Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №64796

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 7
1.1. Сущность понятия «фразеологизм» 7
1.2. Предпосылки формирования словаря старших дошкольников
фразеологизмами 12
1.3. Развитие словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Исследование уровня развития словаря фразеологизмов у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2. Методические рекомендации по развитию фразеологического словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 543
ПРИЛОЖЕНИЯ

Формирование речевой функции у детей является важным условием их подготовки к обучению в школе, поскольку речь играет ведущую роль в организации и развитии психической деятельности ребенка, в процессе его социальной адаптации.
Чем богаче и точнее словарный запас ребенка, тем выше уровень развития его речи и мышления. Каждое новое слово обогащает речь детей, одновременно же оно развивает и их мыслительные способности. При помощи слова дети абстрагируют отдельные свойства предметов и явлений, находят общее и различное между ними, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову у них возникает абстрактно-словесное мышление, которое совершается в форме понятий, суждений и умозаключений.
Работа над словом, направленная на формирование представлений о значении лексических единиц, является основой дальнейшего усвоения языка и развития культуры речи. Усвоение лексических значений многозначных слов способствует умению семантически точно употреблять и свободно выбирать языковые средства.
Важный аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов, развитие образной речи и словесного творчества детей.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с ОНР определили актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить уровень развития фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработать методические рекомендации по обучению детей использованию фразеологических оборотов.
Объект исследования: процесс обогащения фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по обогащению
фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по
обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- элементарного осознания старших дошкольников роли фразеологизмов в высказывании;
- активизации фразеологических единиц в связной речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;
2. Разработать методику обследования фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Разработать методические рекомендации по формированию образных языковых средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные научно-теоретические положения психологии и психолингвистики о языке как важнейшем средстве общения; современные представления о механизмах речи и концептуализации опыта средствами языка ( Л.С, Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.); принцип онтогенетического подхода к изучению психических явления взаимосвязи функционирования когнитивных языковых и коммуникативных систем (В.В, Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); ведущие положения теории специального обучения, в том числе о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.В. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Рассматривая общие недоразвитие речи как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается задержка формирования всех компонентов речевой деятельности. Особое внимание необходимо уделить работе над обогащением словаря детей с общим недоразвитием речи, которая должна проводиться в соответствии с принципом системности. Эта работа включает четыре направления:
- Освоение названий предметов, объектов и их действий.
- Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены.
- Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
- Освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии.
В современной науке имеется достаточно богатый материал для работы с фразеологией: обоснована необходимость знакомства дошкольников с
устойчивыми оборотами речи; описаны разнообразные подходы к объяснению целостного значения фразеологизмов, их активизации включения в речь детей. Но программа обогащения речи дошкольников фразеологизмами нуждается в дополнительном исследовании. Уточнения требуют: состав фразеологического словаря, над которым необходимо вести работу в дошкольных образовательных учреждениях, методы ознакомления, конкретизации и активизации фразеологической лексики. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей старшего дошкольного возраста должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.
Во второй главе на первом этапе был проведен отбор детей по данным психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и результатам психолого-педагогического обследования.
На втором этапе исследования нами было проведено непосредственное изучение развития словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На основе учета теории индивидуального языкового варьирования были выделены уровни владения образными средствами.
I уровень - преимущественное использование оптимизирующего подхода. К этому уровню было отнесено 28 детей с нормальной речевой деятельностью, что составило 55% от общего количества испытуемых и ни одного ребенка е ОШ. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие - до 70%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 30 %; отсутствие неудовлетворяющих ответов и отказов; самостоятельное выполнение заданий.
II уровень - преимущественное использование удовлетворяющего подхода. К этому уровню было отнесено 22 ребенка (45%) с нормальной речевой деятельностью и 39 дошкольников (65%) с ОНР. Для речевой продукции детей, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие. - 15%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 50%; количество неудовлетворяющих ответов 20% и отказов - 20%; самостоятельное выполнение до 50% заданий.
III уровень - преимущественное использование неудовлетворяющего подхода. К этому уровню был отнесен 21 ребенок с ОНР, что составило 35% от общего количества испытуемых. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие, - 3%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - 17%; количество неудовлетворяющих отлетов 20%; отказов - до 60%; недоступность выполнения большинства заданий без помощи экспериментатора.
Результаты исследования позволяют установить, что для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития словаря фразеологизмов. Что в свою очередь является обоснованием для повышения эффективности логопедической работы по формированию образных средств языка у детей с речевыми нарушениями.
Разработанная методическая работа по обогащению словаря фразеологизмов содержит в себе пять направлений:
Первое направление - Восприятие образных средств языка в
соответствующих когнитивно-речевых ситуациях.
Второе направление - Понимание образных выражений.
Третье направление - Репродуктивное использование образных средств.
Четвертое направление - Овладение семантическими особенностями образных слов и выражений.
Пятое направление - Контекстуализация образных слов и выражений


1. Александрина, И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Александрина // Логопед. - 2008. - № 1. - С. 22-33.
2. Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней [Текст] / Алтухова Т.А., Карачевцева И.Н. // Шк. логопед. - 2005. - № 1.
- С. 31-43.
3. Бабкин, А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники [Текст] / А.М. Бабкин. - СПб., 2009. - 340 с.
4. Бронникова, Н.Г. Тавтологические и рифмованные фразеологизмы в детской речи [Текст] / Н.Г. Бронникова. - М.: Просвещение, 2006. - 523 с.
5. Валявко, С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.М. Валявко // Спец. психология. - 2007. - № 3. - С. 46-53.
6. Виноградов, В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины / В.В. Виноградов //Лексикология и лексикография.
- М., 1977. - 230 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Академия пед. наук, 1956. - С. 56
8. Глухов, М. Фразеологическое значение в сопоставлении с лексическим / М. Глухов // Фразеологическая номинация. - Р-н-Д., 2009. - 290 с.
9. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у детей с ФФН и ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Шк. логопед. - 2005. - № 1. - С. 9-15.
10. Гуськова, А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок [Текст] / А.А. Гуськова // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 32-42.
11. Давидюк, С.В. Программа интегрированных занятий психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе [Текст] / Давидюк С.В., Корнева Л.В. // Шк. логопед. - 2005. - № 1. - С. 53-61.
12. Еремина, В.Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.Н. Еремина // Практ. психология и логопедия. - 2003. - № 1/2. - С. 68-72.
13. Зимовнова, М.Н. Работа с детьми с ОНР: Взаимодействие логопед. и психокоррекц. аспектов [Текст] / В.Н. Зимовнова // Дет. сад. Управление. - 2006.
- № 19. - С. 10-11.
14. Климчук, Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / Н.И. Климчук // Логопед.
- 2008. - № 2. - С. 4-10.
15. Лебедева, Н.Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Лебедева // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 1-2. - С. 68
16. Лебедева, Н.Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Г. Лебедева // Практическая психология и логопедия. - 2003ю - № 1-2. -С. 68.
17. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 513-524
18. Микляева, Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР II-го уровня [Текст] / Ю.В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 43-49.
19. Митькина, И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни: Автореф. / И.Н. Митькина. - М., 2001. - 200 с.
20. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной.
- М.: Просвещение, 2007. - 371 с.
21. Пантелеева, Л.А. Особенности оперирования учебной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.А. Пантелеева // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 33-35.
22. Рябова, О.В. Особенности усвоения глагольной лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] / О.В. Рябова // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 2. - С. 54-56.
23. Савчук, Е.Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными [Текст] / Е.Я. Савчук // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 86-96.
24. Серпенина, Н.В. Использование многофункциональных игр в преодолении общего недоразвития речи детей [Текст] / Н.В. Серпенина, С.В. Миронова // Логопед. - 2008. - № 6. - С. 59-65.
25. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: «Просвещение», 2007. - С. 67
26. Тихонов, А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка [Текст] / А.Н. Тихонов. - М., 2001. - 320 с.
27. Тишина, Л.А. Влияние словарной работы на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Тишина Л.А., Кузахметова Г.Р. // Логопедия. - 2007. - № 2. - С. 59-63.
28. Туманова, Т.В. Системный подход к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи [Текст] / Т.В. Туманова // Практ. психология и логопедия. - 2007. - № 4. - С. 60-63.
29. Ушакова, О.С. Придумай слово [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 105 с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2009. - С. 3-4
31. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 2009. - С. 131-132.
32. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Филичева Т.Б., Туманова Т.В. // Логопедия. - 2006. - № 2. - С. 57-68.
33. Фразеологический словарь русского языка [Текст] / под ред. А.И. Молоткова. - М., 2001. - 340 с.
34. Фуреева, Е.П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.П. Фуреева, Е.А. Штеле // Шк. логопед. - 2006. - № 6. - С. 69-81.
35. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Высшая школа, 2005. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ