Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования развития внимания у учащихся младших классов 6
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста 6
1.2. Виды и свойства внимания и их характеристика 11
1.3. Особенности внимания у учащихся младших классов 16
1.4. Формы, методы и средства развития произвольного внимания у
учащихся младших классов 20
Глава 2. Организация и методика исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у учащихся младших классов 31
3.1. Определение исходного уровня развития произвольного внимания
у учащихся младших классов на уроках физической культуры 31
3.2. Экспериментальные комплексы подвижных игр направленных на
развитие произвольного внимания у учащихся младших классов 35
3.3. Результаты эксперимента и их анализ (повторное тестирование).... 41
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложение 51
Мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать, читать книгу или делать задание монотонного характера), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, особенно на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: "Я всегда в состоянии управлять своим вниманием". Эта проблема является одной из самых главных в процессе проведения урока и самой сложной с точки зрения научной психологии. Ведь процесс обучения не может протекать успешно, если учащиеся не достаточно сосредоточены, а следовательно необходимые условия любой работы является умение сосредоточиться на определенных объектах и одновременно отвлечься от всего остального.
Известно, что существуют несколько типов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Зная, к какому из типов относится учащийся, помогает учителю в обучении.
Из множества воздействующих на человека раздражителей из окружающего мира, человек воспринимает, в первую очередь те, что вызывают у него интерес или осознаются, как необходимое, важное, значимое. Поэтому одним из условий ускоренного обучения в школе и является развитие активного внимания школьников. Ещё К.Д. Ушинский, подчеркивал роль внимания в обучении, он писал:"... внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу из внешнего мира" [8].
Давно доказано, что в физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности - это физическое и психическое совершенство, то есть достижение гармонии в процессе развития личности путем занятий и специальной физической нагрузки. В процессе физического воспитания обучаемый учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача, обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков. Поэтому проблема развития внимания на современном этапе является актуальной. В связи с этим возникает целый ряд предпосылок для эффективного развития внимания. К таким предпосылкам можно отнести: ведущий вид деятельности младшего школьника - учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил; выдвижение в качестве ведущих познавательных потребностей младшего школьника, а также их взаимосвязь с потребностью во внешних впечатлениях, как основной движущей силы развития психики младшего школьника.
Развитие произвольного внимания у учащихся младших классов, существо влияет на успешность в их учебной деятельности.
Цель работы: создание условий для развития произвольного внимания у учащихся младших классов, посредством дифференцированного использования комплекса подвижных игр, направленных на развитие разных типов восприятия (аудиального, визуального, кинестетического).
Объектом исследования является процесс формирования внимания у учащихся младших классов.
Предмет исследования - систематическая организация и проведение комплекса подвижных игр, направленных на развитие произвольного внимания на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся младших классов;
2. Изучить особенности внимания у учащихся младшего школьного возраста;
3. Провести диагностику типов восприятия (аудиального, визуального, кинестетического) у учащихся младших классов;
4. Подобрать комплекс подвижных игр направленных на развитие произвольного внимания по типам восприятия у учащихся младших классов, и экспериментально проверить его эффективность.
Подлинный интерес ученика к учебному предмету обуславливается , не столько внешней занимательностью и интересом к содержанию учебного материала, сколько осознанием значимости знаний, которые им сообщает учитель, пусть даже они лишены внешней занимательности, но имеют большое познавательное и практическое значение. Ученики должны привыкать быть внимательными в любом случае, т.е. учится сознательно управлять своим вниманием.
Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предложение о том, что систематическая организация и проведение комплекса подвижных игр на уроках физической культуры для различных типов восприятия (аудиального, визуального, кинестетического), приведет к развитию произвольного внимания у учащихся младших классов.
В качестве основных методов диагностики произвольного внимания были выбраны следующие методы:
Анализ литературных источников, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: г. Москва, ГБОУ Школа № 2001.
Изучая и анализируя литературные источники по теме исследования, нашей задачей было охарактеризовать психолого-педагогические
особенности учащихся младших классов. Общее направление развития внимания в младшем школьном возрасте состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. То есть произвольное внимание становится у него ведущим. Вместе с развитием произвольного внимания развивается непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, то есть с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют дальнейшее направление развития и определяют уровень внимания по той или иной теме на уроке.
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. Поскольку любые физические упражнения связаны с мышечным напряжением, то систематически повторяемые даже незначительные, но многочисленные двигательные действия невозможны без определенных волевых усилий.Волевое усилие развивается при преодолении различных препятствий и трудностей.
Таким образом, данный возраст является наиболее благоприятным для развития произвольного внимания.
В нашем исследовании после проведения диагностики на ведущий тип восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический) выяснилось, что в классе есть разные типы восприятия. Для развития произвольного внимания, учитывая ведущий тип восприятия учащегося, был подобран комплекс подвижных игр. Комплекс включает в себя игры направленные на повышение уровня всех типов восприятия. Игры имеют цель развить произвольное внимание, через различные типы восприятия. Ведущими в этих играх являются учащиеся с другим типом восприятия, отличным от цели игры.
В данном комплексе прослеживается дифференцированный подход к проведению подвижной игры, посредством смены ведущего, смены цели игры, смены места проведения игры.
В результате после 6 недель проведения опытно - практической работы, уровень произвольного внимания у учащихся младших классов был повышен, что можно проследить по результатам таблиц и диаграмм.
У учащихся уровень развития произвольного внимания после проведения педагогического эксперимента повысился. Это повышения, мы можем наблюдать в анализе сравнительной таблицы итогов тестирования, где мы видим улучшения общего уровня внимания после 6 недель эксперимента. У 5-ти человек внимание было развито средне, стало высоким, 2-е ребят из низкого уровня развития внимания перешли на средний уровень. У других ребят общий уровень внимания хотя и не повысился, но многие из них стали более внимательными.
Анализируя результаты полученные до и после эксперимента описанные в таблице приложения 4, а также в приложении 5, что развития произвольного внимания, посредством развития различных видов восприятия у учащихся младших классов, явилось эффективным в достижении поставленной цели работы.
Произошедшие изменения являются достоверными на 1%-ном уровне значимости (P<0,01).
Таким образом, дифференцированного использования подобранного комплекса подвижных игр, учитывая ведущие типы восприятия (аудиального, визуального,кинестетического), привело к развитию произвольного внимания у учащихся младших классов. Данный комплекс может использоваться в любом типе общеобразовательных учреждений, так как не требует обширной материальной базы.