Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 9
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 16
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.4 Способы повышения конкурентоспособности 30
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «Дельта» 34
2.1 Общая характеристика ООО «Дельта» 34
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 36
2.3 Оценка эффективности хозяйственной деятельности 50
2.4 Диагностика вероятности банкротства 54
2.5 Сравнительный анализ конкурентов 59
2.6 SWOT-анализ предприятия ООО «Дельта» 63
2.7 Техника безопасности и охрана труда 66
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ДЕЛЬТА».. 69
3.1 Разработка стратегии для ООО «Дельта» 69
3.2 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО
«Дельта» 71
3.3 Оценка экономической эффективности 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Критерии сравнительной оценки маркетинговой деятельности предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Типы финансовой устойчивости 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Группировка статей баланса 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Достоинства и недостатки автоматизации 88
Актуальность темы. Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - обязательное условие, устанавливающее само существование этой либо другой компании. Конкурентная борьба дает возможность выделить из большого количества организаций незаменимых фаворитов, способных осуществлять согласно-нынешнему положению высококачественные и важные продукты и обслуживание, которые станут популярны для общества. Непосредственно по этой причине немаловажно исследовать соперников, осуществлять аргументированные решения в пользу увеличения конкурентоспособности в определенной компании. Конкурентная борьба в то же время содержит и позитивные и негативные стороны:
1. Она содействует формированию учено-технологического прогресса, регулярно вынуждая товаропроизводителя использовать наилучшие технологические процессы, целесообразно применять средства. В процессе её уменьшаются экономически безрезультатные производства, устаревшее оборудование, низкокачественные продукты.
2. Она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит увеличение стоимости, а в ряде случаев к их уменьшению.
3. В известной мере сглаживает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы в абсолютно всех отраслях национальной экономики.
К количеству неблагоприятных сторон можно отнести:
1. Придает бизнесу определенную непостоянность, формирует условия с целью отсутствия работы, инфляции и банкротства.
2. Ведет к дифференциации прибыли и формирует условия для их несправедливого распределения.
3. Её результатом может быть избыток товаров и не догрузка мощностей в этапы производственных регрессов.
Только выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно грамотно дать оценку их возможностям, целям и стратегиям, что даст возможность в будущем стратегически точно уделить внимание на том направлении, в каком месте конкурент слаб. И это будет верным путём к расширению своих лучших сторон в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность - непростое и разностороннее понятие, содержащее в себя такие составляющие деятельности компании, такие как товар (сервис) и его ключевые свойства: качество, значимость, методика изготовления, общедоступность для конечных покупателей. Многоаспектность данного определения обуславливается соответствием производимых компанией продуктов и услуг условиям рынка и непосредственно покупателей никак не только по таким факторам, как качество, технические, финансовые и эстетические свойства, но и ввиду значимости коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как стоимость, сроки поставки, каналы сбыта, рекламных объявлений и обслуживания.
Успешность компании обуславливается возможностью предоставить товары и услуги, более подходящие нуждам рынка и покупателям. По этой причине немаловажно пристальное внимание уделять такому много значимому нюансу компании, такому как конкурентоспособность.
Значимость рассматриваемой задачи состоит в том, что все без исключения компании и организации в большей или меньшей степени встречаются с такой проблемой как конкуренция. Поэтому, для того, чтобы уцелеть в таких условиях, а так же совершенствоваться, следует исследовать сформировавшееся состояние на рынке, а так же принимать меры по проведению мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Объект работы - предприятие ООО «Дельта», занимается реализацией инвестиционных проектов по строительству объектов жилой и коммерческой недвижимости в городе Челябинске и области.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Цель работы - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Дельта» и обоснование их экономической эффективности.
Задачи работы:
1. Изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности организации.
2. Характеристика современного положения ООО «Дельта».
3. Анализ финансового состояния предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
4. Анализ конкурентоспособности ООО «Дельта».
5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Дельта».
6. Обоснование экономической целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий.
Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО «Дельта» - коэффициентный метод (коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, деловой активности, рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа (методы вертикального и горизонтального анализа), табличный и графический методы, метод экспертных оценок.
Основой для проведения финансового анализа является, главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс (форма № 1) и приложение к балансу: отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Кроме того, будут использованы учебно-методическая литература и Интернет-ресурсы.
В условиях активно развивающейся конкурентной среды следует проводить анализ конкурентоспособности своей компании на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что заинтересовывает покупателя в продукте или услуге данной компании, и какие превосходствами владеют его конкуренты. Анализ необходим для того, чтобы можно было улучшить те факторы, которые способствуют снижению конкурентоспособности. Поэтому, проведение данного анализа представляет собой жизненно необходимой составляющей каждой компании. Так как, не понимая того, что нужно покупателю и какими конкурентными преимуществами владеют соперники, не стремясь изменить сложившееся положение, тем самым можно опуститься до банкротства.
Цель дипломной работы заключалась в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Дельта» и обоснование их экономической эффективности. Данная цель была достигнута за счет решения следующих задач:
1. Были изучены теоретические и методологические аспекты анализа и оценки, повышения конкурентоспособности компании.
2. Был проведен анализ конкурентоспособности на примере выбранной компании, в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, размещение конкурентных сил на рынке, проведен сравнительный анализ конкурентов, SWOT-анализ компании.
3. Были выявлены главные проблемы.
Согласно итогам исследования ООО «Дельта» были обнаружены следующие недостатки:
1. ООО «Дельта» является достаточно конкурентоспособной компанией, достаточно хорошо функционирующей на рынке, однако не занимает лидирующих позиций.
2. Недостаточный профессионализм руководства в сфере маркетинга. Определение новых рынков, новых покупателей недвижимости, приведение исследований рынка, повышение конкурентоспособности компании выполняется интуитивно, разрозненно и нескладно.
3. По отчетным периодам можно сделать вывод, что баланс ООО «Дельта» невозможно признать абсолютно ликвидным, так как не выполняется первое неравенство, показывающее степень абсолютной ликвидности компании.
4. В итоге, во всех трех отчетных периодах ООО «Дельта» может быть признана не платежеспособной компанией потому, что коэффициенты текущей ликвидности не отвечают нормам.
5. Из-за роста товарооборота деловая активность компании, за анализируемый период улучшилась, что выразилось в уменьшении продолжительности операционного и финансового циклов.
6. Показатели рентабельности у ООО «Дельта» за анализируемый период усугубились и, даже, в 2016 году деятельность компании все равно была нерентабельной.
7. В соответствии с рекомендациями ФСФО РФ, структура баланса ООО «Дельта» может быть признана не удовлетворительной, поэтому у компании существует вероятность утраты платежеспособности в ближайшем квартале, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении компании и высокой вероятности банкротства. Поэтому, финансовое состояния ООО «Дельта» является не устойчивым.
Согласно результатам исследования с целью улучшения финансового состояния компании и повышения конкурентоспособности были предложены следующие мероприятия:
- создание стратегии компании с целью обеспечения такого положения, которое даст возможность ей получать прибыль в долгосрочной перспективе, невзирая на противодействие различных сил;
- создание активной рекламной компании;
- установка программного обеспечения «1С:Предприятие 8.3». Внедрение данной программы позволит ООО «Дельта» улучшить показатели деятельности компании.
После проведения анализа можно сделан вывод о том, что для ООО «Дельта» реклама и имидж компании играет не малую роль. Поэтому, с целью повышения конкурентоспособности компании и ее объектов было предложено внедрение активной рекламы. Которая в свою очередь играет важную роль информирования населения и последующего повышения продаж недвижимого имущества. За счет введения более активной рекламы для компании, будет заметен рост доходов, предположительно, на 10%.
Благодаря установке новой конфигурации действующей программы «1С: Предприятие 8.3» повысит уровень детализации существующей в компании ООО «Дельта» системы учета, повысит точность и своевременность получения сведений о состоянии компании. Расходы по установке программного обеспечения по управлению оборотными активами меньше, чем цена услуг по проведению анализа с помощью специализированных фирм.
1 Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 31с.
2 Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004.
3 Бедненко, Т.Е. Управление затратами как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Т.Е. Бедненко. Режим доступа: [http://marketing.perm.ru/articles/?id=4138от 24.01.08 ]
4 Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.: ил. с. 277-279
5 Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. Режим доступа: [http://www.mavriz.rU/articles/2005/1/3551.htmlот 13.02.08].
6 Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с. 334-335
7 Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М: экономичность, 2002. - 416 с. / X. Корнелиус, 3. Фэйр; пер. П.Е. Патрушева. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
8 Когденко, В.Г. Практикум по экономическому анализу. Учебное пособие - М.: Перспектива, 2004. - 240 с.
9 Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие - 2-е изд. / Ш.Ш. Магомедов.- М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 294 с.
10 Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. - М.: Финпресс, 2002.
11 Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 1996.
12 Мотышина, М. С. Исследование систем управления. Учебное пособие. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 224 с.
13 Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю., Соколова М.И., Крылова Т.Д. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. - М.: Экономисту 2003.
14 "Основы предпринимательского дела" под руководством и редакцией доктора экономических наук профессора Осипова Ю.М. Терминологический словарь-справочник М. 1997 «Экономика и жизнь».
15 О’ Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О’ Шонесси; пер. Д. О. Ямпольской. - СПб: Питер, 2002. - 864 с.: ил. 697-698
16 Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для ВУЗов/ А.И. Панов. -М.:Юнити-Дана, 2002.
17 Уткин Э.А. Управление компанией./Э.А. Уткин.- М. - 1997.
18 Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В.Попова. Режим доступа: [http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/4/8.htmlот 25.04.07]
19 Федосеев В. В., Эриашвили Н.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2001.
20 Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во «Перспектива», 2003. - 656 с.
21 Чекун, И. Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятияИ.Чекун.Режим
доступа: [http://www.big.spb.ru/publications/other/logistics/log_sposob_up_konkur. sht ml от 25.01.08]
22 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА - М, 2000. -208 с.
23 Электронный справочник. Экономика. Анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс].
24 Учебник по ред. Вахрушиной М.А., Пласковой Н.С. -М.: Вузовский учебник, 2008. -367 с. Анализ финансовой отчетности
25 Кардапольцев К.В., «Финансовый менеджмент», лекции, 2015
26 Мурашева Н.И. Методика финансового анализа, 2014
27 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.
28 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 307 с.
29 Ронова Г.Н. Финансовый анализ [Текст] / Г.Н. Ронова, С.Е. Попова, В.Л. Слепунин.-М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2007. - 211 с.