Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
1.1 Сущность и принципы формирования и размещения государственного
заказа 8
1.2 Методические походы к исследованию государственных закупок в
России 18
1.3 Теоретические и методологические основы формирования и размещения
государственного заказа в зарубежных странах 27
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
2.1 Организационная структура ГКУ «Центр закупок в сфере
здравоохранения» 38
2.2 Оценка деятельности ГКУ «Центр закупок в сфере
здравоохранения» 52
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
3.1 Проблемы размещения государственного заказа в медицине на примере
ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» 68
3.2. Прогноз эффективности предложенных рекомендаций 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Приложение
Государственный спрос является сильнейшим инструментом регулирования экономики и оказывает колоссальное влияние на ее структуру, повышение эффективности системы государственных и муниципальных закупок в направлении формирования современной контрактной системы, решение многих социально-экономических вопросов, динамику, а также создает условия для развития конкуренции.
Сегодня государство выступает в качестве одного из крупнейших заказчиков и потребителей продукции и услуг целого ряда отраслей. Более трети расходов консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно приходится на закупку товаров для государственных и муниципальных нужд.
Закупки важны не только в рамках целого государства, но и в рамках отдельно взятого региона и даже отрасли. С помощью государственного заказа реализуются общественные потребности, при помощи реализации федеральных целевых программ, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований.
Объектом исследования в работе является система формирования и размещения государственного заказа на примере госзакупок в здравоохранении в Челябинской области, проводимых ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения».
Задачи производственной практики:
- выявить сущность и принципы формирования и размещения государственного заказа;
- проанализировать нормативно-законодательную базу госзакупок в РФ;
- дать описание системе формирования и размещения госзаказа в сфере здравоохранения в Челябинской области;
- провести оценку деятельности ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения».
В рамках данной работы мы рассмотрели сущность закупок для государственных и муниципальных нужд, выявили основные тенденции в развитии системы государственных закупок в РФ, раскрыли значения терминов, необходимых для дальнейшего понимания работы, а также принципы, на которых строится сегодня вся система государственных и муниципальных закупок, к которым можно отнести принцип открытости и прозрачности, принцип профессионализма заказчика, принцип стимулирования инноваций и другие.
Также мы рассмотрели организационную структуру учреждения ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения», выявили основные структурные единицы и их функции и задачи. Как видно из анализа, организационная структура учреждения построена на принципе распределения полномочий по направлениям деятельности. Также была определена система распределения полномочий и ответственности за принятие решений на различных уровнях управления и структура и действующая система взаимодействия служб подразделений организации.
Кроме того, были рассмотрены источники финансирования учреждения, а также управление имуществом и бюджетом организации. Так как учреждение является казенным, то на его деятельность, в том числе по управлению средствами, распространяется действие нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения государства и учреждений данного типа.
В работе также были рассмотрены и проанализированы основные показатели работы организации. При этом, давая оценку результативности и эффективности работы по сути новой организации, можно сказать, что в целом она активно развивается, повышаются как скорость проведения процедур, так и их качество по большинству показателей.
Кроме того, мы разработали ряд рекомендаций, которые помогут сделать государственные закупки максимально эффективными. Наиболее важными направлениями совершенствования системы государственных закупок в сфере здравоохранения являются следующие направления: упрощение вхождения на рынок госзакупок новых потенциальных поставщиков, повышение профессионализма кадров в сфере госзакупок, увеличение открытости процедуры государственных закупок. Именно система этих мер, на наш взгляд, повысит прозрачность процесса закупок, улучшит конкурентную среду на рынке и позволит сделать закупки намного эффективнее.
В главе мы предложили меру по увеличению количества участников размещения заказа путем повышения уровня квалификации имеющихся кадров в сфере госзакупок. После проведенных расчетов мы увидели, что общая экономия бюджетных средств при проведении аукционов увеличится на 107,879 млн. руб., что является неоспоримо хорошим показателем эффективности использования бюджетных средств.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.05.2018).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 04.06.2018).
3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите конкуренции».
5. Устав ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» (ред. от 31.12.2015).
6. Положения об отделах ГКУ «Центр закупок в сфере здравоохранения» (ред. от 31.12.2015).
7. Андреева, Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование: учебник/ Л.В. Андреева. - М.: ВолтерсКлувер, 2009.282 с.
8. Белокрылова, О.С. Совершенствование институциональных условий функционирования рынка государственных и муниципальных закупок в контексте снижения рисков/О.С. Белокрылова // TERRA ECONOMICUS. 2016. Т. 14. № 4. С. 73-83.
9. Госзаказ с точки зрения бизнеса: основные проблемы и пути их решения // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - № 39. - С. 17-19.
10. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ под ред. Морозовой Т.Г. - М.:Юнити-Дана, 2007.- 255с.
11. Гребенникова, В.А. Новый подход к размещению государственных и муниципальных заказов: преимущества и недостатки контрактной системы / В.А. Гребенников, Л.И. Немченко // Финансы и кредит. - 2014. - №15. - С. 21-26.
12. Демкина, А.В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций: монография/ А. В. Демкина; науч. Ред. Л.Ю. Михеева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012, 2011. - 316 с.
13. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и
ограничения развития. Научный доклад. Руководитель темы: д.э.н.
СмотрицкаяИ.И., исполнители: д.э.н. Черных С.И., к.э.н. Шувалов С.С. // М.: ИЭ РАН. -2014. - С. 65.
14. Каранатова, Л. Д. Государственный заказ как инструмент инновационной политики в Российской Федерации: функции, особенности, механизм /Л.Д. Каранатова // Власть.- 2011.-№ 6. - С. 15-18
15. Козин, М.Н. Государственный оборонный заказ: теория и практика управления рисками: учебник/ М.Н. Козин. — Вольск: ВВВУТ(ВИ), 2012.- 15 с.
16. Мамедова, Н. А. Общественный контроль в сфере государственных и
муниципальных закупок: теоретические и практические основы Текст
монография Н. А. Мамедова, А. Н. Байкова; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). - М. Издательство МЭСИ 2015. - 311 с. ил.
17. Методические рекомендации по разъяснению Концепции федеральной контрактной системы и положений проекта закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»/ Главное контрольное управление Челябинской области. - М.: Челябинск, 2011.- 42 с.
18. Нестерович, Н.В. Эффективность государственных закупок - конкуренция / Н.В. Нестерович // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №
41. - С. 8-15.
19. Организация государственных и муниципальных закупок/ О.С. Белокрылова - Ростов-на-Дону, Наука-Спектр, 2007.-400 с.
20. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие/ В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 320 с.
21. Размещение государственного и муниципального заказа (базовый курс)/ под ред. Фролова, В.И., - 2-е изд., доп., - СПб.: СПбГАСУ, 2010. - 504с.
22. Размещение государственного и муниципального заказа (сборник материалов). 11-е издание. - М.: ИД «Юриспруденция», 2011. - 360 с.
23. Сигатова, Н.А. Контрактная система в сфере государственных и муниципальных закупок: ограничения и перспективы развития/Н.А. Сигатова/ Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции ППС. Секции экономики, управления и права - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2015, Т.1. - С. 433-440.
24. Сигатова, Н.А. Принцип обеспечения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок/ Н.А. Сигатова // Экономика и предпринимательство. - 2016.- № 1 ч. 1 (66-1), 2016. - С. 625-628.
25. Смотрицкая, И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы/ И.И Смотрицкая - М.: Институт экономики РАН, 2007. -211с.
26. Суходольский, Г.А. Тендеры. Вопросы и ответы/ Г.А. Суходольский - М.:ИКФ «ЭКМОС», 2005.-301с.
27. Общероссийский официальный сайт размещения заказов - Режим доступа:http://www.zakupki.gov.m
28. Шувалов, С.С Государственные закупки как механизм стимулирования
модернизации российской экономики. Научный доклад. — М.: Институт экономики РАН, 2015. - 50 c./ С.С. Шувалов// Режим доступа:
https://inecon.org/docs/Shuvalov_20151110.pdf Дата обращения: 30.01.2017 г.
29. Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ»
30. Справочная правовая система «Консультант Плюс»
31. Официальный сайт ЕИС РФ www.zakupki.gov.ru
32. Сайт Министерство экономического развития РФ - Режим доступа: http: //economy.gov.ru
33. Сайт Федеральная антимонопольная служба - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
34. Сайт WTO Agreement on Government Procurement, 2016 - Режим доступа: http: //www.wto. org/english
35. Свод федеральных правил, часть 48, раздел 3.104-1-11 (CFR) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecfr.gov
Приложение А
Методика индикативной оценки эффективности системы государственных закупок