Анализ источников формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения культуры (на примере ОГБУК «Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 6
1.1 Сущность и функции бюджетного учреждения культуры 6
1.2 Источники финансирования бюджетного учреждения культуры 21
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
ТЕАТРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 34
2.1 Анализ источников финансирования бюджетного театрального учреждения 34
2.2 Анализ направлений использования средств бюджетным театральным
учреждением 45
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КУЛЬТУРЫ 61
3.1 Основные направления по совершенствованию финансового обеспечения и
расходования средств бюджетного учреждения культуры 61
3.2 Постановка и исполнение нового спектакля как условие совершенствования
управления финансовыми ресурсами бюджетного учреждения культуры 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Главная роль в формировании человеческого капитала, переходе страны от сырьевой к инновационной экономике, интеллектуальному и культурному развитию отводится культурной среде, позволяющей личности осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Культурная среда приобретает особую значимость для современного общества, наиболее точно характеризующая его культурную и духовную составляющую.
Творческо-производственная деятельность учреждений культуры является важнейшей составной частью и определяющим фактором формирования культурной среды и представляет собой процесс созидания качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Она пронизывает все виды, формы и направления деятельности учреждений культуры.
Главными сферами творческо-производственной деятельности становятся творческие, производственные и управленческие направления, охватывающие производственные и творческие процессы. Творческо-производственная деятельность включает в себя такие действия, как поиск неординарных идей, способствующих развитию личности; разработку новых проектов, направленных на сохранение и развитие сферы культуры; поиск талантливых исполнителей, организацию их творческой деятельности, подбор высококачественного репертуара; поиск инвесторов; разработку PR-кампании; создание имиджа и узнаваемого бренда учреждения культуры; планирование творческого роста коллектива, карьеры артиста, творческой группы; подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные творческие задачи.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию финансового обеспечения и расходования средств бюджетного учреждения культуры.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть сущность и функции бюджетного учреждения культуры;
- определить источники финансирования бюджетного учреждения культуры;
- проанализировать структуру и динамику источников финансирования бюджетного театрального учреждения;
- проанализировать направления использования средств бюджетным театральным учреждением;
- показать основные направления по совершенствованию финансового обеспечения и расходования средств бюджетного учреждения культуры.
Объектом исследования является Государственное учреждение культуры Челябинский Государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки.
Предметом исследования является процесс управления финансовым обеспечением бюджетного учреждения культуры.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общую логику исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
В первом параграфе первой главы рассматриваются сущность и функции бюджетного учреждения культуры. Бюджетным учреждением культуры является некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сфере культуры. К основным функциям бюджетных учреждений культуры принято относить: организационно-управленческие, социально-производственные и право-охранительные функции.
Во втором параграфе определяются источники финансирования бюджетного учреждения культуры. Так как государство принимает меры экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации, то оно обеспечивает бюджетное финансирование сферы культуры, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Особенность финансирования культуры состоит в том, что бюджетное финансирование должно органично сочетаться с финансированием, полученным за счет средств от коммерческой деятельности самих учреждений культуры. При этом значительная часть затрат за счет средств бюджета покрывается доходами от реализации билетов на спектакли. На текущий момент говорить о полностью сложившейся системе финансирования в сфере культуры пока не представляется возможным. Реформы, осуществляющиеся в России на основе принятых решений, еще больше усложняют положение учреждений, предоставляющих услуги в данной области.
Во второй главе анализируются источники финансирования бюджетного театрального учреждения и направления их использования данным учреждением. Проведя анализ доходов ЧГАТОБ им. М.И. Глинки мы видим, что общая сумма доходов в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к сокращению: объем до-ходов снизился в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 11,9 %. Еще в большей степени сократились доходы, приходящиеся на одного работника, - на 12,3 %. В структуре доходов преобладают субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели - более 80 %. Значительна доля доходов от оказания платных услуг (работ), которая характеризуется положительной динамикой. В тоже время выявлена отрицательная динамика абсолютной величины субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели - сокращение на 15 476 и 16 852 тыс. руб., соответственно. Субсидии за период сократились на 17,3 %, субсидии в расчете на одного работника - на 17,7 %, субсидии в расчете на одного зрителя сократились в меньшей степени - на 13,9 %.
Анализ расходов показал, что общая сумма расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилась на 20929 тыс. руб. Данное сокращение обусловлено главным образом уменьшением затрат на приобретение работ, услуг на 23346 тыс. руб. и в меньшей степени снижением прочих расходов на 1077 тыс. руб. В тоже время затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли на 3360 тыс. руб.
Наибольшую долю в структуре расходов занимали расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: в 2015 году - 65,3 %, в 2016 году - 73,9 %. Доля затрат на приобретение работ, услуг составила в 2015 году 24,1 %, в 2016 году - 14,8 %, а доля расходов по операциям с активами выросла с 6,4 % в 2015 году до 7,1 % в 2016 году. Доля прочих расходов незначительна (менее 5 %).
Расходы производятся недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует невысокая посещаемость представлений театра, снижение заполняемости зала, уменьшение количества спектаклей и других постановок в рассматриваемом периоде. Общие затраты на выполнение государственного задания сократились на 19986 тыс. руб. или на 10,25%. Выявлена отрицательная динамика расходов на выполнение государственного задания в расчете на одного зрителя в ЧГАТОБ им. М.И. Глинки, сокращение составило 6,5 %.
В третьей главе проведена разработка рекомендаций по совершенствованию управления финансовыми ресурсами бюджетного учреждения театральной культуры. Основными направлениями по совершенствованию финансового обеспечения ЧГАТОБ им. М.И. Глинки должные стать: 1) экономия субсидии на государственное задание при полном его выполнении без нарушения сроков и требований к качеству; 2) повышение уровня управления доходами от оказания платных услуг (работ), предполагающие структурные, управленческие, организационные, маркетинговые изменения; 3) привлечение спонсорских средств с помощью попечительского совета. В качестве основного направления совершенствования расходования средств ЧГАТОБ им. М.И. Глинки предложено соблюдение режима экономии в расходовании средств, поступающих из различных источников. В целях экономии на оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда предлагается передача на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета. Для снижения расходов на коммунальные услуги предлагается установка водо-, энерго- и тепло - счетчиков по учету коммунальных услуг, а также установка энергосберегающих ламп.
Разработка спектакля - мюзикла для детей «Калейдоскоп мечты» - обеспечило получение прибыли 1 081 тыс. руб. в течение года при себестоимости одного спектакля 300 348 руб. и одного билета - 479 руб. Рентабельность спектакля планируется на уровне 12 %. Мюзикл предназначен для детей в возрасте младше 15 лет. Исследование рынка показало, что потенциал нового мюзикла составляет примерно 450 тысяч зрителей в течение года. Использование инструментов маркетинга, таких как реклама, продвижение в интернете, ценовая политика, при наличии такого потенциала обеспечит необходимую наполняемость зала. В целом расчеты показали, что предложенное мероприятие позволит снизить убыточность бюджетного учреждения.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.).
2 Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс РФ [Текст]:
[Федеральный закон № 145-ФЗ: принят Бюджетной Думой 17 июля. 1998 г.].
3 Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской
Федерации (части первая, вторая) [Текст]: [Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.].
4 Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: [Федеральный закон № 7-ФЗ: принят Бюджетной Думой 8 декабря 1996 г.]. ред. от 19.12.2016)
5 Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях [Текст] : [Федеральный закон № 174-ФЗ: принят Бюджетной Думой 11 октября 2006 г.].
6 Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения бюджетных (муниципальных) учреждений [Текст]: [Федеральный закон № 83-ФЗ: принят Бюджетной Думой 23 апреля 2010 г.].
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
8 Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Указаний О применении бюджетной классификации РФ [Текст]: [Приказ Министерства финансов РФ № 180н от 21 декабря 2011 г.].
9 Административно-правовой статус бюджетных учреждений: понятие, элементы, особенности / А.В. Киселев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 6.
10 Бабич, А.М. Бюджетные н муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 703 с.
11 Боброва, С. Г. Реформа бюджетных учреждений в рамках социально-ориентированной бюджетной политики /С. Г. Боброва // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 10. С. 53-66.
12 Воробьева, И. П. Государственные (муниципальные) учреждения, особенности учета бюджетной деятельности /И. П. Воробьева // Проблемы учета и финансов. 2012. № 1. С. 64-70.
13 Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник / Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева; под ред. Н.А. Восколович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2014. - 367 с.
14Доржиева, И.Ц. Финансы бюджетных организаций: учеб.-метод. комплекс / И.Ц. Доржиева, М.А. Баниева, Е.П. Рыжкова, Э.Д. Манзарова. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2014. - 213 с.
15 Москлева, М. Н. Сущность и содержание приносящей доход деятельности федерального государственного учреждения культуры /М. Н. Москалева // Экономический анализ: теория и практика. 201 1. № 35. С. 54-60.
16Парыгина, В. А. Бюджетная система России: учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Э. Стиглиц, А.А. Тедеев А.А., С.И. Мельников. - М.: Эксмо, 2015. - 752 с.
17 Подъяблонская, Л.М. Актуальные проблемы бюджетных и муниципальных финансов: учебник /Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 303 с.
18 Семенихин В. В. Бюджетное финансирование учреждений культуры / В.В. Семенихин // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 3. С. 14-17.
19 Семенова, Н.Н. Мониторинг эффективности и результативности бюджетного финансирования учреждение культуры в регионе / Н.Н. Семенова, К.А. Ишуткина // Финансовая аналитика: проблемы и решения = Financial analytics: научно-практический и информационно-аналитический сборник. 2016. № 30(312). С. 51-56.
20 Титарева, А.А. Финансирование учреждений культуры / А.А. Титарева // Студенческий научный форум // https://www.scienceforum.ru/2016/541/2966
21 Финансирование культуры: новые модели //
http://www.cultmanager.ru/article/6957-qqq- 16-m8-25-08-2016-finansirovanie-kultury- novye-modeli
22 Финансы бюджетных организаций: учебник / Г.Б. Поляк, Л.Д. Андросова, В.В. Карчевский и др. ; под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 463 с.
23 Характеристика учреждений культуры разных типов: казенное учреждение
// http://www.cultmanager.ru/article/7284-qqq-17-m2-16-02-2017-kazennoe-
uchrejdenie-kultury
24 Чистова, М. В. Система финансирования деятельности учреждений культуры в Российской Федерации / М.В. Чистова, Н.В. Демина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 121-125.