Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Готовность детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) к овладению письмом чтением (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №64662

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 6
1.1 Общие представления о процессе овладения чтением 6
1.2 Закономерности развития навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста в норме 11
1.3 Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 15
1.4 Методы изучения сформированности готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Анализ готовности старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41


Цель исследования – изучение специфики сформированности готовности к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать закономерности формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
3. Определить специфику готовности к обучению чтению старших дошкольников детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в экспериментальном исследовании.
Объект исследования – готовность к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – специфика сформированности готовности к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР готовность к обучению чтению обусловлена особенностями речевого нарушения: несформированностью фонематического восприятия, несформированностью навыка чтения.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы и передового опыта учителей-логопедов, обобщение; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический этап (первая неделя сентября 2020 г.): проведен анализ литературных источников по проблеме, а также изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и логопедии.
2. Опытно-экспериментальный этап (вторая неделя сентября 2020 г. – первая неделя февраля 2021 г.): рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по определению сформированности готовности к чтению у старших дошкольников с ФФНР.
3. Описательно-итоговый этап (вторая-третья неделя февраля 2021 г.): проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление исследования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной формы. Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В ходе проведения экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР готовность к обучению чтению сформирована на среднем и низком уровне. Качественный анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР наиболее нарушенными показателями, оказалось фонематическое восприятие. Дети испытывали серьезные затруднения при выполнении заданий на придумывание слов из определенного количества звуков и на нахождение картинок, в названии которых присутствует заданное количество звуков.



1. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 1. – С. 32 - 43.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия : Учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 c.
3. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург: Сударыня, 2017. – 320 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Литера, 2010. –396 с.
5. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ: Союз, 2015. – 60 с.
6. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
7. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2017. – С. 112-115.
8. Карачевцева, И. Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности старших дошкольников с ФФН [Текст] / И. Н. Карачевцева // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 38-47.
9. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Каше. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
10. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
11. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков : [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2017. – С. 62-71.
12. Коненкова, И. Д. Формирование грамматического строя языка и развитие связной речи у детей 5-7 лет с ФФНР [Текст] / И. Д. Коненкова // Логопедия. – 2016. – № 2 (4) (апр.- июнь). – С. 55-64.
13. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 463 с.
14. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 241 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
16. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития : учеб. пособие : [для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика»] [Текст] / Л. В. Лопатина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 173 с.
17. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Педагогические исследования. – 2016. – №1. – С. 11-18.
18. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2015. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
19. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ФФН [Текст] / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
20. Спирова, Л. Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления [Текст] / Л. Ф. Спирова. – Москва : Логопед. – 2015. – 523 с.
21. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2018. – № 1. – С. 69-70.
22. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие [Текст] / О. В. Трошин. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 412 с.
25. Фуреева, Е. П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у старших дошкольников с ФФН [Текст] / Е. П. Фуреева // Школьный логопед. – 2017. – № 5. – С. 30 – 44.
26. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 7. – С. 76-79.
27. Юрчик, Р. О. Коррекционно-развивающие занятия по формированию навыка чтения у старших дошкольников с ФФНР [Текст] / Р. О. Юрчик // Концепт. – 2016. – №1. – С. 112-115.
28. Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания старших дошкольников с ФФН [Текст] / Е. В. Язовицкий. – Москва : Академия, 2017. – 399 с.
29. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2016. – 369 с.
30. Яшковец, И. Т. Формирование навыка чтения у дошкольников с ФФНР [Текст] / И. Т. Яшковец // Педагогические исследования. – 2019. – №2. – С. 56-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ