Введение 3
Глава 1. Стратегия «мягкой силы» во внешней политике РФ в XXI веке: тео-ретический аспект 13
1.1. «Мягкая сила» во внешней политике России: истоки и особенности
формирования 13
1.2. Направления и инструментарий «мягкой силы» МИД РФ: Среднеазиат-ский вектор 20
1.3. Основные проблемы «мягкой силы» в контексте современной россий¬ской дипломатии 28
Глава 2. «Мягкая сила» в современном внешнеполитическом курсе РФ в
Центрально-азиатском регионе (на примере Казахстана) 33
2.1. Россия и Казахстан в начале XXI в.: культурный и научно-
образовательный контексты использования «мягкой силы» 33
2.2. Роль общественных и неправительственных организаций в реализации
«мягкого» внешнеполитического курса официальной Москвы в отношении
Казахстана 41
2.3. «Расширение информационного присутствия» РФ в РК: интернет ре-
сурсы и их роль 49
2.4. Оценка эффективности «мягкой силы» РФ в Центрально-азиатском ре-
гионе (на примере Казахстана) 52
Заключение 58
Библиография 63
Приложения 74
Введение 3
Глава 1. Стратегия «мягкой силы» во внешней политике РФ в XXI веке: тео-ретический аспект 13
1.1. «Мягкая сила» во внешней политике России: истоки и особенности
формирования 13
1.2. Направления и инструментарий «мягкой силы» МИД РФ: Среднеазиат-ский вектор 20
1.3. Основные проблемы «мягкой силы» в контексте современной россий¬ской дипломатии 28
Глава 2. «Мягкая сила» в современном внешнеполитическом курсе РФ в
Центрально-азиатском регионе (на примере Казахстана) 33
2.1. Россия и Казахстан в начале XXI в.: культурный и научно-
образовательный контексты использования «мягкой силы» 33
2.2. Роль общественных и неправительственных организаций в реализации
«мягкого» внешнеполитического курса официальной Москвы в отношении
Казахстана 41
2.3. «Расширение информационного присутствия» РФ в РК: интернет ре-
сурсы и их роль 49
2.4. Оценка эффективности «мягкой силы» РФ в Центрально-азиатском ре-
гионе (на примере Казахстана) 52
Заключение 58
Библиография 63
Приложения 74
Для XXI-го столетия «мягкая сила» представляется абсолютно новым явлением, которое, несмотря на первое упоминание американским политоло¬гом Дж. Наем в конце 1990-х годов, пришло в Россию лишь в 2013-ом году. Что касается сегодняшнего положения дел, то российская «мягкая сила» яв¬ляется сложным, многокомпонентным и разноуровневым механизмом, до¬полняющим традиционную классическую дипломатию. Основной акцент де¬лается на главные несущие конструкции, представленные в виде достижений в научной сфере (космос, высокие технологии), искусстве и культуре (лите¬ратура, театр, музыка), образовании и спорте, а также духовных и нравствен¬ных ценностях.
Инструментарий российской «мягкой силы» делится на два вида: офи-циальный и неофициальный. К официальному инструментам относятся госу-дарственные структуры, специализирующиеся на координировании внешне-политической деятельности и публичной дипломатии, такие как Админист¬рация Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел РФ, Россотрудничество, Министерство культуры, Министерство образования и науки и др. Также в состав официальных инструментов входят документы и законодательные акты, утверждающие создание подобных организаций, и регулирующие надлежащие исполнение возложенных на них обязанностей.
Неофициальный инструментарий воплощения «мягкой силы» пред¬ставлен неформальными каналами по решению внешнеполитических гума¬нитарных задач - использованием кинематографа и другой продукции со¬временной массовой культуры, задействованием социальных сетей.
Однако, в контексте современной дипломатии РФ «мягкая сила» встре-чается с рядом трудностей. Прежде всего бросается в глаза тот факт, что в российской политической науке до сих пор не было выработано единого оп-ределения данному понятию. Во-вторых, в классическом понимании именно российской концепции «мягкой силы» ещё не было сформулировано. При этом в роли основы исследуемого нами явления обычно выступают идеи и ценности, которые отсутствуют вместе с конкретными задачами и целевой аудиторией (target audiences) по глобальным и региональным направлениям, в идеале реализующимся при помощи институтов и механизмов публичной дипломатии. Ещё одной ошибкой является то, что российской правящей эли¬той «мягкая сила» воспринимается в качестве лишь набора инструментов.
В-третьих, российское государство не осознаёт в полной мере, что из себя представляет публичная дипломатия, и как она работает. В результате, отсутствует координация в данном направлении. Кроме того, большая часть чиновников не понимает сам предмет работы и различия между «мягкой си¬лой» и «публичной дипломатией». Поэтому чаще всего используют понятие «общественной дипломатии», что абсолютно не раскрывает смысл работы с теми направлениями, которые интересны российскому государству рамках деятельности с зарубежной общественностью.
Что касается направлений для реализации «мягкой силы» России, то основным и приоритетным здесь является постсоветское пространство, так как без воплощения эффективной культурно-информационной политики на ближнем зарубежье невозможно сформировать глобальный потенциал «мяг¬кой силы» РФ.
Важнейшими направлениями взаимодействия на просторах СНГ стали культурная кооперация и сотрудничество в научно-образовательной сфере, наибольших успехов в которых РФ удалось добиться именно с Республикой Казахстан.
Отметим, что быстро развивающиеся сегодня культурные контакты между Казахстаном и Россией представляют собой то самое регулирующее звено, фундамент для простых человеческих отношений в современном со¬циуме, где живое общение сменилось электронной коммуникацией благодаря развитию информационных технологий. Важным моментом является то, что тесная культурная российско-казахстанская кооперация стала возможной при
помощи высокого уровня доверия между лидерами двух государств, чему предшествовало успешное проведение визитов и встреч, а также достижение договорённостей на разных уровнях, нацеленных на обоюдное решение имеющихся проблем.
Кроме того, Россия и Казахстан - это два государства, которые связаны не только деловыми взаимоотношениями, но и многовековой историей наро¬дов, издревле соседствующих друг с другом. Таким образом, за столетия, полные драматизма и героики, происходило скрепление каждодневного тру¬да многочисленных поколений и объединение двух народов.
Помимо исторических связей, российское и казахстанское государства объединяет ещё и самая протяжённая в СНГ граница, являющаяся по совмес-тительству границей мира и взаимного доверия.
Другим важным направлением использования «мягкой силы» стал на-учно-образовательный контекст. Так же как и культурное сотрудничество в российско-казахстанской кооперации имеет сходства между собой, государ-ственной политике в области высшего образования двух стран тоже свойст-венны общие черты (к примеру, высокое государственное регулирование данной сферы, хотя, отметим, что за последние годы в РК наметилась тен¬денция к снижению государственного контроля над работой высшей школы), однако присутствуют и различия (например, в Казахстане в образовательной политике делается акцент на особенностях истории и культуры казахского народа).
Начало официального сотрудничества в культурной, научной и образо-вательной сферах было положено двусторонним соглашением 1994-го года. Подчеркнём, что с того времени стороны заключили ещё не один межправи-тельственный договор, а также подписали десятки межведомственных нор-мативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие по линии высшей школы.
К самым жизнеспособным и перспективным проектам российско- казахстанского образовательного взаимодействия (а также и других членов СНГ) относятся: Сетевой университет Содружества независимых государств и Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Что касается роль общественных и неправительственных организаций в реализации «мягкого» внешнеполитического курса официальной Москвы в отношении Казахстана, то, она очевидно велика. Это объясняется тем, что благодаря деятельности официальных механизмов российской «мягкой си¬лы» сохраняется распространённость русского языка в регионе; наличие у РФ многолетних исторических, экономических, политических и культурных связей с центральноазиатскими странами; в целом позитивный образ РФ сре¬ди местных; значительное влияние российских медиа- и массовой культуры; привлекательность образования на русском языке и обладание достаточным коли-чеством школ и вузов (исключение - Туркменистан); Россия - привлекательная страна для мигрантов из Средней Азии.
Для развёртывания российской «мягкой силы» активное применение получили высокие информационные технологии и электронные ресурсы (в первую очередь, интернет). Это вызвано тем, что они обладают практически неограниченными возможностями по охвату широкой аудитории, а также оперативностью в передаче данных и возможностью общаться в «реальном времени». Наглядным примером является ведение официального сайта Ми-нистерства иностранных дел РФ, а также страниц в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, Instagram, YouTube, Vkontakte и др., что способствует продвижению актуальных данных о внутриполитической и внешнеполитиче-ской обстановке России, представлению страны в позитивном образе, а также мониторингу и своевременному реагированию на антироссийские выпады. В задачи дипломатических представительств на просторах Интернета входит создание и регулярное обновление страниц, пополнение подписчиков и по-вышение спроса на предоставляемую информациюеления «мягкой силы».
Важным является также тот факт, что «мягкая» дипломатия применяет¬ся не только для создания благоприятного образа России на международном театре действий, но и для внутреннего развития, формирования и консолида¬ции национального самосознания и патриотизма. Кроме того, значимость «мягкой силы» в российской внешнеполитической работе с каждым годом будет только расти, обеспечивая представление оптимальным образом инте¬ресов и позиций государства в мире.
Таким образом, в ходе проведённого нами исследования, мы пришли к выводу, что потенциал «мягкой силы» России не является раскрытым, а лишь находится в стадии становления. Изменив своё отношение к данному фено¬мену, усовершенствовав и дополнив инструментарий, а также перейдя от ра¬боты с российскими гражданами к взаимосвязи с гражданским обществом в целом и улучшая программы по обмену студентов; оказывая финансовую поддержку учёным из ЦА в виде грантов, совместных научных проектов; ак¬тивизируя привлечение экспертного сообщества к разработке российской стратегии «мягкой силы», Российская Федерация сможет не только нагнать темпы развития в данном направлении, но и обогнать ведущие державы.
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //primeminister. kz/kzpage/article_item-34
2. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 января 1992 г. [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.pavlodar. com/zakon/?dok=00540
3. Доклад о результатах деятельности Россотрудничества пореали- зации возложенных на него полномочий за 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/199/doklad_2015.pdf
4. Доклад о результатах деятельности Россотрудничества по реали-зации возложенных на него полномочий за 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/pages/389
5. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление
европейских министров образования от 19 июня 1999 г. [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа:
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/
6. Интервью руководителя Федерального агентства по делам Со-дружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотруд-ничество) К.И.Косачева газете «Ведомости», опубликованное 13 марта 2014 г. // Оф. сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Элек¬тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/web/guest/maps/ua/- /asset_publisher/ktn0ZLTvbbS3/content/id/70978
7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утвер¬ждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) (утратила силу) // Оф. сайт МИД РФ [Электронный ресурс]. - Режим дос-
тупа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утвер¬
ждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
9. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию (утверждена Указом Президен¬та РФ от 20 апреля 2014 г. № 259) // Оф. сайт МИД РФ [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542
10. Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской
экономической комиссией и Кыргызской Республикой от 29 мая 2013 г. // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/H13B0000039
11. Национальный доклад по развитию системы высшего образова-ния Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //old.unesco.kz/education/he/kazakh/kazakh ru.htm
12. Официальные документы МИД России в Twitter [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://twitter.com/MID_RF
13. Официальные документы МИД России в Vkontakte [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //vk. com/mid
14. Официальные документы МИД России / Russia's MFA в Instagram [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. instagram. com/mid. rus/
15. Официальные документы Министерства иностранных дел Рос-сийской Федерации: оф. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.mid.ru/ru/home
16. План деятельности Министерства иностранных дел Российской
Федерации на период до 2018 года от 12 июля 2013 г. // Оф. сайт Министер¬ства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/102086
17. План мероприятий по активизации деятельности в сфере содей¬ствия международному развитию и гуманитарного сотрудничества на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2014-2016 годы (Ут-верждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 октября
2014 года № 2006-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420225444
18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июня
2000 года № 912. О Перечне республиканских государственных предприятий и учреждений, подлежащих приватизации в 2000-2001 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1018504#pos=0;100
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая
2015 г. № 481 О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 -
2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //government.consultant.ru/documents/3700919
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р о Государственной программе РФ «Развития образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/3409
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 де¬кабря 2014 г. № 2765-р о Концепции Федеральной целевой программы разви¬тия образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
22. Распоряжение Президента Российской Федерации от 2 февраля
2010 г. № 59-рп «О создании некоммерческого партнерства «Российский со¬вет по международным делам» // Оф. сайт Президента РФ [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30576
23. Распоряжение Президента Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 60-рп «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии име¬ни А.М. Горчакова» // Оф. сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30577
24. Решение о Концепции формирования единого (общего) образова-тельного пространства Содружества Независимых Г осударств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902926
25. Соглашение между правительствами государств - членов Шан-хайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образова¬ния от 15 июня 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902029746
26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области культу¬ры, науки и образования от 28 марта 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/idokb_9559_256453
27. Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках Содружества Незави-симых Государств от 28 сентября 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/17027
28. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утверждённая указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.socionauki.ru/almanac/noo21v/number_2/5_3.pdf
29. Указ Президента Республики Казахстан от 5 июля 2001 года №
648. О присвоении особого статуса высшим учебным заведениям [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа:
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1023814#pos=1;-171
66
30. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 796 «О создании фонда «Русский мир»» // Оф. сайт Президента РФ [Элек¬тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689
31. Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотруд-ничества» // Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12062267/
32. Ministry of Foreign Affairs of Russia на YouTube [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/midrftube
33. Russian Foreign Ministry - МИД России на Facebook [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: https://www.facebook.com/MIDRussia
Научная литература
1. Адилханулы, Н.А. Конкуренция ведущих зарубежных школ за будущее Казахстана // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2014. - № 4. - С. 201-206.
2. Академическая мобильность иностранных студентов в России //
Факты образования. - Вып. № 7. - июль 2016 г. [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа:
https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04Z1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf
3. Байтишева, А.Е. Особенности гуманитарного сотрудничества России и Казахстана на современном этапе: магистерская диссертация. Ди-пломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Феде-рации, Москва, 2016. - 89 с.
4. Бобыло, А.М., Севастьянов, С.В. «Мягкая сила» России: азиат¬ско-тихоокеанский вектор // Ойкумена. - 2016. - № 4. - С. 75-85.
5. Бурангулов, Э.Р. Особенности сотрудничества России и Казах¬стана в сфере высшего образования на современном этапе // Вестник РУДН. - Сер. Международные отношения. - 2017. - Т. 17. - № 3. - С. 612-619.
6. Бюджет Россотрудничества вырастет почти до 10 миллиардов рублей // Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://russkiymir.ru/news/50417/
7. Волков, А.Е., Кузьминов, Я.И., Реморенко, И.М., Рудник, Б.Л., Фрумин, И.Д., Якобсон, Л.И. Российское образование 2020: модель образо-вания для инновационной экономики // Вопросы образования. - 2008. - № 1. -
С. 32-64.
8. Володин, В.М., Рожкова, Л.В., Сальникова, О.В. «Мягкая сила» в мировом сообществе и внешней политике России // Право и управление. XXI век. - 2017. - № 3 (44). - С. 68-80.
9. Гусарова, А. «Мягкая сила» России в Казахстане и Центральной Азии: как выполняет свои цели Россотрудничество? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://caa-network.org/archives/9305
10. Давыдов, Ю.П. «Жёсткая» и «мягкая» сила в международных от¬ношениях // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - №1. - С. 3-24.
11. Демидов, А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Ме¬ждународные отношения. - 2014. - № 2. - С. 231-235.
12. Днепров, Э.Д. Новейшая политическая история российского об-разования: опыт и уроки. - М.: Мариос, 2011. - 256 с.
13. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» от 24 октября 2014 г. // Президент России [Электронный ресурс]. - Режим дос-тупа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46860
14. Интернет-коммуникации в Казахстане: степень мобилизационно¬го потенциала (по результатам социологического исследования). -Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2014. - 172 с.
15. Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russkiymir.ru/
16. Казанцев, А.А., Меркушев, В.Н. Россия и постсоветское про-странство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. - 2008. - № 2. - С. 122-135.
17. Казаринова, Д.Б. Перспективы интеграционного строительства на постсоветском пространстве в рамках Евразийского союза и инструментарий российской мягкой силы // Вестник РУДН. - Сер. Политология. - 2013. - № 2. - С. 5-9.
18. Капицын, В.М. Космополитизм - компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». - 2009. - № 10. - С. 70-79.
19. Караганов, С. В чём сила, брат? // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://globalaffairs.ru/pubcol/V-chem- sila-brat-15757
20. Карпович, О.Г. Сравнительный анализ концепций, моделей и технологий управления международными конфликтами России, США и Ев-ропейского союза // Вестник российской нации. - 2012. - № 2. - С. 262-264.
21. Климова, Е.А. Формирование и функционирование механизмов «мягкой силы» России: магистерская диссертация. - Дипломатическая ака¬демия Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Москва, 2017. - 106 с.
22. Коваленко, С.А., Смолик, Н.Г. Участие РУДН в деятельности Се-тевого университета СНГ // Вестник РУДН. Серия: Международные отноше¬ния. - 2014. - № 4. - С. 207-213.
23. Коньков, А.Е. Чем мягче, тем сильнее: гибридизация власти // Сравнительная политика. - 2016. - Т. 7. - № 4. - С. 151-160.
24. Концепция внешней политики РФ (2016) и проблема «мягкой си¬лы» России // Евразийское движение Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/23393
25. Кортунов, А. Семь шагов за горизонт кризиса // Российский Со¬вет по международным делам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sem-shagov-za-gorizont- krizisa/
26. Косачев, К.И. Не рыбу, а удочку // Россия в глобальной политике.
2012.
№ 4. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://www.globalaffairs.ru/number/Ne-rybu-a-udochku-15642
27. Кунанбаев, А. Слова назидания (Книга слов). [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://abaikunanbaev.blogspot.com/
28. Лебедева, М.М., Фор, Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. - 2009. - №6. - С. 200-205.
29. Лебедева, М.М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 47-55.
30. Лебедева, М.М., Харкевич, М.В. «Мягкая сила» России в разви-тии интеграционных процессов на Евразийском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 10-13.
31. Летняков, Д.Э., Емельянова, Н.Н. Стратегии «мягкой силы» в постсоветской Центральной Азии: Россия vs США, Китай, Индия // Мир Рос¬сии. - 2017. - № 4. - С. 118-142.
32. Лунёв, С.И. «Мягкая сила» России в Азии // Безопасность Евра-зии. - 2009. - С. 367-376.
33. Люткене, Г.В. «Мягкая сила» как важный инструмент в культур-ном, военно-политическом сотрудничестве стран-членов СНГ, ОДКБ и ШОС // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилизационном противоборстве / Академия военных наук, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, кафедра информационной аналитики и политических технологий МГТУ имени Н.Э. Баумана / Под общ. ред. И.В. Бочарникова. - М.: Изд-во «Экон- Информ», 2016. - С. 271-277.
34. Лябухов, И.В. Формирование позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене: возможности и потенциал МИД России // Вестник Томского Государственного университета. - 2012. - № 3 (19). -С. 18-19.
35. Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее / Под ред. А. Маныкина. - М.: Олби Принт, 2010. - 677 с.
36. Насонов, О.А. Внешнеполитическая стратегия «мягкой силы» как импульс регионального развития // Россия: от стагнации к развитию (регио¬нальные, федеральные, международные проблемы). Сборник материалов XI заочной Международной научно-практической конференции молодых учё¬ных, аспирантов, студентов, школьников. - 2017. - С. 482-484.
37. О Россотрудничестве // Оф. сайт Россотрулничества [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xn--b1addlyeafkcjagigk5e.xn-- p1ai/ru/about
38. Панова, Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой силы» в мировой политике // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - №4. - С. 91-97.
39. Паршин, П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России // Аналитические доклады. - Вып. 1 (36). - Март 2013. - 37 с.
40. Путин назначил Любовь Глебову главой Россотрудничества // ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/1847647
41. Россия в современной системе обеспечения глобальной стабиль-ности. Политика и восприятие / Отв. ред. А.А. Кокошин. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 287 с.
42. Сафанчук, И., Синегубов, А. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России // Дипломатическая служба. - 2014. - № 1. - С. 46-53.
43. Силантьева, М.В. Проблемы современного российского образо-вания как одного из компонентов стратегии «мягкой силы» // Национальное и транснациональное в развитии высшей школы. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2012. - С. 18-22.
44. Тимошев, В. Подготовка сержантского и офицерского составов ВС государств Центральной Азии, входящих в Организацию Договора о кол¬лективной безопасности // Арсенал Отечества. - 2012. - № 2. - С. 53-56.
45. Торкунов, А.В. Образование как «мягкая сила» во внешней поли¬тике России // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №4. - С. 85-93.
46. Торкунов, А.В. Перспективы евразийской экономической инте-грации // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - №4. - С. 9-11.
47. Фененко, А. Реальность и мифы «мягкой силы» // Российский Совет по международным делам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realnost-i-mify- myagkoy-sily/
48. Филимонов, Г.Ю. Актуальные вопросы формирования россий-ского потенциала «мягкой силы» // Вестник РУДН. - С. Политология. - 2012. - №1. - С. 67-82.
49. Филиппов, В.М. Интернационализация высшего образования: ос¬новные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Меж¬дународные отношения. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 203-211.
50. Филиппов, В.М., Сунь, Ю. Роль Университета Шанхайской орга¬низации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евра¬зии // Государственная служба. - 2015. - № 6 (98). - С. 15-17.
51. Фомина, М.Н. Стратегия культурного ресурса российского и ки¬тайского вариантов «мягкой силы» // Вестник Забайкальского гос. ун-та. - 2014. - № 12. - С. 106-112.
52. Харкевич, М.В. «Мягкая сила»: политическое использование на¬учной концепции // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 2 (35). - С. 22-30.
53. Шибутов, М.М. Пути повышения эффективности управления го¬
сударственными активами в образовании. - 94 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agkipr.kz/wp-
content/uploads/2016/11 /%D0%98%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0% B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A8%D0% B8%D0%B 1 %D 1 %83%D 1 %82%D0%BE%D0%B2- %D0%9C._%D0%9E%D0%B1 %D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5- %D0%B0%D0%BA%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D 1 %8B.pdf
54. Ящук, Т.В. Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2013. - № 2. - С. 70¬74.
55. Janice Bially Mattern. Why “Soft Power” Isn’t So Soft: Representa-tional Force and the Sociolinguistic Construction of Attraction in World Politics // Millenium - Journal of International Studies. - 2005. - V. 33. - № 583. - Р. 46-50.
56. Keohane, R. Power and Governance in a Partially Globalized World. London. - New York: Routledge, 2002. - 346 р.
57. Keohane, R., Nye, J.S. Power and Interdependence: World Politics in Transition. - Boston: Little, Brown, 1977. - 385 р.
58. Lee, С. Languages and Ethnic Politics in Central Asia: The Case of Kazakhstan // Journal of International and Area Studies. - 2004. - Vol. 11. - № 1. - P. 101-116.
59. Michael Barnett and Raymond Duvall. Power in International Politics // International Organization (US, IO Foundation: 2005). - 35 p.
60. Nye, J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. - № 80. - P. 153-171.
61. Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - New York: Public Affairs. - 2004. - 191 p.
62. Schweitzer, G.E. Science Policy in Kazakhstan // Science. New Se-ries. - 2008. - Vol. 322. - № 5907. - P. 1474-1475.
63. The Soft Power 30. A global Rating of Soft Power. - 2016. [Electronic resource]. - Mode of access: http://softpower30.portlandcommunications.com/wp- content/themes/softpower/pdfs/the_soft_power_30.pdf