Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 221» г. Барнаула. В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, 10 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме. Средний возраст детей – 5-6 лет.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …….. 6
1.1 Общие представления об интонационной стороне речи и ее компонентах…………………………………….………….…… 6
1.2 Закономерности развития интонационной стороны речи в нормальном онтогенезе………………………………………… 11
1.3 Методики диагностики интонационной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………………………... 15
Выводы по первой главе……………………………………….. 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………………… 20
2.1 Цель, задачи и методическое обеспечение исследования…………………………………………………… 20
2.2 Содержание исследования……………………………………. 23
2.3 Анализ результатов исследования…………………………… 27
Выводы по второй главе ……………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 37
Проблема развития интонационной стороны речи рассматривалась в специальной литературе, но изучена сравнительно мало. Поэтому теоретическое и практическое изучение этого навыка старших дошкольников с ФФНР, и в дальнейшем коррекция нарушений интонационной стороны речи у данной категории детей определили актуальность и стали темой настоящего исследования.
Проблема исследования – каковы особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Цель исследования – изучить специфику интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Объект исследования – интонационный компонент речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и с речевым развитием в норме.
Предмет исследования – особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и с речевым развитием в норме.
Гипотеза исследования: интонационная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР имеет качественное своеобразие, обусловленное структурой дефекта.
В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
2. Изучить закономерности становления интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме и с ФФНР.
3. Подобрать экспериментальные методики для диагностики уровня развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
4. Экспериментальным путем выявить уровень развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
5. Проанализировать состояния интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные методы – наблюдение и беседа, диагностические методики, направленные на определение особенностей развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста; количественные и качественные методы обработки эмпирических данных, наблюдение и беседа; интерпретационные методы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 221» г. Барнаула. В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, 10 детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями-логопедами и педагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проблема несформированности интонационной выразительности речи выявляется в процессе глубокого и детального обследования детей, без специального исправления со временем она приводит к вторичным и третичным последствиям. К числу таких ошибок относятся: нарушение письма; нарушение чтения; нарушение овладения математикой; осложнения овладением навыками межличностного взаимодействия; трудности усвоения норм социального поведения; сложности формирования эмоционально-волевых процессов (нарушается развитие личности ребенка); расстройства коммуникативной деятельности, поскольку нарушаются функции интонации: фонетическая, синтаксическая, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная.
У старших дошкольников с ФФНР не сформирована интонационная сторона речи: нечёткое восприятие и передача мелодических фразовых рисунков, логического ударения, слогоритмических и ритмических конструкций, неправильное употребление словесного ударения, ограниченные голосовые возможности, изменения темпо-ритмической организации речи в сторону замедления или ускорения. Кроме того, у дошкольников с ФФНР наблюдаются не только сложности временного и мелодического оформления высказываний в экспрессивной речи, но также и нарушения восприятия интонации.
На основании исследования был сформулирован вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР интонационная сторона речи сформирована только на среднем уровне и низком уровнях. Старшие дошкольники с ФФНР не могут выделить интонационно ударный слог, не понимают задания; не делают логического ударения во фразе; испытывают большие затруднения в воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Просодическая сторона речи у старших дошкольников данной группы не сформирована.
1. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями : Монография [Текст] / Е. Э. Артемова. – Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2018. – 123 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия: Учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 c.
3. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. – 4-е изд. – Москва : Флинта, 2014. – 232 с.
4. Белякова, Л. И. Инновационный подход к исследованию проблемы ФФНР [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : СГУ – Ставрополь, 2016. – С. 10-15.
5. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н. С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 26.02.2021 г.)
6. Викжанович, С. Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / С. Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 165 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2016. – 945 с.
9. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ: Союз, 2015. – 60 с.
10. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. Избранные труды [Текст] / Н. И. Жинкин. – Москва : Лабиринт, 2014. – 288 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2011. – 288 с.
12. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Каше. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
13. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 248 с.
14. Ларина, Е А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности [Текст] / Е А Ларина // Теория и практика специального образования. – Хабаровск, 2016. – С. 102-111.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Альянс, 2013. – 368 с.
16. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
17. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
18. Морозова, Е. Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе [Текст] / Е. Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г. Е. Павлова // Дефектология. – 2018. – №3. – С. 41-44.
20. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников c ФФНР [Текст] / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. – 2015. – № 5. – С.57-62.
21. Попова, Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 02.04.2009 / Т. В. Попова; Пед. академия последипломного образования. – Москва, 2009. – 27 с.
22. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи : Практический курс. [Текст] / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – Москва : АРКТИ, 2016. – 104 с
23. Самарцева, Н. П. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами фонетико-фонематического развития [Текст] / Н. П. Самарцева // Практическая психология и логопедия. – 2017. – № 1. – С. 8-15.
24. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ФФНР [Текст] / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
25. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Собботович. – Москва : Инфра-М, 2017. – 456 с.
26. Трубникова, Н. М. Логопедическая технология обследования речи : учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 93 с.
27. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика : учебное пособие [Текст] / А. М. Шахнарович.‐ Москва : Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н. Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников [Текст] / Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
29. Яркова, Т. И. Нарушение фонетических процессов при ФФНР[Текст] / Т. И. Яркова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 41-46.
30. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи : негрубые расстройства и пути их устранения [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2018. – 423 с.