Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Работа №64797

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 7
1.1. Сущность понятия межкультурной коммуникации 7
1.2. Влияние современных процессов на развитие межкультурной
коммуникации 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 22
2.1. Сущность культурного туризма и его функции в современном
мире 22
2.2. Культурный туризм как перспективный фактор развития
межкультурной коммуникации 30
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА 41
3.1. Использование интернет-ресурсов как инструмента управления
самостоятельной туристической деятельностью 41
3.2. Развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального
культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing») 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59 


Актуальность исследования. .Коммуникация играет большую роль в жизни и деятельности людей, оказывая влияние на формирование личности. Благодаря разным формам общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляют обмен знаниями, идеями, представлениями, интересами, чувствами. Взаимодействуя друг с другом расширяется кругозор, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Межкультурная коммуникация, как часть коммуникации, является огромной ценностью для человека, так как способствует его духовному становлению, росту, совершенствованию, поиску новых культурных форм. Это позволяет человеку видеть целостность мира, но в то же время ощущать себя в этом мире, как ее часть, приобщаясь к другим культурам.
Проблема развития межкультурной коммуникации становится значимой в глобализирующемся обществе. На сегодняшний день процессы проходящие в мире достаточно противоречивы и вопросы, связанные с культурой, межкультурной коммуникацией, в научных кругах приобрели небывалую остроту. Открытость мира позволяет человеку непосредственно познавать другие культуры, коммуникацировать. Таким образом, становится актуальным рассмотрение культурного туризма как фактора,
способствующего развитию межкультурных связей.
Современный туризм превратился в образ жизни человека постиндустриального общества, стал массовой культурной потребностью. Он открывает его участникам другие культуры. В этическом кодексе туризма утверждается его вклад во взаимопонимание между народами и обществами [20]. Создавая мощные туристические потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм становится глобальным поликультурным, полиэтническим и
мультиконфессиональным пространством. Согласно этому туризм несет в себе важную черту - толерантность, позволяющую каждой культуре быть самобытной, достойной изучения. В эпоху глобализации туризм стал посредником в межкультурном и межличностном общении, «перемешивая» представителей разных культур. С каждым днем все более ощутимо транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры.
Культурный туризм, как ведущая отрасль туризма, приобретая новые функции, сегодня рассматривается и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к изучению коммуникации отражены в трудах: М.А. Василика, А.В. Соколова, Т.Н. Астафуровой, Е.Л. Головлевой, Б.Р. Могилевич.
Проблемы межкультурной коммуникации как способа
общечеловеческой коммуникации, которая охватывает обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов, представлена в трудах: О.А. Леонтович, А.П. Садохина, С.Г. Тер-Минасовой, Ю.П. Тен.
Разработкой проблем глобализации занимались С. Хантингтон, К. Мацура, П.Л. Бергер, З. Бауман, Э. Гидденс, М.А. Чешков, Т.В. Черевичко, В.П. Кузнецов, В.М. Коллонтай.
Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных культурологов, формирующие современное представление о закономерностях развития и функционирования культуры, процессах межкультурного взаимодействия в глобальном мире, сохранения национально-культурной идентичности. Среди них: О.Н. Астафьева, С.Н. Иконникова , М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова,
Э.А. Орлова, А.Я. Флиер.
В теоретическом плане для проведенного исследования оказались важны труды Ф. Бока, Н.К. Иконниковой, Л.Г. Ионина по проблемам культурного наследия и взаимодействия культур, в том числе концепция «культурного шока », интерпретирующая феномен столкновения путешественников с чужой культурой.
Культурологический подход к исследованию феномена туризма представлен Л.П. Воронковой, Л.Г. Иониным, М.В. Соколовой, Р. Прентис. Например, Л.П. Воронкова анализирует туризм как социальное явление в контексте культурных процессов различных эпох, Р. Прентис исследует культурный туризм в терминах теории общества потребления.
Использование культурной компоненты в туристской деятельности в разной мере разрабатывались в ряде публикаций последних лет такими учеными как И.В. Зорин, Д.В. Ермилова, Э. Баре, Л. Морева, И.И. Жунич, Н.А. Михеева, О.А. Калинин, С.В. Корка. Интерес к мировым процессам модернизации и глобализации, социокультурным механизмам в туризме просматривается у И.И. Жунич, Е.В. Мошняги , Т.А. Канищева, В.П. Мочёнова, Н.Г. Терских, Н.И. Плотниковой, Ю.И. Плотникова. Тем не менее, несмотря на обилие научных работ (Н. Безрукова, А. Гидбут, А. Мезенцев, М. Биржаков, В. Гуляев, В. Дворниченко, В. Квартальнов), туризм всё ещё не стал предметом глубокого и всестороннего культурологического анализа. Как показал анализ литературы по проблеме, практически нет комплексных исследований по вопросам, касающимся феномена туризма как фактора развития межкультурной коммуникации.
Объектом исследования является межкультурная коммуникация.
Предметом данного исследования является культурный туризм как фактор развития межкультурной коммуникации.
Целью исследования является обоснование культурного туризма как наиболее эффективного и перспективного фактора развития межкультурной коммуникации в современном мире.
Исходя из поставленной цели , в работе решались следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия межкультурной коммуникации.
2. Описать влияние современных процессов на развитие
межкультурной коммуникации
3. Раскрыть сущность культурного туризма и его функции в современном мире.
4. Изучить культурный туризм как перспективный фактор развития межкультурной коммуникации.
5. Проанализировать использование интернет-ресурсов как инструмента управления самостоятельной туристической деятельностью.
6. Проиллюстрировать развитие межкультурной коммуникации средствами виртуального культурного туризма (на примере использования платформы «Tilda Publishing»)
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод синтеза, анализа, систематизации.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в культурно-просветительской деятельности, педагогической практике, социокультурном проектировании.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 59 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межкультурная коммуникация это особая форма коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Влияния таких процессов, как глобализация и регионализация, на межкультурную коммуникацию в современном мире неоспоримо.
Глобальные тенденции мирового развития привлекают внимание к пониманию проблем межкультурной коммуникации представителей разных культур и социумов, в которую интегрируются различные сферы человеческой коммуникации на уровне индивидов, социальных групп, государств и цивилизаций как в рамках одной культуры, так и при взаимодействии разных культур. Возрастающее внимание к межкультурной коммуникации, вызванное активным ростом международных контактов, побуждает к изучению проблем межкультурной коммуникации с целью налаживания диалога культур в современном мире.
Именно культурный туризм в немалой степени способен снижать негативные аспекты глобализма, предоставляя путешественникам возможность познакомиться с уникальным вкладом каждого сообщества в мировую культуру. Культурное наследие, а также современная культурная практика конкретных этносов наиболее убедительно могут демонстрировать самобытный характер народа, его культуры. Именно поэтому, культурный туризм, как динамично развивающийся вид туризма, открывает представителям различных культур значимость культурного разнообразия в современном мире и является наиболее эффективным средством диалога культур. Сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности. Интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. По мнению некоторых авторов, глобализация представляет и должна представлять единство двух взаимосвязанных процессов - глобализации и локализации, где локальное формируется под воздействием глобального. Но в то же время наблюдается и обратный процесс влияния. Подобный вариант в идеале составляет основу постмодернистской модели развития.
В XXI в. культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, то есть уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты способствуют успешной межкультурной коммуникации. Туризм в общем, и культурный туризм как наиболее перспективный вид туризма, в частности, обладают высоким потенциалом, чтобы стать гарантом мира и безопасности, так как они затрагивают граждан разных стран, их экономику, культурное наследие, традиции, обычаи, религию.
Современная повседневная жизнь связана с появлением новых качеств социальной жизни: технологических перемен, глобализации,
потребительских практик, гибких форм труда, медиатизации, характеризующейся «насыщенностью визуальных образов». Необходимо использовать современные технологии для популяризации культурного туризма, который в свою очередь является инструментом развития межкультурной коммуникации и налаживанию диалога между представителями различных культур. В ориентации на это была предложена разработка пробного проекта по виртуальному культурному туризму.
Технологии XXI века предоставляют нам инновационные методы для общественного развития. Заинтересовывая пользователя интерактивностью и высокой визуальностью, мы преглашаем его в мир виртуального туризма. В дальнейшем, при благоприятных условиях, мы пробуждаем интерес пользователя к конкретной культуре и, тем самым, способствуем желанию увидеть определенную культуру своими глазами, то есть побуждаем человека к культурному туризму. Развитие культурного туризма непосредственно повлечет за собой межкультурную коммуникацию, которая начинает зарождаться на примере нашего проекта уже на стадии виртуального культурного туризма.



1. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года года [Электронный ресурс] // Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902107585 (дата обращения 05.04.2017).
2. Приказ Ростуризма от 11.02.2015 г. № 46-Пр-15 "Об организации
исполнения Федеральным агентством по туризму плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года". [Электронный ресурс] // Стратегия развития туризма в российской федерации в период до 2020 года. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya- turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya- turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda (дата обращения
05.04.2017).
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм [Текст] /
А. Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
4. Артёмова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма [Текст] / Е.Н. Артёмова, В.А. Козлова. - Орел: ГТУ, 2005. -116 с.
5. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997.
6. Астафьева, О.Н. Взаимодействие культур [Текст] / О.Н. Астафьева, Г.А. Аванесова // Глобалистика: энциклопедия / Гл. ред. и состав. И.И. Мазур и А.Н. Чумаков; ЦНИИ «Диалог». М.: Радуга, 2003.- С. 108-112.
7. Афонин, Г.И. Туризм как социально-культурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Текст] / Г.И. Афонин. - Казань, 2006. -19 с.
8. Барзыкин, Ю.А. О развитии туризма в Российской Федерации в целях содействия сохранению и развитию исторического, архитектурного и культурного наследия страны [Электронный ресурс] / Ю.А. Барзыкин. Режим доступа: http://spb300.hyperlink.ru/barzykin.html (дата обращения 16.03.2017).
9. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества
[Электронный ресурс]: Пер. с англ. / З. Бауман - М.:Издательство «Весь мир», 2004. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4985(дата
обращения 19.03.2017).
10. Бергер, П.Л. Культурная динамика глобализации [Текст] / П.Л. Бергер // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П.Л. Бергера и С. Хантингтона / пер.с англ. М.: 2004.- С. 3-18.
11. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2000. - 192 с.
12. Боголюбов, В.С. Экономика туризма [Текст] / В.С. Боголюбов,
В.П. Орловская. - М.: Академия, 2005. -192 с.
13. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учеб. [Текст] / под ред. проф. М.А. Василика. - М: Академический проект, 2005. - 426 с.
14. Верещагин, В.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / В.М. Верещагин, В.Г. Костомаров - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
15. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии
(2001) [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. Режим доступа:Ейр://’№№№.ип.огд/гизз1ап/йоситеп/бес1агаГбес1_Шуегайу.рбГ (дата
обращения: 16.03.2017).
16. Гаагская декларация по туризму [Электронный ресурс] //
Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ. - N 25. - 2000. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901737419 (дата обращения 12.03.2017).
17. Гаврильчак, Н.И. Сфера туризма: социально-экономическая
природа, значение развития [Текст] / Н.И. Гаврильчак, Г.А. Павлова, Ю.И. Пчелинцев. - Спб.:СПбГИСЭ, 2007. - 320 с.
18. Гайрбеков, М.С.Социально-психологическое значение развития индустрии туризма в Чеченской Республике [Текст] / М.С. Гайрбеков // Проблемы региональной экономики. - 2011. - №4. - С. 157-159.
19. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация изменяет нашу жизнь [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Издательство «Весь мир, -2004. - 116 с.
20. Глобальный этический кодекс туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orexca.com/rus/global_ethic_code_tourism.php (дата обращения 12.03.2017)
21. Головлева, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб.пособие [Текст] / Е.Л. Головлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 224 с.
22. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст] / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова.- М.: Академия, 2006. - 234 с.
23. Декларация по туризму [Электронный ресурс] // Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов. - М.: Финансы и статистика, 1998. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901756803 (дата обращения 12.03.2017).
24. Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на первой сессии Комитета экспертов, посвященной активизации деятельности ЮНЕСКО по защите культурного разнообразия в условиях глобализации. [Электронный ресурс]. Париж, сентябрь 2000 г. Режим доступа: http://docslide.net/documents/-54739ce4b4af9f0f788b46b9.html (дата обращения 23.03.2017).
25. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг [Текст] / М. Драгичевич-Шечич, Ю. Стойкович - Новосибирск: Тигра, 2000. - 165 с.
26. Жданов, Ю.А. Сущность культуры [Текст] / Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005 - 264 с.
27. Зорин, А.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа [Текст] / А.И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - С. 14-18.
28. Измайлова, Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма [Текст] / Д.А. Измайлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007.- № 1. -С.72-74.
29. Иконникова, Н.К. Современные западные концепции
межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуациях контакта культур) [Текст]: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 21 с.
30. Канклини, П.Г. К гибридным культурам? [Текст] / П.Г. Канклини // Ключи от XXI века: сб. статей: Пер. с франц.-2004.-С. 115-117.
31. Кастельс, М. Могущество самобытности [Текст] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. -С. 307-308.
32. Квартальнов, В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды: В
5 т. - Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и
современность [Текст] / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 192 с.
33. Коллонтай, В.М. Эволюция западных концепций глобализации [Текст] / В.М. Колонтай // МЭиМО. - 2002. - № 1. - С. 24-27.
34. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь [Текст] /
А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. - 671 с.
35. Кузнецов, В.Г. Что такое глобализация? [Текст] / В.Г. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. -2002. -№ 2. -С. 12-21.
36. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие [Текст] / О.А. Леонтович. - М: ИТДГК «Гнозис», 2007. - 368 с.
37. Манильская декларация по мировому туризму [Электронный ресурс] // Международный туризм: правовые акты, Москва, 2000. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 12.03.2017).
38. Мацуура К. Глобализация - это также культурный процесс [Текст] / К. Мацуура // Международная жизнь. -2000.- № 8. - С. 25-32.
39. Мацуура, К. Создаст ли глобализация экономики ценности новой цивилизации? [Текст] /К. Мацуура // Курьер ЮНЕСКО. - Париж, 2000. -№4.- С. 29-30.
40. Могилевич, Б.Р. Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации [Текст] / Б.Р. Могилевич // Вестник ТГУ. - 2008. - № 5 (61) -
С.42-47.
41. Нгуен Куок Хынг. Культурный туризм как сфера
социокультурных практик и среда обитания [Текст] / Нгуен Куок Хынг // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С.12-15.
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1990. - 763 с.
43. Осауленко, А.П. Этапы развития туризма как социального института [Текст] / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. - 2003. - № 6. - С. 25-28.
44. Официальный портал UNESCO [Электронный ресурс] // Protecting Our Heritage and Fostering Creativity Режим доступа: http://en.unesco.org/themes/protecting-our-heritage-and-fostering-creativity (дата обращения 12.03.2017).
45. План действий по Шелковому пути 2016/2017 гг. [Электронный ресурс] // Всемирная туристская организация (ЮНВТО). Режим доступа: http://silkroad.unwto.org/ru/node/41536 (дата обращения 12.03.2017).
46. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация [Текст] / А.П. Садохин. - М.: НИЦ ИНФРА, 2016. - 288 с.
47. Соколова, М.В. История туризма [Текст] / М.В. Соколова. - М.: Мастерство, 2002. - 352с.
48. Спивак, А. Рекреационные технологии в индустрии туризма [Текст] / А. Спивак, М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета. - Таганрог. - 2006. - № 3. - С. 25-26.
49. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация [Текст] / Ю.П, Тен. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 328 с.
50. Теория культуры: Учебное пособие [Текст] / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П.Большакова.-СПб.: Питер, -2010. -592с. (316 стр.
51. Уокер, Дж. Р. Управление гостеприимством [Текст] / Дж. Р. Уокер. - М.: ЮНИТИ, 2006. -124 с.
52. Фокина, Т.П. Туризм как развитие себя через встречу с Другим [Текст] / Т.П. Фокина, С.П. Гурин // Развитие туризма: этнические связи Саратовской области и Германии. Матер. науч.-практ. конф. Саратов- 2001.- С. 19-22.
53. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) [Текст] / С. Хантингтон // ProetContra. - 2001. - № 2. - С. 114-154.
54. Чабан, В.С. Введение в туризм [Текст] / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. - СПб.: Невский фонд, 2006. - 184 с.
55. Черевичко, Т.В. Глобализация туризма: основная тенденция современного общества [Текст] / Т.В. Черевичко // Запад-Россия-Восток в исторической науке XXI века: Матер.междунар. конф. в честь 100-летия СГУ (Саратов, 14-16 мая 2009г.): в 2 ч. / под общ. ред. Ю.В. Варфоломеева и Л.Н. Черновой. - Саратов, 2010. - Ч.2. - С. 330-335.
56. Чешков, М.А. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики [Текст] / М.А. Чешков // МЭиМО. - 2001. - № 2. - С.52.
57. Чешков, М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза,
перспективы [Текст] / М.А. Чешков // Pro et Contra. - 1999. - № 4. - С.125¬126.
58. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций [Текст] / Ю.В. Яковец. -М.: ЗАО «Изд-во Экономика, - 2006. - 441 с.
59. UNWTO World Tourism Barometer [Электронный ресурс] // Tourism Market Trends Programme of UNWTO. http://mkt.unwto.org/barometer (дата обращения 12.03.2017).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ