Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ХИМИЕЙ И БИОЛОГИЕЙ

Работа №64758

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретическая часть:
1.1 Основные понятия 7
1.2 История вопроса 9
1.3 Химический эксперимент 11
1.4 Особенности межпредметных связей, возникающих между
предметами естественнонаучного цикла 16
2. Практическая часть:
2.1 Химический эксперимент с биологическими объектами:
2.1.1 Реактивы и оборудование, методика эксперимента 22
2.1.2 Блок-схема исследования 23
2.1.3 Результаты эксперимента - содержание
исследовательской работы учащегося 26
2.1.4 Перечень вопросов по химии и биологии, которые были
проработаны при выполнении исследования 36
2.2 Биологический эксперимент с химическими веществами:
2.2.1 Реактивы и оборудование, семена, методика
эксперимента 37
2.2.2 Блок-схема исследования 38
2.2.3 Результаты эксперимента - содержание
исследовательской работы учащегося 40
2.2.4 Перечень вопросов по химии и биологии, которые были
проработаны при выполнении исследования 50
2.3 Химический эксперимент с экологическим значением:
2.3.1 Реактивы и оборудование, методика эксперимента 51
2.3.2 Блок-схема исследования 52
2.3.3 Результаты эксперимента - содержание
исследовательской работы учащегося 54
2.3.4 Перечень вопросов по химии, биологии и экологии,
которые были проработаны при выполнении исследования 65
Заключение 66
Список использованных источников 68


Химический эксперимент играет ключевую роль в преподавании химии в школе. Это основной и специфический метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность учащихся. Такое обучение, которое формирует навыки учебной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обучением. В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.
В настоящее время очень актуальна проблема осуществления взаимосвязи между химией и биологией, многие учащиеся испытывают сложности при использовании химических знаний вне урока химии, например, для объяснения биологических явлений в окружающей среде.
Цель - разработать обобщенную схему исследовательской работы учащихся, позволяющей установить межпредметные связи между химией и биологией.
Задачи:
1. Разработать методику проведения химического эксперимента с биологическими объектами, биологического эксперимента с химическими веществами, а также химического эксперимента с экологическим значением.
2. Апробировать методику проведения химического эксперимента, устанавливающего взаимосвязь между химией и биологией.
3. Проанализировать список вопросов по химии и биологии, которые были затронуты при выполнении исследовательской работы учащихся (межпредметные связи на уровне фактов).
Данная выпускная квалификационная работа выполнена на базе МБОУ СОШ №4 г. Белгорода. Первая глава посвящена обзору литературы, вторая часть - посвящена разработке и апробации методики эксперимента, устанавливающего взаимосвязь между химией и биологией. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, описание, обобщение, формализация), а также специфические методы (сбор и анализ теоретических источников по проблеме, химический лабораторный эксперимент, биологический лабораторный эксперимент).
Научная новизна. В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы разработана и применена на практике обобщенная блок-схема выполнения межпредметной исследовательской работы учащихся на стыке наук химии и биологии. Разработанная блок-схема исследования позволяет, оставаясь в рамках данной тематики, осуществить целую серию научных работ учащихся, изменяя только объект исследования. В процессе выполнения исследовательской работы учащихся устанавливаются межпредметные связи между химией и биологией, актуализируются, закрепляются и применяются на практике знания, полученные на уроках биологии и химии.
Практическая значимость. Результаты данной выпускной квалификационной работы призваны помочь педагогам средней школы (в рамках уроков и внеурочной деятельности) заниматься проектной деятельностью с учениками, интересующимися предметами
естественнонаучного цикла, участвовать в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиаде школьников по экологии.
Апробация. В качестве тем исследовательских работ учащихся были выбрано:
1. «Влияние экстракта Chelidonium majus L. на скорость растворения железа в уксусной кислоте».
Результаты исследования были представлены 23 апреля 2015 г. на Межрегиональном открытом конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Юность науки Центрального Черноземья» (диплом победителя) и 25 апреля 2015 г. на I Шуховском фестивале научно-исследовательских и проектных работ (диплом I степени).
2. «Изучение процесса прорастания семян фасоли обыкновенной в присутствии солей марганца (II)».
Результаты исследования были представлены 20 апреля 2016 г. на Областной конференции школьников «Юность науки Центрального Черноземья» и 23 апреля 2016 г. на II Шуховском фестивале научно-исследовательских и проектных работ.
3. «Особенности травления железа в водных растворах лимонной кислоты».
Исследовательская работа учащегося представлена 5-8 февраля 2016 г. в очном финале XII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций имени Д.И. Менделеева (диплом I степени, золотая медаль) в г. Москве, 20 апреля 2016 г. на Межрегиональном открытом конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Юность науки Центрального Черноземья» (диплом победителя) в г. Белгороде и 24 апреля 2016 г. на XIX Российской научной конференции школьников «Открытие» в г. Ярославле (диплом I степени, золотая медаль).
Результаты данной выпускной квалификационной работы были представлены в следующих публикациях:
1. Гостищев И. А., Попова Н.В. Проектная деятельность как форма интеграции преподавания химии и математики // Сборник «Учитель - учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области». - Вып. 5, серия «Естественно¬математические и прикладные дисциплины». - Белгород: Изд-во БелИРО, 2015. - С.60-63.
2. Гостищев И.А. Изучение коррозии железа в уксусной кислоте в присутствии экстракта листьев и корней Chelidonium majus L. [Текст] // Современная химия: Успехи и достижения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Молодой ученый, 2016. - С.1-3.
3. Гостищев И.А. Влияние раствора сульфата цинка на прорастание семян фасоли обыкновенной [Текст] // Экологическое краеведение: материалы научно-практич. конф. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2016. - С.24-27.
4. Гостищев И.А., Хорольская Е.Н. Изучение процесса прорастания семян фасоли обыкновенной в присутствии солей марганца (II) [Текст] // Экологическое краеведение: материалы научно-практич. конф. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2016. - С.28-31.
5. Гостищев И. А., Князева Н.В., Чернявских С.Д. Химический эксперимент как средство установления межпредметных связей между химией и биологией [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: АСГАРД, 2016. - С.34-36.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное преподавание биологии и химии отражает реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология и химия тесно взаимодействуют с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами; формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения, который не может быть достигнут без взаимодействия разных дисциплин, приёмов и методов обучения [7].
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы предложено решение проблемы поиска средств осуществления взаимосвязи преподавания химии и биологии в средней школе.
1. Разработана методика проведения химического эксперимента с биологическими объектами, биологического эксперимента с химическими веществами, а также химического эксперимента с экологическим значением.
2. Методика проведения химического эксперимента, устанавливающего взаимосвязь между химией и биологией, апробирована при выполнении исследовательских работ учащихся, которые оценены по достоинству и получили признание на мероприятиях регионального уровня (Межрегиональный открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность науки Центрального Черноземья», Шуховский фестиваль научно-исследовательских и проектных работ), а также на Всероссийских конкурсах (XII Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций имени Д.И. Менделеева, XIX Российская научная конференция школьников «Открытие»).
3. Выявлен перечень вопросов по химии и биологии, которые могут служить базисом для установления межпредметных связей между предметами естественнонаучного цикла при выполнении исследовательской работы учащихся по данной методике.
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы разработана и применена на практике обобщенная блок-схема выполнения межпредметной исследовательской работы учащихся на стыке наук химии и биологии.
Разработанная блок-схема исследования позволяет, оставаясь в рамках данной тематики, осуществить целую серию научных работ учащихся, изменяя только объект исследования (семена растений; соли тяжелых металлов, являющихся микроэлементами; органические кислоты; металлы, подвергаемые травлению; экстракты растений, применяемые в качестве природных ингибиторов коррозии). В процессе выполнения исследовательской работы учащихся устанавливаются межпредметные связи между химией и биологией, актуализируются, закрепляются и применяются на практике знания, полученные на уроках биологии и химии.



1. Адаменко А. А. Анализ роли химического эксперимента в средней школе // Химия. - 2006. - № 8. - С. 13-15.
2. Аманов Х.Т. Место химического эксперимента в системе обучения // Непрерывное образование. - 2004. - № 5. - С. 42-45.
3. Антонов А.А., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е. Метапредметное и межпредметное в современной школе на примере изучения химии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 25. - С. 700-705.
4. Аскаров И.Р., Думанов Б.М. Из опыта проведения домашнего химического эксперимента // Проблемы современного образования. - 2015. - № 2. - С. 126¬130.
5. Балаев Л.И. Домашние практические задания // Химия в школе. - 2010. - № 3. - С. 71-74.
6. Блинова Т.Л., Кириллова А.С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 65-67.
7. Васильева Т.С. Межпредметные связи школьного курса биологии // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 72-75.
8. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. - М.: Учпедгиз, 1959. - Т.1. - 543 с.
9. Воронин А.С. Словарь терминов в общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: Издательство УГТУ, 2006. - 135 с.
10. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии // Химия в школе. - 2007. - № 2. - С. 16-21.
11. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. - М.: Дрофа, 2005. - 224 с.
12. Габрук Н.Г., Колчанова Л.В. Роль элективного практикума «Качество жизни» в эколого-химическом образовании учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 8. - С. 77-78.
13. Гагарин А.В. К проблеме формализма в экологическом образовании учащихся // Экологическое образование. - 2002. - № 1. - С. 29-34.
14. Гаркович А.Л. Организация развивающей образовательной среды при изучении химии в общеобразовательной школе // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №4. - С. 80-85.
15. Гольдинштейн Л.В. Исследовательские проекты по химии во внеурочное время // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 6. - С. 50-52.
16. Гостев М.М. Экспериментальная работа учащихся в химическом кружке. - М.: Учпедгиз, 1959. - 196 с.
17. Дракова Д.К. Уровни интеграции в экологическом образовании // Экологическое образование. - 2002. - № 1. - С. 26-28.
18. Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - С. 125-149.
19. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время // Химия в школе. - 2009. - № 8. - С. 55-59.
20. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
21. Злотников Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения // Химия в школе. - 2001. - № 1. - С. 17-22.
22. Иванова М.А., Кононова М.А. Химический демонстрационный эксперимент. - М.: Высшая школа, 1969. - 248 с.
23. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки ТГУ. - 2013. - №1. - С. 105-107.
24. Киселева Е.В. Развивающий ученический эксперимент в системе проблемно-интегративного обучения химии // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 11. - С. 189-192.
25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
26. Колчанова Л.В., Дейнека Л.А. Из опыта совершенствования демонстрационного эксперимента // Химия в школе. - 2008. - № 9. - С. 67-69.
27. Колчанова Л.В., Колчанов Р.А. Инновационный подход к ученическому эксперименту // Химия в школе. - 2009. - № 5. - С. 55-57.
28. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
29. Корепанова Е.М., Макаева С.А. Организация домашнего школьного эксперимента по химии в условиях научно-педагогической практики // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - № 3. - С. 94-97.
30. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
31. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с.
32. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984. - 250 с.
33. Маркина И.В. Современный урок химии. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 288 с.
34. Муравьев А.Г. Лабораторный экологический практикум в школьных курсах биологии, химии, экологии // Экологическое образование. - 2002. - № 2. - С. 36-38.
35. Назаренко В.М. Изучение круговорота веществ в школьном курсе химии // Химия в школе. - 1994. - №2. - С. 18.
36. Назаренко В.М. Роль социальных, естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний // Химия в школе. - 1993. - №2. - С. 37.
37. Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии в средней общеобразовательной школы // Химия в школе. - 1993. - №5. - С. 35.
38. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
39. Окольников Ф.Б. Химический эксперимент как средство
естественнонаучной интеграции // Химия в школе. - 2007. - № 9. - С. 61-63.
40. Полосин В.С Школьный эксперимент по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1970. - 330 с.
41. Пяткова О.Б., Кулакова И.В. Значение демонстрационного эксперимента для познания законов химии // Символ науки. - 2016. - № 4. - С. 165-169.
42. Рамонова Д.М., Неелова О.В. Изучение вопросов охраны окружающей среды на уроках химии в средней школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С. 195.
43. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 1160 с.
44. Сафарова М.А., Карпенко Г.М. Химический эксперимент в современной школе как важнейший инструмент естественнонаучного образования // Концепт. - 2013. - № 12. - С. 224-226.
45. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «Межпредметные связи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 197-202.
46. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 64 с.
47. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента // Химия в школе. - 2007. - № 10. - С. 57-61.
48. Сурин Ю.В. Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии // Химия в школе. - 2005. - № 5. - С. 53-55.
49. Сурин Ю.В. Проблемно-развивающие опыты с растворами кислых солей // Химия в школе. - 2010. - № 4. - С. 57-64.
50. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. - М.: Глобус, 2007. - 224 с.
51. Уткина Т.В. Формирование целостного содержания естественнонаучного образования при профильном обучении // Биология в школе. - 2012. - № 7. - С. 24-31.
52. Уткина Т.В. Лабораторный практикум в классах химико-биологического профиля // Биология в школе. - 2010. - № 5. - С. 26-32.
53. Файрушина С.М. Экологический аспект в предметах естественнонаучного цикла стандартов второго поколения для основной школы // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. - С. 641-647.
54. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
55. Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии в средней школе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 192 с.
56. Цветков, Л.А. Эксперимент по органической химии. Методика и техника. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1973. - 282 с.
57. Чертков И.Н., Черняк И.А., Колударов Ю.А. Самодельные демонстрационные приборы по химии. - М.: Просвещение, 1976. - 157 с.
58. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
59. Широва М.Ф. Учебный проект как средство развития познавательной активности // Химия в школе. - 2008. - № 2. - С. 29-33.
60. Ширшина И.В. Химия. Проектная деятельность обучающихся. - Волгоград: Учитель, 2006. - 184 с.
61. Штремплер Г.И. Домашняя химическая лаборатория. - М.: Просвещение, 1996. - 96 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ