Введение 3
1. Теоретические аспекты развития сферы авиаперевозок в туризме 7
1.1. Технико-экономические особенности авиатранспорта 7
1.2. Чартерные рейсы, их особенности и специфика организации 14
1.3. Состояние и тенденции развития авиаперевозок в России
и за рубежом 22
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «КОЛИБРИ-ТУР» 38
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2. Оценка структуры услуг и потребителей предприятия 49
2.3. Разработка предложений по организации чартерных рейсов
в целях развития внутреннего туризма 55
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения 73
События уходящего года оказались для российского внутреннего ту-ризма в целом положительными. Ослабление курса рубля, ухудшение отно¬шений с популярными туристическими странами, в том числе и политиче¬ское, - все это вынуждает россиян откладывать зарубежные поездки и искать варианты внутри страны.
Это вновь актуализирует вопросы развития внутреннего российского туризма. Однако сегодня вклад туризма в национальную экономику явно не¬достаточен. Это обусловлено в первую очередь неразвитым туристским по¬тенциалом большинства регионов России, а также недостатками существую¬щей системы управления туристским предпринимательством на региональ¬ном уровне
Объемы рынка внутреннего туризма в России могут вырасти на 10-15% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Подавляющее большинство ту¬ров продаются на черноморские курорты, но рост интереса наблюдается в отношении всех регионов с разными видами отдыха. Основной прирост ожи¬дается в познавательном туризме, по предварительной оценке, он может со¬ставить порядка 12%. Также туроператоры продают путевки в Бурятию, Пен¬зу, Череповец, Великий Новгород, Тулу, Брянск, Белгород, Ярославскую об¬ласть, Якутию и по другим направлениям.
На сезон 2016 года аналитики туристского рынка прогнозируют даль¬нейший рост внутреннего туризма и летнее направление - это Черноморское побережье, включая Крым. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможности организации чартерных рейсов в данном направлении для реализации новых туров.
По данным мировой статистики, темпы роста популярности авиатранс¬порта являются наибольшими среди всех видов туристического транспорта, что обусловлено расширением географии путешествий и устойчивой к в со¬кращение сроков путешествий в пользу их частоты (то есть увеличение по-
4 пулярности краткосрочных туров на дальние расстояния).
Воздушный транспорт - одна из наиболее динамичных отраслей миро¬вого хозяйства, которая с каждым годом занимает прочные позиции в миро¬вой транспортной системе. На сегодня в мире насчитывается более 1300 авиа компаний. В среднем за год авиатранспорт перевозит 1500 млн. человек. Международные авиаперевозки обеспечивают более 470 перевозчиков, из них 250 осуществляют регулярные международные рейсы.
Успехи на генерирующих рынках туризма и адекватная транспортная инфраструктура составляют одну из важнейших предпосылок развития лю¬бого туристского центра. Со своей стороны спрос в туризме стимулировал быстрое развитие индустрии транспорта. Существенную роль в этом сыграли также научно-технические достижения в индустрии транспорта за последнее десятилетие. Начиная с 1950 г. пассажиропотоки коммерческой авиации воз¬росли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма. Основными преимуществами авиаперевозок являются быстрота и комфорт.
Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, качественным туристским продуктом, поэтому основной за¬дачей деятельности туристского предприятия, в частности туроператора, яв¬ляется создание привлекательного для туриста набора услуг. Большую роль в создании такого продукта является организация качественной перевозки ту¬ристов в место назначения. На транспортные услуги приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности и дально¬сти путешествия эта доля составляет от 20 до 60%.
Самым популярным в наше время способом транспортировки туристов является воздушный транспорт. В качестве основных достоинств воздушного транспорта можно выделить большую скорость и высокая надежность пере¬возок и уровня безопасности пассажиров. Также, пассажиры могут путеше¬ствовать в самые отдаленные туристские направления и регионы, что делает
5 авиатранспорт еще более важным для развития международного и регио-нального туризма.
Туризм полностью зависит от транспорта, его безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристу во время его передвижения. Понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодей¬ствия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имуще¬ства, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах имеет важное значение, как для туристов, так и для организаторов путешествий.
Так как большая часть цены на туристский продукт затрачивается на перевозку, то в организации массовых туристских путешествий широко ис-пользуются перевозки туристов на условиях авиачартера. Такие рейсы наиболее выгодны туристам и авиакомпаниям на серийных воздушных маршрутах. Чартерные рейсы в несколько раз дешевле регулярных и их маршрут очень часто определяет заказчик, который заплатил за рейс, а не са¬ма авиакомпания.
Чартерные рейсы также организуются, если с туристским потоком в се¬зон не справляются плановые рейсовые самолеты или в случае перевозки ту¬ристов в места, где рейсовые маршруты отсутствуют или доставка туристов связана с пересадками. Организации таких рейсов предшествует большая подготовительная работа. Она включает в себя ведение переговоров с турфирмами, согласование чартерной программы, подписание контракта, по¬лучения разрешения местных властей и т.д.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что чартерные перевозки являются одним из самых распространенных видов авиаперевозок на современном рынке туристских услуг и создание но¬вого рейса в Г еленджик позволит увеличить прибыль туристической фирмы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоре¬тических вопросов организации авиарейсов и разработка предложений по ор¬ганизации чартерных авиаперевозок с целью развития внутреннего туризма.
В соответствии с заявленной целью выпускной квалификационной ра-боты были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты в сфере транспортных услуг, в частности чартерных авиаперевозок;
- исследовать российский и зарубежный опыт авиаперевозок и история развития отрасли;
- проанализировать организационную характеристику и основные эко-номические показатели туристической фирмы ООО «КОЛИБРИ-ТУР»;
- разработать предложений по организации чартерных авиаперевозок и обосновать их актуальность.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы явля-ется организация чартерных авиаперевозок.
Объектом исследования дипломного проекта является туристическая фирма ООО «КОЛИБРИ-ТУР».
Период исследования - 2013-2015 гг.
Методической основой выпускной квалификационной работы является применение таких методов как: метод сравнений, метод анализа, метод экс-пертных оценок и метод систематизации полученных данных.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили учебники, учебные пособия российских и зарубежных авторов. Были использованы научные труды профессора и доктора техниче-ских наук С.В. Кравченко, кандидата технических наук Б.Б.Соколова и ста-тьи А.П. Казакова, А.А. Коромыслова. Также были рассмотрены научные ис-следования в сфере гражданской авиации. Проблемы безопасности пасса-жирских самолетов в своих работах рассматривали авторы: Ю.М. Антонян, Т.А. Боголюбова, а также А.В Наумов. История, опыт зарубежных стран и основные проблемы отечественной авиации были описаны авторами научных статей: В.В. Витрянскм, В.Е. Петрищевым, О.Ф. Шишковой.
Информационной основой работы является бухгалтерская отчетность туристической фирмы ООО «КОЛИБРИ-ТУР» за 2013-2015 гг. и ее устав.
Транспортные услуги являются одними из важнейших услуг в туристи¬ческом бизнесе, и на них приходится большая часть стоимости тура. В путе¬шествии туристы используют различные способы передвижения по маршру¬ту. Основная часть в секторе транспортных услуг принадлежит авиации. Ту¬ристы, путешествующие на дальние расстояния, пользуются услугами авиа¬компаний.
В настоящее время рынок туристских услуг способен удовлетворить спрос любого потребителя, но трудно найти туристическую фирму, охваты¬вающую все туристские направления, поэтому для расширения клиентской базы туристическим фирмам часто приходится прибегать к разработке новых туристских продуктов. С целью расширения предложения им также необхо¬димо диверсифицировать свою деятельность, расширять имеющиеся ресурсы и материально-техническую базу.
Для повышения спроса и на туристские услуги, а вследствие увеличе-ния прибыли для предприятия предложено организовать чартерные рейсы в город Геленджик.
В первой главе дипломного проекта были рассмотрены теоретические аспекты в сфере транспортных услуг, в частности чартерных авиарейсов. Бы¬ли выделены технико-экономические особенности авиатранспорта, основные виды тарифов и рейсов. Также рассмотрены особенности чартерных перево¬зок и крупнейшие компании по чартерным перелетам. Был исследован рос¬сийский и зарубежный опыт авиаперевозок и история развития отрасли, вы¬делены самые крупные мировые авиакомпании и рассмотрен их самолетные парки.
Таким образом, авиаперевозки являются самым популярным и надеж¬ным видом транспорта для перемещения грузов и туристов. Воздушный вид перемещения характеризуется большим количеством достоинств, но также имеет некоторые недостатки. Наиболее удобными и распространенными рей-
65 сами для туристов являются чартерные рейсы. Вид чартера зависит от мно¬гих особенностей и туристические фирмы часто объединяются для его арен¬ды. В этом объединении выявляется консолидатор - туристическая фирма, которая занимается необходимыми вопросами по формированию, реализации и продвижению чартерного рейса.
Во второй главе дипломного проекта была рассмотрена организацион¬но-экономическая характеристика и проведен анализ хозяйственной деятель¬ности ООО «КОЛИБРИ-ТУР». На основе полученных показателей были сформулированы выводы о финансовом положении предприятия на рынке сферы услуг, о его конкурентоспособности и прибыльности, а также плате¬жеспособности и деловой активности.
В анализируемом периоде организация имела хорошие показатели вы¬ручки, прибыли от продаж и чистой прибыли и будущее увеличение данных показателей свидетельствует о финансовом развитии туристической фирмы и ее повышающемся уровне дохода.
Многие коэффициенты за период 2013-2015 гг. были значительно меньше нормативных значений, но в 2015 году наблюдается положительная тенденция к увеличению всех коэффициентов рентабельности. Также, в ту¬ристской фирме ООО «КОЛИБРИ-ТУР» достаточно низкий показатель ко¬эффициента финансовой устойчивости и это низкое значение показателя го¬ворит и о том, что в организации большое количество привлеченного извне капитала.
Была рассмотрена ассортиментная политика организации, основные направления её деятельности и авиакомпании взаимодействующие с ней процессе своей работы. Основным направлением деятельности туристиче-ской фирмы ООО «КОЛИБРИ-ТУР» является внутренний и выездной виды туризма. Туристическая фирма реализует туры, предоставленные её туропе¬раторами по направлениям: Тунис, Греция, Индия, Таиланд, ОАЭ, Китай и Испания, Италия и т.д. Также, в ассортименте услуг предприятия представ¬лены различные виды туризма.
Был проведен SWOT-анализ и сделаны выводы об основных сильных, слабых сторонах предприятия, а также возможностях и угрозах деятельности. Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что серьезными про¬блемами для туристического агентства ООО «КОЛИБРИ-ТУР» являются: слабая маркетинговая и рекламная политика предприятия, проблема сезонно¬сти, которая характера для рынка туристских услуг, а также сильная конку¬ренция.
Предприятия сферы туризма должны видеть главной целью своего раз¬вития и организации деятельности не только в получении прибыли, но и в качественном удовлетворении потребностей потребителей. Современные бизнес-планы и инвестиционные проекты предприятий должны быть ориен-тированы на клиентов и конкуренцию, а также быть хорошо обоснованными и реалистичными в своем достижении.
В выпускной квалификационной работе был рассмотрен процесс орга-низации чартерных авиаперевозок и их особенности с точки зрения туристи-ческой фирмы. Для организации таких перелетов необходима большая под-готовительная работа и наличие значительных денежных ресурсов. Также, был предложен проект организации чартерных авиаперевозок в Г еленджик и обоснована его актуальность. Данный вид услуг по этому направлению не представлен на туристическом рынке Белгородской области. Это является главным конкурентным преимуществом в процессе реализации чартеров.
В качестве аргументации и обоснования актуальности выбранной чар-терной линии представлены данные, характеризующие Геленджик как один из наиболее перспективных курортов среди российских туристов.
Исходя из анализа сложившейся ситуации на рынке туристских услуг, в частности ориентируясь на потребительский спрос, решено организовывать чартерные рейсы два раза в неделю. Для реализации организации чартерных авиаперевозок необходимы первоначальные инвестиции размере 4,5 млн. руб. Организация чартерных рейсов будет способствовать развитию внутреннего туризма и росту прибыли туристской фирмы.
1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Зако-нодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ № 132-ФЭ от 24.11.1996 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучате¬лей : Федеральные авиационные правила от 28 июня 2007 г. № 82 // Справоч¬ная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин¬форм. банк «Версия Проф».
4. Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ (2011-2018 годы) [Текст] : Федеральная целевая программа утверждена постановлением прави¬тельства РФ № 644 от 2 августа 2011 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Абрютина, Н. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / Н. С. Абрютина, А. В. Грачев - М. : Издательство «Дело и сервис», 2010. - 256 с.
6. Алексеев, М. М. Планирование деятельности фирмы [Текст] : учеб-но-методическое пособие для студентов / М. М. Алексеев - М. : Финансы и статистика, 2010. - 248 с.
7. Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма : Учебное пособие. - М. : Инфра-М, 2012. - 180 с.
8. Береснев, И. Анализ развития рынка перевозки пассажиров в 2014-2015 годах / И. Береснев [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://avia.pro/blog/analiz-razvitiya-rynka-perevozki-passazhirov-v-2014-2034-
68 godah (дата обращения 15.04.2016)
9. Биржаков, К. М. Индустрия перевозки [Текст] : учебник / К. М. Биржаков, В. И. Никифирoв. - М. : Гердa ИД, 2011. - 528 с.
10. Более 1,1 миллиарда туристов путешествовали за рубеж в 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press- release/2015-01 -28/bolee-11 -milliarda-turistov-puteshestvovali-za-rubezh-v-2014- g (дата обращения 11.04.2016)
11. Быкадаров, В. Л. Финансово-экономическое состояние предприятия [Текст] : учебник для вузов / В. Л. Быкадаров, П. Д. Алексеев. - М. : ПРИОР,
2012. - 306 с.
12. Бюджетные авиалинии мира [Электронный ресурс] - Режим досту¬па : http://www.lowcosts.ru/airlines/ (дата обращения 23.04.2016)
13. Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта [Текст] : учебное пособие / В. А. Веткин. - М. : МарТ, 2012. - 224 с.
14. Гальченко, А. Исследование рынка воздушных перевозок России [Текст] / А. Гальченко, В. Тегин // Авиационная техника. - 2014. - № 11. - С. 15-17.
15. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта [Текст] : учебник / О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, Л. А. Мишина. - М. : Издательский дом «Дашков и К», 2010. - 276 с.
16. Гуляев, В. Г. Организация туристских перевозок [Текст] / В. Г. Гу¬ляев. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 512 c.
17. Деркач, О. Я. Какой ресурс нужен коммерческому самолету? [Текст] / О. Я. Деркач // Авиаглобус. - 2014. - № 8 (28). - 8 с.
18. Динамика устойчивого развития или факторы, определяющие пер¬
спективы авиатранспортной отрасли России [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.aex.ru/fdocs/2/2015/2/20/25630/ (дата обращения
13.04.2016)
19. Измайлова, Н. Роль персонала в деятельности туристской фирмы [Текст] / Н. Измайлова // Туристские фирмы. - 2014. - №4. - С. 38.
20. Ильин, В. И. Воздушные перевозки в зарубежных странах. [Текст] : учебник / В. И. Ильин. - М. : АСТ, 2010. - 95 с.
21. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина. - М. : РГГУ, 2014. - 288 с.
22. Итоги развития туризма в 2015 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gotours.pro/tourizm2014.html (11.03.2016)
23. Кабушкин, Н. И. Менеджмент в туризме [Текст] : учебное пособие / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко. - Мн. : «Новое знание», 2013. - 215 с.
24. Калашников, И. В. Общие договорные принципы организации ту¬ров [Текст] / И. В. Калашников // Туринфо. - 2013. - № 13. - С. 22-26.
25. Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред¬приятия [Текст] : учеб. пособие / А. А Канке, И. П. Кошевая - 2-еизд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ: ИНФОРА-М, 2012. - 288 с.
26. Киселенко, А. Методы анализа и моделирования развития транс-портной системы регионов [Текст] / А. Кисиленко, Е. Сундуков // Региональ¬ная экономика. - 2014. - № 11. - С. 2-7.
27. Клочков, В. Прогнозирование спроса на продукцию авиационной промышленности в современных условиях [Текст] / В. Клочков // Проблемы прогнозирования. 2013. - № 2. - 15 с.
28. Королев, А. Большой бум [Текст] / А. Королев // Top Flight - 2013. - №1. - 116 с.
29. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма [Текст] : учеб-метод. пособие / А. Б. Косолапов - 2-е изд., стер. - М. : КНО-РУС, 2011. - 272 с.
30. Костюченко, Ю. Развитие лоукостеров в России. Финальный отсчёт / Ю. Костюченко [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://avia.pro/blog/razvitie-loukosterov-v-rossii-finalnyy-otschyot (дата обраще¬ния 13.04.2016)
31. Кружалин, В. И. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития [Текст] / В. И. Кружалин. - М. : Советский Спорт, 2013. - 430 с.
32. Крутик, Н. П. Предпринимательство в сфере сервиса [Текст] : учебник / Н. П. Крутик. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 160 с.
33. Кусков, А. С. Основы туризма [Текст] : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - М. : КноРус, 2012. - 400 с.
34. Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйствен-ной деятельности [Текст] : учебное пособие / Н. П. Любушин. - 2-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 448 с.
35. Макатрова, Н. Как привлечь туристов и стать туристическим брен¬дом в России [Текст] / Н. Макатронова. - М. : ООО Консалтинговая компа¬ния «Конкретика», 2013. - 400 с.
36. Малахова, М. С. Инновации в туризме и сервисе [Текст] : учеб. по¬собие / М. С. Малахова. - М. : Феникс, 2012. - 244 с.
37. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельно¬сти. [Текст] : учебное пособие для студентов / Э. А. Маркарьян. - М. : КНО¬РУС, 2013. - 304 с.
38. Мировой рынок авиаперевозок: конкуренция и концентрация [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.ato.ru/content/mirovoy- rynok-aviaperevozok-konkurenciya-i-koncentraciya (дата обращения 13.04.2015)
39. Мощенко, Н. Анализ финансовой отчетности на предприятии [Текст] / Н. Мощенко // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 6. - С. 22-25.
40. Обзор рынка пассажирских авиаперевозок [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.qbfin.ru/markets_review_3.html (дата обращения 11.04.2016)
41. Организация туризма [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Н. И. Ка- бушкина. - Минск : Новое знание, 2012. - 632 с.
42. Падение рубля изменит российский туризм: в живых останутся не
все [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.svali.ru/index.php?index= 11&ts=141229155656 (17.05.2016)
43. Панкевич, С. Оценка финансовой устойчивости предприятия
71 [Текст] / С. Панкевич // Планово-экономический отдел - 2010. - № 10. - С.
66-69.
44. Пилипенко, Г. П. Развитие туристкой индустрии России в совре-менных условиях [Текст] / Г. П. Пилипенко // Туризм: право и экономика. -
2013. - № 6 (13). - С. 11-15.
45. Прогноз мирового и российского рынка авиаперевозок [Электрон¬ный ресурс] - Режим доступа : http://www.aviaport.ru/news/2013/254185.html (дата обращения 13.04.2016)
46. Прогнозы экспертов: Что ждёт отрасль в 2016 году? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trn-news.ru/news/16419 (10.05.2016)
47. Развивающийся рынок авиаперевозок и его зависимость от роста городов [Электронный ресурс] - Режим доступа : Подробнее на: http: //avia.pro/blog/prognoz-razvitiya-rynka-aviaperevozok-2014-2033-gg (дата обращения 13.05.2016)
48. Романенко, И. В. Экономика предприятия [Текст] : учебник для студентов / И. В. Романенко - М. : Финансы и статистика, 2012. - 271 с.
49. Российский туризм 2015: неутешительные итоги [Электронный ре¬сурс] - Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/turizm-2014-itogi-98962333/ (23.05.2016)
50. Рыжкин, С. Летный ресурс [Текст] / С. Рыжкин // Коммерсантъ. Business guide, 2013. - № 151. - С. 15-18.
51. Рынок авиаперевозок: динамика развития в России [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.utravel.ru/events/_aview_b7677548cat14 (дата обращения 13.05.2016)
52. Рынок внутренних авиаперевозок оказывает серьезное влияние на
развитие внутреннего туризма России [Электронный ресурс] - Режим досту¬па : http://prootel.ru/obschaya/ryinok-vnutrennih-aviaperevozok-okazyivaet-
sereznoe-vliyanie-na-razvitie-vnutrennego-turizma-r-2/ (дата обращения
13.05.2016)
53. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб-
ное пособие / Г. В. Савицкая - Мн. : Новое знание, 2012. - 687 с.
54. Сенин, В. С. Туристский бизнес [Текст] : учебное пособие для вузов / В. С. Сенин, А. В. Денисенко - М. : Финансы и статистика, 2014. - 115 с.
55. Федоров, В. А. Современное состояние туристской транспортной
системы и перспективы ее развития на базе интеграционных транспортных моделей / В. А. Федоров // Современные технологии управления, 2013. - № 10 [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://sovman.ru/all-
numbers/archive-2013/october2013/item/201 -the-current-state-of-tourist- transportation-system-and-its-future-development-based-on-the-integration-of- transport-models.html (дата обращения 17.04.2016)
56. Хелферт, Э. Техника финансового анализа [Текст] : учебник / Э. Хелфет. Под ред. Л. П. Белых. - М. : Аудит, ЮНИТИ, 2013. - 311 с.
57. Цветикова, В. М. Анализ деятельности туристических фирм / В. М.
Цветикова [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://otherreferats.allbest.ru/sport/00148396_0.html (дата обращения
12.04.2016)
58. Чартерные рейсы [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://fly.ru/Charter.html (дата обращения 13.04.2016)
59. Что такое чартер? [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.biletvip.ru/spravkamain/aboutcharter (дата обращения 13.04.2016)
60. Что такое чартерный рейс [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.kolatours.ru/for_tourist/52 (дата обращения 13.04.2016)
61. Evans N., Campbell D., Stonehouse G. Strategic Management for Travel and Tourism [Text]. Butterworth-Heinemann; 2010. - 440 р.