ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 8
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 8
1.2 Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста
ценности здорового образа жизни 15
1.3 Использование метода проектов в формировании ценности здорового
образа жизни дошкольного учреждения и семьи у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ 36
2.1. Анализ уровня сформированности ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Методические рекомендации по формированию ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здорового образа жизни является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда является одной из задач образовательного учреждения (55). На формирование у граждан России бережного отношения к здоровью, основанного на принципе ведения здорового образа жизни направлена государственная программа «Здоровая Россия» (18). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, также определено, что дошкольное образование должно обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (54).
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов (Ю.Е. Антонов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Л.Н. Волошина, В.А. Деркунская, Е. А Токарева). Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Результаты современных исследований (Н.А. Андреева, В.А. Деркунская, С.А. Козлова) свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, желание вести здоровый образ жизни.
Идеи формирования в период дошкольного детства представлений о здоровье, ответственного отношения к его сохранению, овладение правилами здорового поведения отражены во всех современных образовательных программах дошкольного образования, федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. В связи с этим, в практику дошкольных учреждений активно вводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья и повышение культуры здорового образа жизни.
О важности взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах формирования здорового образа жизни говорят в своих работах М.М. Багманян, Г.В. Блинова, О.Л. Зверева, В.В. Марков, Е.И. Николаева, О.М. Шаповалова, О.А. Шаханина. Авторы отмечают, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка- дошкольника могут быть реализованы лишь при использовании форм активного взаимодействия двух социальных институтов - детского сада и семьи.
В истории педагогической мысли взаимодействие семьи и образования рассматривалось в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики, психолого-педагогических и социологических исследованиях, которые свидетельствуют о том, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, следовательно, необходимо взаимодействие семьи и детского сада во имя полноценного развития ребенка - дошкольника. Поэтому проблема создания условий взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по формированию ценности здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной. На решение социально значимой задачи, реализацию поставленной цели, получение ожидаемых результатов направлен метод проектов. Технология проектирования является одной из форм, обеспечивающих сотрудничество детей и взрослых в процессе формирования здорового образа жизни, которая разворачивается как совместная деятельность партнеров - субъектов.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Цель исследования: разработать и обосновать методические
рекомендации по формированию ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста ценности здорового образа жизни.
Предмет исследования: методические рекомендации по
формированию ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Гипотеза: формирование у детей старшего дошкольного возраста ценности здорового образа жизни в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи будет эффективным, если будет использован метод проектов, так как его реализация активирует воспитательный потенциал семьи в вопросах формирования здорового образа жизни у старших дошкольников; обеспечивает включение различных видов детской деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «здоровый образ жизни» как социально-педагогического явления;
2) определить особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста ценности здорового образа жизни;
3) выявить возможности использования метода проектов в формировании ценности здорового образа жизни в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи у детей старшего дошкольного возраста;
4) проанализировать сформированность ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать методические рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценности здорового образа жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории развитии личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции развития ребенка - дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.Е. Комарова, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева, Р.М.Чумичева и др.); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, О.Л. Зверева, Т.А. Куликова и др.); концепции построения развивающей предметно - пространственной среды дошкольных учреждений (Л.М. Кларина, Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.); теории о влиянии социальной ситуации развития на формирование личности ребенка (Е.Б. Весна, О.В. Дыбина, А. Козлова, Д.И. Фельдштейн и др.); исследования (Н.Е. Веракса, Д. Дьюи, Н.Ф. Яковлева) рассматривают возможность использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Методы исследования:
теоретический метод: анализ научной литературы по проблеме исследования;
эмпирический метод: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, анкетирование;
метод количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни - это поведение и мышление человека, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья; система привычек, которая обеспечивает необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей личных запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне. Как социально-педагогическое явление, здоровый образ жизни в значительной степени зависит от социально-экономических условий, особенностей организма и сформированного в детстве стиля жизни. В структуру здорового образа жизни дошкольника входят физический, интеллектуальный, нравственный и эмоциональный компоненты.
Условиями формирования у детей потребности в здоровом образе жизни являются гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы нацеленной на приобретение детьми комплекса необходимых навыков здорового образа жизни, овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни, создание взрослыми большого количества ситуаций для обеспечения проявления детьми своих растущих физических возможностей. Особенности формирования ценности здорового образа жизни у старших дошкольников основаны на том, что в дошкольном возрасте происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, развивается умение сотрудничать, подчинять деятельность общей цели.
Одним из современных способов организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи является проектирование. Проект - это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков. Проекты формирования у детей старшего дошкольного возраста ценности здорового образа жизни могут быть разных видов в зависимости от доминирующей деятельности, характера координации, продолжительности.
В результате педагогической диагностики было выявлено, что преобладает низкий уровень сформированности ценности здорового образа жизни у старших дошкольников; недостаточно используются воспитательные возможности семей в вопросах формирования здорового образа жизни у старших дошкольников; педагоги имеют низкий уровень владения технологией формирования ценности здорового образа жизни.
Для формирования ценности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста мы рекомендуем использовать проект организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи «Дорожка движения». Проект включают в себя: проведение методических мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов в области физкультурно-оздоровительной проектной деятельности, организацию просветительско-педагогических мероприятий с родителями (законными представителями) воспитанников, создание условий для положительно эмоционального состояния ребенка, физического и психического развития, формирования знаний и первичных навыков здорового образа жизни, организацию совместных игр детей с родителями (законными представителями).
Перспективы использования проекта «Дорожка движения» в дошкольных образовательных учреждениях связаны с активизацией в деятельности дошкольного учреждения мер здоровьесбережения, включением в план работы педагогов мероприятий с детьми и их родителями (законными представителями) по обозначенной проблеме, презентацией результатов проекта, использованием социальной рекламы. Представленные в проекте материалы могут использоваться педагогами для организации работы по формированию ценности здорового образа жизни с детьми старшего дошкольного возраста. К работе можно привлекать детей среднего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей), проявляющих интерес проблеме здорового образа жизни, логопеда, музыкального работника для проведения занятий по отдельным темам.
Список использованной литературы
1. Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Айзман Р.И. - М.: Сибирское университетское издательство, 2010. - 214 с.
2. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. . .канд. пед. наук //Н.А.Андреева.- Екатеринбург, 2015.- 22 с.
3. Бабаева Т.И. Образовательная область Социализация. - М.: Сфера. - 2012. - 256 с.
4. Багманян М.М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 21-25. - [Электронный ресурс]http://e-koncept.ru/2016/56812.htm.
5. Баль Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в образовательной деятельности в области здоровья (или здорового образа жизни) // Детский сад — эталон экологической культуры / Под ред. Т.В. Потаповой.
6. Барабаш В.Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория// Образование в период детства: традиции,
реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. - С. 8.
7. Безрукова Г.Р., Миран Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями речи //Современное дошкольное образование. Теория ипрактика. - 2012. - № 5. - С.28- 30.
8. Блинова Г.В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 409-411.
9. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://bse.sci-lib.com/article045255.html
10. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. М.: АРКТИ, 2002. - 96с.
11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье /Брехман И. И. - [2-е издание, дополненное и переработанное]. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
12. Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном: дисс. аанд. пед. наук. - 2005. [Электронный ресурс].
11Пр://уууМ11с1тес1.1Ч|/с1ос5/с1осшпеп137748/бы1<ова-11г-(|юр1ирова11ие-культуры-здорового-образа-жизни-детей-старшего-дошкольного-возраста-в-дошкольном-образовательном
13. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
14. Валентик Ю.В., Мартыненко А.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Просвещение, 1998. - 214 с.
15. Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/ Сост. Л.И. Пономарева, В.А. Нетаева, Г.В. Заостровных, Н.А. Андреева: ШГПИ, ИПКиПРО Шадринск- Курган,2004.- 63 с.
16. Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. Представления современного ребёнка- дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-2. - С. 269-272. [Электронный ресурс] https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29590.
17. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольников.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
18. Государственная программа «Здоровая Россия» [Электронный ресурс] https://www.takzdorovo.ru
19. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1992. - 342 с.
20. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст]: Учебное пособие/ В.А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 96с.
21. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению
психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова //
Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - 520 с.
22. Дьюи Д. Педагогика Детства От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. - М.: Карапуз, 2009. - 350 с.
23. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 184 с.
24. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи // Управление ДОУ. - 2008. - № 5.- С. 8.
25. Елагина Е. День легкой атлетики. Для детей 5-8 лет и их родителей // Дошкольное воспитание. - №9. - 2014. - С. 25- 26.
26.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2000.-160 с.
27.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
28. Илиппова С.О. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С.О. Филиппова. - М.: Академия развития, 2007. - 224 с.
29. Ионова В.А., Чекасина Т.А. Оздоровительная неделя // Дошкольное воспитание. - №11. - 2015. - С. 25-27.
30. Касьянова Л.Г. Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка в гармонии с природой в России. // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва - Шадринск, 2007.- 252 с.
31. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
32. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Зуйкова М.Б. Проектный метод в
деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2003. - С. 15.
33. Кичигина, С.А., Хмель Л.И. Особенности работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. [Электронный ресурс] sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud 3 3.pdf
34. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
35. Козлова С.А. Мой организм. Методические рекомендации/ С.А. Козлова, О.Князева, С.Е.Шукшина. — М.: 2011. - 146 с.
36. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных
учреждениях / В.В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
37. Концепция здорового образа жизни [Электронный ресурс]. http://xn--80ahc0abogjs.com/terapiya-anesteziologiya-intensivnaya/kontseptsiya-zdorovogo-obraza.html
38. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
39. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика, 1979. - С. 13 - 25.
40. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 360 с.
41. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
42. Миленко В.А., Панова Т.А., Фирсова О.О. Всей семьей на стадион! Физкультурно-оздоровительный социальный проект // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9, С. 28 - 29.
43. Никифорова О.А. Управление проектами // Управление ДОУ. - 2009. - №1.- С.8.
44. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Н. Здоровьесбережение,
здоровьеформирование в условиях детского сада. - СПБ.: ООО Детство ПРЕСС, - 2014. - 204с.
45. Новикова И.М.Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников: дошкольная педагогика. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 96 с. [Электронный ресурс] http://www.dissers.ru71/11067-2-bikova-nataliya-
grigorevna-formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-detey-starshego-doshkolnogo.php
46. Ожегов С.И., Шведина Н.Ю. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
47. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 - 7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 64 с.
48. Пономарева И.О. Взаимодействие педагогов с семьей - условие повышения интереса детей к физической культуре // Инструктор по физкультуре. - 2011. - №6. - С. 128.
49. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М.: АРКТИ, 2011. - 96 с.
50. Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. - 2009. - № 6. - С. 26.
51. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
52. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 208 с.
53. Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» // Вопросы дошкольной педагогики.- 2017. -№1. - С. 128-131.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание.- 2013. -№ 2.
55. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/48b9101 fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/
56. Хакимова Г.А., Гребенюк Г.Н. Формирование ценностного отношения к
здоровью у детей: монография/ Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк -
Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. -175 с.
57. Храмцов П.И. Состояние здоровья и образ жизни современных
дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 64.
58. Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребенок» в рамках реализации краевой программы «Здоровьесберегающие технологии» // Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.- С.19-54.
59. Шаповалова О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 41-43.
60. Шаханина О., Гузяева С. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках семейного клуба выходного дня// Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. — С. 23.
61. Яковлева Н.Ф.Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144с.