ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Компоненты готовности к обучению грамоте старших дошкольников ...7
1.2. Особенности функционального базиса чтения и письма у дошкольников
общим недоразвитием речи 15
1.3. Возможности использования дидактических игр в логопедической
работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Исследование состояния функционального базиса чтения и письма у
дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для старших дошкольников с речевыми расстройствами решение этой проблемы имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Проблема подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существует давно. Исследованием в данной области занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др.
Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных
представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Эффективность в обучении грамоте, по мнению Л.С. Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой, который включает состояние развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи эти функциональные звенья в значительной степени нарушены.
Г.А. Каше доказала, что своевременное воспитание у старших дошкольников способности к усвоению звукового и морфемного состава слова, может предотвратить возникновение нарушений письменной речи.
Р.Е. Левина выдвинула положение о взаимосвязи между нарушениями компонентов речи с отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте. Связь между общим недоразвитием речи и трудностями при обучении грамоте позволила выделить психические процессы, являющиеся предпосылками успешного овладения грамотой. Зрелость этих процессов может быть проверена еще до поступления ребенка в школу.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте старших дошкольников обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Исследованием проблемы готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др. Тем не менее при достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи, проблема готовности к обучению грамоте детей, диагностика и система коррекции остается актуальной.
Исходя из актуальности и значимости проблемы подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи, была определена тема настоящего исследования, проблема которого состоит в совершенствовании коррекционно-педагогичексой работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речисредствами дидактических игр.
Цель нашего исследования - определить содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Объект исследования: состояние функционального базиса чтения и письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием дидактических игр.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
1) будут своевременно выявлены особенности формирования функционального базиса чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2) в содержание образования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет включена программа по формированию функционального базиса чтения и письма, которая будет построена на основе использования дидактических игр.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа нейропсихологической, психолингвистической и специальной педагогической литературы обосновать проблему подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности функционального базиса чтения и письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Теоретико-методологической основой работы являются
теоретические и практические работы: в области подготовки к обучению грамоте (Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева и др.); в области развития функционального базиса чтения и письма (А.И. Корнев, Л.Н. Ефименкова, М.Н. Русецкая, Л.В. Лагутина, Л.С. Цветкова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина и др.); исследования в области использования дидактических игр в коррекционно-педагогической работе (В.Н. Аванесова, Ф.Н. Блехер, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова).
Для решения поставленных задач был использованы следующие методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирический: тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №14 «Золотой ключик» г. Белгорода.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, снабжена приложением.
Чтение и письмо представляет собой сложное сложный психофизиологический процесс, для успешного формирования которого необходим целый ряд условий. Полноценное овладение навыком чтения обеспечивается определенным уровнем развития речевых и неречевых функций и процессов в совокупности представляющих собой функциональный базис чтения.
У детей с общим недоразвитием речи, в силу специфичности их развития, часто оказывается нарушенным весь комплекс высших психических функций, лежащих в основе функционального базиса чтения и письма, что, следовательно, влечет за собой необходимость своевременной коррекционной работы.
Во второй части исследования в процессе констатирующего эксперимента нами изучалось состояние функционального базиса чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По результатам обследования у всех детей исследуемой группы с общим недоразвитием речи были выявлены специфические особенности функционального базиса чтения и письма. Были отмечены недоразвитие слухоречевой памяти и внимания, зрительно ориентировки в пространстве, а также у детей была отмечена недостаточная сформированность связной речи, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие звукослогового анализа и синтеза.
Мы разработали систему логопедической работы по подготовке к обучению грамоте на основе использования дидактических игр.
В заключение необходимо отметить, что только целенаправленная, систематическая работа по подготовке к обучению грамоте у старших дошкольников с учетом специфических особенностей детей с общим недоразвитием речи позволит снизить степень риска по возникновению нарушения чтения и письма.
1. Аксенова, М.В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи [Текст] /М.В. Аксенова // Дошкольное воспитание, - №8.¬2013. - С.15-19
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
3. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении [Текст]/ Т.А. Алтухова. - Белгород.: Алса, 2008. - 164 с.
4. Безруких, М.М. Как научить ребенка писать красиво [Текст] /М.М. Безруких/. - М.:Дидакт, 2005. - 98с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст] /З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012. - 206с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2011. - 138 с.
7. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - №3. - 2007.- С. 15-19.
8. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте [Текст] / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. - № 6. - 2015. - С. 10-13.
9. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Детская речь. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 179с.
10. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 4. - 2013.- С.9 -12.
11. Дубровина, Т.И. Ранее развитие предпосылок к нарушению
чтения у младших школьников. [Текст] /Т.И. Дубровина, А.П. Бондаренко // Школьный логопед. - 2014. - №1. - С. 10 - 15.
12. Дьяченко, М.М. Профилактика нарушений чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе (из опыта работы) [Текст] // М.М. Дьяченко // Школьный логопед. - № 5. - 2013. - С.10 - 14.
13. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. - № 2. - 2012. - С.22-26.
14. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Книга для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.: ил.
15. Иващенко, Ф.И. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] /Ф.И. Иващенко, М.И. Ильина - М.: Просвещение, 1998. - 89с.
16. Иншакова, О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи [Текст] / О.Б. Иншакова. - СПб.: Литера, 2010. - С.75-82.
17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль, 2007. - 87 с.
18. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей [Текст] / Г.А.Каше. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - С. 213-228.
19. Кашкаха, С.А. Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа [Текст] / С.А. Кашкаха // Логопед в детском саду. - 2013.- №7.- С. 6-15.
20. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] /М.М. Кольцова. - М.: Просвещение, 1973. - 119с.
21. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - Спб.: Речь, 2003. - 330 с.
22. Кувыкина, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью основных функций фонематической системы [Текст] / Е.М. Кувыкина // Логопед.- 2011.- №6. - С. 90-96.
23. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А. В. Лагутина. - М.: Просвещение, 2007.- 195 с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р.И. Лалаева. - Ростов н/Д.: «Феникс», СПб: «Союз», - 2004 с.
25. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1940. - 72 с.
26. Леонтьев, А.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.А. Леонтьева.- М.: Просвещение, 1998. - 223с.
27. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ.психол.фак. высш. Учеб. Заведений/ А.Р.Лурия. - М.: «Академия, 2012. - 352 с.
28. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие [Текст] / Л.Г. Милостивенко. - СПб: Стройлеспечать, 2009. — 64 с.
29. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин - тов. [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1995. — 272 с.
30. Нижегородцева, Н.В. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст] /Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 256с.
31. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] /С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, - 1995. - 156с.
32. Овсюкова Т.В. Формирование предпосылок к овладению грамотой дошкольникоами с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 4. - С. 33-40
33. Огаркина, А.В. Выявление предрасположенности дислексии у дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.В. Огаркина. - М., 2002. - 229 с.
34. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. Т.3 [Текст] /В.К. Орфинская. - ТР ЛГИПИ им. Герцена, 1946. - 154с.
35. Османова, Г.А. От игры к письму [Текст] /Г.А. Османова // Логопед в детском саду. - № 1. - 2015. - С.6-9.
36. Развитие речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 183 с.
37. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография [Текст] /М.Н. Русецкая. - СПб.:КАРО, 2007.-192с.
38. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 258с.
39. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе [Текст]: / Е.Е. Сергеева // Логопедия сегодня. - 2013. - № 2. - С. 52-64.
40. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст] / А.Л. Сиротюк - М.: Сфера, 2001. - 80 с.
41. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.И. Сорокина. М.: Просвещение, 1992. - 249с.
42. Сухонина, Н.И. Подготовка руки к письму у детей со стертой псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Н.И. Сухонина // Логопед в детском саду. - № 1. - 2015. - С. 12-16.
43. Триггер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте [Текст] /Р.Д. Триггер. - Смоленск, 2006. - 80с.
44. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детй. [Текст] / Под ред. А.В
Запорожца. - М.:Просвещение, 1996. - 96с.
45. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб.:Литера, 2014. - 94с.
46. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи [Текст] / Филичева Т.Б. // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999. - 250 с.
47. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Аркти, 2002. - 136с.
48. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. [Текст] /Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2000. - 56с.
49. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Юристъ, 2000. - 253 с.
50. Чевелёва, Н.А. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. [Текст]: / Н.А. Чевелева // Дефектология. - М.: АРКТИ, 2003, - 45-50 с.
51. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. [Текст] / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.