ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 7
1.1. Сущность понятия «фразеологизм» 7
1.2. Предпосылки формирования словаря старших дошкольников
фразеологизмами 12
1.3. Развитие словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Исследование уровня развития словаря фразеологизмов у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2. Методические рекомендации по развитию фразеологического словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 543
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ 7
1.1. Сущность понятия «фразеологизм» 7
1.2. Предпосылки формирования словаря старших дошкольников
фразеологизмами 12
1.3. Развитие словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Исследование уровня развития словаря фразеологизмов у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2. Методические рекомендации по развитию фразеологического словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 543
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование речевой функции у детей является важным условием их подготовки к обучению в школе, поскольку речь играет ведущую роль в организации и развитии психической деятельности ребенка, в процессе его социальной адаптации.
Чем богаче и точнее словарный запас ребенка, тем выше уровень развития его речи и мышления. Каждое новое слово обогащает речь детей, одновременно же оно развивает и их мыслительные способности. При помощи слова дети абстрагируют отдельные свойства предметов и явлений, находят общее и различное между ними, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову у них возникает абстрактно-словесное мышление, которое совершается в форме понятий, суждений и умозаключений.
Работа над словом, направленная на формирование представлений о значении лексических единиц, является основой дальнейшего усвоения языка и развития культуры речи. Усвоение лексических значений многозначных слов способствует умению семантически точно употреблять и свободно выбирать языковые средства.
Важный аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов, развитие образной речи и словесного творчества детей.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с ОНР определили актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить уровень развития фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработать методические рекомендации по обучению детей использованию фразеологических оборотов.
Объект исследования: процесс обогащения фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по обогащению
фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по
обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- элементарного осознания старших дошкольников роли фразеологизмов в высказывании;
- активизации фразеологических единиц в связной речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;
2. Разработать методику обследования фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Разработать методические рекомендации по формированию образных языковых средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные научно-теоретические положения психологии и психолингвистики о языке как важнейшем средстве общения; современные представления о механизмах речи и концептуализации опыта средствами языка ( Л.С, Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.); принцип онтогенетического подхода к изучению психических явления взаимосвязи функционирования когнитивных языковых и коммуникативных систем (В.В, Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); ведущие положения теории специального обучения, в том числе о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.В. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Чем богаче и точнее словарный запас ребенка, тем выше уровень развития его речи и мышления. Каждое новое слово обогащает речь детей, одновременно же оно развивает и их мыслительные способности. При помощи слова дети абстрагируют отдельные свойства предметов и явлений, находят общее и различное между ними, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову у них возникает абстрактно-словесное мышление, которое совершается в форме понятий, суждений и умозаключений.
Работа над словом, направленная на формирование представлений о значении лексических единиц, является основой дальнейшего усвоения языка и развития культуры речи. Усвоение лексических значений многозначных слов способствует умению семантически точно употреблять и свободно выбирать языковые средства.
Важный аспект развития речи - формирование образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Значимость этой работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов, развитие образной речи и словесного творчества детей.
В работах специалистов в области логопедии (Г.В. Бабина, Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств.
Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения образными средствами языка и способы коррекции имеющихся нарушений.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для решения вопросов развития речи детей с ОНР определили актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить уровень развития фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработать методические рекомендации по обучению детей использованию фразеологических оборотов.
Объект исследования: процесс обогащения фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по обогащению
фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по
обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по обогащению словаря фразеологизмами у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- элементарного осознания старших дошкольников роли фразеологизмов в высказывании;
- активизации фразеологических единиц в связной речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы;
2. Разработать методику обследования фразеологического словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Разработать методические рекомендации по формированию образных языковых средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные научно-теоретические положения психологии и психолингвистики о языке как важнейшем средстве общения; современные представления о механизмах речи и концептуализации опыта средствами языка ( Л.С, Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.); принцип онтогенетического подхода к изучению психических явления взаимосвязи функционирования когнитивных языковых и коммуникативных систем (В.В, Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); ведущие положения теории специального обучения, в том числе о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.В. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Рассматривая общие недоразвитие речи как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается задержка формирования всех компонентов речевой деятельности. Особое внимание необходимо уделить работе над обогащением словаря детей с общим недоразвитием речи, которая должна проводиться в соответствии с принципом системности. Эта работа включает четыре направления:
- Освоение названий предметов, объектов и их действий.
- Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены.
- Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
- Освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии.
В современной науке имеется достаточно богатый материал для работы с фразеологией: обоснована необходимость знакомства дошкольников с
устойчивыми оборотами речи; описаны разнообразные подходы к объяснению целостного значения фразеологизмов, их активизации включения в речь детей. Но программа обогащения речи дошкольников фразеологизмами нуждается в дополнительном исследовании. Уточнения требуют: состав фразеологического словаря, над которым необходимо вести работу в дошкольных образовательных учреждениях, методы ознакомления, конкретизации и активизации фразеологической лексики. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей старшего дошкольного возраста должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.
Во второй главе на первом этапе был проведен отбор детей по данным психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и результатам психолого-педагогического обследования.
На втором этапе исследования нами было проведено непосредственное изучение развития словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На основе учета теории индивидуального языкового варьирования были выделены уровни владения образными средствами.
I уровень - преимущественное использование оптимизирующего подхода. К этому уровню было отнесено 28 детей с нормальной речевой деятельностью, что составило 55% от общего количества испытуемых и ни одного ребенка е ОШ. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие - до 70%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 30 %; отсутствие неудовлетворяющих ответов и отказов; самостоятельное выполнение заданий.
II уровень - преимущественное использование удовлетворяющего подхода. К этому уровню было отнесено 22 ребенка (45%) с нормальной речевой деятельностью и 39 дошкольников (65%) с ОНР. Для речевой продукции детей, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие. - 15%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 50%; количество неудовлетворяющих ответов 20% и отказов - 20%; самостоятельное выполнение до 50% заданий.
III уровень - преимущественное использование неудовлетворяющего подхода. К этому уровню был отнесен 21 ребенок с ОНР, что составило 35% от общего количества испытуемых. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие, - 3%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - 17%; количество неудовлетворяющих отлетов 20%; отказов - до 60%; недоступность выполнения большинства заданий без помощи экспериментатора.
Результаты исследования позволяют установить, что для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития словаря фразеологизмов. Что в свою очередь является обоснованием для повышения эффективности логопедической работы по формированию образных средств языка у детей с речевыми нарушениями.
Разработанная методическая работа по обогащению словаря фразеологизмов содержит в себе пять направлений:
Первое направление - Восприятие образных средств языка в
соответствующих когнитивно-речевых ситуациях.
Второе направление - Понимание образных выражений.
Третье направление - Репродуктивное использование образных средств.
Четвертое направление - Овладение семантическими особенностями образных слов и выражений.
Пятое направление - Контекстуализация образных слов и выражений
Рассматривая общие недоразвитие речи как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается задержка формирования всех компонентов речевой деятельности. Особое внимание необходимо уделить работе над обогащением словаря детей с общим недоразвитием речи, которая должна проводиться в соответствии с принципом системности. Эта работа включает четыре направления:
- Освоение названий предметов, объектов и их действий.
- Создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены.
- Освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
- Освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии.
В современной науке имеется достаточно богатый материал для работы с фразеологией: обоснована необходимость знакомства дошкольников с
устойчивыми оборотами речи; описаны разнообразные подходы к объяснению целостного значения фразеологизмов, их активизации включения в речь детей. Но программа обогащения речи дошкольников фразеологизмами нуждается в дополнительном исследовании. Уточнения требуют: состав фразеологического словаря, над которым необходимо вести работу в дошкольных образовательных учреждениях, методы ознакомления, конкретизации и активизации фразеологической лексики. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей старшего дошкольного возраста должны основываться на положениях словарной работы, методики ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами, развития образной речи, формирования связных высказываний.
Во второй главе на первом этапе был проведен отбор детей по данным психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и результатам психолого-педагогического обследования.
На втором этапе исследования нами было проведено непосредственное изучение развития словаря фразеологизмов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На основе учета теории индивидуального языкового варьирования были выделены уровни владения образными средствами.
I уровень - преимущественное использование оптимизирующего подхода. К этому уровню было отнесено 28 детей с нормальной речевой деятельностью, что составило 55% от общего количества испытуемых и ни одного ребенка е ОШ. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие - до 70%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 30 %; отсутствие неудовлетворяющих ответов и отказов; самостоятельное выполнение заданий.
II уровень - преимущественное использование удовлетворяющего подхода. К этому уровню было отнесено 22 ребенка (45%) с нормальной речевой деятельностью и 39 дошкольников (65%) с ОНР. Для речевой продукции детей, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие. - 15%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - не более 50%; количество неудовлетворяющих ответов 20% и отказов - 20%; самостоятельное выполнение до 50% заданий.
III уровень - преимущественное использование неудовлетворяющего подхода. К этому уровню был отнесен 21 ребенок с ОНР, что составило 35% от общего количества испытуемых. Для речевой продукции дошкольников, отнесенных к этому уровню, было характерно следующее: общее количество правильных ответов, оцениваемых как оптимизирующие, - 3%; общее количество реакций удовлетворяющего характера при выполнении заданий - 17%; количество неудовлетворяющих отлетов 20%; отказов - до 60%; недоступность выполнения большинства заданий без помощи экспериментатора.
Результаты исследования позволяют установить, что для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития словаря фразеологизмов. Что в свою очередь является обоснованием для повышения эффективности логопедической работы по формированию образных средств языка у детей с речевыми нарушениями.
Разработанная методическая работа по обогащению словаря фразеологизмов содержит в себе пять направлений:
Первое направление - Восприятие образных средств языка в
соответствующих когнитивно-речевых ситуациях.
Второе направление - Понимание образных выражений.
Третье направление - Репродуктивное использование образных средств.
Четвертое направление - Овладение семантическими особенностями образных слов и выражений.
Пятое направление - Контекстуализация образных слов и выражений
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности владения категорией многозначности слова старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДИКАТИВНОГО
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБРЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



