Совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска)
|
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С
ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и виды твердых бытовых отходов на территории
муниципального образования
1.2 Опыт организации обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования в России и за рубежом
1.3 Методика анализа системы обращения с твердыми бытовыми
отходами на территории муниципального образования
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1. Анализ документационного обеспечения системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в г. Челябинске.
2.2 Субъекты системы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования и механизмы их
взаимодействия
2.3 Анализ показателей обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования
2.4 Проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Направления совершенствования организации обращения с
твердыми бытовыми отходами на территории муниципального
образования .
3.2 Оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятия …………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Местоположение несанкционированных свалок г. Челябинск
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Поэтапная схема выполнения работ по
рекультивации нарушенных земель
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ориентировочные капитальные вложения на
реализацию Генеральной схемы санитарной очистки
муниципального образования Челябинский городской округ до 2018 г
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С
ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и виды твердых бытовых отходов на территории
муниципального образования
1.2 Опыт организации обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования в России и за рубежом
1.3 Методика анализа системы обращения с твердыми бытовыми
отходами на территории муниципального образования
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1. Анализ документационного обеспечения системы обращения с
твердыми бытовыми отходами в г. Челябинске.
2.2 Субъекты системы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования и механизмы их
взаимодействия
2.3 Анализ показателей обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования
2.4 Проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Направления совершенствования организации обращения с
твердыми бытовыми отходами на территории муниципального
образования .
3.2 Оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятия …………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Местоположение несанкционированных свалок г. Челябинск
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Поэтапная схема выполнения работ по
рекультивации нарушенных земель
ПРИЛОЖЕНИЕ В Ориентировочные капитальные вложения на
реализацию Генеральной схемы санитарной очистки
муниципального образования Челябинский городской округ до 2018 г
Актуальность темы исследования. Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество.
После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
В современном мире на сегодняшний день одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.
Принципы и методы законодательного регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании малоотходных и экономичных технологий, требованиями вторичного использования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля состава и свойств отходов и др.
Увеличение размеров промышленного производства, слабый контроль за осуществлением мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу
предприятиями, устаревание инфраструктуры (в том числе очистных сооружений), заметное увеличение транспортных средств при неразвитости дорожной инфраструктуры спровоцировали увеличение проблем в сфере вывоза сбора и утилизации ТБО.
Объектом исследования является система обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления обращением твердых бытовых отходов на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические вопросы по теме исследования;
2. Определить сущность и виды твердых бытовых отходов на территории
муниципального образования;
3. Раскрыть методику анализа системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования;
4. Провести анализ системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
5. Разработать рекомендации по совершенствованию организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
6. Оценить ожидаемый эффект от реализации мероприятия
Объект исследования - проблемы твердых бытовых отходов
Теоретическая и методологическая основа исследования. Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Л.А. Велихова, Т.В. Ашимхиной, Т.В. Овчинниковой, В.И. Федянина, Е.Я. Андурского, А. П. Анисимова,А.Г. Воронина, В.А. Лапина, А.Н. Широкова, М.Ш. Баркан, Ю.М. Прохоцкого, И.В. Федосеева, Д.Е. Быкова, Н.В. Рюминой, Т.Г. Стрельниковой, М.П. Седогина, Л.С. Венцюлис, Ю.И. Скорик, Т.М, Флоринской, Г.Б. Мелентьева, З.М. Шулениной, Л.М. Делицына, М.Н. Поповой, О.Н. Крашенинникова и др. Среди методов исследования были применены следующие: системный анализ и синтез теоретического и практического материала, индуктивный и дедуктивный методы, социологический (метод включенного наблюдения).
Информационно-статистическая база дипломной работы представлена федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы экономики природопользования и охраны окружающей среды, материалами отечественных и зарубежных организаций в области управления обращением ТБО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной задачи сформулированы практические рекомендации по повышению качества организации и управления обращением ТБО, адресованные руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления, менеджменту предприятий сферы городского коммунального хозяйства, других хозяйствующих субъектов данной сферы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
В современном мире на сегодняшний день одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.
Принципы и методы законодательного регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании малоотходных и экономичных технологий, требованиями вторичного использования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля состава и свойств отходов и др.
Увеличение размеров промышленного производства, слабый контроль за осуществлением мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу
предприятиями, устаревание инфраструктуры (в том числе очистных сооружений), заметное увеличение транспортных средств при неразвитости дорожной инфраструктуры спровоцировали увеличение проблем в сфере вывоза сбора и утилизации ТБО.
Объектом исследования является система обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления обращением твердых бытовых отходов на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические вопросы по теме исследования;
2. Определить сущность и виды твердых бытовых отходов на территории
муниципального образования;
3. Раскрыть методику анализа системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования;
4. Провести анализ системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
5. Разработать рекомендации по совершенствованию организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
6. Оценить ожидаемый эффект от реализации мероприятия
Объект исследования - проблемы твердых бытовых отходов
Теоретическая и методологическая основа исследования. Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Л.А. Велихова, Т.В. Ашимхиной, Т.В. Овчинниковой, В.И. Федянина, Е.Я. Андурского, А. П. Анисимова,А.Г. Воронина, В.А. Лапина, А.Н. Широкова, М.Ш. Баркан, Ю.М. Прохоцкого, И.В. Федосеева, Д.Е. Быкова, Н.В. Рюминой, Т.Г. Стрельниковой, М.П. Седогина, Л.С. Венцюлис, Ю.И. Скорик, Т.М, Флоринской, Г.Б. Мелентьева, З.М. Шулениной, Л.М. Делицына, М.Н. Поповой, О.Н. Крашенинникова и др. Среди методов исследования были применены следующие: системный анализ и синтез теоретического и практического материала, индуктивный и дедуктивный методы, социологический (метод включенного наблюдения).
Информационно-статистическая база дипломной работы представлена федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы экономики природопользования и охраны окружающей среды, материалами отечественных и зарубежных организаций в области управления обращением ТБО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной задачи сформулированы практические рекомендации по повышению качества организации и управления обращением ТБО, адресованные руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления, менеджменту предприятий сферы городского коммунального хозяйства, других хозяйствующих субъектов данной сферы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Твердые бытовые отходы – твердые, в том числе крупногабаритные, отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (в том числе, отходы, образующиеся при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, упаковка товаров и т.д.), а также отходы потребления административных объектов, объектов социальной сферы, объектов торговли, общественного питания.
По уровню вредного воздействия на экологию и от того, какие они имеют свойства, все отходы имеют классификацию по твердым бытовым отходам и делятся на 5 категорий. В ТБО встречаются все эти категории.
Норма накопления твердых бытовых отходов это количество отходов, образующихся на расчетную единицу. На норму накопления влияют такие факторы как степень благоустройства жилищного фонда, культура торговли, степень благосостояния, развитие общественного питания.
Рынок отходов подразделяется на международный и внутренний.
Отличительная особенность современного международного рынка отходов заключается в том, что Россия является крупнейшим хранилищем опасных отходов стран ЕС и СНГ.
Комплексная стратегия снижения объема мусора в России решается двумя способами – удалением отходов
и их переработкой. В первом случае ТБО подлежат захоронению на полигонах или сжиганию. В масштабах нашей страны создание новых полигонов не представляет технической сложности, однако проблему такими методами решить невозможно. Сжигание – тоже не лучший вариант, так как в его процессе образуется вредный выброс в атмосферу.
В нашей стране условия для решения проблемы мусора только начинают получать развитие. Увеличивается количество перерабатывающих предприятий, мусоросжигательные заводы переоснащаются современным оборудованием, а во дворах появляются разноцветные баки для раздельного сбора бытовых отходов, которые могут уменьшить плату за вывоз мусора.
Тем не менее, количество твердых бытовых отходов в России постепенно увеличивается. Контроль за сферой обращения и утилизации ТБО находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в основном занимается мониторингом состояния окружающей среды и разработкой ведомственных административных актов. В настоящее отсутствует четкая государственная политика по мерам утилизации ТБО, а данная проблема возложена на региональные и муниципальные власти, которые не в состоянии решить данный вопрос кардинально.
Организацией сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, обеспечением условий доступа к контейнерным площадкам и нормальной работы спецмашин на территории Челябинский городской округе занимается МУП «ГорЭкоЦентр».
МУП "ГорЭкоЦентр" является специализированной службой по обращению с отходами на территории муниципального образования город Челябинск, которое создано для комплексного решения задач экологической направленности.
Направления деятельности МУП "ГорЭкоЦентр":
– Деятельность в сфере обращения с отходами на территории города Челябинска;
– Сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТКО);
– Размещение твердых бытовых отходов (ТКО) на городской свалке;
– Экологические проектно-консалтинговые услуги;– Экологический мониторинг атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод, состава отходов городской свалки.
Объекты МУП "ГорЭкоЦентр":
– Городская свалка
– Автоматизированный весовой комплекс
– Контейнерные площадки
Сбор и вывоз отходов производится по планово-регулярной системе по утвержденным и согласованных Администрацией района графиков в соответствии с Правилами благоустройства территории города Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 24.04.2012 г. № 34/3).
Единственным местом для размещения твердых бытовых отходов для г. Челябинска является городская свалка, расположенная в границах улиц:
Хлебозаводской, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч в Металлургическом районе города Челябинска.
Свалка функционирует с 1949 года. В настоящий момент городская свалка практически исчерпала свои возможности.
Челябинская свалка третья в стране по размеру – 80 га, ежегодно на нее свозится 800 тысяч тонн мусора. Сегодня свалка вширь не растет, только ввысь, пиковая точка в высоту – 40 м.
В связи с этим, Челябинским городским округом приобретен земельный участок площадью 110 га для строительства полигона по захоронению ТБО не только для г.Челябинска но и прилегающих муниципальных образований в которых такие же проблемы с захоронением ТБО как и в г. Челябинске.
В настоящий момент проект полигона находится на согласовании. После строительства полигона существующая городская свалка будет закрыта, территория рекультивирована.
Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинского городского округа остается недостаточное количество объектов размещения ТБО, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.
Несанкционированные и санкционированные свалки, располагающиеся на территории Челябинского городского округа, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. На свалках отсутствуют защитные экраны, препятствующие проникновению фильтрата в грунтовые воды и почву.
Анализ состояния территории муниципального образования Челябинский городской округ выявил следующие проблемы:
1) Отсутствует муниципальный банк данных по отходам и вторичным материальным ресурсам.
2) Недостаточно развита система сбора, сортировки и приема вторичного сырья, что оказывает негативное влияние на окружающую среду и без того сложную от деятельности промышленных предприятий города.
3) Отсутствуют мощности по сортировке и переработке твердых бытовых отходов.
4) Существующие нормы накопления ТБО были утверждены в 2005 году и требуют корректировки
По инициативе Правительства Челябинской области рекультивация городской свалки включена в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы».
Дальнейшее совершенствование системы сбора отходов в местах их образования будет включать в себя следующие мероприятия:
1. Строительство и реконструкция мест сбора ТБО в жилом секторе в соответствии с санитарными нормами и правилами.
2. Установка металлических контейнеров на специальных площадках для сбора ТБО.
3. Создание системы раздельного сбора отходов.
По уровню вредного воздействия на экологию и от того, какие они имеют свойства, все отходы имеют классификацию по твердым бытовым отходам и делятся на 5 категорий. В ТБО встречаются все эти категории.
Норма накопления твердых бытовых отходов это количество отходов, образующихся на расчетную единицу. На норму накопления влияют такие факторы как степень благоустройства жилищного фонда, культура торговли, степень благосостояния, развитие общественного питания.
Рынок отходов подразделяется на международный и внутренний.
Отличительная особенность современного международного рынка отходов заключается в том, что Россия является крупнейшим хранилищем опасных отходов стран ЕС и СНГ.
Комплексная стратегия снижения объема мусора в России решается двумя способами – удалением отходов
и их переработкой. В первом случае ТБО подлежат захоронению на полигонах или сжиганию. В масштабах нашей страны создание новых полигонов не представляет технической сложности, однако проблему такими методами решить невозможно. Сжигание – тоже не лучший вариант, так как в его процессе образуется вредный выброс в атмосферу.
В нашей стране условия для решения проблемы мусора только начинают получать развитие. Увеличивается количество перерабатывающих предприятий, мусоросжигательные заводы переоснащаются современным оборудованием, а во дворах появляются разноцветные баки для раздельного сбора бытовых отходов, которые могут уменьшить плату за вывоз мусора.
Тем не менее, количество твердых бытовых отходов в России постепенно увеличивается. Контроль за сферой обращения и утилизации ТБО находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в основном занимается мониторингом состояния окружающей среды и разработкой ведомственных административных актов. В настоящее отсутствует четкая государственная политика по мерам утилизации ТБО, а данная проблема возложена на региональные и муниципальные власти, которые не в состоянии решить данный вопрос кардинально.
Организацией сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, обеспечением условий доступа к контейнерным площадкам и нормальной работы спецмашин на территории Челябинский городской округе занимается МУП «ГорЭкоЦентр».
МУП "ГорЭкоЦентр" является специализированной службой по обращению с отходами на территории муниципального образования город Челябинск, которое создано для комплексного решения задач экологической направленности.
Направления деятельности МУП "ГорЭкоЦентр":
– Деятельность в сфере обращения с отходами на территории города Челябинска;
– Сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТКО);
– Размещение твердых бытовых отходов (ТКО) на городской свалке;
– Экологические проектно-консалтинговые услуги;– Экологический мониторинг атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод, состава отходов городской свалки.
Объекты МУП "ГорЭкоЦентр":
– Городская свалка
– Автоматизированный весовой комплекс
– Контейнерные площадки
Сбор и вывоз отходов производится по планово-регулярной системе по утвержденным и согласованных Администрацией района графиков в соответствии с Правилами благоустройства территории города Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 24.04.2012 г. № 34/3).
Единственным местом для размещения твердых бытовых отходов для г. Челябинска является городская свалка, расположенная в границах улиц:
Хлебозаводской, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч в Металлургическом районе города Челябинска.
Свалка функционирует с 1949 года. В настоящий момент городская свалка практически исчерпала свои возможности.
Челябинская свалка третья в стране по размеру – 80 га, ежегодно на нее свозится 800 тысяч тонн мусора. Сегодня свалка вширь не растет, только ввысь, пиковая точка в высоту – 40 м.
В связи с этим, Челябинским городским округом приобретен земельный участок площадью 110 га для строительства полигона по захоронению ТБО не только для г.Челябинска но и прилегающих муниципальных образований в которых такие же проблемы с захоронением ТБО как и в г. Челябинске.
В настоящий момент проект полигона находится на согласовании. После строительства полигона существующая городская свалка будет закрыта, территория рекультивирована.
Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинского городского округа остается недостаточное количество объектов размещения ТБО, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.
Несанкционированные и санкционированные свалки, располагающиеся на территории Челябинского городского округа, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. На свалках отсутствуют защитные экраны, препятствующие проникновению фильтрата в грунтовые воды и почву.
Анализ состояния территории муниципального образования Челябинский городской округ выявил следующие проблемы:
1) Отсутствует муниципальный банк данных по отходам и вторичным материальным ресурсам.
2) Недостаточно развита система сбора, сортировки и приема вторичного сырья, что оказывает негативное влияние на окружающую среду и без того сложную от деятельности промышленных предприятий города.
3) Отсутствуют мощности по сортировке и переработке твердых бытовых отходов.
4) Существующие нормы накопления ТБО были утверждены в 2005 году и требуют корректировки
По инициативе Правительства Челябинской области рекультивация городской свалки включена в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы».
Дальнейшее совершенствование системы сбора отходов в местах их образования будет включать в себя следующие мероприятия:
1. Строительство и реконструкция мест сбора ТБО в жилом секторе в соответствии с санитарными нормами и правилами.
2. Установка металлических контейнеров на специальных площадках для сбора ТБО.
3. Создание системы раздельного сбора отходов.
Подобные работы
- Совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования (на примере г.Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Управление системой обращения с отходами в муниципальном образовании (на примере Трёхгорного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Управление системой обращения с отходами в муниципальном образовании
(на примере Трёхгорного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности реализации программно-целевого метода планирования и управления на примере Министерства экологии Челябинской области
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017



