ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 11
1.1. Сущность и содержание понятия «волонтёрская деятельность»: анализ основных теоретических подходов 11
1.2. Виды и технологии волонтёрской деятельности в условиях общеобразовательной школы 27
2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
2.1. Опыт организации волонтёрской деятельности среди учащихся МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода 37
2.2. Программа внеурочной деятельности кружка «Я-Волонтёр» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 11
1.1. Сущность и содержание понятия «волонтёрская деятельность»: анализ основных теоретических подходов 11
1.2. Виды и технологии волонтёрской деятельности в условиях общеобразовательной школы 27
2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
2.1. Опыт организации волонтёрской деятельности среди учащихся МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода 37
2.2. Программа внеурочной деятельности кружка «Я-Волонтёр» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования волонтёрской деятельности обусловлена её возрастающим значением для современного общества. В качестве стратегических ориентиров в Концепции долгосрочного социально¬экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтёрства); развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций» [2].
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце ХХ века, но в историческом аспекте оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т.д.
В нынешнее время волонтерское движение активно развивается в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Волонтерская деятельность позволяет формировать устойчивые социальные установки как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия различной социальной направленности. Самостоятельная инициативная общественная деятельность подрастающего поколения призвана способствовать благополучному жизнеобеспечению и высокому уровню самостоятельности, стать способом его самоопределения, утверждения как личностном, профессиональном, так и в социальном плане, возможностью апробации и развития организаторских, предпринимательских качеств, явиться процессом накопления жизненного и делового опыта.
Волонтёрство - это еще и формирование навыков и умений, необходимых молодому человеку в жизни, воспитание духовных и нравственных ценностей взаимопомощи и солидарности. Добровольчество может рассматриваться в качестве инструмента профилактики девиантного поведения: горизонтальная кооперация на основе просоциальной активности, возможности проявления личной инициативы и ответственности направляют энергию молодежи в нужное русло. Сами принципы, мотивы волонтерской деятельности способствуют формированию таких важных качеств как доброта, понимание, честность, милосердие, чуткость, терпение, развивают коммуникативные навыки, востребованные во взрослой жизни.
Волонтерское движение в образовательной школе содействует созданию партнерских отношений в обществе, поскольку является выражением солидарности людей разных поколений, этнических и конфессиональных групп, социального статуса, уровня образования, рода занятий и места жительства. Оно является одной из главных форм проявления гражданской активности молодых людей, которая осуществляется ими бескорыстно, без принуждения во благо наших сограждан и российского общества в целом. Волонтеры осознают себя ответственными членами общества, и таких людей во всем мире становится все больше.
Для любого государства, «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми и молодежью. Это та часть населения, которая формирует образ будущего, и должна рассматриваться как потенциал, роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества. Подростков нужно воспитывать добрыми, отзывчивыми и душевными людьми. Эти качества не возникают сами по себе, их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной среде оказывает волонтерское движение. У школьников возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки и помогать другим.
Занимаясь добровольческой деятельностью, человек становится лучше, начинает задумываться над вещами, над которыми никогда раньше не задумывался, и начинает понимать, что это нужно не столько больному одинокому пенсионеру или ребятам из реабилитационного центра, сколько себе самому, для того чтобы понять свое предназначение в этой жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию данной темы посвящены многие публикации отечественных и зарубежных периодических научных изданий и монографических работах.
Основатель социологии О.Конт впервые ввел термин «альтруизм» в научный оборот и определил его как сущностную характеристику, цель и ценность социального развития [32]. Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер, Т. Парсонс обусловили интерес к изучению волонтерства классическим для социологии вопросом об общественном порядке, социальной солидарности и морали [28; 42; 39]. Так представители структурного функционализма в социологии Г. Спенсер и П. Сорокин рассматривали альтруизм как фактор социального развития и преодоления кризиса в обществе. Т. Парсонс отмечал альтруизм в качестве признака прогрессивной социальной системы и одного из оснований социальной интеграции [39].
В отечественной социологической мысли в концепции М.М. Ковалевского альтруизм и социальная солидарность представлялись в качестве закономерного эволюционного итога развития общества. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров подчеркивали значение альтруизма, взаимопомощи и солидарности для противостояния государству со стороны самоорганизованных гражданских институтов [27].
Проблемам истории становления и развития благотворительности и добровольчества в контексте социальной работы посвящено значительное число работ, в том числе отечественными авторами, такими как Павленок П.Д. [44], Фирсов Л.В. [57], Холостова Е.Н. [52] и др. В последнее время особенно активизировалось изучение проблемы добровольчества в контексте социально-экономического кризиса, который сопровождается сокращением объемов государственного финансирования социальных программ на фоне общего увеличения количества лиц, нуждающихся в посторонней помощи, а также обострения социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, преступность, рост распространения ВИЧ инфекции и др.
Правовые аспекты организации взаимоотношений добровольцев и специалистов, занимающихся координацией добровольческой деятельности, рассматривали такие авторы как Башкатова Т.Б., Бодренкова Г.П. [16; 18; 19; 20; 21], Никитина Л.Е., Ощехина О.В. [43], Руклинская И.Н., Слабжанин Н.Ю., Тетерский С.В., Хухлин А.В. [54]. В их научных трудах рассматриваются проблемы подготовки подобных специалистов, содержатся методические пособия, а также представлены эффективные методы обучения добровольцев и координаторов.
Во Всеобщей Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, который был объявлен Годом Добровольцев, отмечается, что «добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Это главный способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала» [1].
Многие учёные изучали мотивы вступления в ряды добровольцев. Так, например, С.В. Михайлова сравнивала мотивы и возрастные особенности участников. Л.А. Кудринская в основе своей классификации мотивов добровольчества, опирается на направления деятельности. Разнообразие мотивов добровольческой деятельности Е.С. Азарова условно разделяет на компенсаторные мотивы, мотивы выгоды, мотивы личностного роста, идеалистичные и мотивы расширения социальных контактов [10].
О.В. Решетников подчеркивает, что ведущие мотивы добровольческой деятельности должны иметь социально значимый позитивный характер, широкую распространенность среди добровольцев, отвечать общечеловеческим ценностям, сохранять индивидуальные различия добровольцев, способствовать развитию добровольческой деятельности, реализации ее целей и задач.
О.А. Волкова , Ю.А. Гребеникова [23], О.В. Ковальчук, К.Ю. Королева [34; 35; 36; 37] изучали как мотивы занятия волонтерской деятельностью участников белгородских добровольческих организаций, а так и основные направления их работы в нашем регионе.
В отечественной науке феномен добровольчества изучается с точки зрения педагогического (Л.Е. Сикорская, Н.В. Тарасова, Н.В. Черепанова) [54], психологического (Е.С. Азарова, А.Б. Бархаев, О.А. Любимова, Н.А. Потапова, М.С. Яницкий) [11; 15; 42; 50], экономического (А.А. Аузан, Р.П. Колосова, Л.А. Кудринская, В.Л. Тамбовцев, А.В. Трохина) [14; 55], правового (Н.Г. Бодренкова, Р.Н. Жаворонков, Е.А. Исаева, А.Г. Синеглазова) [19; 30; 33], политического (Д.А. Волков,
И.В. Мерсиянова, Е.С. Петренко, Л.И. Якобсон) [22], социологического подходов (М.В. Певная, О.И. Холина, П.В, Шевченко, О.Н. Яницкий) [45; 46; 47; 48; 49].
Объект исследования — волонтёрская деятельность в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — социокультурный подход в организации волонтёрской деятельности школьников.
Цель исследования - изучить опыт применения социокультурных технологий в волонтёрской деятельности и разработать проект, способствующий привлечению учащихся школ в волонтёрскую деятельность.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические и практические аспекты волонтёрской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
- охарактеризовать опыт вовлечения в волонтёрскую деятельность учащихся общеобразовательных учреждений;
- разработать социальный проект по организации волонтёрской деятельности среди учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Теоретико-методологическая основу исследования составили концептуальные подходы к пониманию феноменов «волонтёрство», «добровольчество», «социальная общность», разработанные в отечественной и зарубежной социологической, управленческой, психологической, педагогической литературе [45; 46]. Важными теоретическими основаниями явились использованные научные подходы: системный, структурно - функциональный, культурологический, исторический и антропологический.
Методологическим основанием исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть добровольчество в социокультурном пространстве как самостоятельный феномен, имеющий комплекс внутренних и внешних связей.
Структурно-функциональный подход использовался при исследовании факторов, влияющих на динамику и трансформацию добровольчества, при выявлении различных форм данного социокультурного феномена.
Культурологический подход позволил рассмотреть феномен добровольчества как важнейший элемент культуры общества, необходимый для укрепления доверия, саморегуляции механизм воспроизводства культурной системы в целом.
Среди общенаучных методов особое значение для исследования имел исторический метод. В соответствии с ним был проведен анализ социокультурного пространства в исторической ретроспекции, позволивший рассмотреть феномен добровольчества как часть народной культуры и динамически развивающееся явление, проследить историческую преемственность в сохранении и трансляции таких культурных ценностей как милосердие, бескорыстие, взаимопомощь.
Важную роль играл антропологический метод, позволяющий изучить феномен добровольчества в его живом наполнении человеческими
интерпретациями. В частности, он применялся в период участия студента в практической добровольческой деятельности.
При проведении авторских эмпирических исследований применялся социологический подход [45]. С его помощью получены сведения о социально-демографической, социальной и профессиональной структуре, а также мотивации волонтёров школьников.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: сравнение, систематизация, опрос (анкетирование, экспертное интервью), наблюдение, анализ документов.
Эмпирической базой исследования послужили:
1. Материалы авторского социологического исследования на тему «Вовлечение в волонтёрскую деятельность учащихся школ», проведенного в период прохождения преддипломной практики в апреле 2017 года, включающего:
- анкетирование среди старшеклассников МБОУ СОШ № 29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода (n=68 обучающихся: 18 человек - 5-7 класс, 25 - 8-9 класс, 25 - 10-11 класс). Отражает следующие критерии генеральной совокупности: возраст, пол, отношение к волонтёрской деятельности, опыт занятий волонтёрством, степень информированности о благотворительных и волонтёрских организациях города;
- экспертное интервью с представителями педагогического коллектива МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода (n=15 педагогов). Отражает следующие критерии генеральной совокупности: возраст, пол, отношение к волонтёрской деятельности, опыт занятий волонтёрством, степень информированности о благотворительных и волонтёрских организациях города.
Авторский вклад заключается в непосредственном участии в разработке программы и инструментария эмпирического исследования, апробации инструментария и организации полевого исследования; проведении письменного опроса волонтеров и интервьюировании экспертов, обработке, анализе, обобщении и интерпретации материалов эмпирического исследования;
2. Вторичные данные зарубежных, всероссийских, региональных, городских, муниципальных, эмпирических социологических исследований на тему волонтёрской деятельности;
3. Данные органов статистики, отчеты, доклады, информационно аналитические материалы, официальные сайты органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретико-практическая значимость работы. Дальнейшее использование материалов дипломной работы возможно в качестве научно - методического материала для подготовки учителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений к занятиям волонтёрской деятельностью.
Сформулированные выводы и рекомендации, содержащиеся в дипломной работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении теоретических и практических аспектов волонтёрской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в виде научной статьи по теме: «Вовлечение школьников в волонтёрскую деятельность как профилактика девиантного поведения» на VII Всемирной заочной научно-практической конференции с международным участием «Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России» в г. Саранске на базе Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева 21 ноября 2016 года.
Результаты изучения опыта волонтёрской деятельности за пределами Российской Федерации, были представлены в форме научной работы «Развитие волонтёрской деятельности в Республике Беларусь» на VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», проводимой кафедрой Социальная работа НИУ БелГУ (г. Белгород) в ноябре 2015 года.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Актуальность исследования волонтёрской деятельности обусловлена её возрастающим значением для современного общества. В качестве стратегических ориентиров в Концепции долгосрочного социально¬экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтёрства); развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций» [2].
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце ХХ века, но в историческом аспекте оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т.д.
В нынешнее время волонтерское движение активно развивается в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Волонтерская деятельность позволяет формировать устойчивые социальные установки как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия различной социальной направленности. Самостоятельная инициативная общественная деятельность подрастающего поколения призвана способствовать благополучному жизнеобеспечению и высокому уровню самостоятельности, стать способом его самоопределения, утверждения как личностном, профессиональном, так и в социальном плане, возможностью апробации и развития организаторских, предпринимательских качеств, явиться процессом накопления жизненного и делового опыта.
Волонтёрство - это еще и формирование навыков и умений, необходимых молодому человеку в жизни, воспитание духовных и нравственных ценностей взаимопомощи и солидарности. Добровольчество может рассматриваться в качестве инструмента профилактики девиантного поведения: горизонтальная кооперация на основе просоциальной активности, возможности проявления личной инициативы и ответственности направляют энергию молодежи в нужное русло. Сами принципы, мотивы волонтерской деятельности способствуют формированию таких важных качеств как доброта, понимание, честность, милосердие, чуткость, терпение, развивают коммуникативные навыки, востребованные во взрослой жизни.
Волонтерское движение в образовательной школе содействует созданию партнерских отношений в обществе, поскольку является выражением солидарности людей разных поколений, этнических и конфессиональных групп, социального статуса, уровня образования, рода занятий и места жительства. Оно является одной из главных форм проявления гражданской активности молодых людей, которая осуществляется ими бескорыстно, без принуждения во благо наших сограждан и российского общества в целом. Волонтеры осознают себя ответственными членами общества, и таких людей во всем мире становится все больше.
Для любого государства, «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми и молодежью. Это та часть населения, которая формирует образ будущего, и должна рассматриваться как потенциал, роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества. Подростков нужно воспитывать добрыми, отзывчивыми и душевными людьми. Эти качества не возникают сами по себе, их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь в школьной среде оказывает волонтерское движение. У школьников возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки и помогать другим.
Занимаясь добровольческой деятельностью, человек становится лучше, начинает задумываться над вещами, над которыми никогда раньше не задумывался, и начинает понимать, что это нужно не столько больному одинокому пенсионеру или ребятам из реабилитационного центра, сколько себе самому, для того чтобы понять свое предназначение в этой жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию данной темы посвящены многие публикации отечественных и зарубежных периодических научных изданий и монографических работах.
Основатель социологии О.Конт впервые ввел термин «альтруизм» в научный оборот и определил его как сущностную характеристику, цель и ценность социального развития [32]. Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер, Т. Парсонс обусловили интерес к изучению волонтерства классическим для социологии вопросом об общественном порядке, социальной солидарности и морали [28; 42; 39]. Так представители структурного функционализма в социологии Г. Спенсер и П. Сорокин рассматривали альтруизм как фактор социального развития и преодоления кризиса в обществе. Т. Парсонс отмечал альтруизм в качестве признака прогрессивной социальной системы и одного из оснований социальной интеграции [39].
В отечественной социологической мысли в концепции М.М. Ковалевского альтруизм и социальная солидарность представлялись в качестве закономерного эволюционного итога развития общества. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров подчеркивали значение альтруизма, взаимопомощи и солидарности для противостояния государству со стороны самоорганизованных гражданских институтов [27].
Проблемам истории становления и развития благотворительности и добровольчества в контексте социальной работы посвящено значительное число работ, в том числе отечественными авторами, такими как Павленок П.Д. [44], Фирсов Л.В. [57], Холостова Е.Н. [52] и др. В последнее время особенно активизировалось изучение проблемы добровольчества в контексте социально-экономического кризиса, который сопровождается сокращением объемов государственного финансирования социальных программ на фоне общего увеличения количества лиц, нуждающихся в посторонней помощи, а также обострения социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, преступность, рост распространения ВИЧ инфекции и др.
Правовые аспекты организации взаимоотношений добровольцев и специалистов, занимающихся координацией добровольческой деятельности, рассматривали такие авторы как Башкатова Т.Б., Бодренкова Г.П. [16; 18; 19; 20; 21], Никитина Л.Е., Ощехина О.В. [43], Руклинская И.Н., Слабжанин Н.Ю., Тетерский С.В., Хухлин А.В. [54]. В их научных трудах рассматриваются проблемы подготовки подобных специалистов, содержатся методические пособия, а также представлены эффективные методы обучения добровольцев и координаторов.
Во Всеобщей Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, который был объявлен Годом Добровольцев, отмечается, что «добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Это главный способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала» [1].
Многие учёные изучали мотивы вступления в ряды добровольцев. Так, например, С.В. Михайлова сравнивала мотивы и возрастные особенности участников. Л.А. Кудринская в основе своей классификации мотивов добровольчества, опирается на направления деятельности. Разнообразие мотивов добровольческой деятельности Е.С. Азарова условно разделяет на компенсаторные мотивы, мотивы выгоды, мотивы личностного роста, идеалистичные и мотивы расширения социальных контактов [10].
О.В. Решетников подчеркивает, что ведущие мотивы добровольческой деятельности должны иметь социально значимый позитивный характер, широкую распространенность среди добровольцев, отвечать общечеловеческим ценностям, сохранять индивидуальные различия добровольцев, способствовать развитию добровольческой деятельности, реализации ее целей и задач.
О.А. Волкова , Ю.А. Гребеникова [23], О.В. Ковальчук, К.Ю. Королева [34; 35; 36; 37] изучали как мотивы занятия волонтерской деятельностью участников белгородских добровольческих организаций, а так и основные направления их работы в нашем регионе.
В отечественной науке феномен добровольчества изучается с точки зрения педагогического (Л.Е. Сикорская, Н.В. Тарасова, Н.В. Черепанова) [54], психологического (Е.С. Азарова, А.Б. Бархаев, О.А. Любимова, Н.А. Потапова, М.С. Яницкий) [11; 15; 42; 50], экономического (А.А. Аузан, Р.П. Колосова, Л.А. Кудринская, В.Л. Тамбовцев, А.В. Трохина) [14; 55], правового (Н.Г. Бодренкова, Р.Н. Жаворонков, Е.А. Исаева, А.Г. Синеглазова) [19; 30; 33], политического (Д.А. Волков,
И.В. Мерсиянова, Е.С. Петренко, Л.И. Якобсон) [22], социологического подходов (М.В. Певная, О.И. Холина, П.В, Шевченко, О.Н. Яницкий) [45; 46; 47; 48; 49].
Объект исследования — волонтёрская деятельность в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — социокультурный подход в организации волонтёрской деятельности школьников.
Цель исследования - изучить опыт применения социокультурных технологий в волонтёрской деятельности и разработать проект, способствующий привлечению учащихся школ в волонтёрскую деятельность.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические и практические аспекты волонтёрской деятельности в Российской Федерации и за рубежом;
- охарактеризовать опыт вовлечения в волонтёрскую деятельность учащихся общеобразовательных учреждений;
- разработать социальный проект по организации волонтёрской деятельности среди учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Теоретико-методологическая основу исследования составили концептуальные подходы к пониманию феноменов «волонтёрство», «добровольчество», «социальная общность», разработанные в отечественной и зарубежной социологической, управленческой, психологической, педагогической литературе [45; 46]. Важными теоретическими основаниями явились использованные научные подходы: системный, структурно - функциональный, культурологический, исторический и антропологический.
Методологическим основанием исследования является системный подход, позволяющий рассмотреть добровольчество в социокультурном пространстве как самостоятельный феномен, имеющий комплекс внутренних и внешних связей.
Структурно-функциональный подход использовался при исследовании факторов, влияющих на динамику и трансформацию добровольчества, при выявлении различных форм данного социокультурного феномена.
Культурологический подход позволил рассмотреть феномен добровольчества как важнейший элемент культуры общества, необходимый для укрепления доверия, саморегуляции механизм воспроизводства культурной системы в целом.
Среди общенаучных методов особое значение для исследования имел исторический метод. В соответствии с ним был проведен анализ социокультурного пространства в исторической ретроспекции, позволивший рассмотреть феномен добровольчества как часть народной культуры и динамически развивающееся явление, проследить историческую преемственность в сохранении и трансляции таких культурных ценностей как милосердие, бескорыстие, взаимопомощь.
Важную роль играл антропологический метод, позволяющий изучить феномен добровольчества в его живом наполнении человеческими
интерпретациями. В частности, он применялся в период участия студента в практической добровольческой деятельности.
При проведении авторских эмпирических исследований применялся социологический подход [45]. С его помощью получены сведения о социально-демографической, социальной и профессиональной структуре, а также мотивации волонтёров школьников.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: сравнение, систематизация, опрос (анкетирование, экспертное интервью), наблюдение, анализ документов.
Эмпирической базой исследования послужили:
1. Материалы авторского социологического исследования на тему «Вовлечение в волонтёрскую деятельность учащихся школ», проведенного в период прохождения преддипломной практики в апреле 2017 года, включающего:
- анкетирование среди старшеклассников МБОУ СОШ № 29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода (n=68 обучающихся: 18 человек - 5-7 класс, 25 - 8-9 класс, 25 - 10-11 класс). Отражает следующие критерии генеральной совокупности: возраст, пол, отношение к волонтёрской деятельности, опыт занятий волонтёрством, степень информированности о благотворительных и волонтёрских организациях города;
- экспертное интервью с представителями педагогического коллектива МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачёва г. Белгорода (n=15 педагогов). Отражает следующие критерии генеральной совокупности: возраст, пол, отношение к волонтёрской деятельности, опыт занятий волонтёрством, степень информированности о благотворительных и волонтёрских организациях города.
Авторский вклад заключается в непосредственном участии в разработке программы и инструментария эмпирического исследования, апробации инструментария и организации полевого исследования; проведении письменного опроса волонтеров и интервьюировании экспертов, обработке, анализе, обобщении и интерпретации материалов эмпирического исследования;
2. Вторичные данные зарубежных, всероссийских, региональных, городских, муниципальных, эмпирических социологических исследований на тему волонтёрской деятельности;
3. Данные органов статистики, отчеты, доклады, информационно аналитические материалы, официальные сайты органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации и зарубежных стран.
Теоретико-практическая значимость работы. Дальнейшее использование материалов дипломной работы возможно в качестве научно - методического материала для подготовки учителей и учащихся средних общеобразовательных учреждений к занятиям волонтёрской деятельностью.
Сформулированные выводы и рекомендации, содержащиеся в дипломной работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении теоретических и практических аспектов волонтёрской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в виде научной статьи по теме: «Вовлечение школьников в волонтёрскую деятельность как профилактика девиантного поведения» на VII Всемирной заочной научно-практической конференции с международным участием «Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России» в г. Саранске на базе Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева 21 ноября 2016 года.
Результаты изучения опыта волонтёрской деятельности за пределами Российской Федерации, были представлены в форме научной работы «Развитие волонтёрской деятельности в Республике Беларусь» на VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», проводимой кафедрой Социальная работа НИУ БелГУ (г. Белгород) в ноябре 2015 года.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Волонтёрство - это добровольная деятельность, направленная на оказания социальной помощи или предоставления социальных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтёра, без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой деятельности;
- добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
- добровольческой деятельности через добровольческую, волонтёрскую или благотворительную организацию.
На сегодняшний день вопросы, касающиеся вовлечения школьников, в волонтёрскую деятельность весьма актуальны. Для любого государства, «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми и молодежью, это та часть населения, которая формирует образ будущего и должна рассматриваться как потенциал, роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества.
В теоретической главе работы рассмотрены базовые понятия волонтёрской деятельности, её история становления в Российской Федерации и за рубежом, нормативно-правовые документы. Выделены виды, формы и технологии добровольчества, применяемые в условиях средней общеобразовательной школы. Проанализированы основные теоретические подходы: экономический, философский, политический, психологический, социологический, общностный, системный, исторический, аксиологический, социокультурный, педагогический подход.
Особое внимание уделено соцокультурному подходу, как одному из главных и эффективных в волонтёрской деятельности среди школьников.
Практическая часть посвящена изучению опыта волонтёрской деятельности в Средней общеобразовательной школе №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгорода. Все представленные данные были основаны на результатах проведённого социологического исследования на тему: «Вовлечения школьников в волонтёрскую деятельность». Были выявлены проблем и особенностей волонтёркой деятельности в школе, даны практические рекомендации в виде программы внеурочной деятельности кружка «Я - Волонтёр».
Данный проект будет способствовать формированию активной жизненной позиции у школьников, повышению интереса к добровольческой работы. Его результатом будет освоение универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, достижение личностных и социально-значимых результатов.
В целом предлагаемая программа выдвигается как основной способ достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы. Она будет способствовать совершенствованию организации волонтёрского движения в школе и его популяризации среди учащихся.
Волонтёрство - это добровольная деятельность, направленная на оказания социальной помощи или предоставления социальных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтёра, без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой деятельности;
- добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
- добровольческой деятельности через добровольческую, волонтёрскую или благотворительную организацию.
На сегодняшний день вопросы, касающиеся вовлечения школьников, в волонтёрскую деятельность весьма актуальны. Для любого государства, «завтрашний день» связан, прежде всего, с детьми и молодежью, это та часть населения, которая формирует образ будущего и должна рассматриваться как потенциал, роль которого возрастает во всех сферах жизнедеятельности общества.
В теоретической главе работы рассмотрены базовые понятия волонтёрской деятельности, её история становления в Российской Федерации и за рубежом, нормативно-правовые документы. Выделены виды, формы и технологии добровольчества, применяемые в условиях средней общеобразовательной школы. Проанализированы основные теоретические подходы: экономический, философский, политический, психологический, социологический, общностный, системный, исторический, аксиологический, социокультурный, педагогический подход.
Особое внимание уделено соцокультурному подходу, как одному из главных и эффективных в волонтёрской деятельности среди школьников.
Практическая часть посвящена изучению опыта волонтёрской деятельности в Средней общеобразовательной школе №29 им. Д.Б. Мурачева г. Белгорода. Все представленные данные были основаны на результатах проведённого социологического исследования на тему: «Вовлечения школьников в волонтёрскую деятельность». Были выявлены проблем и особенностей волонтёркой деятельности в школе, даны практические рекомендации в виде программы внеурочной деятельности кружка «Я - Волонтёр».
Данный проект будет способствовать формированию активной жизненной позиции у школьников, повышению интереса к добровольческой работы. Его результатом будет освоение универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, достижение личностных и социально-значимых результатов.
В целом предлагаемая программа выдвигается как основной способ достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы. Она будет способствовать совершенствованию организации волонтёрского движения в школе и его популяризации среди учащихся.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020





