Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Инновационные стратегии современного предприятия.............5
1.1. Понятия и сущность инновационного процесса в управленческой деятельности............................................................................................................5
1.2. Инновации как объект стратегического управления..........................9
1.3. Виды инновационных стратегий........................................................14
Глава 2. Перспективы развития инновационной деятельности предприятия на примере ОАО «Северсталь».....................................................20
2.1. Инновационный план ОАО «Северсталь».........................................20
2.2. Производство металлопроката............................................................22
2.2.1. Производственная программа..........................................................23
2.2.2. Сбытовая программа.........................................................................26
2.2.3. Коммерческая программа.................................................................27
2.2.4. Техническая программа....................................................................31
2.3.Проекты..................................................................................................33
2.4.Персонал.................................................................................................36
Заключение..................................................................................................40
Список использованной литературы.........................................................42
В рыночных условиях возрастает роль инновационного менеджмента как направления стратегического управления организации, включающего определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирм в области разработки и внедрения новой продукции, работ, услуг и повышения их конкурентоспособности. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. При этом инновациями, определяющими конкурентоспособность являются инновации, связанные с повышением качества, снижением цены, расширением ассортимента, улучшением дизайна, обеспечения доступности и известности торговой марки.
Под инновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Определяя пути развития предприятия, следует выяснить необходимость проведения НИОКР собственными силами, либо привлечь сторонние организации или приобрести лицензию. Хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе. Наличие альтернативных вариантов в инновационной деятельности предопределяет неопределенность результата. При этом, чем радикальнее нововведение, тем больше степень неопределенности, а внедряемая на предприятии новая технология оказывает большее влияние на его деятельность, чем новый продукт. Сфера сбыта также является элементом инновационной деятельности и принимает непосредственное участие в определении направлений инновационной политики и требований к качеству новой продукции. Если инновация ориентирована лишь на сферу производства, а не на сбыт, то такая инновация крайне рискованна для предприятия.
Цель работы – рассмотреть перспективы развития инновационной активности предприятия на примере ОАО «Северсталь».
В рамках поставленной цели дипломной работы необходимо решение следующих задач:
1. Дать классификацию инноваций
2. Рассмотреть виды инновационных стратегий
3. Определить особенности реализации инновационной стратегии на примере предприятия
Объект исследования - ОАО «Северсталь»
Предмет работы – инновационная стратегия предприятия ОАО «Северсталь».
Информационной основой исследования послужила отчетность компании ОАО «Северсталь», специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов, федеральные нормативно-правовые акты.
Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промыш¬ленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, ра¬ботников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые спо¬собствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмо¬сферы восприятия новых благоприятных возможностей.
Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.
Это подтверждается развитием предприятия ОАО «Северсталь», где повышению эффективности производства способствуют нововведения.
Главной составляющей движения компании к намеченной цели является персонал ОАО "Северсталь". В связи с поставленными задачами развитие профессионализма и инициативы всех работников компания считает своей главной задачей. Вводя новые стандарты производственной культуры, компания придерживается концепции Всеобщего качества управления, реализуя ее в во всех сферах деятельности.
Выход на уровень мировых производителей в обслуживании приоритетных для ОАО "Северсталь" отраслей промышленности, таких, как автомобилестроение и ТЭК, является целью реализации проектов
"СП "Севергал" и "Производство труб большого диаметра". Ускорение в движении к намеченной цели обеспечивают инновационные проекты ОАО "Северсталь". Это программа "ТОП", "Производственный консалтинг", "КАПЭКС" и другие. Механизмом контроля решения этой задачи станет внедряемая на "Северстали" "Система сбалансированных показателей".
Эффективное развитие металлургического бизнеса дало толчок к движению ОАО "Северсталь" в другие сферы российской экономики. В 2011 в ходе реализации программы диверсификации бизнеса компании, было создано ЗАО "Северсталь-групп", головным предприятием которой на сегодняшний день является ОАО "Северсталь".
1. Грузинов В.П., Грибов В.Д., Экономика предприятия: Учеб. Пособие /- 2-е. изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2007 г.
2. Завлин П.Н., Казанцев А.К., Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие. - М:Экономика,2006 г.
3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием,- М.: ИНФРА-М, 2004 г.
4. Карлик Е.А., Экономика организации, М.: ИНФРА-М, 2009 г.
5. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент/ Под ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 2012 г.
6. Магомедов М.Д., Экономика организации (предприятия), учебник/-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010 г.
7. Медынский В.Г, Инновационный менеджмент: Учебник /.-М.: ИНФРА-М, 2005 г.
8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.
9. Оголева Л.Н., Радиковский В.М., Чернецова Е.В. Введение в инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012 г.
10. Трифилова А.А., Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
11. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники и технологии. М., 2012
12. Фатхутдинов Р.А., Инновационный менеджмент. - М., 2008 г.
13. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов /- СПБ.: Санкт-Петербург, 2006 г.
14. http://cyberleninka.ru/
15. http://freeref.ru
16. http://pandia.ru
17. http://www.severstal.com