ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1.1ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8
1.2 ТЕОРИИ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ 15
1.3ЛИДЕРСКИЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУСЫ 28
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО И
СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСОВ ШКОЛЬНИКОВ 36
2.2ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.3Методы исследования 39
2.4Методы математической обработки 44
Заключение 74
Литература 76
Приоритетом любого государства является становление поколения как ресурса страны. Ориентир направлен на раскрытие способностей каждого ребенка. С введением новейших технологий обновляется не только внешний вид школьных и университетских классов, но и оборудование для обучения и прогресса личностного потенциала ребенка.
Тем не менее, никакое последнее слово техники не будет иметь должного значения без отсутствия понимания психологии подрастающего поколения, механизмов социализации в новых изменяющихся условиях. Более того, никакое теоретическое знание психологии не даст результатов без индивидуального подхода к каждому конкретному человеку.
Первостепенную роль в формировании личности ребенка и его социализации играет семейная ситуация, а порядок рождения среди сиблингов является одним из значимых факторов, влияющих на адаптацию ребенка к социальному окружению.
Сиблинги - генетический термин, обозначающий потомков одних и тех же родителей. Проще говоря, родные братья и сестры, но не близнецы.
Семья - это сложная система взаимоотношений. В семье выделяют две основные подсистемы: супружеская и детско-родительские отношения. Однако в случае, если детей в семье два и более, то добавляется еще одна - подсистема сиблинговых отношений. Тогда на становление ребенка как личности начинают влиять еще больше факторов - отношения с братьями и сестрами. Но каким именно образом будет происходить это влияние и будет ли оно существенным? Влияет ли наличие сиблингов на лидерский и социометрический статусы? Ответ на эти вопросы открывает путь к пониманию процессов зарождения и формирования статусной позиции личности в системе межличностных отношений, которая будет иметь значение на протяжение всей жизни человека.
Исходя из этого, целью нашей работы стало изучение влияния наличия сиблинга на лидерский и социометрический статусы школьников.
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятий «лидерский» и «социометрический» статусы, определить понимание механизмов их формирования в семье на основе имеющихся в литературе психологических исследований;
2. Разработать дизайн исследования лидерского и социометрического статусов школьников во взаимосвязи с наличием или отсутствием сиблингов;
3. Провести эмпирическое изучение влияния сиблингов на социометрический и лидерский статусы школьников;
4. Определить социометрический статус школьника, провести сравнительный анализ социометрического статуса школьников, различающихся по полу, наличию сиблингов, лидерских качеств;
5. Установить выраженность лидерства, провести сравнительный анализ лидерского статуса школьников, различающихся по полу, наличию сиблингов, социометрическому статусу;
6. Диагностировать выраженность акцентуаций характера у школьников, провести сравнительный анализ этих показателей у школьников, различающихся по полу, наличию сиблингов, социометрическому и лидерскому статусам;
7. Выявить вклад психологических переменных в социометрический и лидерский статусы у школьников, имеющих сиблингов;
8. Структурировать данные о взаимосвязи наличия сиблингов и психологических особенностей школьников
Объект исследования: лидерский и социометрический статусы.
Предмет исследования - взаимосвязь между наличием сиблингов и лидерским и социометрическим статусами школьников.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Лидерский и социометрический статусы школьников в классе различны в зависимости от наличия или отсутствия братьев или сестер;
2. Наличие братьев или сестер способствует наличию высокого уровня лидерского и социометрического статусов.
В качестве методов исследования были использованы: анкетирование, психодиагностика, методы математической статистики.
Исследование проводилось в гимназии г. Санкт-Петербурга среди школьников 6-ых классов. В исследовании приняло участие 77 школьников из трех классов. Потребовалось 3 урока по 45 минут на 3 класса на проведения всего психодиагностического обследования и анкетирования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава полностью посвящена литературному обзору актуальных тем: психология подросткового периода, основные теории порядка рождения, раскрытие понятий лидерский и социометрический статус. Вторая описывает организацию и процедуру эмпирического исследования. А в третьей главе отражены полученные результаты исследования.
Согласно заявленной теме исследования, в первой теоретической главе был проведен анализ психологических особенностей подросткового возраста, теорий порядка рождения и анализ таких понятий как лидерский и социометрический статусы. Было выдвинуто предположение о том, что лидерский и социометрический статусы в классе существенным образом определяются наличием сиблингов в семье и порядком рождения.
Вторая глава полностью посвящена дизайну эмпирической части исследования и описывает его этапы, процедуру, выборку, использованные методы и методики.
В третьей главе обсуждаются полученные в процессе анализа данных результаты.
Опираясь на поставленные задачи, удалось детально изучить влияние наличия сиблингов на лидерский и социометрический статусы и сделать выводы о том, что школьники, рожденные вторыми, обладают меньшей выраженностью лидерского статус а, а у первенцев лидерские черты выражены сильнее всех. Младшие в семье мальчики в большей степени проявляют такие качества, которые характерные для гипотимического и эпилептоидного типа акцентуаций и предпочитают избегать шумных компаний. Гипертимная акцентуация усиливает выраженность лидерского статуса, в то время как лабильная - снижает. Выявлена отрицательная связь между лидерским статусом и проявлением таких психологических черт как робость стремлением к уединению, плохое настроением, легкая обидчивость, свидетельствующих о вкладе таких типов акцентуаций, как гипотимный, психастенический и сензитивный. В становление социометрического статуса школьника-подростка, наибольший вклад вносит истероидный тип акцентуации, отличающийся высокой демонстративно стью.
Несмотря на то, что основная гипотеза не подтвердилась, мы можем говорить об опосредованном вкладе в лидерский и социометрический статусы наличия сиблингов, который проявляется через характерологические особенности подростка и порядок рождения.
Важно отметить, что в исследовании проявилась роль пола в формировании лидерского и социометрического статуса подростков. Среди девочек лидеров и предпочитаемых значимо больше. В тоже время стоит помнить, что мальчики, как правило, развиваются чуть медленнее девочек. Это могло повлиять на полученные данные, учитывая что в исследовании приняли участие шестиклассники.
В качестве ближайшей перспективы можно обозначить проведение повторного исследования с соблюдением всех использованных методов и методик через 3 года для сравнения результатов. Можно предположить, что влияние наличия сиблингов на лидерский и социометриче ский статусы будет прослеживаться ярче.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
2. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Киев: Port-Royal,1997.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Психология-классика, 1995.
4. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
5. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. М.-Л., 1931.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995.
7. Вергилес Э.В. Теория лидерства / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2001. - 42 с.
8. Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2008
9. Выготский, Л. С. Педология подростка: в трех томах, 1929, 1930 и 1931. М.: Издательство Давлетова, А.Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи, 2001. - 14-25 с.
10. Давлетова А. Д. Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи [Текст] / А. Д. Давлетова, - Москва, 2001.
11. Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы [Текст] / Л. Десев, М.: Прогресс, 1979.
12. Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. М.: Норма, Инфра-М, 1999.
14 Ефимкина Р. П. Детская психология. Новосибирск: Научный-учебный центр психологии НГУ, 1995.
15. Занковский А. Организационная психология. М.: Издательство «Флинта» МПСИ, 2002.
16. Збровский, Г.Е. История социологии [Текст] / Г.Е. Збровский. М.: Гардарики, 2004.
17. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Карелина. - М.: Эксмо, 2007.
18. Корчагина Ю. Л. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого - субкультурного - образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября - Здоровье детей. - 2008. - № 24.
19. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Под ред. Васильченко Г. В. М.: Медицина, 1991.
20. Кричевский Р. Л. Лидерство и руководство // Под ред. А.А. Огнева. Воронеж: Очерки организационной психологии, 1998.
21. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Статут, 2007.
22. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: Издательство «Речь», 2000.
23. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика,
1986. — 144 с.
24. Лукьянченко Н. В. Системная семейная психотерапия. Красноярск: РИО СиБУП, 2005.
25. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
26. Лукьянченко Н.В. Системная семейная психотерапия М. Боуена. Красноярск: РИО СиБУП, 2005.
27. Немов Р. С. Психологический словарь / Р.С. Немов. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
28. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед. агентство. М., 1997, - 234 с. стр5
29. Ричардсон Р. У. Семейные узы, которые связывают. Ростов-на-дону: Издательство «Феникс», 1997.
30. РобберМ. А. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
31. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста: 2-е издание / Под редакцией С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2004.
32. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб: Питер, 2003.
33. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. СПб.: Питер, 2007. - С. 174-182.
34. Шибутани Т. Социальная психология. М.: АСТ, 1999.
35. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей. М.: Издательство Альпина Паблишер, 2014.
36. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. Самара, 1999
37. Эльконин Д. Б. Э-53 Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
38. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
39 Adler A. Social interest. Birth order and personality / A. Adler. - New York: Putnam, 1939.
40Erikson E. "Childhood and Society", 2nd ed., 1963
41. Erikson E. The Life Cycle Completed. N.Y.-L., 1982.
42. Familienkonstellationen, Ihr Einfluss auf den Menschen. C.H.Beck’sche Verlagsbuchhandlung, Munchen 1965.
43 .Richardson S. K. The correlation of intelligence quotients of siblings of the same chroniligical age levels. J. juv. Res., 1936, 20, 186-198.
44.Toman W. Family constellation;: Theory and practice of a psychological game. Drawings [by] Minel Okubo Unknown Binding - 1961.