ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Определение понятия «универсальные учебные действия», их сущность и виды
1.2 Особенности регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЕУЛЯТИВНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т.к. являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со
спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Цель исследования - выявить степень сформированное™ регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий среди 3 и 4 классов; сравнить степень сформированности универсальных учебных действий учеников и учениц.
Объект - процесс формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет - степень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза: - Степень сформированности универсальных учебных действий учениц больше, чем у учеников.
Задачи исследования:
1. Произвести библиографический поиск и отбор литературы по теме;
2. Определить степень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Анализ результатов исследования.
Методы и методики исследования: методика «Корректурная проба» (тест Бурдона), исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина).
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 ЕМР г. Елабуга среди учеников 3 (30 человек) и 4 (30 человек) классов.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию ученикам своей учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.
показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.
Теоретико-методологической базой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Еосударственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Еальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.
С помощью ср* - углового преобразования Фишера нами получены результаты, свидетельствующие о том, что существуют различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками.
Таким образом, выявили: - среди учениц больше испытуемых со средним уровнем устойчивости внимания (70%) (ф эмп. = 1,89> ф кр. =
1,64, р < 0,05), а среди учеников больше испытуемых с высоким уровнем концентрации внимания (70%) (ср эмп. = 2,07> ср кр. = 1,64, р < 0,05). Из этого следует, что регулятивные универсальные учебные действия у учеников выше, чем у учениц.
Рассматривая и анализируя полученные данные по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, мы можем сделать заключение, что среди испытуемых преобладает самостоятельное выполнение задания, как у испытуемых учеников (60 %), так и у испытуемых учениц (75 %).
Данные результаты свидетельствуют о том, что различий между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками не существует.
Таким образом, исходя из данных, полученных статистическими методами, существуют различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками.
Регулятивные универсальные учебные действия у учеников выше, чем у учениц. Коммуникативные универсальные учебные действия учениц статистически не отличаются от коммуникативных универсальных учебных действий учеников.
1. Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. -М.: Просвещение, 2010.
2. Александрова Э.И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. - М., Вита-Пресс, 2010г.- с. 192.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение,
2009.Асмолов А. Г. Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя,- М: Просвещение, 2010.
4. Батуева, Е. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Е. М. - Калининград, 2003. - 191 с.
5. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995. - с. 110-122.
6. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006,- С.29-50.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2007,- 398 с.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
9. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.:Рассказовъ, 2012,- 304 с.
10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2000,- с.480.
11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной
деятельности и методов начального обучения, базанных на содержательном обобщении / учебное пособие для студентов высших и средних учеб, заведений. - Томск: «Пеленг», 1992. - 114 с.
12. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тнтттков В.А. - М.: Просвещение, 2009.
14.
14. Коряковцева Н.Ф. Организация самостоятельной учебной деятельности,-М.: Аркти, 2003.
15. Краюхин В. А. ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты./ЛТервое сентября. - 2011.-№9.
16. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как
механизм реализации ФГОС нового поколения//Справочник
заместителя директора школы. -2011.-№4.
17. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2008. - № 2. - С. 3-6.
18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся - М.: Просвещение, 1990.
19. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы // Завуч нач. школы. 2002. — №1, —СЛ4.
20. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование
технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой - 2011.
21. Максимов Л. А. Формирование у школьников обощенных способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению,-Екатеринбург: Мегион,2004.
22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Директ-Медиа, 2008.
23. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч- практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ - 2011. - Выл. 1(3).- С.46-54.
24. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся! //Народное образование. - 2011
25. Никитенко З.Н. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования 2008.
26. Никитина, Е. Ю., Мишанова, О. Е. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №2. - С. 59-63.
27. Оненко, Л. П. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]: http://sikachi. *****/index. php? option=com_content&vie w=article&id= 196: &catid=96: &Itemid=5 8
28. Осмоловская, И. M., Петрова, Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. - 2012.
29. Позднякова, Е. П. Как развивать метапредметные компетенции у детей младшего школьного возраста // Инновационные процессы в воспитании, обучении и развитии молодежи: изб. науч. тр. / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А. А. Саламатова, А. А. Еорчинской. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.
30. Попова А. А. Универсальные учебные действия в
начальном образовании: монография. - Челябинск: ООО
«Фотохудожник», 2011. - 147 с.
31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост.Е. С. Савинов]. - М: Просвещение, 2011 - (стандарты второго поколения).
32. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: по с. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли» [Электронный ресурс]: http: //standart.edu.ru/catalog. aspx
33. Репкин Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных. - Томск: «Пеленг», 1993,- с.61.
34. Репкин В.В. Что такое развивающее обучение?,- Томск, 1992 г. - с.64.
35. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника . — М.: МГППУ, 2013. - 210 с.
36. Стартовая диагностика уровня сформированности
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: (статья)//
Журнал: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент "№6/2 011 [Электронный ресурс]: http://www.in-exp.nl/faivorite-articles
37. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? 2014.
38. Телюкова, Е. Е., Олейников, С. П. Формирование
регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе [Электронный ресурс]: http://www.*****/didactics/learning-
obiectives/item/109-formirovanie-regulyativnyih-universalnyih-uchebnyih- devstviv-v-1 -klasse
39. Теория и методика развития универсальных учебных
действий. //Концепт. Выпуск 1. «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»: «Вятский
государственный гуманитарный университет» -2013.
40. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
41. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2013.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011.
43. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010.
44. Фундаментальное ядро содержания общего образования/
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия
«Стандарты второго поколения»),
45. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся обучаться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь обучаться». - М., 2006.
46. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: [Электронный
ресурс]: http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm ocenka.htm
47. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552.
48. Эльконин, Д.Б., Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988. - 246 с.