ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ИП КРУЛИКОВСКАЯ М.В 7
1.1 Описание предприятия и его история 7
1.1.1 Организационная структура ИП 8
1.2 Зарубежный опыт производства танцевальной обуви 9
1.3 Стратегический анализ 13
1.3.1 Анализ внешней среды предприятия 14
1.3.1.1 Оценка макроэкономической среды объекта исследования 15
1.3.1.2 Анализ микроэкономической среды объекта исследования 26
1.3.2 Оценка факторов внешней среды 37
1.3.2.1 Анализ внутренней среды объекта исследования 41
1.3.3 Оценка факторов внутренней среды 46
1.3.4 SWOT-анализ 49
1.4 Оценка финансового состояния предприятия 54
1.4.1 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса 55
1.4.2 Анализ ликвидности баланса 61
1.4.3 Анализ финансовой устойчивости 68
1.4.4 Расчет и оценка динамики основных финансовых коэффициентов 76
1.4.4.1 Расчет показателей оценки деловой активности 76
1.4.4.2 Расчет показателей оценки рентабельности 82
Выводы по разделу 1 86
2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВО¬
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 90
2.1 Описание проекта разработки стратегии развития ИП Круликовская М.В. на
рынке танцевальной обуви 90
2.1.1 Продукт проекта 92
2.1.2 Обоснование цены продукта 93
2.2 План по персоналу 98
2.3 Разработка системы управления проектом 100
2.3.1 Декомпозиция работ, сетевой и календарный графики 100
2.3.2 Матрица разделения административных задач управления 109
2.3.3 Система контроля выполнения проекта 111
2.4 Стратегия продвижения 112
2.4.1 План маркетинга 112
2.4.2 Анализ рынка танцевальной обуви 115
2.4.3 Описание методов продвижения продукта 120
2.5 Разработка финансовой модели в Project-Expert 126
2.5.1 Описание окружения проекта 126
2.5.2 Инвестиционный план. Календарный план 128
2.5.3 План сбыта и план производства 135
2.5.4 Общие издержки 140
2.5.5 Описание финансирования 141
2.5.6 Результаты проекта 142
2.5.7 Анализ рисков проекта 144
2.5.7.1 Анализ безубыточности 144
2.5.7.2 Анализ чувствительности 147
2.5.7.3 Метод Монте-Карло 149
Выводы по разделу 2 151
3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОЗНОЙ ОТЧЁТНОСТИ И АНАЛИЗ
ПРОГНОЗНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 153
3.1 Формирование прогнозной финансовой отчётности с учётом динамики
изменения состояния предприятия без мероприятия 153
3.2 Влияние мероприятия на состояние предприятия 155
3.3 Сравнительный анализ текущего и прогнозного состояния предприятия без
учёта и с учётом реализации мероприятия 156
3.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса 156
3.3.2 Оценка ликвидности баланса 165
3.3.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 173
3.3.4 Оценка деловой активности предприятия 179
3.3.5 Оценка рентабельности 181
Выводы по разделу три 183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 189
ПРИЛОЖЕНИЯ
Реалии Российской экономики требуют от предприятий легкой промышленности повышения эффективности производства,
конкурентоспособности продукции за счет внедрения инноваций, эффективных форм хозяйствования и управления производством, развития
предпринимательской активности. Так, по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, падение в производстве одежды составило - 31,7%, в производстве обуви - 19,1% за счет увеличения стоимости импортного сырья и комплектующих, не производимых отечественными предприятиями.
Для решения поставленных задач и адаптации системы управления производством к постоянно меняющимся условиям агрессивной внешней среды необходимо разрабатывать и совершенствовать имеющиеся стратегии развития.
Стратегия предприятия - это идеология развития, качественная конкретизация в виде ориентиров и состояния предприятий, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей [40].
Развитие легкой промышленности Российской Федерации является одной из стратегических целей Российской Федерации. Это подтверждается разработкой стратегии легкой промышленности на период до 2025 года. Данная стратегия охватывает сегменты текстильного, швейного, кожевенного и обувного производства. Стратегия предусматривает насыщение российского рынка отечественными товарами на 40-50%. Данные цели можно поставить только перед динамично развивающейся отраслью.
По уровню потребления продукция легкой промышленности намного опережает рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и многих других товаров, что подтверждает актуальность развития предприятий легкой промышленности.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - ИП Круликовская М.В.. Предметом данной работы является финансово-
4
экономическое состояние предприятия и его стратегическая позиция.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать проект
формирования стратегии развития ИП Круликовская М.В. на рынке танцевальной обуви.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, оценить и проанализировать начальное состояние ИП Круликовская М.В.: SWOT- анализ и анализ финансового состояния; во-вторых, сопоставить результаты SWOT- анализа и анализа финансового состояния и разработать мероприятия по улучшению состояния предприятия и его развитию; и в-третьих, оценить и провести финансовый анализ прогнозируемого состояния предприятия после реализации предложенных мероприятий.
В выпускной квалификационной работе использовались метод взвешенной бальной оценки, метод анализа и синтеза, метод имитационного моделирования.
При написании данной работы была использована литература таких авторов как Мазур И.И., Томпсон А.А. и другие. Также был использован Интернет- ресурс.
Предметом защиты является проект разработки стратегии развития ИП Круликовская М.В. на рынке танцевальной обуви.
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из трех глав.
В первой главе дается общая характеристика предприятия. Также проводится стратегический анализ предприятия, а именно анализируются внешняя и внутренняя среда. С помощью инструмента SWOT-анализ формируется список приоритетных мероприятий для решения проблем, связанных с взаимодействием факторов внутренней и внешней среды. Проводится анализ текущей финансово¬хозяйственной деятельности предприятия.
Во второй главе разрабатывается и моделируется проект с помощью программного продукта Project Expert. Далее проводится анализ результатов и рисков проекта. На основе методов сетевого и календарного планирования разрабатывается график выполнения работ, матрица ответственности и определяются ключевые события для организации контроля основных этапов
5
проекта.
В третьей главе формируется прогнозная отчетность предприятия «с проектом» и «без проекта», а также проводится анализ прогнозного состояния предприятия.
Целесообразность реализации разработки стратегии продвижения ИП Круликовская М.В. на рынке танцевальной обуви подтверждается результатами, полученными в ходе проработки проекта.
До настоящего времени ИП удовлетворяло текущее положение дел, однако в настоящее время появилась потребность выйти на новые рынки под собственным торговым знаком, не «разрывая» существующие торговые отношения с оптовыми покупателями, ведь обувь производителя под «маркой посредника» пользуется повышенным спросом со стороны потребителя. В связи с эти встает вопрос разработки стратегии развития предприятия как на существующем рынке за счет стратегии проникновения на рынок, так и появляется необходимость рассмотреть возможность реализации стратегии развития рынка.
Во-первых, был проведен стратегический анализ объекта исследования, а именно, ИП Круликовская М.В. С помощью анализа взаимодействия сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами мы убедились в целесообразности стратегического решения, позволяющие через работу с сильными и слабыми сторонами предприятия наилучшим образом использовать возможности и предотвращать отрицательные воздействия.
По завершении стратегического анализа нами были выделены следующий комплекс решений, требующий повышенного внимания со стороны ИП: закрепление на рынке танцевальной обуви путем поиска новых методов распространения продукции ИП и прочного внедрения на рынок танцевальной обуви; проведение маркетинговых исследований и разработка необходимых маркетинговых кампаний и найм торгового представителя ИП и поиск исполнителя бухгалтерского учета.
Так как первое выявленное решение являлось доминирующим по результатам оценок, необходимо было направить все усилия на анализ рынка производителей танцевальной обуви, а также извлечь опыт производства иностранных производств, чтобы выявить, какие факторы влияют на успех компаний на данном
186
рынке. Однако следующим целесообразным шагом было проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях определения возможностей предприятия реализовывать мероприятия, направленные на его прочное внедрение на рынок.
В результате проведения стратегического анализа и анализа финансово-хозяйственной деятельности ИП Круликовская М.В. выявлено, что возможности предприятия позволяют провести следующее наиболее значимое мероприятие - разработку стратегии продвижения ИП Круликовская М.В. на рынке танцевальной обуви.
Проведя анализ иностранного и отечественного производства танцевальной обуви, были получены следующие основные сведения, на основании которых, а также на основании проведенных опросов розничных магазинов, был проработан проект разработки стратегии продвижении ИП на рынке танцевальной обуви. В настоящее время большинство производителей работают исключительно через магазины, являющиеся их официальным представителем, то есть через дистрибьюторов. Собственных магазинов компании не имеют. Производители активно участвуют в танцевальных чемпионатах и фестивалях в качестве спонсора либо же представляют свою обувь в специализированных павильонах. Они начинали свой путь с сотрудничества с тренерами либо же сами являлись профессиональными танцорами, и в настоящее время продолжают производить обувь исключительно в местах основания бренда, что заслуживает уважение и преданность бренду со стороны профессиональных танцоров.
Таким образом, основной задачей проекта является закрепление на рынке танцевальной обуви путем поиска новых методов распространения продукции ИП и прочного внедрения на рынок танцевальной обуви
Длительность проекта: 1 год 9 месяц.
Дата начала проекта: 01.04.2017.
Источники финансирования: собственные средства.
Продукт проекта - обувь для танцев.
При оценке эффективности проекта разработки стратегии продвижения ИП
187
Круликовская М.В. на рынке танцевальной обуви использовался программный продукт Project Expert.
Чистый приведенный доход проекта равен 344 556 рублей и показывает экономический эффект проекта с учетом упущенной выгоды и рисков. Показатель PI, показывающий эффективность проекта, отражая величину сальдо (остатка) денежных потоков от операционной деятельности, приходящегося на единицу продисконтированных инвестиций, равен 1,62. Сумма сальдо притоков от операционной деятельности покроет сумму инвестиционных потоков через 8 месяцев после начала проекта.
Все рассчитанные интегральные показатели соответствуют нормативному значению, следовательно, по всем рассчитанным показателям рассматриваемый инвестиционный проект экономически эффективен, и принесет прибыль, и, следовательно, может быть рекомендован для реализации. Проект обладает достаточной устойчивостью, экономически эффективен и, следовательно, может быть предложен для реализации.
После проведения анализа финансовой устойчивости предприятия «без проекта» и «с проектом» было выяснено, что при дальнейшей деятельности «без проекта» ИП Круликовская М.В. будет находиться в кризисном положении. В таком случае, ИП можно будет рассматривать в качестве неплатежеспособного и находящегося на грани банкротства, так как величина запасов не обеспечена источниками их покрытия Без реализации проекта валюта баланса может уменьшиться на 364 тыс.р. или на 24,46%. Это негативная тенденция, т.к. снижение произошло по всем строкам, что говорит о снижении платежеспособности предприятия, уменьшении хозяйственного оборота, что в свою очередь может быть вызвано сокращением платежеспособного спроса покупателей. Финансово-хозяйственная деятельность ИП «с проектом» улучшается, так как коэффициент самофинансирования начинает стремиться к 1, что показывает соотношение собственных и заемных средств
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Поставленные цели достигнуты.
1 Баев, Л.А. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие по курсовому проектированию / Л.А. Баев, М.Г. Литке. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - 68 с.
2 Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. - http://www.opora.ru/.
3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Закон РФ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ.
4 «О защите прав потребителей». Закон РФ от 7 декабря 1992 г. №2300-1.
5 Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. - М.: Омега-Л, 2004. - с. 664.
6 «О безопасности продукции легкой промышленности». Технический
регламент Таможенного Союза от 9 декабря 2011 г. №876 ТР ТС 017/2011.
7 Центр сертификации РОСПРОМТЕСТ. - http://www.rospromtest.ru.
8 «Правила спортивного костюма Союза танцевального спорта РФ» от 21 декабря 2012 г.
9 Электронный журнал «Легкая промышленность». - www.lp-magazine.ru/.
10 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. - http://chelstat.gks.ru/.
11 Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.
12 Портал танцевального спорта. - http://dancesport.ru/news/news_8320.html.
13 Гражданский кодекс Российской Федерации.
14 Сайт производителя комплектующего для обуви. - www.ac-step.com.
15 Деловой портал Челябинска «Курс дела». - www.kursdela.biz/.
16 Информация о поставщике колодок ООО «Мегапласт». - http://megaplast.biz/.
17 Сайт по маркетингу. - http://powerbranding.ru/.
18 Российский деловой журнал «Эксперт». - http://expert.ru/.
19 Система защищённого электронного документооборота. -
https: //www.kontur-extern.ru.
20 Налоговый кодекс Российской Федерации.
21 «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». Приказ Минфина от 22.10.2012 г. №135.
22 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Закон РФ от 27.07.2006 г. № 137.
23 Дзензелюк, Н.С. Экономический анализ деятельность предприятия: учебное
пособие / Н.С. Дзензелюк, А.С. Камалова, А.С. Заренкова. - Челябинск:
Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -165 с.
24 Дзензелюк Н.С. Финансовый анализ: методические указания / Н.С. Дзензелюк, О.В. Егорова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.- 30 с.
25 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова.- М.: Проспект, 2008.- 424 с.
26 Сайт производителя Supadance. - http://www.supadance.com/our-history.html.
27 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Постановление Правительства от 30 апреля 2014 г. №400.
28 Контур-Экстерн. Система электронной отчетности. - https://www.kontur- extern.ru/.
29 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Постановление Правительства от 28 октября 2016 г. №1098.
30 Федеральный институт промышленной собственности. - http://www1.fips.ru
31 «О техническом регулировании». Закон РФ от 27 декабря 2002 г. №184.
32 Баев, Л.А. Компьютерные технологии в имитационном моделировании экономических процессов на предприятии и в научных исследованиях: учебное пособие / Л.А. Баев, Н.С. Дзензелюк, Н.В. Правдина, В.М. Новосад А.С. Камалова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. -132 с.
33 Курс лекций Правдиной Н.В.
34 Матрица РАЗУ. - http://kafproject.moy.su/load/3-1-0-109.
35 Электронный журнал «Деловой квартал». - http://chel.dk.ru/.
36 Продвижение сайтов в сети Интернет. - www.promo-webcom.by.
37 Мониторинг социальных медиа и СМИ. - https://br-analytics.ru/.
38 Мониторинг социальных медиа и СМИ. - https://vk.ru/.
39 Сервис Яндекс Директ. - https://direct.yandex.ru/.
40 Лясковская Е.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е.А. Лясковская. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015.- 79 с.
41 Производитель танцевальной обуви Aida. - http://www.aidadance.ru/about/.
42 Производитель танцевальной обуви Galex. - http://www.galexrussia.ru/galex
43 Производитель танцевальной обуви Grishko. -
http: //www. grishko. ru/about/partner. php.