РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА «АВТОМОЙКА 777»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетингового плана 6
1.1. Понятие, задачи и функции маркетинговой деятельности предприятия... 6
1.2. Общие принципы планирования деятельности предприятия 15
1.3. Организация разработки маркетингового плана и российская специфика
маркетингового планирования 24
Глава 2. Анализ маркетингового планирования ООО «Автомойка 777» 35 2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Автомойка 777»35
2.2. Анализ маркетингового планирования в ООО «Автомойка 777» 44
2.3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового планирования
ООО «Автомойка 777» 53
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Глава 1. Теоретические аспекты разработки маркетингового плана 6
1.1. Понятие, задачи и функции маркетинговой деятельности предприятия... 6
1.2. Общие принципы планирования деятельности предприятия 15
1.3. Организация разработки маркетингового плана и российская специфика
маркетингового планирования 24
Глава 2. Анализ маркетингового планирования ООО «Автомойка 777» 35 2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Автомойка 777»35
2.2. Анализ маркетингового планирования в ООО «Автомойка 777» 44
2.3. Рекомендации по совершенствованию маркетингового планирования
ООО «Автомойка 777» 53
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Актуальность темы исследования. Маркетинг как система целенаправленной комплексной деятельности предполагает комплексный подход к рыночной деятельности, приспособление производства и сбыта к требованиям рынка, осуществление комплекса мер по воздействию на рынок в целях получения быстрого результата.
Маркетинг как функция управления дает любому хозяйственному руководителю ряд проверяемых практикой направлений выхода на положительные коммерческие результаты, на наиболее благоприятные сегменты рынка, создание благоприятного образа предприятия.
Стратегическая и оперативная деятельность предприятий (фирм) меняется адекватно развитию отношений экономики рыночного типа. Все большее значение приобретают элементы стратегии маркетинга, формируются новые рыночные подходы к сбытовой политике, отражая условия реструктуризации производства. В условиях рыночной трансформации экономики, важнейшей составляющей интегрального повышения ее эффективности являются маркетинговые исследования и сбыт, как стратегические факторы развития предприятий.
В наши дни, в условиях жесткой конкуренции любое предприятие при выборе стратегии развития должно основываться на маркетинговом плане, так как в нем предприятием устанавливаются рыночные цели и обозначаются методы их достижения. Маркетинговый план фиксирует текущие позиции предприятия, векторы движения, целевые точки, и, что самое главное, фиксирует те действия, которые фирма должна предпринять, чтобы попасть в намеченные точки. Маркетинговый план позволяет компании развиваться планомерно и не зависеть от случайных факторов, позволяет использовать наиболее эффективные варианты развития, не распыляя при этом усилий, способствует концентрации ресурсов на основном товарном предложении.
В соответствии с этим выбранная тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день актуальна.
Степень разработанности проблемы. Публикации по данной проблематике в современной отечественной и зарубежной литературе представлены широко, отражают и аспекты стратегического маркетинга, и тактические приемы и технологии маркетингового планирования: оценка внешней среды; изучение поведения потребителей; сегментирование рынков; анализ конкурентных преимуществ; разработка рыночной стратегии.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность по маркетинговому планированию в обществе с ограниченной ответственностью «Автомойка 777».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают методы разрпаботки и реализации маркетинговых планов предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - дать теоретическое и методическое обоснование маркетингового планирования на предприятиях и разработать практические рекомендации по совершенствованию маркетингового плана конкертного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия, задачи и функции маркетинговой деятельности предприятия;
- определить общие принципы и методы планирования деятельности предприятия и выявить российскую специфику маркетингового планирования;
- дать организационно-экономическую характеристику конкретного предприятия;
- выявить проблемы маркетингового планирования на предприятии и предложить рекомендации по совершенствованию.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления маркетингом и маркетингового планирования.
В работах Л.Н. Хромова [52], Л.Ю. Гермогеновой [10], П.С. Завьялова [20] широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса маркетинга для достижения целей предприятия. Основы маркетингового планирования подробно изложены в трудах Ф.Г. Панкратова [37], И.Я. Рожкова [42], Т.К. Серёгина [44], О.А. Феофанова [51], Э.А. Уткина [50], а также зарубежных ученых А. Дайян [15], Л. Пирси [24], Р. Ратер [39].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и финансовая отчетность ООО «Автомойка 777».
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы исследования; методы логического и сравнительного анализа; элементы исследовательского аппарата и инструментария экономической науки; методы принятия решений, оценки риска и устойчивости решений; методы комплексного экономического и факторного анализа, группировок, экспертных оценок и др., а также специальные программные средства.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список использованной литературы, приложения.
Маркетинг как функция управления дает любому хозяйственному руководителю ряд проверяемых практикой направлений выхода на положительные коммерческие результаты, на наиболее благоприятные сегменты рынка, создание благоприятного образа предприятия.
Стратегическая и оперативная деятельность предприятий (фирм) меняется адекватно развитию отношений экономики рыночного типа. Все большее значение приобретают элементы стратегии маркетинга, формируются новые рыночные подходы к сбытовой политике, отражая условия реструктуризации производства. В условиях рыночной трансформации экономики, важнейшей составляющей интегрального повышения ее эффективности являются маркетинговые исследования и сбыт, как стратегические факторы развития предприятий.
В наши дни, в условиях жесткой конкуренции любое предприятие при выборе стратегии развития должно основываться на маркетинговом плане, так как в нем предприятием устанавливаются рыночные цели и обозначаются методы их достижения. Маркетинговый план фиксирует текущие позиции предприятия, векторы движения, целевые точки, и, что самое главное, фиксирует те действия, которые фирма должна предпринять, чтобы попасть в намеченные точки. Маркетинговый план позволяет компании развиваться планомерно и не зависеть от случайных факторов, позволяет использовать наиболее эффективные варианты развития, не распыляя при этом усилий, способствует концентрации ресурсов на основном товарном предложении.
В соответствии с этим выбранная тема выпускной квалификационной работы на сегодняшний день актуальна.
Степень разработанности проблемы. Публикации по данной проблематике в современной отечественной и зарубежной литературе представлены широко, отражают и аспекты стратегического маркетинга, и тактические приемы и технологии маркетингового планирования: оценка внешней среды; изучение поведения потребителей; сегментирование рынков; анализ конкурентных преимуществ; разработка рыночной стратегии.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность по маркетинговому планированию в обществе с ограниченной ответственностью «Автомойка 777».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают методы разрпаботки и реализации маркетинговых планов предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы - дать теоретическое и методическое обоснование маркетингового планирования на предприятиях и разработать практические рекомендации по совершенствованию маркетингового плана конкертного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия, задачи и функции маркетинговой деятельности предприятия;
- определить общие принципы и методы планирования деятельности предприятия и выявить российскую специфику маркетингового планирования;
- дать организационно-экономическую характеристику конкретного предприятия;
- выявить проблемы маркетингового планирования на предприятии и предложить рекомендации по совершенствованию.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления маркетингом и маркетингового планирования.
В работах Л.Н. Хромова [52], Л.Ю. Гермогеновой [10], П.С. Завьялова [20] широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса маркетинга для достижения целей предприятия. Основы маркетингового планирования подробно изложены в трудах Ф.Г. Панкратова [37], И.Я. Рожкова [42], Т.К. Серёгина [44], О.А. Феофанова [51], Э.А. Уткина [50], а также зарубежных ученых А. Дайян [15], Л. Пирси [24], Р. Ратер [39].
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и финансовая отчетность ООО «Автомойка 777».
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы исследования; методы логического и сравнительного анализа; элементы исследовательского аппарата и инструментария экономической науки; методы принятия решений, оценки риска и устойчивости решений; методы комплексного экономического и факторного анализа, группировок, экспертных оценок и др., а также специальные программные средства.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список использованной литературы, приложения.
Маркетинговое планирование - творческий процесс достижения соответствия миссии фирмы и реальных возможностей корпорации на базе разработанных системных документов стратегического развития, проникновения на рынок, обоснования зон рыночного присутствия и оперативной тактики рыночного взаимодействия. Разработка стратегии и тактики маркетинга - это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов и программ.
В основе планирования необходимо соблюдение следующих принципов: принцип соответствия плана маркетинга тенденциям и закономерностям рынка; принцип взаимной увязки стратегического планирования в пространстве и времени с наличием корпоративных ресурсов и возможностей как внутреннего, так и внешнего характера; принцип использования правил, приемов и процедур планирования; принцип партнерства; принцип контроля и координации процесса планирования и тактики реализации плана маркетинга.
План маркетинга - это системный документ, включающий маркетинговые стратегию, тактику по их реализации для достижения генеральной цели компании. Это главный инструмент механизма управления маркетинговой деятельностью в части определения целевых рынков, создания выгодного ассортимента, обеспечения конкурентоспособности продукта для получения намеченной прибыли.
С учетом содержания маркетингового плана разрабатываются производственные программы, планы НИОКР, сервиса, стандарты безопасности и т.п.
Тактический план маркетинга - это системный документ с комплексом конкретных мероприятий на определенный отрезок времени для успешной реализации намеченных стратегий по ключевым направлениям маркетинга.
Функции плана маркетинга: обеспечение стратегии развития компании; разработка мер по тактике достижения принятых маркетинговых стратегий; перераспределение ресурсного потенциала по хозяйственным стратегическим единицам компании; регулирование рыночного спроса и формирование системы стимулирования сбыта товаров, услуг; выделение ответственных исполнителей, утверждение сроков выполнения конкретных показателей и определение формы маркетингового контроллинга.
Интегрированный план маркетинга представляет собой единый комплекс мероприятий, увязанный по срокам, ответственным исполнителям, финансовым ресурсам для достижения главной цели компании и рыночной устойчивости.
В самом общем виде план маркетинга предусматривает: проведение анализа текущей ситуации и маркетинговых возможностей предприятия; определение целей; принятие стратегических решений; разработку плана маркетинговых мероприятий; расчет обшей величины и структуры затрат; контроль и корректировку плана.
ООО «Автомойка 777» - это автомойка, которая предоставляет широкий ассортимент услуг. Система обслуживания клиентов в ООО «Автомойка 777» обеспечивает оптимальный баланс качества и стоимости обслуживания, а также удовлетворение требований клиентов. Все показатели, отражающие финансовые результаты, ООО «Автомойка 777» говорят о том, что предприятие работает последние три года прибыльно. ООО «Автомойка 777» на сегодняшний день является прибыльным, но финансово зависимым предприятием, о чем говорят рассчитанные выше показатели.
ООО «Автомойка 777» предоставляет широкий спектр услуг по мойке автомобилей. Основными конкурентами ООО «Автомойка 777» являются: ООО «АвтоКомплекс», ООО «Пузыри», ООО «Авто-Эко». ООО «Автомойка 777» проводит довольно гибкую ценовую политику. Однако ООО «Автомойка 777» имеет следующие недостатки: отсутствие четкой стратегии; отсутствие навыков в области маркетинга; противоречия между элементами корпоративной культуры со стороны различных отделов; высокие по отношению к конкурентам издержки производства; отсутствие маркетинговой службы.
Предлагаемые мероприятия окупят себя уже в первый год своей реализации, а далее, по мере развития маркетинговой службы и погашения капитальных издержек, станет только рентабельнее. По нашему мнению, реализация рассмотренных мероприятий и программы по стимулированию сбыта, целесообразна и экономически оправдана, а потому может быть представлена руководству ООО «Автомойка 777» в качестве стратегии развития компании на ближайшее будущее.
В основе планирования необходимо соблюдение следующих принципов: принцип соответствия плана маркетинга тенденциям и закономерностям рынка; принцип взаимной увязки стратегического планирования в пространстве и времени с наличием корпоративных ресурсов и возможностей как внутреннего, так и внешнего характера; принцип использования правил, приемов и процедур планирования; принцип партнерства; принцип контроля и координации процесса планирования и тактики реализации плана маркетинга.
План маркетинга - это системный документ, включающий маркетинговые стратегию, тактику по их реализации для достижения генеральной цели компании. Это главный инструмент механизма управления маркетинговой деятельностью в части определения целевых рынков, создания выгодного ассортимента, обеспечения конкурентоспособности продукта для получения намеченной прибыли.
С учетом содержания маркетингового плана разрабатываются производственные программы, планы НИОКР, сервиса, стандарты безопасности и т.п.
Тактический план маркетинга - это системный документ с комплексом конкретных мероприятий на определенный отрезок времени для успешной реализации намеченных стратегий по ключевым направлениям маркетинга.
Функции плана маркетинга: обеспечение стратегии развития компании; разработка мер по тактике достижения принятых маркетинговых стратегий; перераспределение ресурсного потенциала по хозяйственным стратегическим единицам компании; регулирование рыночного спроса и формирование системы стимулирования сбыта товаров, услуг; выделение ответственных исполнителей, утверждение сроков выполнения конкретных показателей и определение формы маркетингового контроллинга.
Интегрированный план маркетинга представляет собой единый комплекс мероприятий, увязанный по срокам, ответственным исполнителям, финансовым ресурсам для достижения главной цели компании и рыночной устойчивости.
В самом общем виде план маркетинга предусматривает: проведение анализа текущей ситуации и маркетинговых возможностей предприятия; определение целей; принятие стратегических решений; разработку плана маркетинговых мероприятий; расчет обшей величины и структуры затрат; контроль и корректировку плана.
ООО «Автомойка 777» - это автомойка, которая предоставляет широкий ассортимент услуг. Система обслуживания клиентов в ООО «Автомойка 777» обеспечивает оптимальный баланс качества и стоимости обслуживания, а также удовлетворение требований клиентов. Все показатели, отражающие финансовые результаты, ООО «Автомойка 777» говорят о том, что предприятие работает последние три года прибыльно. ООО «Автомойка 777» на сегодняшний день является прибыльным, но финансово зависимым предприятием, о чем говорят рассчитанные выше показатели.
ООО «Автомойка 777» предоставляет широкий спектр услуг по мойке автомобилей. Основными конкурентами ООО «Автомойка 777» являются: ООО «АвтоКомплекс», ООО «Пузыри», ООО «Авто-Эко». ООО «Автомойка 777» проводит довольно гибкую ценовую политику. Однако ООО «Автомойка 777» имеет следующие недостатки: отсутствие четкой стратегии; отсутствие навыков в области маркетинга; противоречия между элементами корпоративной культуры со стороны различных отделов; высокие по отношению к конкурентам издержки производства; отсутствие маркетинговой службы.
Предлагаемые мероприятия окупят себя уже в первый год своей реализации, а далее, по мере развития маркетинговой службы и погашения капитальных издержек, станет только рентабельнее. По нашему мнению, реализация рассмотренных мероприятий и программы по стимулированию сбыта, целесообразна и экономически оправдана, а потому может быть представлена руководству ООО «Автомойка 777» в качестве стратегии развития компании на ближайшее будущее.



