Готовность детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) к овладению письмом чтением (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Если в данной работе подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методика исследования и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 6
1.1 Общие представления о процессе овладения чтением 6
1.2 Закономерности развития навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста в норме 11
1.3 Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 15
1.4 Методы изучения сформированности готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Анализ готовности старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
Цель исследования – изучение специфики сформированности готовности к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать закономерности формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
3. Определить специфику готовности к обучению чтению старших дошкольников детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в экспериментальном исследовании.
Объект исследования – готовность к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования – специфика сформированности готовности к обучению чтению старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР готовность к обучению чтению обусловлена особенностями речевого нарушения: несформированностью фонематического восприятия, несформированностью навыка чтения.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы и передового опыта учителей-логопедов, обобщение; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №22» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический этап (первая неделя сентября 2020 г.): проведен анализ литературных источников по проблеме, а также изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и логопедии.
2. Опытно-экспериментальный этап (вторая неделя сентября 2020 г. – первая неделя февраля 2021 г.): рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по определению сформированности готовности к чтению у старших дошкольников с ФФНР.
3. Описательно-итоговый этап (вторая-третья неделя февраля 2021 г.): проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление исследования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной формы. Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В ходе проведения экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР готовность к обучению чтению сформирована на среднем и низком уровне. Качественный анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР наиболее нарушенными показателями, оказалось фонематическое восприятие. Дети испытывали серьезные затруднения при выполнении заданий на придумывание слов из определенного количества звуков и на нахождение картинок, в названии которых присутствует заданное количество звуков.