ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1931-1952 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ НОВООСКОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1931-1952 ГОДЫ 13
§1. Анализ развития среднего профессионального
педагогического образования в СССР в 1931-1941 годы... 13
§2. Особенности совершенствования среднего
профессионального педагогического образования в 1942-1952 годы 26
ГЛАВА II. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НОВООСКОЛЬСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
УЧИЛИЩЕ В 1931-1952 ГОДЫ 32
§1. Педагогические кадры Новооскольского педагогического
училища 32
§2. Особенности организации учебно-воспитательного
процесса Новооскольского педагогического училища в 1931-1952 годы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 75
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1931-1952 ГОДЫ 13
§1. Анализ развития среднего профессионального
педагогического образования в СССР в 1931-1941 годы... 13
§2. Особенности совершенствования среднего
профессионального педагогического образования в 1942-1952 годы 26
ГЛАВА II. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НОВООСКОЛЬСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
УЧИЛИЩЕ В 1931-1952 ГОДЫ 32
§1. Педагогические кадры Новооскольского педагогического
училища 32
§2. Особенности организации учебно-воспитательного
процесса Новооскольского педагогического училища в 1931-1952 годы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 75
Актуальность исследования. В современной российской
педагогической науке заметно увеличился интерес к историческому опыту для решения многих образовательных проблем и вопросов.
Это объясняется тем, что отечественная педагогика настроена на поиск новых путей, методов и фoрм учебнo-вoспитательнoй деятельности, на переосмысление образовательных стандартов. Особенно это относится к среднему профессиональному педагогическому образованию, поскольку высшие учебные заведения не могут в полной мере обеспечить потребность школ и дошкольных учреждений в педагогических кадрах. Между тем, именно педучилища в течение долгого времени продолжают оставаться главным источником пополнения школ учителями начальных классов, а дошкольных учреждений - воспитателями.
Учитывая это, особую значимость представляет анализ формирования образовательной системы педагогических училищ в 1931-1952 годы XX века . Этот период занимает важное место в истории среднего педагогического образования, развивавшегося в соответствии с социально¬экономическими, политическими и культурными процессами, протекавших в стране и отражавшихся в народнохозяйственных планах. Опора на накопленный исторический опыт позволит избежать возможных негативных последствий и ошибок современных инновационных процессов в системе среднего профессионального образования.
В этой связи, важным является выявить вклад Новооскольского педагогического училища, являвшегося в 1931-1952-е годы источником пополнения учительских кадров не только для школ Курской области, но и региона в целом.
Изучение деятельности Новооскольского педагогического училища в период 1931-52 годов позволит проследить на конкретном материале историю среднего педагогического образования как источника профессиональной подготовки; выявить общее и особенное в развитии педагогического образования среднего звена и др.
Объект исследования - общее и особенное в развитии средних специальных педагогических учебных заведениях в СССР в 1931-1952 годы.
Предметом исследования являются основные этапы, направления развития, а также особенности образовательной деятельности Новооскольского педагогического училища в исследуемый период.
Целью диссертации является изучение истории развития среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1931-1952 годы по материалам Новооскольского педагогического училища.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-экономические и исторические аспекты развития среднего специального педагогического образования в 1931-1941 годы.
2. Проследить особенности развития советского среднего специального педагогического образования за 1942-1952 годы.
3. Проанализировать особенности кадрового обеспечения Новооскольского педагогического училища.
4. Выявить особенности учебно-воспитательной деятельности
Новооскольского педагогического училища.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 30-х годов XX века по 1952 год. Нижние граница определяется периодом реализации в СССР политики по ликвидации неграмотности, осуществлении культурной революции, введением всеобщего обязательного начального обучения. Она определила пути развития среднего профессионального образования и заложила основы качественного обновления в сфере подготовки учительских кадров.
Верхние хронологические рамки ограничены 1952 годом, что связанно с усовершенствованием системы обучения в среднеспециальных педагогических учебных заведениях в послевоенных условиях.
Географические рамки: в целом - определены территорией СССР, на которой формировалась система среднего профессионального педагогического образования. В частности - Нoвooскoльским районом, который на тот период входил в состав Курской области, на территории которой действовало Нoвooскoльскoе педагогическое училище, определившее подготовку учительских кадров в регионе.
Источниковая база исследования представлена архивными и опубликованными материалами. Использованные в исследовании источники можно разделить на несколько групп в зависимости от видов источников и научных материалов:
- официальные документы: материалы съездов, указов и постановлений по вoпрoсам oбразoвания;
- архивные материалы (уставы, учебные программы, контингент педколлектива и учащихся, отчеты и пр.), касающиеся функционирования Новооскольского педагогического училища;
- научные издания по теме исследования.
Среди официальных документов в настоящем исследовании были использованы: Директивы XVIII съезда ВКП(б); Постановление ЦК ВКП(б) «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; Постановление ЦК ВКП(б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» и др.
Архивные материалы представлены документами Государственного архива Белгородской области (ГАБО), по которым выявлялись сведения о педагогических кадрах и особенностях организации учебно-воспитательного процесса Новооскольского педагогического училища за 1931-1952 годы: паспорт Новооскольского педагогического училища за 1930 год; смета расходов и штатное расписание Новооскольского педагогического училища; общая характеристика работы педучилища за разные учебные годы; изучение предметов в Новооскольском педучилище по новой программе за 1944-1945 год; контингент учащихся за разные учебные годы и др.
Среди материалов по истории Новооскольского педагогического училища использованы такие работы как: В.И. Колесников, В.В. Овчинников и др.
Таким образом, системное изучение перечисленных видов источников способствовало проведению объективного и достоверного исследования.
Степень изученности темы. Степень изученности темы данного исследования представлена, прежде всего, трудами ученых историков и педагогов в области развития среднего прoфессиoнальнoгo педагoгическoгo oбразoвания за период 1931-1952 годов.
Среди авторов трудов, исследующих историю становления и развития среднего специального образования в России следует выделить: И.М. Богданова, H.H. Иорданского, В.И. Смирнова, Т.В. Филоненко и др.
Ценность книги И.М. Богданова состоит в том, что он подробно представил динамику показателей грамотности и образования по данным всех советских переписей населения: 1920, 1926, 1939 и 1959 годы по РСФР и союзным республикам .
Н.Н. Иорданский в своем труде, главным образом, рассматривал проблемы организации школы в современном ему обществе . Автор, понимая школу как автономный общественный и хозяйственный механизм, главное внимание уделял вопросам администрирования, финансового управления и самоорганизации педагогического и школьного коллективов .
Т.В. Филоненко рассматривает влияние педагогической науки на становление образовательной политики в России во второй половине XIX - начале XX в. В его статье обосновывается мысль о том, что педагогическая наука выступала решающим (на стратегическом уровне) фактором становления образовательной политики в России.
Развитию системы подготовки кадров в 30-е годы ХХ века посвящены работы таких авторов как: М.В. Лебедева, А.В. Новичков, В.П. Попов и др. Общим для этих автором является вывод о том, что в связи с начавшимся циклом пятилеток и индустриализацией, советская власть особо пристальное внимание обращает на усовершенствование подготовки специалистов.
А.В. Новичков в своей статье подчеркивает, что в связи «с ускоренными темпами введения всеобщего обучения в начале 1930-х годов потребность в учительских кадрах стала огромной, а их дефицит хроническим и прогрессирующим» . Для разрешения этой проблемы был разработан пятилетний план подготовки кадров советской интеллигенции.
В книге В.П. Попова, указывается, что с начала 30-х годов обучение «частично возвращается к дореволюционной традиции и, следовательно, освобождается от узкой специализации» .
Образовательной политике в годы Великой отечественной войны было уделено внимание таких ученых как: Р.Н. Юренев , З.И. Гузненко и др. В работах этих авторов рассматривается комплекс мероприятий,
проводившихся государством в области образования в годы Великой отечественной войны. Среди первостепенных мер (эвакуация детей и подростков; медицинское обслуживание; обеспечение детей продуктами питания, обувью, одеждой и пр.), решались такие вопросы как сохранение высшего и среднего педагогического образования.
Подготовке кадров в средних специальных заведениях страны в послевоенное время посвящены труды таких автором как: М.К. Нагиева , В.П. Попов и др. Общим для этих авторов является утверждение о том, что в целом для послевоенного периода характерны разработка новых методик, обновление учебных программ, расширение изучаемых дисциплин для среднего специального образования. Подчеркивается приоритет практики над теоретическими знаниями.
Значительный интерес представляет монография М.И. Дейнеко, в которой он на основе анализа данных статистики справедливо приходит к выводу, что «введение в СССР всеобщего обучения детей является крупнейшим шагом вперёд по пути развития советского общества...» . Особое внимание автор обращает на расширение сети школ и увеличение контингента учащихся, что вызывало потребность в пополнении учительских кадров .
Отличительной чертой публикаций о периоде 1931-1951 годов было рассмотрение развития системы среднего специального образования с позиций положительной динамики, роста показателей, достижений советской эпохи. На основе всестороннего изучения архивных материалов исследователи показали динамику увеличения числа учительских кадров.
Особую значимость для раскрытия темы представляют работы, исследующие историю развития среднего специального образования в Центрально-Черноземном регионе. Региональный компонент по истории становления и развития педагогического oбразoвания, представлен такими авторами как: С.Ю. Галкина, В.М. Кузьмина, В.В. Огневщиков, В.П. Попов, Н.А. Постников Д.А. Терещенко и др.
Статья С.Ю. Галкиной раскрывает важнейшие аспекты правительственной политики в сфере народного просвещения первой половины XX века и основные особенности ее практической реализации в Курской области. Особое внимание уделено проблемам организации, финансирования и кадрового обеспечения начальных учебных заведений в области.
В.М. Кузьмина рассматривает деятельность партийно-государственных органов Центрально-Черноземного региона в 1929-1940 годах, направленных на создание и развитие учительских учебных заведений .
О работе средних специальных заведений Курской области в послевоенный период говорится в статье В.В. Огневщикова .
Значительный вклад в изучение становления и развития педагогического образования Центрально-Черноземного региона внесли: В.В. Овчинников , В.И. Колесников и др.
В работе В.В. Овчинникова раскрывается история создания Новооскольского педагогического училища, работа педколлектива и особенности учебно-воспитательного процесса .
Значимой является также работа В.И. Колесникова, посвященная истории образования в Новоосколье . Один из очерков посвящен педагогической деятельности руководителей и педагогов Новооскольского педагогического училища.
Мы видим, что отечественными учеными-историками и педагогами дана всесторонняя оценка основных направлений правительственной политики в сфере среднего специального педагогического образования за 1931-1952 годы XX века, а также состояния научнo-вoспитательнoй и материально-технической базы сузов.
Однако, следует признать, что в настоящий момент вопрос формирования и развития среднего профессионального педагогического образования в 1931-1952 годы в трудах исследователей представлен фрагментарно. Практически во всех работах, описана история только его отдельных крупнейших и старейших учебных заведений, труды ограничены небольшим хронологическим периодом изучения истории становления.
Отсутствует системный подход в осмыслении роли Новооскольского педагогического училища в подготовке учительских кадров региона. Это явилось обоснованием выбора темы нашей работы по истории среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1931-1952 годы (по материалам Новооскольского педагогического училища).
Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, позволяющие рассмотреть процесс формирования Новооскольского педагогического училища в закономерном и последовательном развитии и провести анализ образовательной деятельности с учетом конкретных исторических условий.
В выпускной квалификационной работе применялся сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, статистический и структурно-функциональный методы, что позволило достаточно полно и достоверно реконструировать процесс создания и функционирования Новооскольского педагогического училища.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка провести обобщённое исследование формирования и функционирования Новооскольского педагогического училища,
выполненное на основе широкой источниковой базы. В результате проведенного исследования раскрыт кадровый состав, особенности учебно - воспитательного процесса в Новооскольском педагогическом училище в исследуемый период. Выделены основные особенности развития среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1930-е - 1950-е годы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе содержатся выводы и положения по осмыслению процесса развития среднего специального педагогического образования в изучаемый период, что представляет интерес для использования этого опыта в совершенствовании подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.
Структура диссертации. Настоящая работа сoстoит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
педагогической науке заметно увеличился интерес к историческому опыту для решения многих образовательных проблем и вопросов.
Это объясняется тем, что отечественная педагогика настроена на поиск новых путей, методов и фoрм учебнo-вoспитательнoй деятельности, на переосмысление образовательных стандартов. Особенно это относится к среднему профессиональному педагогическому образованию, поскольку высшие учебные заведения не могут в полной мере обеспечить потребность школ и дошкольных учреждений в педагогических кадрах. Между тем, именно педучилища в течение долгого времени продолжают оставаться главным источником пополнения школ учителями начальных классов, а дошкольных учреждений - воспитателями.
Учитывая это, особую значимость представляет анализ формирования образовательной системы педагогических училищ в 1931-1952 годы XX века . Этот период занимает важное место в истории среднего педагогического образования, развивавшегося в соответствии с социально¬экономическими, политическими и культурными процессами, протекавших в стране и отражавшихся в народнохозяйственных планах. Опора на накопленный исторический опыт позволит избежать возможных негативных последствий и ошибок современных инновационных процессов в системе среднего профессионального образования.
В этой связи, важным является выявить вклад Новооскольского педагогического училища, являвшегося в 1931-1952-е годы источником пополнения учительских кадров не только для школ Курской области, но и региона в целом.
Изучение деятельности Новооскольского педагогического училища в период 1931-52 годов позволит проследить на конкретном материале историю среднего педагогического образования как источника профессиональной подготовки; выявить общее и особенное в развитии педагогического образования среднего звена и др.
Объект исследования - общее и особенное в развитии средних специальных педагогических учебных заведениях в СССР в 1931-1952 годы.
Предметом исследования являются основные этапы, направления развития, а также особенности образовательной деятельности Новооскольского педагогического училища в исследуемый период.
Целью диссертации является изучение истории развития среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1931-1952 годы по материалам Новооскольского педагогического училища.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-экономические и исторические аспекты развития среднего специального педагогического образования в 1931-1941 годы.
2. Проследить особенности развития советского среднего специального педагогического образования за 1942-1952 годы.
3. Проанализировать особенности кадрового обеспечения Новооскольского педагогического училища.
4. Выявить особенности учебно-воспитательной деятельности
Новооскольского педагогического училища.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 30-х годов XX века по 1952 год. Нижние граница определяется периодом реализации в СССР политики по ликвидации неграмотности, осуществлении культурной революции, введением всеобщего обязательного начального обучения. Она определила пути развития среднего профессионального образования и заложила основы качественного обновления в сфере подготовки учительских кадров.
Верхние хронологические рамки ограничены 1952 годом, что связанно с усовершенствованием системы обучения в среднеспециальных педагогических учебных заведениях в послевоенных условиях.
Географические рамки: в целом - определены территорией СССР, на которой формировалась система среднего профессионального педагогического образования. В частности - Нoвooскoльским районом, который на тот период входил в состав Курской области, на территории которой действовало Нoвooскoльскoе педагогическое училище, определившее подготовку учительских кадров в регионе.
Источниковая база исследования представлена архивными и опубликованными материалами. Использованные в исследовании источники можно разделить на несколько групп в зависимости от видов источников и научных материалов:
- официальные документы: материалы съездов, указов и постановлений по вoпрoсам oбразoвания;
- архивные материалы (уставы, учебные программы, контингент педколлектива и учащихся, отчеты и пр.), касающиеся функционирования Новооскольского педагогического училища;
- научные издания по теме исследования.
Среди официальных документов в настоящем исследовании были использованы: Директивы XVIII съезда ВКП(б); Постановление ЦК ВКП(б) «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; Постановление ЦК ВКП(б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» и др.
Архивные материалы представлены документами Государственного архива Белгородской области (ГАБО), по которым выявлялись сведения о педагогических кадрах и особенностях организации учебно-воспитательного процесса Новооскольского педагогического училища за 1931-1952 годы: паспорт Новооскольского педагогического училища за 1930 год; смета расходов и штатное расписание Новооскольского педагогического училища; общая характеристика работы педучилища за разные учебные годы; изучение предметов в Новооскольском педучилище по новой программе за 1944-1945 год; контингент учащихся за разные учебные годы и др.
Среди материалов по истории Новооскольского педагогического училища использованы такие работы как: В.И. Колесников, В.В. Овчинников и др.
Таким образом, системное изучение перечисленных видов источников способствовало проведению объективного и достоверного исследования.
Степень изученности темы. Степень изученности темы данного исследования представлена, прежде всего, трудами ученых историков и педагогов в области развития среднего прoфессиoнальнoгo педагoгическoгo oбразoвания за период 1931-1952 годов.
Среди авторов трудов, исследующих историю становления и развития среднего специального образования в России следует выделить: И.М. Богданова, H.H. Иорданского, В.И. Смирнова, Т.В. Филоненко и др.
Ценность книги И.М. Богданова состоит в том, что он подробно представил динамику показателей грамотности и образования по данным всех советских переписей населения: 1920, 1926, 1939 и 1959 годы по РСФР и союзным республикам .
Н.Н. Иорданский в своем труде, главным образом, рассматривал проблемы организации школы в современном ему обществе . Автор, понимая школу как автономный общественный и хозяйственный механизм, главное внимание уделял вопросам администрирования, финансового управления и самоорганизации педагогического и школьного коллективов .
Т.В. Филоненко рассматривает влияние педагогической науки на становление образовательной политики в России во второй половине XIX - начале XX в. В его статье обосновывается мысль о том, что педагогическая наука выступала решающим (на стратегическом уровне) фактором становления образовательной политики в России.
Развитию системы подготовки кадров в 30-е годы ХХ века посвящены работы таких авторов как: М.В. Лебедева, А.В. Новичков, В.П. Попов и др. Общим для этих автором является вывод о том, что в связи с начавшимся циклом пятилеток и индустриализацией, советская власть особо пристальное внимание обращает на усовершенствование подготовки специалистов.
А.В. Новичков в своей статье подчеркивает, что в связи «с ускоренными темпами введения всеобщего обучения в начале 1930-х годов потребность в учительских кадрах стала огромной, а их дефицит хроническим и прогрессирующим» . Для разрешения этой проблемы был разработан пятилетний план подготовки кадров советской интеллигенции.
В книге В.П. Попова, указывается, что с начала 30-х годов обучение «частично возвращается к дореволюционной традиции и, следовательно, освобождается от узкой специализации» .
Образовательной политике в годы Великой отечественной войны было уделено внимание таких ученых как: Р.Н. Юренев , З.И. Гузненко и др. В работах этих авторов рассматривается комплекс мероприятий,
проводившихся государством в области образования в годы Великой отечественной войны. Среди первостепенных мер (эвакуация детей и подростков; медицинское обслуживание; обеспечение детей продуктами питания, обувью, одеждой и пр.), решались такие вопросы как сохранение высшего и среднего педагогического образования.
Подготовке кадров в средних специальных заведениях страны в послевоенное время посвящены труды таких автором как: М.К. Нагиева , В.П. Попов и др. Общим для этих авторов является утверждение о том, что в целом для послевоенного периода характерны разработка новых методик, обновление учебных программ, расширение изучаемых дисциплин для среднего специального образования. Подчеркивается приоритет практики над теоретическими знаниями.
Значительный интерес представляет монография М.И. Дейнеко, в которой он на основе анализа данных статистики справедливо приходит к выводу, что «введение в СССР всеобщего обучения детей является крупнейшим шагом вперёд по пути развития советского общества...» . Особое внимание автор обращает на расширение сети школ и увеличение контингента учащихся, что вызывало потребность в пополнении учительских кадров .
Отличительной чертой публикаций о периоде 1931-1951 годов было рассмотрение развития системы среднего специального образования с позиций положительной динамики, роста показателей, достижений советской эпохи. На основе всестороннего изучения архивных материалов исследователи показали динамику увеличения числа учительских кадров.
Особую значимость для раскрытия темы представляют работы, исследующие историю развития среднего специального образования в Центрально-Черноземном регионе. Региональный компонент по истории становления и развития педагогического oбразoвания, представлен такими авторами как: С.Ю. Галкина, В.М. Кузьмина, В.В. Огневщиков, В.П. Попов, Н.А. Постников Д.А. Терещенко и др.
Статья С.Ю. Галкиной раскрывает важнейшие аспекты правительственной политики в сфере народного просвещения первой половины XX века и основные особенности ее практической реализации в Курской области. Особое внимание уделено проблемам организации, финансирования и кадрового обеспечения начальных учебных заведений в области.
В.М. Кузьмина рассматривает деятельность партийно-государственных органов Центрально-Черноземного региона в 1929-1940 годах, направленных на создание и развитие учительских учебных заведений .
О работе средних специальных заведений Курской области в послевоенный период говорится в статье В.В. Огневщикова .
Значительный вклад в изучение становления и развития педагогического образования Центрально-Черноземного региона внесли: В.В. Овчинников , В.И. Колесников и др.
В работе В.В. Овчинникова раскрывается история создания Новооскольского педагогического училища, работа педколлектива и особенности учебно-воспитательного процесса .
Значимой является также работа В.И. Колесникова, посвященная истории образования в Новоосколье . Один из очерков посвящен педагогической деятельности руководителей и педагогов Новооскольского педагогического училища.
Мы видим, что отечественными учеными-историками и педагогами дана всесторонняя оценка основных направлений правительственной политики в сфере среднего специального педагогического образования за 1931-1952 годы XX века, а также состояния научнo-вoспитательнoй и материально-технической базы сузов.
Однако, следует признать, что в настоящий момент вопрос формирования и развития среднего профессионального педагогического образования в 1931-1952 годы в трудах исследователей представлен фрагментарно. Практически во всех работах, описана история только его отдельных крупнейших и старейших учебных заведений, труды ограничены небольшим хронологическим периодом изучения истории становления.
Отсутствует системный подход в осмыслении роли Новооскольского педагогического училища в подготовке учительских кадров региона. Это явилось обоснованием выбора темы нашей работы по истории среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1931-1952 годы (по материалам Новооскольского педагогического училища).
Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, позволяющие рассмотреть процесс формирования Новооскольского педагогического училища в закономерном и последовательном развитии и провести анализ образовательной деятельности с учетом конкретных исторических условий.
В выпускной квалификационной работе применялся сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, статистический и структурно-функциональный методы, что позволило достаточно полно и достоверно реконструировать процесс создания и функционирования Новооскольского педагогического училища.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка провести обобщённое исследование формирования и функционирования Новооскольского педагогического училища,
выполненное на основе широкой источниковой базы. В результате проведенного исследования раскрыт кадровый состав, особенности учебно - воспитательного процесса в Новооскольском педагогическом училище в исследуемый период. Выделены основные особенности развития среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1930-е - 1950-е годы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе содержатся выводы и положения по осмыслению процесса развития среднего специального педагогического образования в изучаемый период, что представляет интерес для использования этого опыта в совершенствовании подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.
Структура диссертации. Настоящая работа сoстoит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Целью нашего исследования являлось изучение истории развития среднего профессионального педагогического образования в СССР в 1931-1952 годы по материалам Новооскольского педагогического училища.
В результате проведенной работы выявлено, что с 1931 по 1952 годы в СССР сложилась стройная система подготовки специалистов в сфере среднего специального педагогического образования, развивающегося в соответствии с практическими задачами этого периода. Наиболее значимыми из них являлись: реализация всеобщего начального образования, организация широкой школьной сети и подготовка педагогических кадров для начальных школ и дошкольных учреждений.
Нами выявлено, что с 1931 по 1952 годы в СССР сложилась стройная система подготовки специалистов в сфере среднего специального педагогического образования, развивающегося в соответствии с практическими задачами этого периода. Наиболее значимыми из них являлись: реализация всеобщего начального образования, организация
широкой школьной сети и подготовка педагогических кадров для начальных школ и дошкольных учреждений.
Эти вопросы отражались в руководящих постановлениях ВКП(б) и СНК СССР в соответствии с решениями задач пятилетних планов в области народного просвещения. При этом большое внимание уделялось идейно - политическому воспитанию будущих учителей.
В военное время правительством решались такие вопросы как сохранение среднего специального педагогического образования. Были приняты меры к привлечению лиц, имеющих среднее образование, для педагогической работы. Однако, многие из этих учителей не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.
В послевоенный период продолжался активный поиск путей и направлений реформирования среднего специального педагогического образования, его адаптации к новым условиям и требованиям. С повышением количества педагогических училищ обновлялись учебно-методические программы и планы, совершенствовались методы профессиональной подготовки учащихся. В середине 40-х годов ХХ века были изменены сроки обучения с трех на четырех годичные, предъявлялись повышенные требования к знаниям будущих учителей.
При изучении роли педагогического коллектива Новооскольского педагогического училища, установлено, что педагоги становились центром педагогической и методической работы педучилища. В их работе успешно использовалась такие формы как: лекции, вечера, беседы на педагогические темы, кружки, секции и др.
В послевоенные годы коллектив преподавателей Новооскольского педагогического училища пополнился молодыми кадрами, стремившихся давать глубокие знания по предметам курсов. К началу 1950-х годов в училище обновилась учебно-методическая база, сложился стабильный коллектив высокопрофессиональных кадров. Эти достижения были отмечены Приказом Министерства просвещения РСФСР о вынесении благодарности группе преподавателей.
Установлено также что учебно-воспитательная работа в Новооскольском педагогическом училище с самого начала его организации осуществлялась в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б), СНК РСФСР, Наркомпроса и местных органов власти.
При организации учебного процесса важное значение придавалось выполнению требований к получению учащимися училища глубоких знаний в области педагогики и психологии. В учебном процессе соблюдался индивидуальный подход к обучающимся, их интересам и склонностям.
Основной формой обучения являлись теоретические занятия по общеобразовательным предметам и важным специальным дисциплинам. Обучение осуществлялось на основании учебных планов и программ, утвержаемым Наркомпросом.
Для укрепления связи обучения с получением практических умений и навыков учащиеся должны были в обязательном порядке проходить педагогическую практику в начальных классах или детских садах.
Большое внимание уделялось внеурочной работы, основными формами которой были: различные кружки (литературные, юннатские, хоровые и пр.). училище практиковались такие формы занятий как: лекции, вечера, беседы и др. В довоенные годы существования в жизни училища стали складываться свои традиции, сыгравшие огромную роль в организации сплоченного коллектива.
В годы войны, несмотря трудности, китирые прихидились преидилевать, главную задачу по подготовке учителей начальных классов, училище решало успешно.
В послевоенные годы в училище проводилась серьезная работа по совершенствованию методики обучения и воспитания. Были созданы, так называемые предметные цикловые комиссии, которые должны были осуществлять методическую работу по обучению и воспитанию учащихся, уделять внимание постоянному повышению педагогического мастерства и квалификации преподавателей.
Положительную роль в организации работы педколлектива и учащихся играли традиции. Большое значение имели занятий физкультурой и спортом, в которых учащиеся добивались успехов.
В результате проведенной работы выявлено, что с 1931 по 1952 годы в СССР сложилась стройная система подготовки специалистов в сфере среднего специального педагогического образования, развивающегося в соответствии с практическими задачами этого периода. Наиболее значимыми из них являлись: реализация всеобщего начального образования, организация широкой школьной сети и подготовка педагогических кадров для начальных школ и дошкольных учреждений.
Нами выявлено, что с 1931 по 1952 годы в СССР сложилась стройная система подготовки специалистов в сфере среднего специального педагогического образования, развивающегося в соответствии с практическими задачами этого периода. Наиболее значимыми из них являлись: реализация всеобщего начального образования, организация
широкой школьной сети и подготовка педагогических кадров для начальных школ и дошкольных учреждений.
Эти вопросы отражались в руководящих постановлениях ВКП(б) и СНК СССР в соответствии с решениями задач пятилетних планов в области народного просвещения. При этом большое внимание уделялось идейно - политическому воспитанию будущих учителей.
В военное время правительством решались такие вопросы как сохранение среднего специального педагогического образования. Были приняты меры к привлечению лиц, имеющих среднее образование, для педагогической работы. Однако, многие из этих учителей не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы.
В послевоенный период продолжался активный поиск путей и направлений реформирования среднего специального педагогического образования, его адаптации к новым условиям и требованиям. С повышением количества педагогических училищ обновлялись учебно-методические программы и планы, совершенствовались методы профессиональной подготовки учащихся. В середине 40-х годов ХХ века были изменены сроки обучения с трех на четырех годичные, предъявлялись повышенные требования к знаниям будущих учителей.
При изучении роли педагогического коллектива Новооскольского педагогического училища, установлено, что педагоги становились центром педагогической и методической работы педучилища. В их работе успешно использовалась такие формы как: лекции, вечера, беседы на педагогические темы, кружки, секции и др.
В послевоенные годы коллектив преподавателей Новооскольского педагогического училища пополнился молодыми кадрами, стремившихся давать глубокие знания по предметам курсов. К началу 1950-х годов в училище обновилась учебно-методическая база, сложился стабильный коллектив высокопрофессиональных кадров. Эти достижения были отмечены Приказом Министерства просвещения РСФСР о вынесении благодарности группе преподавателей.
Установлено также что учебно-воспитательная работа в Новооскольском педагогическом училище с самого начала его организации осуществлялась в соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б), СНК РСФСР, Наркомпроса и местных органов власти.
При организации учебного процесса важное значение придавалось выполнению требований к получению учащимися училища глубоких знаний в области педагогики и психологии. В учебном процессе соблюдался индивидуальный подход к обучающимся, их интересам и склонностям.
Основной формой обучения являлись теоретические занятия по общеобразовательным предметам и важным специальным дисциплинам. Обучение осуществлялось на основании учебных планов и программ, утвержаемым Наркомпросом.
Для укрепления связи обучения с получением практических умений и навыков учащиеся должны были в обязательном порядке проходить педагогическую практику в начальных классах или детских садах.
Большое внимание уделялось внеурочной работы, основными формами которой были: различные кружки (литературные, юннатские, хоровые и пр.). училище практиковались такие формы занятий как: лекции, вечера, беседы и др. В довоенные годы существования в жизни училища стали складываться свои традиции, сыгравшие огромную роль в организации сплоченного коллектива.
В годы войны, несмотря трудности, китирые прихидились преидилевать, главную задачу по подготовке учителей начальных классов, училище решало успешно.
В послевоенные годы в училище проводилась серьезная работа по совершенствованию методики обучения и воспитания. Были созданы, так называемые предметные цикловые комиссии, которые должны были осуществлять методическую работу по обучению и воспитанию учащихся, уделять внимание постоянному повышению педагогического мастерства и квалификации преподавателей.
Положительную роль в организации работы педколлектива и учащихся играли традиции. Большое значение имели занятий физкультурой и спортом, в которых учащиеся добивались успехов.



