Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО
ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГОРОДОМ 10
1.1 Управление социально-экономическим развитием монофункционального
города: цель и инструменты 10
1.2 Программно-целевой метод как инструмент управления развитием
монофункциональных городов 19
1.3 Методика оценки целевых программ социального развития города 30
2 ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ
ОЗЕРСКИМ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ 40
2.1 Особенности социально-экономического управления и специфика
программы развития Озерского городского округа 40
2.2 Анализ эффективности управления развитием Озерского городского округа
на основе программно-целевого метода 46
2.3 Проблемы управления социально-экономическим развитием Озерского
городского округа на основе программно-целевого метода 63
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОЗЕРСКИМ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ 66
3.1 Направления совершенствования управления социально-экономическим
развитием Озерского городского округа на основе программно-целевого метода 66
3.2 Проект организации инновационного технопарка на территории Озерского
городского округа как способа поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, диверсификации экономики города 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО
ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГОРОДОМ 10
1.1 Управление социально-экономическим развитием монофункционального
города: цель и инструменты 10
1.2 Программно-целевой метод как инструмент управления развитием
монофункциональных городов 19
1.3 Методика оценки целевых программ социального развития города 30
2 ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ
ОЗЕРСКИМ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ 40
2.1 Особенности социально-экономического управления и специфика
программы развития Озерского городского округа 40
2.2 Анализ эффективности управления развитием Озерского городского округа
на основе программно-целевого метода 46
2.3 Проблемы управления социально-экономическим развитием Озерского
городского округа на основе программно-целевого метода 63
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОЗЕРСКИМ ГОРОДСКИМ ОКРУГОМ 66
3.1 Направления совершенствования управления социально-экономическим
развитием Озерского городского округа на основе программно-целевого метода 66
3.2 Проект организации инновационного технопарка на территории Озерского
городского округа как способа поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, диверсификации экономики города 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
Приложение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в Российской Федерации существует большое количество монофункциональных городов, зависящих от одного градообразующего предприятия. При этом, кризис на таком предприятии непосредственно отражается на всем социально-экономическом положении города. Даже если предприятие работает стабильно, имеются значительные риски ухудшение социально-экономического развития города при возникновении кризисных ситуаций. Озерск, который рассмотрен в практической части работы, является именно таким городом, зависящим от работы ПО «Маяк». При этом, органы местного самоуправления должны выстраивать планы и программы, выстраивать цели, определять целевые показатели, расходы, этапы достижения показателей. В комплексе это и составляет программно-целевой метод. Он реализуется как в комплексе мероприятий, которые планируются на долгий срок, так и в планируемых бюджетных расходов на долгий срок и в каждом годовом бюджете. Реализация такого метода помогает на длительную перспективу влиять на целевые показатели развития муниципального образования.
Объектом дипломной работы является Озерский городской округ Челябинской области.
Предмет исследования - программно-целевой метод управления социальноэкономическим развитием Озерского городского округа.
Цель дипломной работы - исследование теоретико-методических основ применения программно-целевого метода управления монофункциональным городом на примере города Озерска для разработки проекта по его совершенствованию.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- рассмотреть сущность управления социально-экономическим развитием монофункционального города;
- охарактеризовать программно-целевой метод как инструмент управления развитием монофункциональных городов;
- разработать методику оценки целевых программ социального развития города;
- раскрыть особенности социально-экономического управления и специфику программы развития Озерского городского округа;
- провести анализ эффективности управления монофункционального города на основе программно-целевого метода;
- определить направления совершенствования управления социально - экономическим развитием на основе программно-целевого метода;
- оценить эффективность проекта открытия технопарка для развития малого инновационного предпринимательства в г.Озерск.
Методы, которые использованы при написании работы и решении поставленных задач были следующими. Это общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, моделирование. Также это специально-научные методы, связанные с анализом показателей социально-экономического развития: вертикальным, горизонтальным анализом показателей, коэффициентным и факторным анализом, анализом исполнения планов и программ.
Структурно работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав и заключения. В первой главе выявлена сущность применения программно-целевого метода для управления социально-экономическим развитием монофункциональных городов, рассмотрена теория вопроса, сущность программно-целевого метода и его применение для управления социально-экономическим развитием, включая развитие отдельных показателей развития, бюджетными расходами. Во второй главе проведен анализ реализации планов и программ развития Озерского городского округа. В третьей главе определены направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Озерского городского округа на основе программно-целевого метода, предложен проект, направленный на диверсификацию экономики Озерского городского округа.
Нормативной базой исследования стало законодательство Российской
Федерации о местном самоуправлении, бюджетное законодательство.
Теоретической базой исследования стали учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий таких авторов как Е.Г. Анимица, Э. Бушон, Н.И. Горин, А.М. Елохов, Г.В.Кутергина, Л.И. Крючина, Г.М. Лаппо,
B. Н. Лексин, З.Б. Лукьяненко, В.Я. Любовный, Ю.Л. Пивоваров, Б.А. Райзберг,
C. Н. Сычанина, И.Д. Тургель и другие.
В качестве эмпирической основы взята отчетность и иная информация из открытых и закрытых источников по Озерскому городскому округу.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по управлению социально-экономическим развитием монофункционального города на основе программно-целевого метода.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться Администрации Озерского городского округа при формировании планов и программ социально-экономического развития.
Объектом дипломной работы является Озерский городской округ Челябинской области.
Предмет исследования - программно-целевой метод управления социальноэкономическим развитием Озерского городского округа.
Цель дипломной работы - исследование теоретико-методических основ применения программно-целевого метода управления монофункциональным городом на примере города Озерска для разработки проекта по его совершенствованию.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- рассмотреть сущность управления социально-экономическим развитием монофункционального города;
- охарактеризовать программно-целевой метод как инструмент управления развитием монофункциональных городов;
- разработать методику оценки целевых программ социального развития города;
- раскрыть особенности социально-экономического управления и специфику программы развития Озерского городского округа;
- провести анализ эффективности управления монофункционального города на основе программно-целевого метода;
- определить направления совершенствования управления социально - экономическим развитием на основе программно-целевого метода;
- оценить эффективность проекта открытия технопарка для развития малого инновационного предпринимательства в г.Озерск.
Методы, которые использованы при написании работы и решении поставленных задач были следующими. Это общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение, моделирование. Также это специально-научные методы, связанные с анализом показателей социально-экономического развития: вертикальным, горизонтальным анализом показателей, коэффициентным и факторным анализом, анализом исполнения планов и программ.
Структурно работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав и заключения. В первой главе выявлена сущность применения программно-целевого метода для управления социально-экономическим развитием монофункциональных городов, рассмотрена теория вопроса, сущность программно-целевого метода и его применение для управления социально-экономическим развитием, включая развитие отдельных показателей развития, бюджетными расходами. Во второй главе проведен анализ реализации планов и программ развития Озерского городского округа. В третьей главе определены направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Озерского городского округа на основе программно-целевого метода, предложен проект, направленный на диверсификацию экономики Озерского городского округа.
Нормативной базой исследования стало законодательство Российской
Федерации о местном самоуправлении, бюджетное законодательство.
Теоретической базой исследования стали учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий таких авторов как Е.Г. Анимица, Э. Бушон, Н.И. Горин, А.М. Елохов, Г.В.Кутергина, Л.И. Крючина, Г.М. Лаппо,
B. Н. Лексин, З.Б. Лукьяненко, В.Я. Любовный, Ю.Л. Пивоваров, Б.А. Райзберг,
C. Н. Сычанина, И.Д. Тургель и другие.
В качестве эмпирической основы взята отчетность и иная информация из открытых и закрытых источников по Озерскому городскому округу.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала по управлению социально-экономическим развитием монофункционального города на основе программно-целевого метода.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться Администрации Озерского городского округа при формировании планов и программ социально-экономического развития.
Разработана методика оценки целевых программ социального развития города. Оценка программно-целевого управления социально-экономическим развитием муниципального образования предполагает изучение достижения установленных программой целевых показателей (демографических, показателей рынка труда, показателей развития и диверсификации экономики, показателей удовлетворенности населения муниципальными услугами и работой органов местного самоуправления) и уровня финансирования программы социально-экономического развития. Далее сопоставляется достижение и финансирование, чтобы выявить социально-экономический эффект. Производимая таким образом оценка является и оценкой эффективности бюджетных расходов, поскольку для выполнения программ социально-экономического развития используются, прежде всего, бюджетные ресурсы.
Раскрыты особенности социально-экономического управления и специфика программы развития Озерского городского округа. Озерский городской округ - это муниципальное образование, созданное на основе монопрофильного города - Озерска. Данный город не является городом с кризисным состоянием, поскольку предприятие, являющееся градообразующим - стабильно работающее и доходное, относится к атомной промышленности. Муниципальное управление в Озерском городском округе осуществляют Собрание депутатов (представительный орган), глава округа (избирается Собранием депутатов), администрация (исполнительный орган, глава которого назначается на основе конкурса, который организуют Собрание депутатов, Законодательное собрание Челябинской области и Государственная корпорация «Росатом»). Вопросам социально-экономического развития в Озерском городском округе уделяется значительное внимание. Планированием, анализом и мониторингом в этом направлении занимаются управления экономики, финансов, а также служба стратегического планирования и инвестиционных проектов, которые курируются одним из заместителей главы администрации. В городском округе разрабатывается программа социально-экономического развития, в ее рамках - локальные программы, и на основе этого формируется местный бюджет (расходы), производится исполнение расходов, реализация мероприятий, последующий мониторинг выполнения программ и достижения поставленных в их рамках целей. То есть, программно-целевой метод в управлении социально-экономическим развитием Озерского городского округа реализуется.
Проведен анализ эффективности управления монофункционального города на основе программно-целевого метода. В Озерском городском округе программа социально-экономического развития, которая действовала вплоть до 2016 года, выполнена не в полном объеме, далеко не все целевые показатели, установленные программой, были достигнуты. Так, снижение численности населения оказалось быстрее, чем было установлено программой, рождаемость - ниже. Кроме того, городской округ не снизил зависимость от градообразующего предприятия (ПО «Маяк»), поскольку значительная доля занятых жителей округа работает там, доля практически не снижается, большая доля выпуска продукции, работ, услуг - также от градообразующего предприятия (по остальным - доля снижается). Низкая диверсификация экономики города, ухудшение ее показателей - главная проблема и риск для развития городской экономики и социальной сферы. Даже несмотря на то, что за счет высоких зарплат в ПО «Маяк» средние зарплаты в городе высоки. Население не удовлетворено качеством муниципальных услуг и работой органов местного самоуправления - не выполняются по удовлетворенности заложенные программой показатели. Особенно это касается медицинской помощи и ЖКХ. В целом, программа за анализируемый период и за весь период своей реализации была профинансирована не полностью - только на 90,3%, и это даже не учитывая то, что в 2015 году имел место рост по многим видам расходов, но плановые объемы финансирования пересчитаны не были. Такое недофинансирование, видимо, и стало одной из причин невыполнения целевых показателей развития округа.
Определены направления совершенствования управления социальноэкономическим развитием на основе программно-целевого метода. В программно-целевом управлении развитием Озерского городского округа выявлены проблемы, которые связаны собственно со спецификой развития данного монопрофильного города, а также те, которые связаны с применением программно-целевого метода. Для решения первой группы проблем
предполагается: развитие программ поддержки молодых семей, стимулирование инвестиций в создание новых производств, поддержка новых производств, развитие жилищного строительства, совершенствование системы организации предоставления муниципальных услуг, работы по обращениям, жалобам населения. Для решения второй группы проблем предполагается: использование альтернативых методов учета занятности населения и безработицы, работы неформального сектора экономики («серой» зоны), совершенствование регламента планирования программ социально-экономического развития - пересчета показателей при изменении тех или иных параметров
макроэкономического окружения или потребностей (не реже 1 раза в год).
Одним из направлений диверсификации экономики Озерского городского округа может стать поддержка малого и среднего предпринимательства. Учитывая специфику трудовых ресурсов в городе, их квалификации, можно рассмотреть проект организации инновационного технопарка в Озерске. Инвестиционные расходы на организацию технопарка как одного из направлений диверсификации экономики Озерского городского округа составят 24,8 млн.руб. Годовые эксплуатационные расходы составят 14,1 млн.рублей, а доходы, связанные с поступлением налогов с малых инновационных фирм, а также арендных платежей по льготным ставкам и платы за ведение учета - 21,8 млн. рублей в год. Экономический эффект за 1 год, в результате, составит 7,7 млн.руб., эффективность как отношение эффекта к затратам - 54,46%. А социальный эффект будет связан с созданием новых рабочих мест для квалифицированных работников (150 рабочих мест), улучшением репутации муниципалитета как города, где развиваются инновационные технологии, НИОКР, увеличением диверсификации экономики (рост НИОКР в валовом муниципальном продукте).
Раскрыты особенности социально-экономического управления и специфика программы развития Озерского городского округа. Озерский городской округ - это муниципальное образование, созданное на основе монопрофильного города - Озерска. Данный город не является городом с кризисным состоянием, поскольку предприятие, являющееся градообразующим - стабильно работающее и доходное, относится к атомной промышленности. Муниципальное управление в Озерском городском округе осуществляют Собрание депутатов (представительный орган), глава округа (избирается Собранием депутатов), администрация (исполнительный орган, глава которого назначается на основе конкурса, который организуют Собрание депутатов, Законодательное собрание Челябинской области и Государственная корпорация «Росатом»). Вопросам социально-экономического развития в Озерском городском округе уделяется значительное внимание. Планированием, анализом и мониторингом в этом направлении занимаются управления экономики, финансов, а также служба стратегического планирования и инвестиционных проектов, которые курируются одним из заместителей главы администрации. В городском округе разрабатывается программа социально-экономического развития, в ее рамках - локальные программы, и на основе этого формируется местный бюджет (расходы), производится исполнение расходов, реализация мероприятий, последующий мониторинг выполнения программ и достижения поставленных в их рамках целей. То есть, программно-целевой метод в управлении социально-экономическим развитием Озерского городского округа реализуется.
Проведен анализ эффективности управления монофункционального города на основе программно-целевого метода. В Озерском городском округе программа социально-экономического развития, которая действовала вплоть до 2016 года, выполнена не в полном объеме, далеко не все целевые показатели, установленные программой, были достигнуты. Так, снижение численности населения оказалось быстрее, чем было установлено программой, рождаемость - ниже. Кроме того, городской округ не снизил зависимость от градообразующего предприятия (ПО «Маяк»), поскольку значительная доля занятых жителей округа работает там, доля практически не снижается, большая доля выпуска продукции, работ, услуг - также от градообразующего предприятия (по остальным - доля снижается). Низкая диверсификация экономики города, ухудшение ее показателей - главная проблема и риск для развития городской экономики и социальной сферы. Даже несмотря на то, что за счет высоких зарплат в ПО «Маяк» средние зарплаты в городе высоки. Население не удовлетворено качеством муниципальных услуг и работой органов местного самоуправления - не выполняются по удовлетворенности заложенные программой показатели. Особенно это касается медицинской помощи и ЖКХ. В целом, программа за анализируемый период и за весь период своей реализации была профинансирована не полностью - только на 90,3%, и это даже не учитывая то, что в 2015 году имел место рост по многим видам расходов, но плановые объемы финансирования пересчитаны не были. Такое недофинансирование, видимо, и стало одной из причин невыполнения целевых показателей развития округа.
Определены направления совершенствования управления социальноэкономическим развитием на основе программно-целевого метода. В программно-целевом управлении развитием Озерского городского округа выявлены проблемы, которые связаны собственно со спецификой развития данного монопрофильного города, а также те, которые связаны с применением программно-целевого метода. Для решения первой группы проблем
предполагается: развитие программ поддержки молодых семей, стимулирование инвестиций в создание новых производств, поддержка новых производств, развитие жилищного строительства, совершенствование системы организации предоставления муниципальных услуг, работы по обращениям, жалобам населения. Для решения второй группы проблем предполагается: использование альтернативых методов учета занятности населения и безработицы, работы неформального сектора экономики («серой» зоны), совершенствование регламента планирования программ социально-экономического развития - пересчета показателей при изменении тех или иных параметров
макроэкономического окружения или потребностей (не реже 1 раза в год).
Одним из направлений диверсификации экономики Озерского городского округа может стать поддержка малого и среднего предпринимательства. Учитывая специфику трудовых ресурсов в городе, их квалификации, можно рассмотреть проект организации инновационного технопарка в Озерске. Инвестиционные расходы на организацию технопарка как одного из направлений диверсификации экономики Озерского городского округа составят 24,8 млн.руб. Годовые эксплуатационные расходы составят 14,1 млн.рублей, а доходы, связанные с поступлением налогов с малых инновационных фирм, а также арендных платежей по льготным ставкам и платы за ведение учета - 21,8 млн. рублей в год. Экономический эффект за 1 год, в результате, составит 7,7 млн.руб., эффективность как отношение эффекта к затратам - 54,46%. А социальный эффект будет связан с созданием новых рабочих мест для квалифицированных работников (150 рабочих мест), улучшением репутации муниципалитета как города, где развиваются инновационные технологии, НИОКР, увеличением диверсификации экономики (рост НИОКР в валовом муниципальном продукте).
Подобные работы
- Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



