Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты бренда и брэндинга 5
1.1 Принципы и основы формирования бренда 5
1.2 Этапы создания бренда 11
1.3 Классификация брендов 19
1.4 Сравнение Российской и зарубежной практики брэндинга 21
Глава 2 Анализ бренда компании ООО «Ветер перемен» и разработка программы его продвижения 27
2.1 Общая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ восприятия бренда «Ветер Перемен» 31
2.3 Концепция бренда «Ветер Перемен» 35
2.4 Разработка программы продвижения ООО «Ветер Перемен» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Процессу создания и продвижения бренда организации уделяется все большее внимание. Грамотно разработанная концепция бренда позволяет наладить постоянный контакт с потребителем. B результате чего устанавливаются прочные отношения с предприятием.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время брэндинг является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности компаний. При правильной организации грамотно сформированный бренд позволяет набрать довольно крепкую лояльную потребительскую базу, положительный имидж компании. Создание и продвижение бренда - это весьма сложная задача, для реализации которой требуется масштабная аналитическая работа по изучению рынка, определению целевых аудиторий и их поведенческих мотивов, а также подбор наиболее эффективных каналов продвижения. Указанные выше аспекты и определили выбор темы выпускной квалификационной работы - «Создание и продвижение бренда ООО «Ветер Перемен».
Объект исследования - компания ООО «Ветер Перемен».
Предмет исследования - разработка бренда и продвижение «Ветер Перемен» на рынке г. Курск.
Цель - создать бренд «Ветер Перемен» и разработать программу продвижения данного бренда.
В соответствии с выдвинутой целью исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Освоить принципы и основы формирования бренда;
2. Рассмотреть этапы создания бренда;
3. Составить классификацию брендов;
4. Сравнить российскую и зарубежную практику брэндинга;
5. Изучить общую характеристику предприятия;
6. Провести анализ восприятия бренда на данный момент;
7. Создать концепцию бренда ООО «Ветер Перемен»
8. Разработать программу продвижения бренда
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме составления и реализации бизнес-планов.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информативные ресурсы сети интернет по исследуемой проблематике, результаты авторского исследования.
Методы исследования: системный, функциональный и
маркетинговый подходы; аналитический, статистический, графический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть реализованы для создания и продвижения бренда существующей организации ООО «Ветер Перемен»
Структура выпускной квалифицированной работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Библиографический список включает 54 наименования.
Перед современными компаниями стоит вопрос - как создать долгосрочное предпочтение к услуге и завоевать известность и популярность компании. Это не обошло и рынок соревновательных услуг г. Курск. Наличие большого количества компаний и высокая конкуренция на рынке является одной из ключевых предпосылок для формирования брендов. Особенностью брэндинга на данном рынке является глубокое проникновение брендов в сознание потребителей, и идентификация потребителей себя с брендом. Для рынка характерна высокая лояльность к выбранному бренду, ввиду чего выбор компании потребителем проводится взвешенно, учитывая все характеристики, факторы и особенности компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что брэндинг в сфере соревновательных услуг является одним из ключевых факторов успеха компании. В ходе написания выпускной квалификационной работы по теме «Создание и продвижение бренда ООО «Ветер Перемен» была проанализирована текущая ситуация на рынке соревновательных услуг г. Курск.
В целом рынок отображает мировые тенденции, но с запозданием. На рынке нет ключевого лидера, ввиду низкого качества услуг и ограниченности в предложении для потребителей. Низкий уровень качества услуг обусловлен отсутствием качественной подготовки к проведению мероприятий. Одним из ключевых факторов для успеха компании на данном рынке является наличие собственной платформы для проведения конкурсов. Данный ресурс в г. Курск является ограниченным. Основной целью для ООО «Ветер Перемен» было создание бренда и продвижение компании на рынке. Хотя компания и является лидером среди конкурентов, она находится на этапе вхождения на рынок и не достигла пика своей узнаваемости и идентификации в глазах потребителей. По этой причине создание бренда ограничилось созданием общей концепции бренда и выделения её идентификации. Данная необходимость обусловлена характерностью для рынка соревновательных услуг преобладанием бренда личности организаторов и стремлением компании к расширению предоставляемых услуг. Продвижение компании является приоритетной целью для компании на текущий момент. Исходя из потребностей организации была составлена программа продвижения, основными целями которой стало создания идентификации бренда в глазах потребителей, привлечение новых клиентов и формирование методов повышения лояльности текущих клиентов.
Для реализации данных целей ключевыми средствами продвижения были использованы SMM-продвижение, кросс-маркетинг и участие в event- мероприятиях. Для успешного донесения ценностей предприятия до целевой аудитории и увеличения числа лояльных потребителей был разработан лаконичный запоминающийся фирменный стиль и логотип, которые отражали бы в себе положительные ассоциации с брендом в глазах целевой аудитории. Для увеличения количества новых клиентов и повышения узнаваемости конкурса «Ветер Перемен» как бренда, предлагается участвовать в различных городских event-мероприятиях и проводить акции по стимулированию сбыта. Чтобы поддерживать спрос на необходимом уровне, компании необходимо регулярно проводить стимулирующие акции и своевременно реагировать, и предпринимать действия по устранению недочетов и ошибок в работе, которые могу принести убытки компании.
Целевая аудитория компании представляется достаточно высоким количеством различных сегментов, которые отличаются по возрасту, интересующему направлению подготовки, поведенческим мотивам и платежеспособности. При продвижении компании важно правильно распределить ресурсы для выхода на каждую из целевых аудиторий компании. Наиболее перспективной и многочисленной целевой аудиторией являются дети от 5 до 18 лет, поскольку именно в данном сегменте проявляется желание участия в мероприятиях соревновательного типа. Фирменный стиль ООО «Ветер Перемен» разработан реально существующему образу и адресован конкретной группе потребителей, при этом он остается пластичным и динамичным. Что является необходимым для компании, в планах которой расширение не только количества клиентов, но и предоставляемых услуг и сфер деятельности. Но необходимо помнить о том, что для эффективного функционирования предприятия в конкурентной среде нужно вести тщательный контроль над деятельностью школы. Особенно это важно на рынке футбольных услуг, поскольку данная отрасль подвержена сезонности.
Была составлена система оценки эффективности программы продвижения. Данная программа необходима по причине высокого количества целей, стоящих перед компанией, и сложностью в создании бренда, поскольку этот процесс отличается длительностью во времени, поскольку идентификация потребителями может транслировать не так, как это было задумано. Подготовленная система для оценки эффективности программы продвижения покажет сильные и слабые стороны и позволит сформировать грамотную программу продвижения бренда в дальнейшем.
Концепцию бренда составила разработка идентичности исходя из восприятия компании целевой аудиторией, именно поэтому стержневая идентичность бренда транслирует такие ассоциации как высокое качество подготовки, современность и стиль. А расширенная идентичность включает в себя общедоступность и индивидуальный подход.
1) Аакер, Д. Создание сильных брендов [Текст]: Аакер Д.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 439с.
2) Амблер, Т., Оценка маркетинговой деятельности [Текст]: Амблер Т.,
Кохинаки Ф. Оценка маркетинговой деятельности/ Маркетинг:
Энциклопедия /под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер,2002. - 1200с.
3) Батра, Р. Рекламный менеджмент [Текст]: Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М., СПб, К.: Вильяме, 2001. - 784с.
4) Ю.Волков, С.И. Товарные знаки в условиях рыночной экономики.
[Текст]: Ю.Волков С.И., Восканян P.C. Товарные знаки в условиях
рыночной экономики: Путь, 2012. - 138с.
5) Головко, Б.Н. Брэндинг: теория и практика [Текст]: Головко Б.Н. - Москва: МГУП, 2003. - 324с.
6) Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность:
очерки развития российских предприятий [Текст]: Гурков И.Б.:
Москва: ТЕИС, 2003. - 236с.
7) Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст]: Дойль П. СПб.: Питер,2001. - 480с.
8) Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции [Текст]: Долинская, М.Г., Соловьев И. А. — М.: Стандартов, 2010. - 128с.
9) Домнин, В.Н. Брендинг: новые технологии в России [Текст]: Домнин В.Н. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. - 384с.
10) Дроздов, A.B. Маркетинг: моделирование бренда [Текст]:
Дроздов A.B., Дроздов В.И., Кузьбожев Э.Н. Маркетинг: моделирование бренда / под ред. Кузьбожева Э.Н - Курск: Курск, гос. техн. ун-т, 2004. - 128с.
11) Дэвис, С.М. Управление активами торговой марки [Текст]: Дэвис С.М. - СПб: Питер, 2011. - 272с.
12) Ковалев, Ю.Ю. География мировой науки. [Текст]: Ковалев Ю.Ю. Москва: Гардарики, 2002. - 156с.
13) Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга М.: Вильяме, 2003. -1200с.
14) Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст]: Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент СПб: Питер, 2006. - 816с.
15) Красникова, Е.В. Экономика переходного периода [Текст]: Красникова Е.В. М.: Фомега-л, 20015. - 296с.
16) Крейнер, С. Бренды, которые изменили бизнес: полная коллекция величайших брендов мира [Текст]: Крейнер С., Дирлав Д. Бренды, которые изменили бизнес: полная коллекция величайших брендов мира пер. с англ. СПб: Крылов, 2004. - 320с.
17) Крылов, В. Теория и практика рекламы в России [Текст]: Крылов В. - Москва: Изд-во «Центр», 2013. - 184с.
18) Кумбер, С. Брендинг / Пер. с англ. Половицы [Текст]: Кумбер С. Москва: Вильяме, 2014 - 174с.
19) Куренков, Ю. Конкурентоспособность России в глобальной экономике [Текст]: Куренков Ю. - Москва: Международные отношения, 2003. - 376с.
20) Лейни, Т.А. Бренд-менеджмент [Текст]: Лейни Т.А., Семенова Е.А.,
Шилина С.А. Бренд-менеджмент - Москва: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 228с.
21) Масленников, В.В. Процессно-стоимостное управление бизнесом
[Текст]: Масленников В.В., Крылов В.Г. Процессно-стоимостное
управление бизнесом Москва: Инфра-М, 2006. - 285с.
22) Медведев, Г.А. Как создать конкурентоспособный бренд [Текст]: Медведев Г.А. Москва: Дашков и К, 2005. - 78с.
23) Михайлушкин, А.И. Международная экономика [Текст]: Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика Москва: Высшая школа, 2012. - 268с.
24) Моисеева, Н.К. Брэндинг в управлении маркетинговой активностью
[Текст]: Моисеева Н.К., Рюмин М.Ю., Слушаенко М.В., Будник A.B.
Брэндинг в управлении маркетинговой активностью / Под ред. проф. Н.К. Моисеевой Москва: Омега-Л, 2003. - 315с.
25) Музыкант, В.Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR. [Текст]: Музыкант В.Л. Москва, 2014. - 503с.
26) Нильсон, Т. Конкурентный брэндинг (Заставьте чужой опыт работать на себя!) [Текст]: Нильсон Т. СПб: Питер, 2003. - 208с.
27) Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. [Текст]: Пилипенко И.В. Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496с.
28) Пингл, X. Энергия торговой марки [Текст]: Пингл X, Томсон М. Энергия торговой марки СПб: Питер, 2001. - 288с.
29) Попов, Е.В. Институты минэкономики [Текст]: Попов Е.В. Москва: Изд-во экономики, 2015. - 638с.
30) Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. Пер с англ. [Текст]: Портер М. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715с.
31) Портер, М. Японская экономическая модель: может ли
Япония конкурировать? [Текст]: Портер М., Такеути X., Сакакибара М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? / М. Портер и др. Пер. с англ. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 262с.
32) Райс, Э. 22 закона создания бренда [Текст]: Райс Э., Райе JI. 22 закона создания бренда Москва: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 274с.
33) Рожков, И.Я. Бренды и имиджи. [Текст]: Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. Москва: РИП-холдинг, 2006. - 256с.
34) Тарасов, К.С. Бренд-менеджмент: теория и практика [Текст]: Тарасов К.С., Хожемпо В.В., Якубова Т.Н. Бренд-менеджмент: теория и практика Москва, 2004. - 31с.
35) Темпорал, П. Эффективный бренд-менеджмент / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. [Текст]: Темпорал П. СПб: Изд. дом «Нева», 2003. - 286с.
36) Философова, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст] : Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271с.
37) Виничук, О.Ю. Проблемы формирования бренда
отечественного производителя при адаптации западной концепции брэндинга к российским условиям [Текст] : Виничук О.Ю. Москва: Соврм. аспекты экономики, №10, 2014. - 253с.
38) Волков, А.Т. Стратегический бренд-менеджмент
и капитализация организации [Текст] : Волков А.Т. // Маркетинг, № 1, 2007
39) Горшков, Э. Как оценить бренд. // Эпиграф. №29, 2005. - 312с.
40) Дворникова, Е. Брэндинг: хорошее или лучшее? [Текст] : Дворникова Е. // Маркетинг PRO, №12,2006
41) Домнин, В. Национальные особенности бренда [Текст] : Домнин В. // Бренд-менеджмент,6, 2007
42) Дьячков, Н.Ф. Что такое бренд, или «Свято место пусто не бывает». [Текст] : Дьячков Н.Ф. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. № 5 (17), 2002. - 102с.
43) Евстафьев, В. Западный и восточный подходы к созданию брендов [Текст] : Евстафьев В., Пасютина Е. Западный и восточный подходы к созданию брендов // БОСС, №7, 2000. - 81с.
44) Захарычев, JI. Модель управления брендами для российских предприятий-производителей [Текст] : Захарычев JI. // Бренд-менеджмент, №4, 2004. - 201с.
45) Иевлев, В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — № 3 (9), 2002.
46) Король, А.Н. Брендинг в системе маркетинговых коммуникаций фирмы.// Вестник ТОГУ, №2(3), 2006
47) Крылов, И. Идеальный логотип должен быть ёмким [Текст] : Крылов И. ЛСарьера-Капитал, 22-28 июня, 2014.