Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая диагностика универсальных учебных действий младшего школьника

Работа №64720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Определение понятия «универсальные учебные действия», их сущность и виды
1.2 Особенности регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЕУЛЯТИВНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со
спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Цель исследования - выявить степень сформированное™ регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий среди 3 и 4 классов; сравнить степень сформированности универсальных учебных действий учеников и учениц.
Объект - процесс формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет - степень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза: - Степень сформированности универсальных учебных действий учениц больше, чем у учеников.
Задачи исследования:
1. Произвести библиографический поиск и отбор литературы по теме;
2. Определить степень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Анализ результатов исследования.
Методы и методики исследования: методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 ЕМР г. Елабуга среди учеников 3 (30 человек) и 4 (30 человек) классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию ученикам своей учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.
показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.
Теоретико-методологической базой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Еосударственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Еальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.
С помощью ср* - углового преобразования Фишера нами получены результаты, свидетельствующие о том, что существуют различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками.
Таким образом, выявили: - среди учениц больше испытуемых со средним уровнем устойчивости внимания (70%) (ф эмп. = 1,89> ф кр. =
1,64, р < 0,05), а среди учеников больше испытуемых с высоким уровнем концентрации внимания (70%) (ср эмп. = 2,07> ср кр. = 1,64, р < 0,05). Из этого следует, что регулятивные универсальные учебные действия у учеников выше, чем у учениц.
Рассматривая и анализируя полученные данные по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, мы можем сделать заключение, что среди испытуемых преобладает самостоятельное выполнение задания, как у испытуемых учеников (60 %), так и у испытуемых учениц (75 %).
Данные результаты свидетельствуют о том, что различий между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками не существует.
Таким образом, исходя из данных, полученных статистическими методами, существуют различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками.
Регулятивные универсальные учебные действия у учеников выше, чем у учениц. Коммуникативные универсальные учебные действия учениц статистически не отличаются от коммуникативных универсальных учебных действий учеников.



1. Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. -М.: Просвещение, 2010.
2. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. - М., Вита-Пресс, 2010г.- с. 192.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение,
2009.Асмолов А. Г. Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя,- М: Просвещение, 2010.
4. Батуева, Е. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Е. М. - Калининград, 2003. - 191 с.
5. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995. - с. 110-122.
6. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006,- С.29-50.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2007,- 398 с.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
9. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.:Рассказовъ, 2012,- 304 с.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2000,- с.480.
11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной
деятельности и методов начального обучения, базанных на содержательном обобщении / учебное пособие для студентов высших и средних учеб, заведений. - Томск: «Пеленг», 1992. - 114 с.
12. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тнтттков В.А. - М.: Просвещение, 2009.
14.
14. Коряковцева Н.Ф. Организация самостоятельной учебной деятельности,-М.: Аркти, 2003.
15. Краюхин В. А. ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты./ЛТервое сентября. - 2011.-№9.
16. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как
механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник
заместителя директора школы. -2011.-№4.
17. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2008. - № 2. - С. 3-6.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся - М.: Просвещение, 1990.
19. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы // Завуч нач. школы. 2002. — №1, —СЛ4.
20. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование
технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой - 2011.
21. Максимов Л. А. Формирование у школьников обощенных способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению,-Екатеринбург: Мегион,2004.
22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Директ-Медиа, 2008.
23. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч- практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ - 2011. - Выл. 1(3).- С.46-54.
24. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся! //Народное образование. - 2011
25. Никитенко З.Н. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования 2008.
26. Никитина, Е. Ю., Мишанова, О. Е. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №2. - С. 59-63.
27. Оненко, Л. П. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]: http://sikachi. *****/index. php? option=com_content&vie w=article&id= 196: &catid=96: &Itemid=5 8
28. Осмоловская, И. M., Петрова, Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. - 2012.
29. Позднякова, Е. П. Как развивать метапредметные компетенции у детей младшего школьного возраста // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии молодежи: изб. науч. тр. / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Еорчинской. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.
30. Попова А. А. Универсальные учебные действия в
начальном образовании: монография. - Челябинск: ООО
«Фотохудожник», 2011. - 147 с.
31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост.Е. С. Савинов]. - М: Просвещение, 2011 - (стандарты второго поколения).
32. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: по с. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли» [Электронный ресурс]: http: //standart.edu.ru/catalog. aspx
33. Репкин Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных. - Томск: «Пеленг», 1993,- с.61.
34. Репкин В.В. Что такое развивающее обучение?,- Томск, 1992 г. - с.64.
35. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника . — М.: МГППУ, 2013. - 210 с.
36. Стартовая диагностика уровня сформированности
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: (статья)//
Журнал: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент "№6/2 011 [Электронный ресурс]: http://www.in-exp.nl/faivorite-articles
37. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? 2014.
38. Телюкова, Е. Е., Олейников, С. П. Формирование
регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе [Электронный ресурс]: http://www.*****/didactics/learning-
obiectives/item/109-formirovanie-regulyativnyih-universalnyih-uchebnyih- devstviv-v-1 -klasse
39. Теория и методика развития универсальных учебных
действий. //Концепт. Выпуск 1. «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»: «Вятский
государственный гуманитарный университет» -2013.
40. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
41. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2013.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011.
43. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010.
44. Фундаментальное ядро содержания общего образования/
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия
«Стандарты второго поколения»),
45. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся обучаться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь обучаться». - М., 2006.
46. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: [Электронный
ресурс]: http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm ocenka.htm
47. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552.
48. Эльконин, Д.Б., Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988. - 246 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ