ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.. ..6
1.1 Содержание понятия «молодежная политика»: определение, виды, функции 6
1.2 Модели реализации молодежной политики 15
1.3 Методика и показатели оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании 21
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г.ТРОИЦКЕ 30
2.1 Реализация государственной молодежной политики в г.Троицке 30
2.2 Оценка эффективности реализации государственной молодежной политики
в г.Троицке 48
2.3 Проблемы реализации государственной молодежной политики в г.Троицке 54
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В Г.ТРОИЦКЕ 60
3.1 Основные направления совершенствования государственной молодежной
политики 60
3.2 Оценка эффективности предложенного мероприятия по
совершенствованию государственной молодежной политики 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Глобальные тенденции убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни.
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики. Приоритеты российской федерации ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. российская молодежь все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ.
В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Интересы и потребности молодежи учитываются при реализации программ социально-экономического развития. В последние годы удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации. Уменьшилась смертность среди 4 молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Российская Федерация является одним из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование. Многие представители молодежи входят в число победителей и призеров международных спортивных
соревнований, творческих конкурсов и олимпиад. Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера.
Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально- экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки и ослаблению обороноспособности Российской Федерации.
Эффективная реализация государственной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой Российской Федерации.
Роль молодежной политики в жизнедеятельности общества неоценима. От ее эффективности зависит здоровье нации во всех смыслах этого слова.
Актуальность темы предопределяет цель исследования - реализацию государственной молодежной политики в городе Троицке.
- исследовать содержание понятия «молодежная политика»: определение, виды, функции;
- описать модели реализации молодежной политики;
- представить методику и показатели оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании;
- провести анализ реализации государственной молодежной политики в г. Троицке;
- выполнить оценку эффективности реализации государственной молодежной политики в г. Троицке;
- выделить проблемы реализации государственной молодежной политики в г. Троицке;
- определить основные направления совершенствования государственной молодежной политики в городе Троицке;
- дать оценку эффективности предложенного мероприятия по совершенствованию государственной молодежной политики
Молодежь как будущее нации во все времена представляла особую ценность для государства. На сегодняшний день поддержка молодежи осуществляется в рамках молодежной политики, которая является одним из наиболее приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации в целом, органов государственной власти местного самоуправления. Молодежь - это социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло-гических качеств.
Основным методом реализации молодежной политики являются целевые программы. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития»).
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Сущность молодежной политики муниципального образования заключается в создании правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
При отсутствии универсальной системы индикаторов изменения в социальном положении молодежи оценивать крайне сложно.
Основными показателями при оценке эффективности молодежной политики можно считать следующие: уровень образования молодежи, уровень занятости молодежи, доля занятых в спорте, уровень участия в политических и общественных объединениях и организациях и другие показатели.
В городе Троицке разработан и успешно реализуется комплекс
разноплановых мероприятий, проектов, конкурсов по выявлению и поощрению ярких, инициативных молодых людей.
На территории города Троицка проживает около восемнадцати тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Общая численность населения Троицка составляет 75 тыс. чел. В Троицком муниципальном районе в этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых структур администрации района.
Основные направления деятельности Управления в сфере реализации молодежной политики: деятельность молодежной палаты, проведение
специальных мероприятий; деятельность спортивных учреждений; реализация целевых программ.
В период 2013 - 2016 гг. была реализована муниципальная программа «Реализация молодежной политики в Троицком муниципальном районе на 20132016 г.г.». Программа была эффективной, цели достигнуты. На 2017 год утверждена новая муниципальная программа города Троицка Челябинской области «Молодежная политика в городе Троицке»
В результате реализации муниципальной программы планируется достигнуть следующих показателей: увеличение участия молодежи в социально-значимых проектах, мероприятиях патриотической направленности, акциях, конкурсах, фестивалях на 2 % ежегодно; рост количества участников детских и молодежных общественных объединений на 1% ежегодно; увеличение количества мероприятий с участием детей и молодежи (на 3-5 мероприятий ежегодно - 4%). Учитывая эффективность реализации предыдущей программы ожидаем высокие результаты по данной программе также.
Оценка эффективности молодежной политики по показателям дает возможность сделать следующие выводы. Доля участия молодежи в политических и общественных организациях и объединениях крайне мала. Однако тенденция является положительной: отмечается ежегодное увеличение участников среди молодежи практически вдвое.
В структуре молодежи города Троицка сохраняется значительная доля молодежи, ничем не занятой. Эта молодежь может являться потенциальными преступниками. По причине незанятости молодежь может быть вовлечена в преступные группировки. Тенденция по сохранению недостаточного уровня занятости молодежи является негативной. Практически 9% молодежи в 2016 году была ничем не занята.
Положительным фактом можно считать повышение численности обучившихся по программам среднетехнического уровня, а также получивших высшее образование. Можем отметить сохранение численности обучившихся по программам среднетехнического образования и сокращение молодежи с высшим образованием. Численность молодежи со средним образованием также находится на прежнем уровне.
Отмечается положительная динамика занимающихся спортом. В 2014 году среди молодежи занималось спортом 3654 чел. в 2016 году - 3987. При том, что общая численность молодежной группы снизилась. Таким образом, нет положительной динамики в данном вопросе. Численность занимающихся до сих пор мала.
Основными проблемами в реализации молодежной политики являются следующие: отток молодежи из города, наличие преступников среди
несовершеннолетних; высокий уровень незанятости молодежи (9% молодежи ничем не занято: они не учатся, не работают); недостаточный уровень занятости молодежи в клубах и библиотеках, а также отсутствие динамики по данному вопросу; недостаточный уровень распространения здорового образа жизни среди молодежи (недостаточный процент занимающихся спортом среди молодежи; низкий уровень участия молодежи в политической и общественной жизни города; отсутствие роста уровня образования.
В третьей главе представлены рекомендации по повышению эффективности молодежной политики. В числе основных предложений - повышение уровня занятости молодежи путем обучения в соответствии с потребностями предприятий, информационная помощь в организации самозанятости, расширение деятельности молодежной общественной палаты, развитие взаимосвязи между среднетехническими образовательными учреждениями и школами города.
Последняя мера позволит решить сразу несколько проблем: решить проблему профориентации для подростков; снизить отток молодежи из города, поскольку молодежь будет учиться здесь в Троицке и устраиваться на работу также в городе; в какой-то степени снизить молодежную преступность, поскольку повысится трудовая занятость; повысить численность молодежи, имеющей хотя среднетехническое образование.
В результате реализации предлагаемых мероприятий ожидаем: повышение уровня трудовой занятости среди молодежи, повышение численности молодежи со среднетехническим и высшим образованием, увеличение численности молодежи в городе и прекращение оттока, рост участников в политических и общественных мероприятиях молодежи.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7- ФКЗ) // Российская газета 2009. - № 7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : [федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17 июля 2009) // Рос. газ. - 1996. - № 23. - 06 февр. ; 2009. - № 131
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 « 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Российская газета. - 1998. - №
11.
4. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». (в ред. от 21 марта 2015г.) // «Российская газета», - 1995. - № 170.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
6. Распоряжение правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
7. Постановление правительства РФ от 21 мая 2013 г. №429 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №409»
8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
9. Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»
10. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 20112015 годы
11. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
12. Приказ Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) от 28 марта 2016 г. №154. «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере молодежной политики»
13. Закон Челябинской области от 24 августа 2006 года № 45-ЗО «О молодежи».
14. Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 г. № 843, Положение «Об областном конкурсе социальных достижений «Меняющие мир».
15. Постановление Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года № 183-п «О реализации законов Челябинской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области». 1. Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. №746-р «О создании ФГБУ „Российский детско-юношеский центр“» Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. №746-р «О создании ФГБУ „Российский детско-юношеский центр“» - 99446
16. Бажинов М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа / М.А. Бажинов // Вестник МГУ. - 2012. - № 4. - С. 82 - 90.
17. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А.Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 495с. - (Бакалавр. Базовый курс).
18. Зеленин А. Государственная молодежная политика РФ / А. Зеленин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 178 с.
19. Кузин В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учеб. пособие / В.И. Кузин, С.Э. Зуев; РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Дело, 2014. - 120 с. - (Образовательные инновации).
20. Ловчева М. Реализация молодежной политики в Российской Федерации / М. Ловчева, Т. Лукьянова, А. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2013. - 152 с.
21. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 687с.
22. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В.П.Орешин. - М.: Инфра-М, 2012. - 320с. (Высшее образование. Бакалавриат).
23. Оценка состояния и развития гражданского общества России: Проблемы, инструменты и региональная специфика / под ред. В. Якимц. - М.: Красанд, 2015. - 200 с.
24. Парубчак И. Государственная молодежная политика в странах переходного периода / И. Парубчак. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 325 с.
25. Петренко Е. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Е. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2012 с. - 320 с.
26. Радченко А. Материалы научных исследований проблем молодежной политики современной России / А. Радченко. - М.: Ленанд, 2013. - 176 с.
27. Ситников А. Православие, институты власти и гражданского общества в России / А. Ситников. - М.: Алетейя, 2012. - 248 с.
28. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е.Чиркин. - 4-е изд., пересмотр. - М.: Норма, 2012. - 432с.
29. Г осударственная программа «Повышение эффективности государственной
поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Челябинской области на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс] Официальный сайт компании «Техэксперт: электронный фонд нормативно-правовой и
технической документации». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/424079088
30. Деятельность НКО [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации - Режим доступа: http: //minj ust.ru/ru/visuallimpaired/activity/nko
31. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.rU/events/president/news/11139
32. Официальный сайт данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://to74.minjust.ru/
33. Официальный сайт Правительства Челябинской области. URL: http://pravmin74.ru/chelvabinskava-oblast/istoriva (дата обращения 25.05.2016 Г.)
34. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления
[Электронный ресурс]: учебник/ Шамарова Г.М.— Электрон. текстовые
данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17032.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
35. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ В.В. Крупенков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 336 c.— Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/10648.