КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Сущность понятия межкультурной коммуникации 7
1.2. Влияние современных процессов на развитие межкультурной
коммуникации 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 22
2.1. Сущность культурного туризма и его функции в современном
мире 22
2.2. Культурный туризм как перспективный фактор развития
межкультурной коммуникации 30
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА 41
3.1. Использование интернет-ресурсов как инструмента управления
самостоятельной туристической деятельностью 41
3.2. Развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального
культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing») 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Сущность понятия межкультурной коммуникации 7
1.2. Влияние современных процессов на развитие межкультурной
коммуникации 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 22
2.1. Сущность культурного туризма и его функции в современном
мире 22
2.2. Культурный туризм как перспективный фактор развития
межкультурной коммуникации 30
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА 41
3.1. Использование интернет-ресурсов как инструмента управления
самостоятельной туристической деятельностью 41
3.2. Развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального
культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing») 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность исследования. .Коммуникация играет большую роль в жизни и деятельности людей, оказывая влияние на формирование личности. Благодаря разным формам общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляют обмен знаниями, идеями, представлениями, интересами, чувствами. Взаимодействуя друг с другом расширяется кругозор, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Межкультурная коммуникация, как часть коммуникации, является огромной ценностью для человека, так как способствует его духовному становлению, росту, совершенствованию, поиску новых культурных форм. Это позволяет человеку видеть целостность мира, но в то же время ощущать себя в этом мире, как ее часть, приобщаясь к другим культурам.
Проблема развития межкультурной коммуникации становится значимой в глобализирующемся обществе. На сегодняшний день процессы проходящие в мире достаточно противоречивы и вопросы, связанные с культурой, межкультурной коммуникацией, в научных кругах приобрели небывалую остроту. Открытость мира позволяет человеку непосредственно познавать другие культуры, коммуникацировать. Таким образом, становится актуальным рассмотрение культурного туризма как фактора,
способствующего развитию межкультурных связей.
Современный туризм превратился в образ жизни человека постиндустриального общества, стал массовой культурной потребностью. Он открывает его участникам другие культуры. В этическом кодексе туризма утверждается его вклад во взаимопонимание между народами и обществами [20]. Создавая мощные туристические потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм становится глобальным поликультурным, полиэтническим и
мультиконфессиональным пространством. Согласно этому туризм несет в себе важную черту - толерантность, позволяющую каждой культуре быть самобытной, достойной изучения. В эпоху глобализации туризм стал посредником в межкультурном и межличностном общении, «перемешивая» представителей разных культур. С каждым днем все более ощутимо транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры.
Культурный туризм, как ведущая отрасль туризма, приобретая новые функции, сегодня рассматривается и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: М.А. Василика, А.В. Соколова, Т.Н. Астафуровой, Е.Л. Головлевой, Б.Р. Могилевич.
Проблемы межкультурной коммуникации как способа
общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: О.А. Леонтович, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой, Ю.П. Тен.
Разработкой проблем глобализации занимались С. Хантингтон, К. Мацура, П.Л. Бергер, З. Бауман, Э. Гидденс, М.А. Чешков, Т.В. Черевичко, В.П. Кузнецов, В.М. Коллонтай.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных культурологов, формирующие современное представление о закономерностях развития и функционирования культуры, процессах межкультурного взаимодействия в глобальном мире, сохранения национально-культурной идентичности. Среди них: О.Н. Астафьева, С.Н. Иконникова , М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова,
Э.А. Орлова, А.Я. Флиер.
В теоретическом плане для проведенного исследования оказались важны труды Ф. Бока, Н.К. Иконниковой, Л.Г. Ионина по проблемам культурного наследия и взаимодействия культур, в том числе концепция «культурного шока », интерпретирующая феномен столкновения путешественников с чужой культурой.
Культурологический подход к исследованию феномена туризма представлен Л.П. Воронковой, Л.Г. Иониным, М.В. Соколовой, Р. Прентис. Например, Л.П. Воронкова анализирует туризм как социальное явление в контексте культурных процессов различных эпох, Р. Прентис исследует культурный туризм в терминах теории общества потребления.
Использование культурной компоненты в туристской деятельности в разной мере разрабатывались в ряде публикаций последних лет такими учеными как И.В. Зорин, Д.В. Ермилова, Э. Баре, Л. Морева, И.И. Жунич, Н.А. Михеева, О.А. Калинин, С.В. Корка. Интерес к мировым процессам модернизации и глобализации, социокультурным механизмам в туризме просматривается у И.И. Жунич, Е.В. Мошняги , Т.А. Канищева, В.П. Мочёнова, Н.Г. Терских, Н.И. Плотниковой, Ю.И. Плотникова. Тем не менее, несмотря на обилие научных работ (Н. Безрукова, А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальнов), туризм всё ещё не стал предметом глубокого и всестороннего культурологического анализа. Как показал анализ литературы по проблеме, практически нет комплексных исследований по вопросам, касающимся феномена туризма как фактора развития межкультурной коммуникации.
Объектом исследования является межкультурная коммуникация.
Предметом данного исследования является культурный туризм как фактор развития межкультурной коммуникации.
Целью исследования является обоснование культурного туризма как наиболее эффективного и перспективного фактора развития межкультурной коммуникации в современном мире.
Исходя из поставленной цели , в работе решались следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия межкультурной коммуникации.
2. Описать влияние современных процессов на развитие
межкультурной коммуникации
3. Раскрыть сущность культурного туризма и его функции в современном мире.
4. Изучить культурный туризм как перспективный фактор развития межкультурной коммуникации.
5. Проанализировать использование интернет-ресурсов как инструмента управления самостоятельной туристической деятельностью.
6. Проиллюстрировать развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing»)
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод синтеза, анализа, систематизации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в культурно-просветительской деятельности, педагогической практике, социокультурном проектировании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников.
Проблема развития межкультурной коммуникации становится значимой в глобализирующемся обществе. На сегодняшний день процессы проходящие в мире достаточно противоречивы и вопросы, связанные с культурой, межкультурной коммуникацией, в научных кругах приобрели небывалую остроту. Открытость мира позволяет человеку непосредственно познавать другие культуры, коммуникацировать. Таким образом, становится актуальным рассмотрение культурного туризма как фактора,
способствующего развитию межкультурных связей.
Современный туризм превратился в образ жизни человека постиндустриального общества, стал массовой культурной потребностью. Он открывает его участникам другие культуры. В этическом кодексе туризма утверждается его вклад во взаимопонимание между народами и обществами [20]. Создавая мощные туристические потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм становится глобальным поликультурным, полиэтническим и
мультиконфессиональным пространством. Согласно этому туризм несет в себе важную черту - толерантность, позволяющую каждой культуре быть самобытной, достойной изучения. В эпоху глобализации туризм стал посредником в межкультурном и межличностном общении, «перемешивая» представителей разных культур. С каждым днем все более ощутимо транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры.
Культурный туризм, как ведущая отрасль туризма, приобретая новые функции, сегодня рассматривается и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: М.А. Василика, А.В. Соколова, Т.Н. Астафуровой, Е.Л. Головлевой, Б.Р. Могилевич.
Проблемы межкультурной коммуникации как способа
общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: О.А. Леонтович, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой, Ю.П. Тен.
Разработкой проблем глобализации занимались С. Хантингтон, К. Мацура, П.Л. Бергер, З. Бауман, Э. Гидденс, М.А. Чешков, Т.В. Черевичко, В.П. Кузнецов, В.М. Коллонтай.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных культурологов, формирующие современное представление о закономерностях развития и функционирования культуры, процессах межкультурного взаимодействия в глобальном мире, сохранения национально-культурной идентичности. Среди них: О.Н. Астафьева, С.Н. Иконникова , М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова,
Э.А. Орлова, А.Я. Флиер.
В теоретическом плане для проведенного исследования оказались важны труды Ф. Бока, Н.К. Иконниковой, Л.Г. Ионина по проблемам культурного наследия и взаимодействия культур, в том числе концепция «культурного шока », интерпретирующая феномен столкновения путешественников с чужой культурой.
Культурологический подход к исследованию феномена туризма представлен Л.П. Воронковой, Л.Г. Иониным, М.В. Соколовой, Р. Прентис. Например, Л.П. Воронкова анализирует туризм как социальное явление в контексте культурных процессов различных эпох, Р. Прентис исследует культурный туризм в терминах теории общества потребления.
Использование культурной компоненты в туристской деятельности в разной мере разрабатывались в ряде публикаций последних лет такими учеными как И.В. Зорин, Д.В. Ермилова, Э. Баре, Л. Морева, И.И. Жунич, Н.А. Михеева, О.А. Калинин, С.В. Корка. Интерес к мировым процессам модернизации и глобализации, социокультурным механизмам в туризме просматривается у И.И. Жунич, Е.В. Мошняги , Т.А. Канищева, В.П. Мочёнова, Н.Г. Терских, Н.И. Плотниковой, Ю.И. Плотникова. Тем не менее, несмотря на обилие научных работ (Н. Безрукова, А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальнов), туризм всё ещё не стал предметом глубокого и всестороннего культурологического анализа. Как показал анализ литературы по проблеме, практически нет комплексных исследований по вопросам, касающимся феномена туризма как фактора развития межкультурной коммуникации.
Объектом исследования является межкультурная коммуникация.
Предметом данного исследования является культурный туризм как фактор развития межкультурной коммуникации.
Целью исследования является обоснование культурного туризма как наиболее эффективного и перспективного фактора развития межкультурной коммуникации в современном мире.
Исходя из поставленной цели , в работе решались следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия межкультурной коммуникации.
2. Описать влияние современных процессов на развитие
межкультурной коммуникации
3. Раскрыть сущность культурного туризма и его функции в современном мире.
4. Изучить культурный туризм как перспективный фактор развития межкультурной коммуникации.
5. Проанализировать использование интернет-ресурсов как инструмента управления самостоятельной туристической деятельностью.
6. Проиллюстрировать развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing»)
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод синтеза, анализа, систематизации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в культурно-просветительской деятельности, педагогической практике, социокультурном проектировании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников.
Межкультурная коммуникация это особая форма коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Влияния таких процессов, как глобализация и регионализация, на межкультурную коммуникацию в современном мире неоспоримо.
Глобальные тенденции мирового развития привлекают внимание к пониманию проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов, в которую интегрируются различные сферы человеческой коммуникации на уровне индивидов, социальных групп, государств и цивилизаций как в рамках одной культуры, так и при взаимодействии разных культур. Возрастающее внимание к межкультурной коммуникации, вызванное активным ростом международных контактов, побуждает к изучению проблем межкультурной коммуникации с целью налаживания диалога культур в современном мире.
Именно культурный туризм в немалой степени способен снижать негативные аспекты глобализма, предоставляя путешественникам возможность познакомиться с уникальным вкладом каждого сообщества в мировую культуру. Культурное наследие, а также современная культурная практика конкретных этносов наиболее убедительно могут демонстрировать самобытный характер народа, его культуры. Именно поэтому, культурный туризм, как динамично развивающийся вид туризма, открывает представителям различных культур значимость культурного разнообразия в современном мире и является наиболее эффективным средством диалога культур. Сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности. Интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. По мнению некоторых авторов, глобализация представляет и должна представлять единство двух взаимосвязанных процессов - глобализации и локализации, где локальное формируется под воздействием глобального. Но в то же время наблюдается и обратный процесс влияния. Подобный вариант в идеале составляет основу постмодернистской модели развития.
В XXI в. культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, то есть уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты способствуют успешной межкультурной коммуникации. Туризм в общем, и культурный туризм как наиболее перспективный вид туризма, в частности, обладают высоким потенциалом, чтобы стать гарантом мира и безопасности, так как они затрагивают граждан разных стран, их экономику, культурное наследие, традиции, обычаи, религию.
Современная повседневная жизнь связана с появлением новых качеств социальной жизни: технологических перемен, глобализации,
потребительских практик, гибких форм труда, медиатизации, характеризующейся «насыщенностью визуальных образов». Необходимо использовать современные технологии для популяризации культурного туризма, который в свою очередь является инструментом развития межкультурной коммуникации и налаживанию диалога между представителями различных культур. В ориентации на это была предложена разработка пробного проекта по виртуальному культурному туризму.
Технологии XXI века предоставляют нам инновационные методы для общественного развития. Заинтересовывая пользователя интерактивностью и высокой визуальностью, мы преглашаем его в мир виртуального туризма. В дальнейшем, при благоприятных условиях, мы пробуждаем интерес пользователя к конкретной культуре и, тем самым, способствуем желанию увидеть определенную культуру своими глазами, то есть побуждаем человека к культурному туризму. Развитие культурного туризма непосредственно повлечет за собой межкультурную коммуникацию, которая начинает зарождаться на примере нашего проекта уже на стадии виртуального культурного туризма.
Глобальные тенденции мирового развития привлекают внимание к пониманию проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов, в которую интегрируются различные сферы человеческой коммуникации на уровне индивидов, социальных групп, государств и цивилизаций как в рамках одной культуры, так и при взаимодействии разных культур. Возрастающее внимание к межкультурной коммуникации, вызванное активным ростом международных контактов, побуждает к изучению проблем межкультурной коммуникации с целью налаживания диалога культур в современном мире.
Именно культурный туризм в немалой степени способен снижать негативные аспекты глобализма, предоставляя путешественникам возможность познакомиться с уникальным вкладом каждого сообщества в мировую культуру. Культурное наследие, а также современная культурная практика конкретных этносов наиболее убедительно могут демонстрировать самобытный характер народа, его культуры. Именно поэтому, культурный туризм, как динамично развивающийся вид туризма, открывает представителям различных культур значимость культурного разнообразия в современном мире и является наиболее эффективным средством диалога культур. Сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности. Интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. По мнению некоторых авторов, глобализация представляет и должна представлять единство двух взаимосвязанных процессов - глобализации и локализации, где локальное формируется под воздействием глобального. Но в то же время наблюдается и обратный процесс влияния. Подобный вариант в идеале составляет основу постмодернистской модели развития.
В XXI в. культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, то есть уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты способствуют успешной межкультурной коммуникации. Туризм в общем, и культурный туризм как наиболее перспективный вид туризма, в частности, обладают высоким потенциалом, чтобы стать гарантом мира и безопасности, так как они затрагивают граждан разных стран, их экономику, культурное наследие, традиции, обычаи, религию.
Современная повседневная жизнь связана с появлением новых качеств социальной жизни: технологических перемен, глобализации,
потребительских практик, гибких форм труда, медиатизации, характеризующейся «насыщенностью визуальных образов». Необходимо использовать современные технологии для популяризации культурного туризма, который в свою очередь является инструментом развития межкультурной коммуникации и налаживанию диалога между представителями различных культур. В ориентации на это была предложена разработка пробного проекта по виртуальному культурному туризму.
Технологии XXI века предоставляют нам инновационные методы для общественного развития. Заинтересовывая пользователя интерактивностью и высокой визуальностью, мы преглашаем его в мир виртуального туризма. В дальнейшем, при благоприятных условиях, мы пробуждаем интерес пользователя к конкретной культуре и, тем самым, способствуем желанию увидеть определенную культуру своими глазами, то есть побуждаем человека к культурному туризму. Развитие культурного туризма непосредственно повлечет за собой межкультурную коммуникацию, которая начинает зарождаться на примере нашего проекта уже на стадии виртуального культурного туризма.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА -МУЗЕЯ КАК РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКО - КИТАЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
РОССИИ И СТРАН АТР В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МЕХАНИЗМЫ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Влияние международных инвестиций на культурную жизнь Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Роль социально-культурного проектирования в системе межкультурной коммуникации (на материале Японского культурного центра)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Этнотуризм как форма межэтнического взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



