Введение 3
Глава 1. Эволюция этнической и исторической самоидентификации крымских татар 19
Начальный этап формирования крымскотатарской этнической общности 19
1.2.Революция, Гражданская война и советизация крымских татар 27
2. Депортация крымских татар и её последствия 32
Глава 2. Особенности коллективной памяти и исторического сознания крымских татар. 40
2.1. Праздники и памятные даты крымских татар 40
2.2. Памятники, географически локализованные «места памяти» и прочие коммеморативные практики крымских татар 46
2.3 Политическая мифология и особенности исторического национального нарратива крымских татар 52
Заключение 63
Список источников и литературы 71
Практическая актуальность работы. Современное положение России и полиэтничный характер нашего государства обосновывают множество исследований региональных, этнических и политических идентичностей. Вопросы о характере этнической идентичности в том или ином регионе и о коллективной памяти этноса являются объективно важными в контексте общегосударственной безопасности и стабильности, особенно в условиях глобализации и, как следствие, глокализации, которые только обостряют отношения между регионами. Особенную остроту эта проблема приобретает в полиэтничных регионах, коим и является Крым . Кризис марта 2014 года актуализировал целый комплекс социологических, политологических и исторических исследований, посвящённых крымским татарам. Событие, которое по праву можно считать вехой отечественной истории, стало причиной множества проблем и (либо возобновления) споров, которые остаются и могут ещё долгие годы оставаться неурегулированными. В условиях социального кризиса и вхождения в состав другого государства ожидаемо обострилась проблема этнической идентичности крымских татар. Любая идентичность по своей природе исторична и тесно взаимосвязана как с национальными традиция, так и с коллективной памятью социальной группы, в данном случае крымских татар. Существенно важно отметить, что в ходе исторического процесса крымскотатарский этнос потерял территориальную однородность, его нельзя назвать единым. Мы можем говорить о крымских татарах в Турции, где их диаспора по разным оценкам насчитывает от 150 000 до 4 млн. человек. С тем же успехом можно вести разговор о крымских татарах, проживающих на территории Российской Федерации. Отдельную и особо важную категорию крымских татар представляют «крымские крымские татары» — вернувшиеся жертвы депортации 1944 года и их потомки. Именно эта группа крымских татар, недавно вошедшая в состав Российского государства и представляет объект данного исследования. И когда речь идет о крымских татарах, вернувшихся в Крым, мы говорим об особом менталитете и коллективной памяти. Можно выделить три существенные особенности, отличающие новых граждан Российской Федерации от других групп крымских татар:
1) наследие депортации, являющееся тяжёлым сюжетом исторической памяти рассматриваемой группы.
2) сами условия депортации, потеря исторической Родины, суровые условия взаимодействия с русскими и тюркскими народами на местах спецпоселений, а также опыт борьбы за возвращение.
3) обретение исторической родины, национального «места памяти», начиная с 1989 года, и последующие процессы. Важен и тот факт, что лишь две трети депортированных крымских татар вернулись в Крым. По разным оценкам по сей день около 150 тысяч крымских татар проживает в средней Азии, куда они и были депортированы, не имея материальных возможностей для возвращения на свою историческую родину.
В связи с существенными особенностями коллективного сознания исследуемая социальная группа выделяется в отдельную группу с уникальным опытом социальных потрясений. В дальнейшем под обозначением «крымские татары» будут подразумеваться крымские татары, проживающие на данный момент в Крыму: вернувшиеся после долгих лет изгнания и их потомки.
Таким образом, мы имеем широкий опыт социальных потрясений в коллективной памяти крымских татар. Вполне естественным представляется учащение обращений к прошлому в элите крымских татар, что является отражением процесса национальной самоидентификации в меняющемся мире. Так или иначе, крымские татары теперь часть многонационального российского сообщества. Но, при этом, имеет место определённая дисгармония этнической идентичности крымских татар и общенациональной идентичности. Существенным аспектом конфликта является как раз историческая составляющая крымскотатарской этнической идентично сти,
которая изобилует мифами, символами и сюжетами, вступающими в противоречие с российской концепцией истории. Эта проблема представляется действительно важной в условиях вхождения Крыма в территорию Российской Федерации, где он является стратегически важным, но при этом весьма проблемным с точки зрения национальной безопасности регионом. Перспективы интеграции крымскотатарского сообщества в российское общество напрямую зависят от нахождения баланса между двумя конфликтующими представлениями о прошлом. Сама интеграция крымских татар в Российскую Федерацию является обязательным условием осуществления глобализационных процессов и социокультурной модернизации российского общества. В этой связи именно историческая со ставляющая коллективной памяти крымских татар, их представления о своем прошлом, формирующие историческое сознание являются предметом данного исследования. Однако, как будет показано дальше, существует множество толкований понятий «коллективная память», «культурная память», «историческая память» и «историческое сознание». При этом все эти явления в той или иной степени конституируют этническую идентичность.
Как пишет Э. Смит в своей работе «Нации и национализм в глобальную эру», национальное прошлое в качестве компонента идентичности «содержит зерна исторических фактов, вокруг которых вырастает опухоль преувеличений, идеализации, аллегорий и искажений, а вме сте они со ставляют разделяемый широкими кругами общественности исторический рассказ о героическом прошлом, который служит коллективной потребности в настоящем и в будущем»2. Руководствуясь подходом Смита к изучению этнических идентичностей, и во избежание путаницы в дефенициях предмет данного исследования предлагается определять, как национальное прошлое, в качестве компонента этнической идентичности или, если коротко, исторический компонент этнической идентичности. Заметим, что будет исследоваться исторический компонент крымскотатарской этнической идентичности до событий марта 2014 года, которые оказали существенное влияние на коллективное сознание крымских татар, в том числе и историческое. Трансформация исторического компонента этнической идентичности крымских татар в ходе кризиса марта 2014 года и после него является темой для отдельного и весьма перспективного исследования, которое пока, на наш взгляд, еще рано проводить.
Новизна данного исследования заключается вовсе не в использовании новой группы источников или в рассмотрении неисследованного периода и пробела в историческом знании. Она заключается в концептуализации исторического нарратива и общеизвестных фактов из истории крымских татар с точки зрения эволюции использования в крымскотатарской среде тех или иных мифосимволических комплексов, устанавливающих их связь с собственным прошлым. Иначе говоря, речь пойдет о восприятии собственного прошлого этниче ской общно стью крымских татар и об исторической памяти, конституирующей историче скую и этническую идентичность. В то время как отдельные сюжеты крымскотатарской историче ской памяти до статочно изве стны, общая структура памяти крымских - татар остаётся малоизученной. Будет рассмотрена «травматичность памяти» крымских татар как определяющая характеристика их этнической идентичности и исторического сознания. Остаётся малоизученным конструирование исторического прошлого крымских татар современной элитой этого народа. Существует достаточно большое количе ство историче ской литературы по вопросам крымскотатарской истории, однако полноценная картина истории развития исследуемого этноса была представлена в очень небольшом количестве работ.
В дореволюционной историографии преобладал географически описательный подход, представленный, например, в «Большом землеописании Бюшинга», в части, посвященной Крымскому ханству за авторством Тунманна3. В XIX веке крупнейшим историком, сделавшим
наибольший вклад в исследования о Крымском ханстве, был Василий Дмитриевич Смирнов (1846 — 1922). Особенно важное значение в этом контексте имел первый из его трудов под названием «Крымское ханство под верховенством Османской Порты до начала XVIII века». В ХХ веке наблюдается определенный застой в исследованиях о крымских татарах. Тем не менее можно выделить две крупные работы, отразившиеся на советской историографии, посвященной крымским татарам. Это монография А.Б. Кузнецова «Россия и политика Крыма в Восточной Европе в первой трети XVI века» и более известная и классическая работа А.А. Новосельского «Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в» . Из этих двух исследований последнее считается более достоверным, так как в процессе написания монографии был обработан огромный комплекс документов, чего не было предпринято Кузнецовым.
В целом, вплоть до распада СССР преимущественно по политическим причинам крупных исследований в сфере изучения истории крымских татар не появлялось. Из относительно современных исследований нельзя не упомянуть «Исторические судьбы крымских татар»6 В.Е. Возгрина 1992 года. Эта первая в России попытка создать общеисторический труд, посвященный Крыму, была затем дополнена четырёхтомной «Историей крымских татар» . Данные исследования являются, безусловно, знаковыми в отече ственной историографии истории крымских татар. Также, весьма интересными и значимыми в контексте данного исследования представляются статьи философа и историка Э.С Кульпина, в которых автор рассматривает феномен
Крыма и вопросы самоидентификации крымских татар с точки зрения социоестественной истории . Осмысление послевоенной истории крымских татар также представлено в работах Гульнары Бекировой «Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории)» , «Крымскотатарская проблема в СССР (1944—1991) » которые вышли в 2008 и в 2004 годах соответственно.
В 50-х - 60 —х годах в западной исторической науке основное внимание исследователей было сфокусировано не на послевоенной истории крымских татар, а на развитии пантюркистских и панисламистских идей в крымскотатарской среде. Так, классической стала работа Александра Беннигсена «Ислам в Советском союзе» 1967 года, в которой автор концентрируется на взаимоотношениях СССР с мусульманскими странами в 1917-1958 гг. . В 70-х годах произошел всплеск активности исследований о крымских татарах. Представляется важным выделить из общей их массы работу Алана Фишера «Крымские татары» - подробное и обстоятельное исследование, описывающее историю крымскотатарского народа от Крымского ханства до национального движения за возвращение на родину в конце ХХ века . В процессе написания этого исследования автор провел огромную работу с российскими, турецкими и польскими источниками, а также изучил те немногие письменные источники, что остались непосредственно от Крымского ханства. «История крымских татар» является наиболее фундаментальным исследованием, по священным данной проблематике. Из этого же поколения ученых — крымоведов стоит отметить Эдварда Лаззерини и Эдварда Оллвурта. Их работы вошли в 1988 году в сборник «Татары Крыма. Их борьба за выживание» . Общим изъяном послевоенного изучения крымских татар являлась источниковая база, представленная в основном диссидентской литературой и мемуарами, что отразилось на характере исследований. Однако, несмотря на погрешности этого поколения историков, на основе их трудов, уже после распада СССР, сформировалось новое поколение крымоведов. Среди них — Брайан Уильямс, Грета Уэлинг, Отто Пол, для которых данная тема является уже их непосредственной специализацией . В монографиях Отто Пола «Сталинская карательная система: Статистическая история советских репрессий и террора, 1930—1953» (1997) и «Этнические чистки в СССР. 1937—1949» 16(1999) впервые поднимается вопрос памяти крымских татар о депортации 1944 года. Проблемы этнической идентичности крымских татар и их коллективной памяти, основополагающие для данной работы, находятся в центре внимания исследований Греты Уелинг . Также первое обобщение крымскотатарской истории со времен Алана Фишера было сделано Брайаном Уильямсом в монографии «Крымские татары. Опыт диаспоры и ковка нации» . В ней же автор актуализировал вопросы нациестроительства в рамках диаспоры. Таким образом, можно заключить, что в англоязычных исследованиях, посвященных проблематике крымскотатарской истории, были сделаны большие успехи, в том числе и с точки изучения этнической идентичности и коллективной памяти, однако общей концептуальной работы, посвященной коллективной памяти и историческому сознанию крымских татар, на данный момент нет. Более того, западные исследования представляют собой так сказать «взгляд извне».
Целью данного исследования, таким образом, является построение базовой модели исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности до 2014 года. Разумеется, всестороннее описание этого исторического компонента требует гораздо более масштабного исследования, однако цель данной работы выработать модель, которую затем можно развивать и дополнять новыми исследованиями.
Для построения модели исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности требуется выполнение следующих задач:
1) Исследование этногенеза крымскотатарской этнической общности и этапов формирования исторической памяти этой общности, с целью выявления мифосимволических комплексов, которые наполняют исторический компонент этнической идентичности.
2) Изучение современных коммеморативных практик и памятных дней крымских татар.
3) Анализ национального крымскотатарского нарратива на предмет доминирующих мифосимволических комплексов.
5) На основе сделанных выводов создание «мнемонической карты» истории крымских татар и базового набора мифов и символов, которые конституируют историческую идентично сть, историческую и культурную память и историче ское сознание крымских татар в целом.
Для грамотного выполнения по ставленных задач необходимо использование междисциплинарного подхода и выработка комплексной методологии исследования. Выполнение первой задачи подразумевает исследование условий формирования исторической идентичности крымских татар, как основы этнической идентичности. Для этого необходимо проследить формирование национального самосознания крымских татар. Это предполагает концептуализацию имеющихся знаний о ходе истории крымских татар с привлечением историко-социологической теории изучения наций и национализма. В этой теории можно выделить два фундаментальных подхода. Первый — конструктивистский. Суть данного подхода заключается в представлении наций и национализма исключительно как продуктов деятельности политических элит, и берущих свое начало не в культуре, а в политике и экономике. Среди основополагающих теоретиков конструктивизма можно выделить социолога Бенедикта Андерсона — автора фундаментального труда «Воображаемые сообщества» , а также историка Эрика Хобсбаума и философа и социального антрополога Эрнста Геллнера. Последний внес свой вклад в развитие конструктивизма, разработав собственную теорию национализма, которую он изложил в работе «Нации и национализм» . Недостатком конструктивисткой теории, по мнению ее критиков, является то, что она не объясняет системную устойчивость этнических идентичностей и то, что в конструктивизме объективно преувеличивается роль политических элит . В силу наличия подобных недостатков у вышеописанной теории, более подходящим для данного исследования представляется альтернативный конструктивизму подход к изучению наций и национализма, который называется этно символизм. Теоретики этносимволизма, как и конструктивисты, отвергают примордиальное, естественное происхождение наций, однако считают, что основой формирования наций стали мифы, символы и определенные коммуникационные структуры. По мнению этносимволистов именно этот ресурс используют элиты для мобилизации населения при формировании наций. Мифы, символы и воспоминания при этом есть медленно меняющиеся элементы культуры, что объясняет долговечность этнических идентично стей.
Теоретиками этносимволизма являются Джон Армстронг, Энтони Смит и Джон Хатчинсон. Энтони Смита также можно назвать одним из самых авторитетных исследователей наций и национализма на сегодняшний день, а его работа «Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма» представляется наиболее полным и всесторонним исследованием по данной тематике . Итак, согласно этносимволисткой концепции, устойчивость этнической общности обеспечивается мифосимволическими комплексами, которые актуализируются национальными элитами. Именно мифо символиче ские комплексы, которые составляют исторический компонент крымскотатарской этнической идентичности, и являются предметом данного исследования.
Для того, чтобы выявить условия формирования исторического компонента крымских татар, необходимо концептуализировать имеющиеся исторические данные об этногенезе данной крымскотатарской общности при помощи этно символисткого подхода к изучению наций, что позволит определить основные этапы формирования коллективной памяти крымских татар и их исторического сознания. Под историческим сознанием понимается долговременная историче ская информация, циркулирующая в социуме, которая освещает экзистенциональный смысл общества, поскольку в этой исторической информации совмещены все три временные проекции социума: его прошлое - настоящее - прозреваемое будущее . Характеристика исторического сознания в определенный период истории этноса — это определяющая характеристика для всего исторического компонента этнической идентичности. Для воссоздания полноценной картины эволюции коллективной памяти и исторического сознания крымских татар также будут использованы такие источники, как произведения «отца» крымскотатарского возрождения — Исмаила Гаспринского, а также сказки и легенды крымских татар из сборника «Легенды Крыма», который был издан Н. А. Марксом в Москве 1й выпуск — в 1913 году, второй — в 1914 году и третий в Одессе— в 19 1 7 .
Условия формирования крмскотатарского этноса обусловили определенный и достаточно необычный мифосимволический комплекс, передающийся от предыдущих поколений к современности. Таким образом, предшествующие события определили характер коллективной памяти и исторического сознания. Однако для исследования исторического компонента этнической идентичности крымских татар, помимо выявления условий формирования этого компонента, необходимо также исследовать современную его структуру и определить какие именно мифы и символы вошли в исторический компонент и какую систему они образовали. То есть должна исследоваться коллективная память крымских татар, как основа исторического компонента их этнической идентичности. Здесь заключается сложность, связанная с пониманием таких дефиниций, как «коллективная память», «культурная память» и «историческая память». Сложность состоит и в их определении, и в прослеживании взаимосвязи этих понятий.
Долго е время исследования памяти социальных групп даже не включались в актуальную сферу гуманитарных исследований, однако в 1980¬х годах произошел так называемый «мемориальный бум». В 1882 г. философ культуры Э. Ренан в своей известной работе «Что такое нация?» указывал, что для существования нации необходимы как общие воспоминания, так и коллективное забвение некоторых сюжетов. «А сущность нации в том и состоит, что все индивиды, ее составляющие, имеют между собой много общего и в то же время они забыли многое, что их разъединяет.» . Согласно социологической теории Э. Дюркгейма, для поддержания стабильности социальных структур, для того, чтобы его члены чувствовали историческую преемственность своей группы, они должны помнить некоторые вещи в определенном ключе, а другие вещи коллективно забывать. Общество, таким образом, нуждается в определенном «мемориальном конформизме». Соответственно, память этнической общности является одним из необходимых элементов, обуславливающих ее существование и выступает основой идентичности. Фундаментальным исследованием в сфере исторической памяти стала работа Пьера Нора «Всемирное торжество памяти», которая пока не была опубликована на русском языке. Однако некоторые работы Нора переведены и опубликованы в сборнике «Франция— память» . Существует множество типов классификации типов коллективной памяти. Один из этих вариантов приведен в знаменитой работе Яна Ассмана «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности» . Автор предлагает классификацию из четырех видов памяти: миметическая, предметная, коммуникативная и культурная память. Миметическая память понимается, как память деятельности, которую мы усваиваем в процессе подражания. Предметная память, по теории Ассмана, связана с культурой повседневности. Коммуникативная память — это память, сохраняющаяся в языке и в процессе коммуникации. Это также социальная память, существующая на протяжении трех поколений, передающаяся в процессе межпоколенческой коммуникации.
Ее недолговечность и отсутствие связи с глубоким прошлым отличают этот вид памяти от культурной. Четвертый вид памяти — культурная, это базовые представления о прошлом, закрепленные в памятниках культуры и социальной традиции. Этот вид памяти выполняет функцию передачи смысла. Культурная память создает континуум, в который «более или менее плавно переходят все три вышеназванные области» . В отличие от коммуникативной памяти, которая охватывает только три поколения, культурная память может распространяться вплоть до мифической истории сообщества . Жена Яна Ассмана — Алейда развивает понятие «культурной памяти», описывая ее как «функциональную память» сообщества в своей статье «Рефреймируя память. Между индивидуальными и коллективными формами конструирования прошлого» .
Согласно методологии, предложенной в этой статье, можно выделить 4 типа памяти:
1) Индивидуальная память- личные воспоминания.
2) Коллективная память.
В свою очередь коллективная память представляется достаточно неопределенной и в ней можно выделить три формата: Первый — это социальная память, то, что пережито и передано с помощью определенных коммуникативных систем в данном сообществе. Она постоянно трансформируется. Память о бще ства не однородна: она делится на воспоминания разных поколений. Как у людей примерно одного возраста, получивших схожий исторический опыт (в том числе опыт социальных потрясений), у поколений складываются общие убеждения, ценности, привычки и взгляды.
Второй формат — политическая память. Политические мемориальные конструкты заметно отличаются от индивидуальной и социальной памяти. Во-первых, они не имеют связи с иными воспоминаниями, а стремятся к единству, гомогенности. Во-вторых, политическая память сюжетно вписана в общенациональный нарратив. И в-третьих, эта память укоренена в таких материальных и визуальных знаках, как «места памяти» и памятники, и в таких ритуальных коммеморативных практиках, как церемонии поминовения. Благодаря этому, политическая память обретает устойчивость и способность к межпоколенческой трансляции. Этот тип памяти наиболее близок к устоявшемуся понятию «историческая память».
Третий формат Ассман именует культурной памятью. Автор условно выделяет два типа культурной памяти: «Архив» и «Канон». Канон- общепризнанные культурные нормы и представления, функциональная память. Архив — то, что откладывается, но все еще считается важным для сохранения. У символических знаков культурной памяти более комплексная структура, чем у гомогенной политической памяти. Культурная память ориентирована на более индивидуальные формы участия, такие как чтение, письмо, исследование и анализ. Хотя все эти виды памяти устойчивы, это не значит, что они со временем не трансформируются. Они регулярно о спариваются и испытываются на прочность, что и поддерживает в них жизнь.
Таким образом, исследуя исторический компонент этнической идентичности крымских татар, согласно методологии Алейды Ассманн, мы имеем дело с формами социальной, политической и культурной памяти. Согласно методологии Яна Ассмана — с коммуникативной и культурной памятью. Все эти типы памяти, а также базирующееся на них историческое сознание формируют исторический компонент этнической идентичности. Понятие «историческая память» будет встречаться в этой работе редко по причине неоднозначности самого понятия. Ещё Хальбвакс отмечал, что понятие «историческая память» выбрано неудачно, так как совмещает в себе два других во многом противоположных понятия. В своей статье «Коллективная и историческая память» Хальбвакс писал, что «.история начинается тогда, когда затухает или распадается социальная память» . Итак, исходя из дихотомии истории и памяти, под понятием «историческая память» в данном исследовании будет подразумеваться то, что Алейда Ассман именует «политической памятью». Мемориальным конструктом, вписанным в общенациональный исторический нарратив.
Для построения модели исторического компонента этнической идентичности крымских татар необходим комплексный анализ крымскотатарских коммемораций, как проявлений социальной и политической памяти. Такое изучение будет производиться на основании «Календаря знаменательных и памятных дат крымскотатарского народа», а также некоторых интернет-источников. Помимо этого, необходимо выявить структурные элементы исторического компонента, такие как «мифомотор» — конституирующий миф для какой либо общности, имеющий смысловую и легитимизирующую функцию в контексте существования этнической общности(концепция «мифомотора» была детально разработана Д.Амстронгом) . Также представляется необходимым определить «базовый сюжет»-идеологический конструкт, являющийся системообразующим для коллективной памяти . Такое исследование будет произведено с помощью дискурс—анализа современных интерпретаций мифосимволического комплекса исторической памяти крымских татар, в частности будут разобраны различные точки зрения на происхождения крымских татар, пик обсуждения которых приходится на начало двухтысячных годов. Также необходим дискурс — анализ различного политического нарратива на официальных сайтах крымскотатарских общественных организаций. Это исследование будет дополнено анализом активности в писательской среде крымских татар, как формы проявления «культурного национализма» и показателя современного состояния крымскотатарской интеллектуальной элиты.
Таким образом, подход к изучению исторического компонента этнической идентичности и исторического сознания крымских татар будет включать историко - генетический метод, для исследования условий формирования историче ского компонента этниче ской идентично сти крымских татар с конца XIX — начала XI века в контексте взаимодействия с Российским государством. Также необходим интерпретативный анализ данных, содержащихся в исследовательской литературе. Кроме того, ключевым для построения модели исторического компонента этнической идентичности будет изучение современной коллективной памяти и историче ского сознания крымских татар с применением комплексной методологии memory studies, основанной на работах Пьера Нора, Алейды Ассман и Яна Ассмана. Вышеуказанные методы будут дополнены дискурс — анализом современного крымскотатарского исторического и политического нарратива и исследованием с о стояния писательских кругов. Все вышеприведенные методы позволят создать модель историче ского компонента крымскотатарской этнической идентичности.
Чтобы получить целостное представление об историческом компоненте крымскотатарской этниче ской идентично сти был рассмотрен этногенез крымских татар на протяжении XIX- конца ХХ века с помощью историко - генетического метода. Были выявлены следующие этапы формирования исторического компонента: начальный этап — совпадает с деятельностью Исмаила Гаспринского и началом консолидации трех крымских субэтносов в единый народ. Сочинения Гаспринского и являются основным источником о формировании самосознания у крымскотатарской интеллигенции. Исторический компонент и национальная идентичность у интиллегенции зарождалась под влиянием российской исторической традиции. Одним из актуальных сюжетов в коллективной памяти крымских татар на тот период была массовая эмиграция. В историческом сознании элиты имели место следующие временные проекции: Прошлое — симбиоз с русскими, настоящее- бедственное положение татар в Российской империи, будущее- национальный подъем и объединение тюрко-мусульманских народов в рамках России. Очевидно, что доминирующие представление о прошлом у элиты и у обывателей различались. У последних образ прошлого ассоциировался с династией Гиреев и Крымским ханством, что и было движущим мифом.
Советский этап. Он характеризуется сначала политической формой национализма в период национальной автономией, а затем советизацией крымских татар. Этногенез крымских татар пошел по советскому пути развития. В целом, до войны положение крымских татар было достаточно благоприятным. Это положение сменилось Великой Отечественной войной и депортацией 1944 года. Депортация, которая стала национальной катастрофой и уничтожила ядро культурной памяти крымских татар. С другой стороны, именно в условиях депортации был завершен процесс консолидации крымскотатарского этноса, но уже с советской составляющей. Таким образом, депортацию крымских татар и их пребывание в экзиле (изгнании) можно рассматривать как главный фактор формирования современной крымскотатарской этниче ской идентично сти. В условиях Депортации крымские татары практиче ски утратили родной язык и культурную память. С другой стороны, активизировалась творческая интеллигенция, в частности литераторы. Доминирующим в их произведениях стал сюжет о депортации. Произошел межпоколенческий разрыв, и важнейшую роль в коммуникации старшего и младшего поколений стали играть рассказы о потерянной родине. Таким образом, базовым сюжетом исторической памяти стала мифологема депортации, а «мофомотором» — миф о потерянной родине. Последний дополнился меньшими по масштабу мифами, такими как самосожжение Мусы Мамута. Историческое сознание, таким образом, характеризовалось следующими временными проекциями: прошлое- сильнейший социальный катаклизм-депортация, настоящее- положение диаспоры на чужой земле, будущее- возвращение в Крым, который получил в данном контексте образ «земли обетованной».
Третьим этапом стала репатриация и возвращение части крымских татар на Родину. Именно в период с репатриации по 2014 год сформировался исторический компонент крымскотатарской этнической идентичности, который и послужил предметом исследования.
После возвращения на родину крымские татары по—прежнему находились на положение диаспоры. В условиях депортации было уничтожено ядро культурной памяти, большая часть гуманитарной интеллигенции также исчезла. Такие условия формирования этноса определили незавершенный культурный синтез у крымских татар. После возвращения на родину начался процесс во сстановления практически с нуля собственной культуры и национальной идентичности.
Для выявления основных черт сформировавшегося после репатриации исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности был проведен анализ памятных дат крымских татар, а также различных коммеморативных практик. Это было дополнено анализом роли географически локализованных «мест памяти» в Крыму и изучением национального нарратива, представленного в историче ских спорах, публицистике и политическом дискурсе. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: после репатриации, основным источником для воспроизводства национального самосознания стали мифы, символы и сюжеты, сохранившиеся в коммуникативной памяти, в которой доминирующим стал сюжет о депортации. Таким образом, мифологема депортации, включающая в себя военные мифы и такие микромифы, как самосожжение Мусы Мамута, стала «базовым сюжетом» исторической памяти или, если использовать терминологию Алейды Ассман, главным мемориальным конструктом политической памяти крымских татар. Этот конструкт стал системообразующим для всего исторического компонента крымскотатарской этниче ской идентичности, будучи укорененным в мемориальных местах и памятниках, и поддерживаемым коммеморативными практиками, связанными с 18 мая, как днем депортации. 18 мая в таком контексте отражает весь исторический нарратив, связанный с угнетениями крымских татар после присоединения к Российской империи. Депортация в данном нарративе выступает, как кульминация более чем векового процесса угнетения. Дополнительными источником формирования нарратива о депортации стал первый и единственный крымскотатарский фильм «Хайтарма», в котором рассказ о Великой Отечественной войне и депортации ведется от лица Амет-Хана Султана. Также в политическом нарративе весьма популярен сюжет о крымскотатарской автономии, существовавшей в годы Гражданской войны. В «Календаре знаменательных и памятных дат крымскотатарского народа» много места занимают дни рождения исторических персоналий, связанных с национально-освободительным движением. Самыми популярными персоналиями в данном контексте являются Исмаил Гаспринский, Номан Челебиджихан и Муса Мамут. Память о них поддерживается такими коммеморативными практиками, как наименования улиц, районов и учреждений. Характерной чертой именно политического нарратива Меджлиса крымскотатарского народа стал образ России, как «врага».
До репатриации «движущим мифом» у крымских татар было возвращение на родину и образ Крыма, как «земли обетованной». Одновременно это было одной из временных проекций в историческом сознании крымских татар- проекцией будущего. После возвращения на родину этот сюжет трансформировался с одной стороны в некую «одержимость землей», которую демонстрировали крымские татары. Это выразилось в том, что крымские татары стремились возвращаться именно в те поселения, где жили их семьи до депортации и заниматься традиционными для их фамилий видами деятельности. Следствием этого стали самозахваты земельных участков в Крыму. Таким образом, миф о Крыме, как «земле обетованной» во многом потерял актуальность, а наполнявшие его более мелкие мифы, как история о само сожжении Мусы Мамута, стали частью мифологемы депортации. Соответственно, в ходе восстановления национальной идентичности вместе с культурной и исторической памятью начался процесс конструирования нового «мифомотора».
В духе этого процесса развернулись дискуссии о происхождении крымских татар. По итогам этих дискуссий самым популярным оказался миф о происхождении от Крымского ханства. С точки зрения социальной популярность этого мифа обусловлена множеством «мест памяти», географически локализованных в Крыму и пользующихся большой популярностью, таких как Ханский дворец. С политической точки зрения наследие Крымского ханства позволяет пр етендовать на высокий политический статус и особую идентичность, отличающую крымских татар от других татарских народов. В национальной политической мифологии крымских татар миф о происхождении, миф о «золотом веке» и идентификационный территориальный миф сливаются в одном мифе о Крымском ханстве, который несет в себе множество смыслов и символов. Попытки национальной интеллигенции сконструировать «мифомотор» на основе сюжета о Крымском ханстве были отчасти успешны, однако диаспоральное положение крымских татар осложнило этот процесс. В диаспорах «мифомотор», как правило, носит этнорелигиозный характер. В среде старшего и среднего поколения крымских татар ислам был вытравлен советским режимом, однако молодое поколение подвержено его влиянию. Исследования Э.С. Кульпина подтверждают, что религиозная принадлежность для молодых крымских татар становится одним из основных критериев самоидентификации. Таким образом, можно утверждать, что роль «мифомотора» в крымскотатарской среде до кризиса 2014 года выполнял с одной стороны миф о происхождении от Крымского ханства, а с другой в роли «мифомотора» для молодого поколения выступает ислам. Он же восполняет отсутствие в историческом сознании крымских татар концепта будущего.
Анализ «Календаря знаменательных и памятных дат крымскотатарского народа» показал большое количество дат, связанных с культурными достижениями крымских татар, национальными деятелями культуры. Однако стоит учитывать тот факт, что культура крымских татар была почти уничтожена в условиях депортации, а родной язык практически забыт. Учитывая подобную ситуацию, можно предположить, что большое количество памятных дней, связанных с культурой и, в особенности, литературой крымских татар, вкупе с актуализацией личности Исмаила Гаспринского, является историческим символическим ресурсом для политики восстановления крымскотатарского языка и культуры.
Помимо всего прочего, анализ памятных дат выявил элементы общетюркской культурной и исторической идентичности в среде крымских татар. Подобная особенность вместе с популярностью ислама делают размытыми границы крымскотатарской этнической идентичности.
Обобщая вышесказанное, можно обрисовать следующие черты исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности: «базовым сюжетом» исторической памяти является мифологема депортации, которая является кульминацией исторического нарратива об угнетениях крымских татар. Одновременно сюжет о депортации неразрывно связан с памятью о Великой Отечественной войне. Данный мемориальный конструкт основан как на коммуникативной памяти крымских татар, так и на творчестве крымскотатарских писателей, писавших про депортацию. Роль «движущего мифа» (мифомотора) для интеллектуальной элиты крымских татар выполняет миф о происхождении от Крымского ханства, которое представляется как «золотой век». Для крымскотатарской молодежи «движущий миф» носит религиозный характер. Коллективная память крымских татар о своей культуре и виднейших ее представителях является символическим ресурсом для политики возрождения крымскотатарского языка и культуры.
Историческое сознание крымских татар обладало определенной целостностью до репатриации, оно включало в себя проекции прошлого, настоящего и будущего. После возвращения на родину историческое сознание трансформировалось. Прошлое в историческом сознании стало отождествляться не с родиной или «золотым веком», а с депортацией. Настоящее выражается в борьбе за свою землю и возрождении культуры, а временная проекция будущего в историческом сознании отсутствует. Таким образом, можно утверждать, что историческое сознание крымских татар не обладает целостностью и по большей части только фокусируется на прошлом.
Таким образом, исторический компонент этнической идентичности крымских татар в период до 2014 года проходил процесс реконструирования, крымские татары заново открывали свою историю и историческую идентичность. Коллективная память, состоящая из коммуникативной и политической памяти, основывалась на опыте социальных потрясений и образе трагедии, она обременена сюжетами о поражениях и угнетениях. Травматические воспоминания стали фактором консолидации исследуемой группы крымских татар. Эти воспоминания могут использоваться как мобилизационный ресурс, однако такая память чрезвычайно тяжела для ее носителей. При этом историческое сознание крымских татар не обладает цело стно стью и сфокусировано на трагичном прошлом, не обладая проекцией, концептом будущего. Также, как уже было замечено, в историческом компоненте важную роль играет общетюркская историческая идентичность и исламский элемент. Результатом этого является непрочность крымскотатарской этнической идентичности. Основными маркерами этнической идентичности являются религия и исторический нарратив, при отсутствии таких традиционных маркеров, как язык. Стоит заметить, что условия формирования крымскотатарского этноса обусловили советизацию и русификацию этнической общности крымских татар, что проявилось с одной стороны в утрате национального языка и веры, а с другой во включении в исторический компонент этнической идентичности советских элементов. Так, системообразующая мифологема исторической памяти крымских татар- миф о депортации, включает в себя сюжет о Великой Отечественной войне. Среди географически локализованных в Крыму «мест памяти» есть как Бахчисарай- столица Крымского ханства, так и город-герой Севастополь. Соответственно, можно заключить, что, помимо чрезвычайно травматичного характера и незавершенности формирования, основной характеристикой исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности является его синкретично сть.
Безусловно, приведенное выше описание исторического компонента крымскотатарской этнической идентичности являет собой лишь базовую модель, заготовку для более полного исследования, которое должно включать в себя социальные опросы и интервьюирования среди крымских татар. Более того, вхождение Крыма в состав Российской Федерации неминуемо отразились на восприятии крымскими татарами своего прошлого, актуализировав самые тяжелые сюжеты их коллективной памяти. И сейчас, пока процесс социокультурной интеграции крымских татар в российское сообщество еще не завершен, рано делать какие-либо выводы о том, как именно после 2014 года изменился исторический компонент этнической идентичности крымских татар. Однако рано или поздно такое исследование нео бходимо будет провести, что бы со ставить полноценную картину восприятия крымскими татарами своего прошлого и того, как это восприятие формирует их этническую идентичность.
Книги
1. Изидинова С. Р Половцы. Мифы и исторические реалии.Севастополь.: СО 'ЭКОСИ-Гидрофизика, 1995. — 122 с.;
2. Сказки и легенды крымских татар/ сост. А.Г.Зарубин, В.Г. Зарубин. Симферополь.: Дар, 1991. — 158 с.
Статьи
3. Кудусов Э. Мы не толпа. Мы крымские татары, мы — народ // Крымские татары - гордость тысячелетий. Симферополь, 2001. — С.6 —8
Электронные ресурсы
4. Бекирова Г.Т. Его звали Сабырлы...//Крым.Реалии:информационный сайт, 2005. — URL:http://ru.krymr.com/a/26984388.html (дата обращения: 28.03.17);
5. В Крыму вспоминают жертв депортации: на месте мемориала установлен закладной камень//ВЕСТИ.Ки: ежедн. интернет-изд.2016.
18 мая. — URL:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2754924 (дата обращения:28.03.17);
6. В Партените появился памятник крымскотатарскому герою// аудеТинтернет-газета.2014.19 мая. — URL: http://avdet.org/ru/2014/05/19/ v-partenite-poyavilsya-pamyatnik-krymskotatarskomu-geroyu/ (дата обращения:28.03.17);
7. Галустян А. Крымскотатарское эго//Коммерсант.ru
[Электронный ресурс]. электрон.журн. 2015. 23 марта.— URL: http:// kommersant.ru/projects/crimeantatars (дата обращения: 28.03.17);
8. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения.// ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия: электр. журн. 2017. — URL: http://intelros.ru/index.php?newsid=200 (Дата обращения: 03.04.17);
9. Главная страница//Информационный центр крымских татар: электрон.журн. — URL: http://cidct.org.ua/ (дата обращения: 19.04.17);
10. Главная страница//Крым и крымские татары: электрон.журн. — URL: http://www.kirimtatar.com/ (дата обращения: 03.04.17);
11. День национального траура у крымских татар // Информационный центр крымских татар:электрон.журн. — URL:http://cidct.org.ua/den- natsionalnogo-traura-u-kryimskih-tatar/ (дата обращения: 10.04.2017).;
12. Исламское освобождение Крыма и новая война на Юге России // Майор Ипатьев: личный сайт. — URL: http://mayoripatiev.ru/1382966579 (дата обращения: 15.04.17).;
13. Календарь знаменательных и памятных дат крымскотатарского народа.
2014г/сост. Белялова Д. Симферополь.: КРП "Издательство
"Крымучпедгиз", 2013.[Электронный ресурс]. — URL:
http://docslide.net/education/-2014--55848c7bc8e7d.html (дата обращения 28.04.17);
14. Крымскотатарская литература: былое и думы//ГБУК РК «Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринског о»:офиц. сайт./сост. Г. Усеинова. 2006.14 апр. — URL:
http://gasprinskylibrary.ru/node/256 (дата обращения:29.03.17);
15. Крымскотатарский народ заявил о своем праве на самоопределение в составе Украины// Новости Крыма.Крымская служба новостей: ежедн. интернет.изд. 2014. 15 марта. URL:http://news.allcrimea.net/news/ 2014/3/15/krymskotatarskii-narod-zayavil-o-svoem-prave-na samoopredelenie-v-sostave-ukrainy-7566/ (дата обращения: 03.04.17);
16. Крымские татары. Герои Великой Отечественной войны// БЕЗФОРМАТА.RU:электрон.журн. — URL:http://simferopol. bezformata.ru/ listnews/geroi-velikoj-otechestvennoj-vojni/1997005 (дата обращения: 29.03.17);
17. Крымские татары раскололись. Противник меджлиса рассказал о кровавом сценарии// MKRU: ежедн. интернет-изд. 2014.21 марта. — URL: http://www.mk.ru/politics/interview/2014/03/21/1002049kryimskie- tataryi-raskololis-protivnik-medzhlisa-rasskazal-o-krovavom-stsenarii.html (дата обращения:15.04.17);
18. Крымские татары: Стратегия XXI века// Милли Фирка: официальный
сайт.2010.28 мая. — URL:tp://qtmm.org/ru/%D0%BE%D0% B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE% D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8FD0%B%D0%BC %D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0 %BA%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%82 % D 0 % B 0 % D 1 % 8 2 %
%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD %D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0 (дата обращения: 28.03.17);
19. Культура // Крымскотатарская газета avdet.org.— URL: http://avdet.org/ ru/category/culture/ (дата обращения: 28.03.17).
20. Лидер Меджлиса направил письмо Послу Китая// Агентство «Крымские новости»: ежедн.интернет-изд. 2014. 14 февр. — URL: http://qha.com.ua/lider-medjlisa-napravil-pismo-poslu-kitaya-133270.html (дата обращения: 03.04.17);
21. Памятник Исмаилу Гаспринскому// 2do2go: сетевое издание.2007.25 янв. — URL:http s://www.2do2go.ru/places/40699/pamyatnik-ismailu- gasprinskomu( дата обращения :28.03.17);
22. Памятник жертвам депортации крымских татар установят в Крыму// РИА:НОВОСТИ: ежедн.интернет-изд.2016.14 июня. — URL: https:// ria.ru/society/20160614/144749338.html(датаобращения:28.03.17);
23. Положение о Меджлисе крымскотатарского народа/Mlem-i Medeniyе: сетевое издание.URL:http://medeniye.org/ru/node/37 (дата обращения: 28.03.17);
24. Постановление ГКО от 11 мая 1944 года № ГКО 5859сс «О крымских т
атарах»//Викитека:электрон.библ.: URL:https://ru.wikisource.org/wiki/
%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0 %
B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0% 9A%D0%9E_%E2%84%96_5859%D1 %81%D1%81_%D0%BE%D1
%82_11.05.44 (дата обращения:29.03.17);
25. Постановление Курултая о национальном гимне//Агентство «Крымские новости»:ежедн.интернет.изд.2012.24 мая.URL:http://qha.com.ua/ru/ obschestvo/postanovlenie-kurultaya-o natsionalnom-gimne/111874/ (дата обращения: 28.03.17)
Кинофильмы
26. «Хайтарма» (реж. Ахмет Сайтаблаев, 2012)
Литература
Монографии
27. Андерсон Б. Воображаемые сообщества/ пер. с англ. В.Г.Николаева; науч.ред. С.П. Баньковской. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. — 416 с.;
28. Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.;
29. Барбашин М.Ю.Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. 3 -е. Ростов на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 429 с.;
30. Бекирова Г. Т. Крымскотатарская проблема в СССР (1944-1991).Симферополь.: Оджакъ, 2004. — 330 с.;
31. Бекирова Г.Т. Крымские татары. 1941-1991. (Опыт политической истории). Симферополь.: Тезис, 2008. - 479 с.;
32. Водарский Я.Е., Елисеева О.И., Кабузан В.М. Население Крыма в конце XVII — конце XX века (численность, размещение, этнический состав). М.: ИРИ РАН, 2003. — 160 с.;
33. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М.: Мысль,1992 . —448 с.;
34. Возгрин В.Е. История крымских татар: очерки этнической истории коренного населения Крыма в четырех томах. Симферополь.: Тезис, 2013 . — Кн. 1 —4;
35. Геллнер Э.А. Нации и национализм/ пер. с англ. Т.В. Бердиковой и М.К. Тюнькиной; науч. ред. И.И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. — 320 с.;
36. Дробижева Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества М.: ИЭИА, 1994. —236 с.;
37. Крикун. Е.В. Памятники крымскотатарской архитектуры. Симферополь.: Крымучпедгиз, 1998. — 112 с.;
38. Кузнецов А.Б. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века / Ист.-социол. ин-т Морд. гос. ун-та им. Н.П.Огарева. - Саранск: Красный Октябрь, 2002. — 256 с.;
39. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. М. — Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. - 452 с.;
40. Смит Э.Д. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма/ пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова и Э.С.Загашвили; науч. ред. А.В.Смирнова. М.: Праксис, 2004. — 464 с.;
41. Тунманн И.Э. Крымское ханство. 2-е изд. Симферополь.: Таврия, 1990. — 96 с.;
42. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок; Пер. с фр. Д. Хапаевой; Науч. конс. Пер.Н. Копосов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 328 с.;
43. Bennigsen A.A. Islam in the Soviet Union. London, New York.: Praeger, 1967. — 272 p.;
44. Fisher A.W. The Crimean Tatars. Stanford, Calif.:Hoover Institution press, 1978. —264 p.;
45. Pohl O.J. The Stalinist Penal System: A History of Soviet Repression and Terror, 1930 — 1953. Jefferson, NC.: McFarland & Company, 1997. - 175 p.;
46. Pohl O.J. Ethnic Cleansing in the USSR, 1937-1949. Westport, CT.: Praeger, 1999. — 200 p.;
47.Smith A.D. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge.: Polity, 1995. — 216 p.;
48. Tatars of the Crimea: Their Struggle for Survival / Ed. by E. Allworth. - Durham; London.: Duke University Press, 1988. - 394 p.;
49. Williams B. G. The Crimean Tatars: The Diaspora Experience and the Forging of a Nation. Leiden: E. J. Brill, 2001. - 520 p.
50. Кульпин Э.С. Трансформация крымскотатарского этноса (1944-1996). Крымские татары: проблемы репатриации. М.: ИВ РАН, с. 38-50. ;
51. Кульпин Э.С. Крымские татары: эволюция самоидентификации // Историческая психология и социология истории. 2013. №2 С.86 — 94.;
52. Кульпин Э.С. Национальные цели крымских татар//Вопросы развития Крыма. Серия «Крымское региональное сообщество: генезис, современное состояние, перспективы». Вып. 16. Симферополь.: СОНАТ. С.331—333;
53. Лаас.Н.А. История крымских татар периода позднего сталинизма и хрущевской "оттепели": экскурс в англоязычную историографию // Проблемы отечественной истории : Источники, историография, исследования. сб. науч. ст. / Отв. ред. М.В. Друзин. — СПб.; К.; Минск : Нестор-История, 2008. С. 247—259;
54. Мамина Н.А. Политические традиции: понятие и структура // СИСП. 2013. №4 (24) С.25—32;
55. Молодяков В. Историче ская политика и политика памяти // Исторические исследования в России —III. Пятнадцать лет спустя / Под редакцией Г.А. Бордюгова. - М.:АИРО-ХХ1, 2011. — С. 16 — 19;
56. Муратова Э. С. Ислам в современном Крыму: индикаторы и проблемы процесса возрождения. Симферополь.: ЧП "Эльиньо", 2006. — 236 с. ;
57. Мустафаев Ш.У Некоторые моменты этногенеза крымских татар // Природа и общество в глобализирующемся мире. Серия СЕИ. Под ред. Кульпина Э.С. Вып. XXV. М.: Энергия, 2005. С.209 - 216;
58. Половнёв А.В. Этноконфессиональные угрозы общественной
безопасности в современной России// Армия и общество. 2011.
№2(26). С. 88 - 94.;
59. Приходько Е. А. Историческая память и историческое сознание // Известия ВолгГТУ 2010. №8 С.94 - 98;
60. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений: В 12 т. / Пер/ с фр. под ред. В.Н. Михайловского. Киев, 1902. Т. 6. С. 87- 101;
61. Шнирельман В.А. Идентичность и образы предков: татары перед выбором// Вестник Евразии.2002. №4. С.128 - 147;
62. Юнусова, Л. Шамиль Алядин (краткий обзор жизни и творчества) // Крымскотатарская литература : сб. произведений фольклора и литературы VIII - XX вв. Симферополь.: Доля, 2002. С. 300-304;
63. Assmann A. Re-framing memory. Between Individual and Collective Forms of Constructing the Past // K.Tilmans, F. van Vree and J. Winter (eds.). Performing the Past: Memory, History, and Identity in Modern Europe. Amsterdam University Press, 2010. P. 35-50;
64. Fisher A. W. Ismail Gaspirali. Model Leader for Asia// Tatars of the Crimea: Their Struggle for Survival / Ed. by E. Allworth. Durham; London.: Duke University Press, 1988. P. 12-14;
65. Uehling G. L. Squatting, Self-Immolation, and the Repatriation of Crimean Tatars // Nationalities Papers. 2000. Vol. 28. № 2. P 317-342;
66. Williams B. G. The Hidden Ethnic Cleansing of Muslims in the Soviet Union: The Exile and Repatriationof the Crimean Tatars // Journal of Contemporary History. 2002. Vol. 37. № 3. P. 323-347.
Электронные ресурсы
67. Крымскотатарская диаспора в Турции (взгляд сблизи)// [Персональный сайт Сервера Садыкова]. 2008. — URL: http://ser-sad.narod.ru/ (дата обращения: 28.03.17);
68. Перепелкин Л, Руденский Н. Этнополитические проблемы крымских та тар// Институт прав человека:официальный с айт. URL:http:// www.hrights.ru/text/b2/Chapter6.html (дата обращения 25.03.17);
69. Хальбвакс. М. Коллективная и историческая память//Журнальный зал: электрон. журн. — URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения: 14.04.17);
70. Шнирельман В.А Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика//Библиотека Гумер: электрон.журн. — URL: https:// vk.com/im?sel=221645850 (дата обращения: 15.04.17)