очередь, выступает предпосылкой для экономического роста и развития страны, a также достижения приоритетных инновационных результатов. Инновационная среда региона во многом определяется его инновационным потенциалом, а также эффективностью и результативностью осуществляющейся инновационной деятельности.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной политики государства в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретико- методологическое исследовании основ политики инновационной деятельности для разработки мероприятий по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть теоретико-методологические основы инновационной политики;
- определить факторы, влияющие на инновационную политику
- изучить направления и реализацию инновационной политики в регионах
- разработать методику оценки эффективности государственной инновационной политики
- провести обзор экономического положения Челябинской области
- построить анализ эффективности инновационной политики государства на примере Челябинской области
- разработать мероприятия по совершенствованию государственной инновационной политики региона
Объектом исследования работы выступает инновационная политика Челябинской области.
Предметом исследования является реализация, развитие инновационной политики Челябинской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения и др.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Абрамешин А. Е., Балабанов И.Т., Голиченко О.Г., Гунин В.Н., Уткин О.А. и других, публикации в периодических изданиях, материалы сети Интернет.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определены актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет, методы, информационная база и структура работы.
В первой главе раскрыты понятие и факторы, влияющие на инновационную политику государства, цели, направления и инструменты реализации государственной инновационной политики государства, а также методика оценки эффективности государственной инновационной политики.
Во второй главе приведена характеристика экономического положения Челябинской области, а также проведен анализ эффективности государственной инновационной политики региона на примере Челябинской области.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию инновационной политики государства и ее реализации на примере Челябинской области.
Объем выпускной квалификационной работы - 8_ страниц. Цифровой и графический материал представлен в 10 таблицах и на 19 рисунке. Список использованных источников содержит 42 наименований источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Возрастание значимости инновационного процесса привело к необходимости более глубокого исследования его сущности, содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска путей повышения его эффективности в условиях регионального развития.
Суть инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию инновационного и инвестиционного потенциала.
На основе имеющихся определений можем предложить следующее универсальное определение инновационного потенциала региона — это степень развития инновационных процессов в регионе, которая характеризуется наличием ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности региона, а также готовностью региона к ведению инновационной деятельности в интересах реализации стратегии социально-экономического развития.
На сегодняшний день в Челябинской области реализуется Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года, принятая Постановлением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп. В 2013 году создан Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области.
Основная доля финансирования исследований и разработок области принадлежит государственному сектору, что составляло в 2015 году 85,9 процента. Это больше, чем в 2014 году, на 1,6 процентных пункта.
В 2015 году в научной сфере занято 15,2 тыс. человек, что на 7 процентов ниже, чем в 2011 году, и на 5 процентов больше, чем в 2014 году. Сокращение числа занятых в научной сфере связано в основном с сокращением вспомогательного и прочего персонала, численность 77
исследователей увеличилась на 1,05 процента, при этом численность докторов наук увеличилась на 70 процентов, что подтверждает качественные изменения в составе числа занятых в научной сфере.
Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженерно-техническим персоналом и дешевой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Индекс инновативности (Ии) Челябинской области равен 0,47, т.е. данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. Анализ динамики значений субиндексов и индекса инновативности в Челябинской области за 2014-2015 годы показал, что индекс инновативности в 2015 году увеличился на 14,63% (на 0,06 в абсолютных величинах).
Такое повышение произошло в основном за счет значительного увеличения субиндекса интернетизации и незначительного роста субиндекса доли персонала, занятого в науке. По остальным субиндексам произошло снижение значений в среднем на 1%, поэтому в целом данные изменения можно считать незначительными. Таким образом, можно заключить, что наблюдается рост инновационной активности по Челябинской области.
Индекс инновационности продукции (Иип) Челябинской области на 2015 год составляет 3,77% (по данному показателю уровень инновационности ниже среднего).
К настоящему времени развитие инновационной деятельности в Челябинской области характеризуется следующими проблемами:
- недостаточно осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями;
- недостаточно собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
- дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода.
Для повышения уровня инновационного потенциала Челябинской области предложены следующие меры, осуществляемые на уровне органов государственного управления:
1. постоянное совершенствование законодательства в инновационной и инвестиционной сферах;
2. формирование имиджа региона;
3. развитие инновационной деятельности;
4. разработаны модели формирования регионального инновационного кластера и механизма формирования инновационного потенциала. Концептуальная модель позволяет соединить инновационную политику региона и региональную инновационную систему воедино, как один механизм, позволяющий повысить инновационную активность региона.
5. проведение научно-технических выставок как инструмент популяризации инновационных достижений.
В настоящее время выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, способствуют привлечению инвестиций, расширению кругозора производственных компаний. Благодаря выставочным мероприятиям обеспечивается мобильность рынка региона, создаются все необходимые условия для существования информационного поля, в том числе и благодаря привлечению СМИ (радио, телевидение и т.д), формируются необходимые финансовые потоки.
Недостаточное инвестирование выставочной отрасли со стороны государства обусловлено отсутствием достоверной информации об эффективности выставок как для самого города, так и для всей области, региона и страны. Одной из главных задач является донести до государственных структур информацию об экономической целесообразности и эффективности инвестирования выставок.
На основании оценки эффективности инновационного потенциала региона возможно разработать механизм дальнейшего повышения инновационной активности в тех направлениях деятельности, которые являются недостаточно раскрытыми.
Определены основные группы показателей, по которым возможно определить состояние инновационного потенциала региона и дальнейшие пути его развития. Неотъемлемой частью формирования и развития инновационного потенциала региона является его оценка по ключевым показателям инновационной деятельности, которая позволяет определить эффективность инновационного потенциала региона по основным показателям, которые характеризуют инновационную активность.



1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области от 26 мая 2005 года № 383-ЗО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности в
Челябинской области до 2020 года: Распоряжение Правительства
Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.chelstat.gks.ru.
4. Абрамешин А.Е. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / А.Е. Абрамешин , О.П. Молчанова. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 230 с.
5. Атоян В.Р. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития / В.Р. Атоян, Г.И. Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2014. - 195 с.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т.Балабанов. - СПб.: Питер, 2015. - 312 с.
7. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности / Н.В. Бекетов // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3 (15). - С. 41-44.
8. Борисоглебская Л.Л. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансферта технологий / Л.Л. Борисоглебская // Инновации. - 2016. - № 2. - С. 32-44.
9. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г Голиченко. - М.: Наука, 2012. - 226 с.
10. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / В.Н. Гунин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
11. Гуриева Л.К. Концептуальные основы инновационной стратегии
регионального развития / Л.К. Гуриева // Наука и инновационные технологии для регионального развития: сб. статей всерос. науч.-практ. конф. (июнь 2013 г.). - Пенза, 2013. - С. 21-23.
12. Диваева Э.А., Мухамедьяров А.М. Зарубежный опыт формирования инновационный системы в регионах / Э.А. Диваева, А.М. Мухамедьяров // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2016. - № 3. -
С. 92-99.
13. Ермашкевич Н.И., Щеликова Н.Ю. Развитие научно-инновационного потенциала региона / Н.И. Ермашкевич, Н.Ю. Щеликова // Вестник БГУ. - 2015. - № 3. - С. 117-122.
14. Жиц Г.И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности / Г.И. Жиц // Инновации. - 2015. - № 11. - С. 51-55.
15. Захаров В.С Что и как нужно спасать в российской науке / В.С Захаров // Независимая газета. - 2015. -- № 56. - С. 6-9.
16.Зенченко С.В., Шемёткина М.А. Инвестиционный потенциал региона / С.В. Зенченко, М.А. Шемёткина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2014. - № 6. - С. 51-55.
17. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики индустриального общества / В.В. Иванов // Инновации. - 2015. - № 5. - С. 21-23.
18. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 302 с.
19. Калятин В.О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций / В.О. Калятин, В.Б. Наумов, Т.С. Никифорова // Российский Юридический Журнал. - 2015. -- № . С. 1-12.
20. Карпенко М.О. Современные подходы к понятию и классификации инноваций / М.О. Карпенко // Вестник БГУ. - 2016. - № 3. - С. 129-132.
21. Клепикова Н.И. Оценка эффективности создания отраслевого кластера / Н.И. Клепикова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 4. - С. 934-939.
22. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: учебное пособие для ВУЗов / Г.Д. Ковалев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 268 с.
23. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере / Е.А. Монастырный // Инновации. - 2014. - № 2. - С. 14-17.
24. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиций / А.М Марголин, А.Я. Быстряков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 357 с.
25. Михеенко О.В. Механизм формирования инновационной среды Челябинской области / О.В. Михеенко. - СПб.: Наука, 2015. - 162 с.
26. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона / О.С. Москвина // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 30. - С. 13-15.
27. Напалков А.А. Зарубежный опыт государственной поддержки
инновационной деятельности в регионах / А.А. Напалков // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 86-94.
28. Николаев М.А. Методологические аспекты оценки эффективности
инновационных кластеров / М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева // Инновации. - 2015. - № 4. - С. 15-21.
29. Гохберг Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Л.М. Гохберг, А.Е. Шадрина. - М.: Научный мир, 2013. - 108 с.
30. Романов Е.Г. К вопросу об инновации как экономической категории / Е.Г. Романов // Вестник БГУ. - 2014. - № 3. - С. 190-194.
31. Скурихина Е.В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона:
сущность, содержание, факторы состояния и развития / Е. В. Скурихина // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 192-195.
32. Тарасюк В.М. Инновации - скорейший путь к модернизации страны / В.М. Тарасюк // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2015. - № 2. - С. 33-40.
33. Удалов О.Ф. Анализ взаимосвязи инновационной политики и конкурентоспособности фирм в условиях глобализации мировой экономики / О.Ф. Удалов, Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алехина, Н.И. Петрова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 5. - С. 238-243.
34. Уткин О.А. Инновационный менеджмент / О.А. Уткин. - М.: АКАЛИС, 2012. - 224 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
36. Федотенков Д.Г. Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона / Д. Г. Федотенков, А. А. Падалко // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 565-572.
37. Филимонова Н.М. Современные направления повышения эффективности инновационной деятельности / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, А.И. Потемкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 33. -
С. 20-23.
38. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]/ А.Р. Бахтизин, Е.В. Акинфеева. - Режим доступа: http://institutiones.com/
39.Захарова Ю.В., Оранова М.В. Пути развития финансового обеспечения инновационной сферы в современных условиях [Электронный ресурс]/ Ю.В. Захарова, М.В. Оранова // Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.science- education.ru/pdf/2014/2.pdf
40. Инновации Челябинской области. Министерство экономического развития Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chelreg- innov.ru/
41. Официальные статистические показатели. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/
42.Экономическое развитие Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravmin74.ru/ekonomicheskoe-razvitie-chelyabinskoy-
oblasty


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ