Совершенствование управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г.Челябинска)
|
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Благоустройство территории муниципального образования: понятие,
элементы, организация работы 11
1.2 Управление благоустройством территории в муниципалитете: цели и
инструменты 24
1.3 Методика оценки эффективности управления благоустройством
территории в муниципальном образовании 30
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1 Особенности экономического положения Металлургического района г.
Челябинска 39
2.2 Анализ управления благоустройством территории в администрации
Металлургического района г. Челябинска 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
3.1 Проблемы и рекомендации по благоустройству Металлургического
района г. Челябинска 71
3.2 Проект по совершенствованию благоустройства территории
Металлургического района г. Челябинска 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Благоустройство территории муниципального образования: понятие,
элементы, организация работы 11
1.2 Управление благоустройством территории в муниципалитете: цели и
инструменты 24
1.3 Методика оценки эффективности управления благоустройством
территории в муниципальном образовании 30
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1 Особенности экономического положения Металлургического района г.
Челябинска 39
2.2 Анализ управления благоустройством территории в администрации
Металлургического района г. Челябинска 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
3.1 Проблемы и рекомендации по благоустройству Металлургического
района г. Челябинска 71
3.2 Проект по совершенствованию благоустройства территории
Металлургического района г. Челябинска 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В условиях модернизации социально-экономических отношений в современном российском обществе большое значение имеет обеспечение высокого качества жизни российских граждан. Достижение европейских потребительских стандартов предусматривает создание соответствующих условий проживания населения России, связанных с определенным уровнем благоустройства городов и других населенных пунктов. В связи с этим приобретает большое научное и практическое значение изучение отечественного опыта функционирования городского хозяйства в различных регионах страны [11].
Представляет интерес период становления провинциальных городов, в условиях которого решались сложные вопросы благоустройства домов и улиц, водоснабжения, освещения, развития паркового хозяйства и многие другие. Пример дореволюционного Ставрополя позволяет выявить положительный опыт деятельности администрации и органов самоуправления по развитию городского хозяйства. Творческое использование этого опыта в современных условиях при решении схожих проблем может способствовать совершенствованию политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышению уровня работы соответствующих служб администрации муниципалитетов и органов местного самоуправления, активизации деятельности негосударственных организаций и учреждений, а также самих жителей в благоустройстве городской территории.
Объектом исследования является процесс организации управления благоустройством и озеленением территории Металлургического района г. Челябинска.
Предметом исследования являются формы и методы управления благоустройством территории.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию управления благоустройством территории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы управления благоустройством
территории;
• разработать методику оценки эффективности системы управления благоустройством в муниципалитете;
• выявить особенности Металлургического района;
• проанализировать состояние системы управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска);
• разработать мероприятия по совершенствованию управления благоустройством территории;
• дать экономическую оценку предложенным мероприятиям.
Теоретические подходы к благоустройству городов отображены в работах
таких авторов, как Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Воронин А.Г., Николаевская И.А., Елисеев Н.Ю., Болтрушко В. Основываясь на работах Велихова. Л.А., Денисова В.Н., Степановского А.С. было определено понятия городского благоустройства. В своих работах такие авторы как Таболин В.В., Занадворов B.C., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. рассматривали проблемы озеленения и благоустройства городов.
Представляет интерес период становления провинциальных городов, в условиях которого решались сложные вопросы благоустройства домов и улиц, водоснабжения, освещения, развития паркового хозяйства и многие другие. Пример дореволюционного Ставрополя позволяет выявить положительный опыт деятельности администрации и органов самоуправления по развитию городского хозяйства. Творческое использование этого опыта в современных условиях при решении схожих проблем может способствовать совершенствованию политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышению уровня работы соответствующих служб администрации муниципалитетов и органов местного самоуправления, активизации деятельности негосударственных организаций и учреждений, а также самих жителей в благоустройстве городской территории.
Объектом исследования является процесс организации управления благоустройством и озеленением территории Металлургического района г. Челябинска.
Предметом исследования являются формы и методы управления благоустройством территории.
Цель исследования - разработать мероприятия по совершенствованию управления благоустройством территории.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы управления благоустройством
территории;
• разработать методику оценки эффективности системы управления благоустройством в муниципалитете;
• выявить особенности Металлургического района;
• проанализировать состояние системы управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска);
• разработать мероприятия по совершенствованию управления благоустройством территории;
• дать экономическую оценку предложенным мероприятиям.
Теоретические подходы к благоустройству городов отображены в работах
таких авторов, как Орлов Д.С., Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш., Рой О.М., Воронин А.Г., Николаевская И.А., Елисеев Н.Ю., Болтрушко В. Основываясь на работах Велихова. Л.А., Денисова В.Н., Степановского А.С. было определено понятия городского благоустройства. В своих работах такие авторы как Таболин В.В., Занадворов B.C., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. рассматривали проблемы озеленения и благоустройства городов.
Благоустройство территории - это комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Процесс благоустройства территории включает в себя, прежде всего, проектировку системы благоустройства, осуществление благоустроительного проекта, содержание и техническую эксплуатацию, ремонт и реконструкцию системы благоустройства объекта и всех его составляющих элементов.
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы. В перечень вопросов местного значения муниципального района в сфере благоустройства входят содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг, а также организация благоустройства на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Для решения названных вопросов местного значения органы местного самоуправления: 1) утверждают правила благоустройства территории муниципального образования; 2) финансируют мероприятия по организации благоустройства и озеленения территории; 3) создают муниципальные унитарные предприятия, оказывающие услуги по благоустройству и озеленению территории; 4) формируют и размещают муниципальный заказ по ремонту и обслуживанию объектов благоустройства; 5) принимают и организуют выполнение муниципальных программ и др.
Оценка эффективности системы управления данного объекта муниципального хозяйства включает в себя: оценка благоустроенности территории
муниципального образования, эффективности работы органов местного самоуправления в части благоустройства территории и эффективности использования бюджетных средств на реализацию программ по благоустройству территории. В методике используются такие инструменты, как вертикальный и горизонтальный анализ, определение средней величины.
Отдел благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Металлургического района является отраслевым структурным подразделением аппарата Администрации района. По своей структуре анализируемый отдел соответствует функциональной организационной структуре. В состав организационной структуры Отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Металлургического района 13% от общей численности работников приходится на руководящую должность. Количество уровней управления составляет один. При этом ключевые функции реализуются силами 4 подразделений. Очевидно отсутствие соответствия организационной структуры Отдела необходимым направлениям деятельности. Процесс управление происходит легко; четко определены ответственные и исполняющие должности. Коэффициент структурной напряженности Отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности свидетельствует о наличии структурной напряженности, которая снижает эффективность деятельности анализируемого органа местного самоуправления.
Порядка 2% от общей площади территории приходится на зеленые насаждения. С учетом того, что Металлургический район следует отнести к промышленной части города, на территории которой концентрируется 30% промышленного потенциала города, необходимость в озеленении намного выше, нежели представлено фактически. Выявлена прямая связь между степенью озеленения района и демографическим состоянием исследуемой территории. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходиться не менее 50 кв. м зеленых насаждений. В Металлургическом районе величина данного показателя значительно меньше, что отражает слабую степень озеленения района. Степень освещенности дорог Металлургического района более 70%. С учетом износа объектов наружного освещения капитальному ремонту подлежали менее 1% сетей, что обусловлено своевременностью и высоким качеством обслуживания. Меньше одного метра на человека приходится на освещенные участки дороги: слабая обеспеченность района освещенными дорогами. Степень благоустроенности дорожной сети Металлургического района на очень высоком уровне. Однако, граждане Металлургического района констатируют низкое качество дорожного полотна, отравляя жалобы как в Совет депутатов, так и в Администрацию района. Эффективность работы Отдела в части содержании территории соответствует оценки удовлетворительно - 10,9% нарушений. Аналогичный результат получен относительно уборки подконтрольных объектов, среди которых дополнительного внимания требуют тротуары в летнее время и улично-дорожные сети. В 2016 году увеличивается эффективность работы Администрации по санитарной очистке территорий (-8%) и состоянии уборке в целом (замедление темпов роста). Наилучших результатов Отдел достиг в части организации и контроля уборок придомовой территории. Количество жителей, неудовлетворенных благоустройством территории, с каждым годом увеличивается. На территории Челябинска в целом и Металлургического района в частности не разработано общей целевой программы по внешнему благоустройству территории. Оказание муниципальных услуг осуществляется на основании четырех нормативно-правовых актов. С каждым годом объем финансирования объектов благоустройства сокращается. Однако имеющийся уровень благоустроенности Металлургического района не удовлетворил граждан района - низкая эффективность деятельности.
Слабые стороны в управлении благоустройством отражают основные проблемы в данной сфере, которые сгруппированы на технико-эксплуатационные, организационные и финансовые проблемы. Эти проблемы не могут быть разрешены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов, для их выполнения требуется участие не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Для каждой группы проблем предлагаются различные мероприятия: 1) привлечь высококвалифицированных специалистов; 2) сотрудничество с иностранными компаниями; 3) использование высокотехнологичного, современного оборудования (система энергосбережения); 4) разработать городскую целевую программу по благоустройству территории, которая бы включала все в комплексе; 5) создание дополнительного звена в структуре Отдела между руководителем и служащими с разделением обязанностей; 6) привлечение иностранных инвесторов; 7) повышение культуры населения при использовании объектов благоустройства; 8) повышение качества обслуживания. Оценку эффективности мероприятий по благоустройству внутригородской территории проанализирована на примере управления энергосбережением в наружном освещении. Проект «Умный город» - это уникальная программа полной реконструкции и модернизации инфраструктуры города с принципиально новыми возможностями централизованного управления, новым уровнем услуг и безопасности. Уникальность предложения заключается в том, что предполагается не просто разработать и проложить новую коммуникационную систему, а совместить ее развертывание с модернизацией и реконструкцией существующей инженерной сети. Также не требуется ввод новых мощностей, так как энергопотребление светодиодных светильников меньше, а срок полной окупаемости 90-Вт светильника в среднем составляет 2 года. В итоге, на второй год использования светильников на светодиодах будет приносить положительный эффект.
Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные федеральные законы. В перечень вопросов местного значения муниципального района в сфере благоустройства входят содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг, а также организация благоустройства на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Для решения названных вопросов местного значения органы местного самоуправления: 1) утверждают правила благоустройства территории муниципального образования; 2) финансируют мероприятия по организации благоустройства и озеленения территории; 3) создают муниципальные унитарные предприятия, оказывающие услуги по благоустройству и озеленению территории; 4) формируют и размещают муниципальный заказ по ремонту и обслуживанию объектов благоустройства; 5) принимают и организуют выполнение муниципальных программ и др.
Оценка эффективности системы управления данного объекта муниципального хозяйства включает в себя: оценка благоустроенности территории
муниципального образования, эффективности работы органов местного самоуправления в части благоустройства территории и эффективности использования бюджетных средств на реализацию программ по благоустройству территории. В методике используются такие инструменты, как вертикальный и горизонтальный анализ, определение средней величины.
Отдел благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Металлургического района является отраслевым структурным подразделением аппарата Администрации района. По своей структуре анализируемый отдел соответствует функциональной организационной структуре. В состав организационной структуры Отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Металлургического района 13% от общей численности работников приходится на руководящую должность. Количество уровней управления составляет один. При этом ключевые функции реализуются силами 4 подразделений. Очевидно отсутствие соответствия организационной структуры Отдела необходимым направлениям деятельности. Процесс управление происходит легко; четко определены ответственные и исполняющие должности. Коэффициент структурной напряженности Отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности свидетельствует о наличии структурной напряженности, которая снижает эффективность деятельности анализируемого органа местного самоуправления.
Порядка 2% от общей площади территории приходится на зеленые насаждения. С учетом того, что Металлургический район следует отнести к промышленной части города, на территории которой концентрируется 30% промышленного потенциала города, необходимость в озеленении намного выше, нежели представлено фактически. Выявлена прямая связь между степенью озеленения района и демографическим состоянием исследуемой территории. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходиться не менее 50 кв. м зеленых насаждений. В Металлургическом районе величина данного показателя значительно меньше, что отражает слабую степень озеленения района. Степень освещенности дорог Металлургического района более 70%. С учетом износа объектов наружного освещения капитальному ремонту подлежали менее 1% сетей, что обусловлено своевременностью и высоким качеством обслуживания. Меньше одного метра на человека приходится на освещенные участки дороги: слабая обеспеченность района освещенными дорогами. Степень благоустроенности дорожной сети Металлургического района на очень высоком уровне. Однако, граждане Металлургического района констатируют низкое качество дорожного полотна, отравляя жалобы как в Совет депутатов, так и в Администрацию района. Эффективность работы Отдела в части содержании территории соответствует оценки удовлетворительно - 10,9% нарушений. Аналогичный результат получен относительно уборки подконтрольных объектов, среди которых дополнительного внимания требуют тротуары в летнее время и улично-дорожные сети. В 2016 году увеличивается эффективность работы Администрации по санитарной очистке территорий (-8%) и состоянии уборке в целом (замедление темпов роста). Наилучших результатов Отдел достиг в части организации и контроля уборок придомовой территории. Количество жителей, неудовлетворенных благоустройством территории, с каждым годом увеличивается. На территории Челябинска в целом и Металлургического района в частности не разработано общей целевой программы по внешнему благоустройству территории. Оказание муниципальных услуг осуществляется на основании четырех нормативно-правовых актов. С каждым годом объем финансирования объектов благоустройства сокращается. Однако имеющийся уровень благоустроенности Металлургического района не удовлетворил граждан района - низкая эффективность деятельности.
Слабые стороны в управлении благоустройством отражают основные проблемы в данной сфере, которые сгруппированы на технико-эксплуатационные, организационные и финансовые проблемы. Эти проблемы не могут быть разрешены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов, для их выполнения требуется участие не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Для каждой группы проблем предлагаются различные мероприятия: 1) привлечь высококвалифицированных специалистов; 2) сотрудничество с иностранными компаниями; 3) использование высокотехнологичного, современного оборудования (система энергосбережения); 4) разработать городскую целевую программу по благоустройству территории, которая бы включала все в комплексе; 5) создание дополнительного звена в структуре Отдела между руководителем и служащими с разделением обязанностей; 6) привлечение иностранных инвесторов; 7) повышение культуры населения при использовании объектов благоустройства; 8) повышение качества обслуживания. Оценку эффективности мероприятий по благоустройству внутригородской территории проанализирована на примере управления энергосбережением в наружном освещении. Проект «Умный город» - это уникальная программа полной реконструкции и модернизации инфраструктуры города с принципиально новыми возможностями централизованного управления, новым уровнем услуг и безопасности. Уникальность предложения заключается в том, что предполагается не просто разработать и проложить новую коммуникационную систему, а совместить ее развертывание с модернизацией и реконструкцией существующей инженерной сети. Также не требуется ввод новых мощностей, так как энергопотребление светодиодных светильников меньше, а срок полной окупаемости 90-Вт светильника в среднем составляет 2 года. В итоге, на второй год использования светильников на светодиодах будет приносить положительный эффект.
Подобные работы
- Совершенствование управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Программно-целевой метод управления благоустройством территории (на примере Металлургического района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования (на примере г.Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Возможные пути решения экологических проблем Нижнекаменского промышленного комплекса в свете реализации проектов по природообустройстве территорий
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



